Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты





Скачать 298.3 Kb.
НазваниеДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты
страница1/3
Дата публикации22.05.2015
Размер298.3 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3
Доклад
О состоянии гражданского общества

в Волгоградской области

и

деятельности Общественной палаты

Волгоградской области по

активизации, модернизации и консолидации гражданского общества и государства

в регионе

в 2010 году

Волгоград,

2010

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2010 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в СМИ, отчетов председателей профильных Комиссий, аналитических записок, подготовленных их помощниками и экспертами, в соответствие с законом Волгоградской области «Об Общественной палате Волгоградской области».

Текст доклада обсужден и утвержден Советом Общественной палаты Волгоградской области III созыва. Протокол № 17 от 21 декабря 2010 года.

I. Основные характеристики

состояния гражданского общества

в Волгоградской области

в 2010 году
Прошедший 2010 год был трудным для Волгоградской области, что было обусловлено переменами в органах исполнительной власти, приходу на ключевые посты в органах исполнительной власти новых людей из других регионов и центра, которые с трудом адаптировались в новых ролях, к чему не было готово сообщество и органы государственного управления. Это обострило противоборство партийных группировок, снизило эффективность управленческих процессов, ослабило связи между государством и обществом, привело к конфликту интересов и отношений между Администрацией Волгоградской области и мэрией города Волгограда.

Этот год показал также и то, что в нашем регионе имеются деструктивные и асоциальные группировки и силы, действующие в соответствии со своими корыстными устремлениями против общественных интересов. Эти силы, способные дестабилизировать или законсервировать обстановку, вызвать в обществе апатию или рознь, неуверенность или конфликты, были приведены в движение политическими сдвигами в представительной и исполнительной власти региона.

Наполненный самыми разными событиями, неожиданными и ожидаемыми, радостными и трагическими, 2010 г. был отмечен ростом активности гражданского общества, консолидацией граждан для решения жизненно важных проблем.

Аномальные пожары летом, нестабильность и неопределенность в системе государственной власти, протестные высказывания, необоснованные нападки и компромат в средствах массовой информации – все эти и многие другие факторы проверяли на прочность волгоградское региональное общество, его способность к развитию и гражданскую зрелость.

В центре внимания оказались проблемы организации помощи «погорельцам»; продовольственной безопасности Волгоградской области; экологии Волго-Ахтубинской поймы; необходимости межнационального диалога и сотрудничества; социализации сирот и подростков – выпускников интернатов и учреждений СПО; обсуждения и принятия новых ФЗ «Об образовании» и ФЗ «О полиции»; развития ЖКХ, дорожной инфраструктуры города и села.

На территории Волгоградской области действовало 5487 некоммерческих организаций, из них: 262 – некоммерческие партнерства; 137 – автономные некоммерческие организации; 1945 – ТОС; 2205 – общественные объединения, 7 – региональные отделения политических партий.

Региональную правовую основу деятельности общественных объединений составляют:

- Закон № 826-ОД «О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями»;

- Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 8 июля 2004 г. № 612 «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 27 мая 2003 г. № 826-ОД «О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями»;

- Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 23 июля 2004 г. № 667 «Об образовании Волгоградского областного благотворительного совета»;

- Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 5 августа 2005 г. № 790 «Об утверждении Положения об Общественной палате Волгоградской области»;

- Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 16 мая 2008г. №615 «Об утверждении Программы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления Волгоградской области с общественными и иными некоммерческими организациями на 2008-2010 годы».

Волгоградская областная Дума контролирует исполнение законодательства относительно Общественной палаты Волгоградской области.

Председатель региональной Общественной палаты Волгоградской области регулярно участвовал в заседаниях Администрации Волгоградской области с совещательным голосом в принятии постановлений этим органом власти субъекта Федерации.

Кроме того, члены Общественной палаты Волгоградской области активно работали в целом ряде постоянных органов Администрации Волгоградской области. Среди них:

- Совет при Главе Администрации Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям;

- межведомственные комиссии по противодействию коррупции и по социально-демографической политике;

- комиссии по проведению административной реформы в 2006-2010 годах, по координации деятельности, направленной на повышение финансовой грамотности населения, по национальному проекту «Образование», по присуждению государственных научных грантов и премий в сфере науки и техники, по государственным премиям и грантам в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности, а также комиссии по присуждению почетного звания «Почетный гражданин Волгоградской области»;

- рабочая группа по повышению качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе.

Можно привести и другие примеры. Общественная палата Волгоградской области проводила экспертизу регионального бюджета и изменений в нем, стратегических социальных проектов и программ «Национальный центр «Победа», «Дошкольное образование», «Телемедицина».

Председатель Общественной палаты Волгоградской области привлечен к активной общественной деятельности в городском муниципальном округе «город-герой Волгоград», работая в Генеральном Совете Стратегического плана развития Волгограда и комиссии по государственным премиям города-героя Волгограда.

Представители Общественной палаты Волгоградской области вошли в Общественный совет при Следственном управлении Следственного комитета РФ, при управлении МВД РФ по Волгоградской области, по развитию донорства.

Все члены Общественной палаты Волгоградской области активно сотрудничали с межведомственной комиссией Администрации Волгоградской области по организации работы по оказанию благотворительной помощи лицам, пострадавшим от пожаров в 2010 году на территории Волгоградской области. Общественная палата Волгоградской области была также представлена в Попечительском совете Фонда социальной поддержки населения Волгоградской области.

Однако прошедший год показал, что при наличии множества институтов гражданского общества в нашей области – НКО, многопартийной системы, частной собственности и экономической конкуренции, независимых СМИ – активность населения очень часто проявляла себя в новом, неформальном качестве.

Важным фактором развития этих процессов стал стремительный рост роли Internet как пространства социальных сетей и открытых дискуссий, информирования и дезинформации, пропаганды и агитации, самоидентификации и самоорганизации граждан. Самые заметные общественные инициативы 2010 г. – и креативные проекты, и протестная активность, и взаимопомощь – осуществлялись во многом с помощью Internet-коммуникаций.

Влияние виртуальной среды на реальную жизнь региона ощущалось все сильнее, хотя в процессах взаимодействия государственной и местной власти с гражданским сообществом возможности компьютерных технологий и коммуникаций использовались явно недостаточно.

Очевидно, что развитие социальных сетей и критических публикаций в Internet в Волгоградской области – это та тенденция, которая в ближайшие годы будет только усиливаться. Здесь будут формулироваться и распространяться новые идеи и лозунги, будет возможна мобилизация самых разных политических и общественных сил.

Новые коммуникационные возможности способствовали возвращению в нашу жизнь таких необходимых любому региону явлений, как солидарность граждан, взаимопомощь, поддержка и совместная ответственность. Это особенно проявилось летом 2010 года, когда от природных степных пожаров пострадали многие поселения в сельских районах области, сгорели дома, пострадали предприятия, обнищали люди. Тысячи людей пришли к погорельцам на помощь, боролись с огнем, собирали вещи, продукты и деньги, давали кров тем, кто оказался в беде.

С 2010 г. председатель Общественной палаты Волгоградской области представляет ЮФО в Президиуме совета по взаимодействию Общественной палаты РФ с Общественными палатами и Общественными советами субъектов Федерации, а также работает в трех комиссиях Общественной палаты РФ: по развитию образования, сотрудничает с комиссиями по науке и инновациям; по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, и за год предоставил более 40 информационных материалов о своей деятельности.

Но далеко не все аспекты работы Общественной палаты Волгоградской области достаточно упорядочены и регламентированы, что требует уточнения ее правового статуса в регионе.

Опыт доказывает целесообразность и своевременность принятия модельного Федерального закона «Об основных принципах организации деятельности Общественных палат субъектов Российской Федерации». Требуется изменение сроков и порядка формирования Общественной палаты в русле изменений в федеральном законодательстве.

Для нужд региона требуется также разработка в Общественной палате России «Методических рекомендаций по организации Общественных советов в муниципальных образованиях» для скорейшего использования в нашей области для построения многоуровневой сети координации полезной общественной активности, развития местного самоуправления и содействия укреплению институтов гражданской самоорганизации на местах.

Такой подход будет способствовать повышению эффективности взаимодействия Общественной палаты Волгоградской области с Общественными советами муниципальных образований, федеральных и региональных органов исполнительной власти в Волгоградской области, которое нуждается в координации и активизации, преодолении обособленности и местничества. Он позволит найти наиболее приемлемые модели организации, необходимый баланс интересов в обществе, обеспечить достаточное и эффективное правовое регулирование деятельности Общественной палаты Волгоградской области с Общественными советами, обеспечить законные права граждан России при безусловном уважении статуса субъектов Федерации, роли и значения местного самоуправления.

Групповые формы общественной солидарности порой порождали конфликты между различными социальными группами, преследующими свои, иногда диаметрально противоположные, цели. Часто общественная солидарность проявлялась в конфликте с властями, когда протестные настроения были вызваны конкретными фактами безразличия и произвола органов власти. Особенностями солидарности в региональном сообществе остаются ее структурная, функциональная и целевая неопределенность, ситуационный и стихийный характер действий людей. Достаточно масштабно была продемонстрирована опасность массовой мобилизации одних общественных групп против других по этническому признаку.

События года показали, что в Волгоградской области, как и в России в целом, постоянное и конструктивное, критическое и цивилизованное давление гражданского общества на власть пока плохо осуществимо и слабо выражено. Однако без конструктивного и креативного взаимодействия власти и общества невозможно обеспечить стабильный гражданский мир, поступательное социально-экономическое и политическое развитие. Без него на местах нередко становится возможным перерождение власти, криминализация тех структур, которые обязаны обеспечивать безопасность и порядок. Проявилась актуальность и даже запоздалость реформы правоохранительной системы.

В 2010 г. прошли крупные гражданские мероприятия, которые повлекли за собой серьезные политические решения. К ним следует отнести обсуждение нового варианта Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2020 года с учетом инновационных компонентов, Генерального плана развития, бренда и имиджа Волгограда, связанное с ним движение по модернизации инфраструктуры и защите архитектурных и исторических памятников.

Организации и отдельные граждане стояли на защите общих интересов, приняли участие в общественных слушаниях и массовом обсуждении этих проблем в Internet, но не проводили уличные акции. Коллективные дискуссии и обсуждения способствовали консолидации позиций общественности в противостоянии с областными и городскими властями, что, в конце концов, вошло в число причин, приведших к частой смене в высшем эшелоне руководства города и региона.

Благодаря участию в этих дискуссиях Общественной палаты Волгоградской области, удалось достичь определенного компромисса, который значительно снизил градус общественного напряжения.

Особой тенденцией года стало интенсивное развитие местной, «низовой» гражданской самоорганизации, особенно на селе: получили дальнейшее развитие общественные инициативы по благоустройству территорий проживания, созданию ТОС и ТСЖ, решению актуальных природоохранных проблем.

Важным проявлением активности гражданского общества стало развитие диалога между представителями местных сообществ, национальных диаспор, конфессиональных и иных социальных групп с руководством муниципальных и региональных образований.

Нежелание и неспособность местных властей своевременно выстраивать ответственный, компетентный диалог с жителями и гражданскими активистами привело к обострению и эскалации конфликта, когда суть проблемы уже теряется за принципиальностью позиций и остротой противостояния ради самого противостояния.

События этого года со всей очевидностью демонстрируют глубину проблемы распространения психологии насилия в нашем сообществе. Нетерпимость, насилие, агрессия становятся нормой в обыденных ситуациях – от разборок на дорогах до хозяйственных споров и конфликтов. Необходимы значительные консолидированные усилия регионального сообщества и государственной власти субъекта Федерации для нормализации и гуманизации социальных отношений.

Другая сторона дела – коррупция, разъедающая государственную власть, региональное и местные сообщества, их экономику. Коррупция проникла во все поры нашего общества, сделала неэффективной власть, мешает нормальным взаимоотношениям людей на всех уровнях – от устройства быта до решения общегосударственных проблем.

Серьезные расследования подменяются часто кампаниями против отдельных врачей, учителей, муниципальных служащих и инспекторов ГИБДД. Между тем общественный «спрос» на искоренение коррупции, как показывают социологические данные, огромен. К 2010 г. более половины граждан были готовы сообщать о фактах коррупции, что показало значительный рост осознания ее разрушительного потенциала в гражданском обществе региона.

Активность гражданского общества имела выраженный региональный и локальный характер, концентрировалась вокруг конкретных проблем области, города, села. Многие события свидетельствовали: в нашей области сформировался значительный слой социально активных, ответственных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества и социальные сети, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем.

В 2010 г. впервые особенно зримым стал разрыв в темах обсуждения, задачах и в точках приложения сил гражданского общества и политических партий. Между тем, в демократическом обществе гражданская активность должна опираться на поддержку политических партий и в то же время служить этим партиям источником идей и политических инициатив, которые осуществляются через парламент. Однако становится все более очевидным, что партии, представленные в региональном парламенте, пока слабо реагировали на инициативы гражданского общества, а парламент еще не стал местом для актуальных и реальных дискуссий. В этом одна из причин стагнации партийно-политической системы в регионе, что проявилось в формальных карьерных перестановках в руководстве ведущих политических партий.

В связи со сменой руководителей исполнительных органов государственной власти в Волгоградской области изменились ожидания гражданского общества. Заметно вырос запрос на реальные изменения и модернизацию в социальной, политической и экономической областях. В активных группах населения число тех, кто считает модернизацию экономики и социальной сферы региона главным приоритетом, сравнялось со сторонниками прежней стабильности.

В региональном сообществе сложился запрос на справедливость и законность, а события 2010 г. со всей очевидностью показали, что экстремальные гражданские и политические вызовы возникают там, где государственные структуры не могут удовлетворить этот запрос.

Главными в работе Общественной палаты Волгоградской области стали вопросы определения современного состояния гражданского общества в регионе, выявление тенденций развития социальных институтов и некоммерческого сектора.

Особое внимание было уделено событиям и процессам, которые наблюдались в 2010 году в сфере экономики, образования, судебно-правовой системы, в социальной политике, в преодолении стихийных бедствий и нормализации жизни людей. В центре обсуждений и реагирования были проблемы укрепления здоровья нации, защиты окружающей среды, межнациональные отношения, культурная политика.

Граждане до настоящего времени далеко не всегда понимают смысл деятельности Общественной палаты, который состоит в координации и развитии институтов гражданского общества, мобилизации их на решение актуальных задач общественного прогресса. Поэтому Общественную палату Волгоградской области забрасывают жалобами, требуют воздействия на решения государственной или судебной власти, что не является ее компетенцией. Данный институт гражданского общества не должен подменять уже имеющиеся компетентные надзорные и уполномоченные органы государства, обеспечивающие порядок исполнения законодательства и правильность исполнения функций чиновниками.

В стране (и регионе) уже возникло слишком много дублирующих институтов и органов, принимающих жалобы от населения и тем самым подтверждающих низкую эффективность государственной и муниципальной власти. Не могут все органы государства и общества заниматься только жалобами или подменять функции друг друга. На современном этапе остро встала задача повышения эффективности реальной деятельности российского чиновничества и преодоления ловушки его эксплицитной (показной документационной) деятельности, которая не разрешает возникшие в обществе проблемы, порождает недоверие к государству и внутри него.

Повсеместно требуется совершенствование взаимодействия органов государственной власти с Общественными палатами и советами. Это повысит эффективность управления и его соответствие нуждам населения. Остро нуждается в новом нормативном обеспечении и реальном совершенствовании практика грантовой и информационной, правовой и организационной поддержки всех прогрессивных, конструктивных и легитимных общественных организаций в нашем регионе.

В связи с этим формировались инструменты и институты гласности, организации и информации, которыми пока недостаточно обладает гражданское общество Волгоградской области для осуществления своих целей и задач во взаимодействии с региональной властью. Это общественный контроль и общественная экспертиза, участие в работе государственных органов власти, в общественных советах при них.

Перед Волгоградской областью, как и перед страной в целом, возникло много сложных задач, началась критическая оценка руководства области и попытки реализовать имеющийся потенциал роста в перспективных направлениях для региона, а 2010 год стал заметной вехой в процессе выбора пути в будущее.

Важнейшим институтом гражданского общества, выполняющим функции мобилизации, координации и консолидации его членов, а также общественного контроля и содействия органам государственной власти в перспективных направлениях развития Волгоградской области является Общественная палата, работа которой содержательно отражает актуальное и потенциальное состояние и интересы гражданского общества в регионе.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconДоклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области...
Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в сми, отчетов председателей профильных Комиссий,...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconДоклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского...
Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского общества в Алтайском крае подготовлен в соответствии...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconОтчет о деятельности общественной палаты забайкальского края в период с июня
I. о состоянии и динамике институтов гражданского общества в Забайкальском крае
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconОтчет о деятельности общественной палаты забайкальского края в период с июня
I. о состоянии и динамике институтов гражданского общества в Забайкальском крае
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconОбласти за 2012 год Оренбург 2012 г
Постановление «Об утверждении ежегодного доклада Общественной палаты Оренбургской области «О состоянии гражданского общества в Оренбургской...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconДоклад о состоянии и развитии институтов гражданского общества в...
Охватывает все детские учреждения, а также православные приюты. Для воспитанников социальных учреждений организуются пастырские беседы,...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты icon"Оценка восприятия населением проявлений коррупции в органах власти...
Российской Федерации по Волгоградской области, начальник Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты icon«О состоянии и развитии институтов гражданского общества в Московской области в 2012 году»
В представленном Общественной палатой Московской области Докладе отражены основные характеристики институтов гражданского общества...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconЗаседание Совета Общественной палаты Кемеровской области 15. 02. 2014
Встреча с общественностью по созданию и работе общественного совета (организатор – комиссия по вопросам развития гражданского общества...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconДоклад о состоянии
Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconРешение 74 Посещение делегацией Общественной палаты Российской Федерации...
Слушания на тему «Роль семьи и общества в подготовке молодежи к военной службе», организованные Комиссией Общественной палаты Российской...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconДоклад о развитии гражданского общества в Ярославской области 2013 г. План
Охватывает многие сферы общественной жизни: межнациональные отношения, молодежную политику, поддержку семьи и др
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconЗаседание Клуба Общественной палаты. 14 июня 2013 г
Мужчина 1 Добрый день. Давайте начинать наше очередное заседание клуба Общественной палаты. К сожалению, в этом году мы собираемся...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconДоклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год проект
Охватывает целый ряд направлений, в том числе искусство, культуру и гуманитарные науки, развитие общества и образование. Многие крупные...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconВолгоградской области доклад
Министерства промышленности и торговли волгоградской области о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях...
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и деятельности Общественной палаты iconГод под знаком гражданского общества
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 году


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск