О состоянии гражданского общества
в Волгоградской области
и
деятельности Общественной палаты
Волгоградской области по
активизации, модернизации и консолидации гражданского общества и государства
в регионе
в 2012 году Волгоград,
2012 г.
Доклад о состоянии гражданского общества в Волгоградской области и работе Общественной палаты Волгоградской области за 2012 год подготовлен ее Советом на основе общей информации о ее деятельности, материалов, представленных в СМИ, отчетов председателей профильных Комиссий, аналитических записок, подготовленных их помощниками и экспертами в соответствии с законом Волгоградской области «Об общественной палате Волгоградской области».
Текст доклада обсужден и утвержден Советом Общественной палаты Волгоградской области IV созыва (протокол № 17 от 25 декабря 2012 г.).
Ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества в субъекте Российской Федерации Волгоградской области подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
В Докладе рассмотрено развитие основных региональных институтов гражданского общества: НКО, ТОС, ТСЖ и иных общественных объединений, реагирование на них органов государственного и местного самоуправления, средств массовой информации, а также:
- раскрыты актуальные и перспективные форматы диалога и региональные проблемы взаимодействия гражданского общества с государством. Важным элементом такого взаимодействия выступает политическая конкуренция как основа равноправного партнерства государства и общества. Возрастает значение площадок содержательного диалога – общественных палат и общественных советов:
- показаны основные формы гражданской активности, новые гражданские инициативы в связи с актуальной общественно-политической повесткой 2012 г. в стране и регионе:
- отражена работа Общественной палаты Волгоградской области III и IV составов в 2012 г., направленная на консолидацию, активизацию и модернизацию гражданских отношений и институтов в регионе.
В Совете ОП ВО IV над представленным Докладом работали:
Иншаков Олег Васильевич – председатель,
Никитин Иван Ильич - заместитель председателя,
Егин Анатолий Иванович - исполнительный секретарь. Председатели Комиссий:
Бельский Сергей Михайлович,
Болотов Николай Александрович,
Будченко Лилия Ивановна,
Землянский Денис Андреевич,
Капустин Олег Семенович,
Маликов Евгений Юрьевич,
Никитин Иван Ильич,
Староватых Юрий Федорович,
Шерстюк Александр Григорьевич.
СОДЕРЖАНИЕ
Новые тенденции в развитии гражданского общества на региональном уровне в 2012 г. в Волгоградской области……………….5
Деятельность Общественной палаты Волгоградской области
IV созыва по развитию гражданского общества в регионе....................40
Состав Общественной палаты Волгоградской области ..……………..40
Работа Комиссий…………………………………………………………51
Комиссия по развитию науки, образования, молодежной политике
и патриотическому воспитанию………………………………..........51
Комиссия по культуре, искусству и информационной
политики………………………………………………………………58
Комиссия по развитию АПК, земельным отношениям и
природопользованию………………………………………………...64
Комиссия по поддержке НКО и гражданских
инициатив……………………………………………………………..65
Комиссия по ЖКХ, благоустройству и охране окружающей
среды…………………………………………………………………..70
Комиссия по соблюдению законности и защите прав
граждан……..........................................................................................73
Комиссия по экономической и градостроительной
политике……………………………………………………………….77
2.8. Комиссия по социальной политике, социальному обеспечению и
здравоохранению населения…………………………………….........94
2.9. Комиссия по местному самоуправлению и территориальным
общественным объединениям граждан………………………..…….99
О взаимодействии Общественной палаты с Русской православной
церковью ………………………………………………………………..101
4. Работа с общественной наблюдательной комиссией ………………..111
5. Общественная палата в зеркале СМИ…………………………………119
III. Приложения.................................................................................................123
Приложение 1. Биографический справочник членов Общественной палаты Волгоградской области IV созыва..............……………………………………...124
Приложение 2. Рекомендации, решения и обращения Общественной палаты Волгоградской области ………………………………………………………...141
Приложение 3. Экспертные заключения……………………………………….152 I. Новые тенденции в развитии гражданского общества на региональном уровне в 2012 г. в Волгоградской области Формирование новых тенденций в развитии гражданского общества в Волгоградской области начались с декабрьских митингов 2011 года, а 2012-й стал годом переформатирования руководства и всей системы органов исполнительной власти, а также общественной и политической повестки дня.
Перенос политических протестных митингов из столицы России в регион не был масштабным, хотя они показали накопленный потенциал гражданской активности, насущность перемен в общественно-политическом устройстве страны. В течение года проявилась не только возможность массового протеста, но и его слабости – отсутствие позитивной повестки дня, разобщенность и несоединимость различных идейно-политических ориентаций «рассерженных горожан», невозможность с помощью митингов находить решение насущных вопросов общественно-политического развития страны. И все же протестные действия выполняли, безусловно, позитивную роль, «подтолкнув» власть к более активному и более ответственному диалогу с гражданским обществом.
Первый значимый фактор – повышение роли экономической составляющей в оценке эффективности деятельности представителей государства, его агентов и институтов. Людям надоело слушать пустые декларации и десятилетиями ждать решения насущных проблем развития инфраструктуры и окружающей среды, систем жизнеобеспечения и образования, благоприятной среды для инвестиций и развития предпринимательства. В Волгоградской области это привело к групповой протестной консолидации населения, стало питательной основой для неверия в будущие позитивные перемены и констатации несостоятельности многих представителей, как федеральных, так региональных и местных властей, что привело к смене высшего руководства субъектом Федерации.
Значимые изменения в поведении активных слоев и групп гражданского общества показали, что в региональном сообществе формируются массовые слои, ориентированные на рациональные модели социального действия, групповой и индивидуальный выбор ценностей, по которым они строят свои жизненные стратегии. В рамках этого процесса в различных группах сообщества идет интеграция жизненных стратегий бизнесменов, интеллигенции, служащих, работников бюджетной сферы и предприятий рыночной экономики – согласование ценностей и интересов внутри групп, и, напротив, конфликт ценностей и интересов между группами.
Другой значимый фактор – повышение роли морально-этической и патриотической составляющей в оценке деятельности представителей государства, его агентов и институтов. Этические оценки и коррупционные подозрения уже привели к отставке многих руководителей Администрации Волгоградской области, к отторжению «сверху» и «снизу» местных лидеров политики и предпринимательства от участия в органах государственной власти. Наблюдалось достаточно упорное неприятие приехавших из других субъектов Федерации претендентов на губернаторскую и правительственную власть. Это долгое время оставалось актуальным по отношению к новым представителям администрации Губернатора и вновь созданного Правительства региона.
Вместе с тем у прогрессивной части населения наблюдался рост позитивных ожиданий от смены политического и административного руководства в Волгоградской области, которые пока сохраняются. Для оправдания надежд необходима последовательная устойчивая цепь позитивных решений, экономических и социальных побед, что потребует немало времени, учитывая уровень «запущенности» нерешенных проблем и дефицит областного бюджета. Этический компонент иногда прорывается в декларациях власти, но в принятии политических решений этот подход, значимый для гражданского общества, не стал систематически действующим механизмом.
В Волгоградской области идет сложный процесс, который в значительной мере влияет на характер тенденций в гражданском сообществе. Результат этих процессов будет во многом определять формирование новой социальной структуры. Альтернативы переходных процессов в регионе либо рост противоречий между активизирующимися слоями и группами, с одной стороны, и косными социальными институтами, неадекватными представлениям и требованиям активных слоев, либо интеграция активных групп в более эффективную административную и социальную среду.
Все большее влияние на состояние гражданского общества региона оказывают факторы политико-экономического характера, меняющие диспозицию в рамках гражданского общества. Эти факторы – результат длительных застойных изменений в структуре региональной экономики, которые, в свою очередь, определяют модели действий субъектов экономической жизни и, вместе с ними, действий многих граждан.
За последние годы в Волгоградской области несущественно вырос рыночный сектор, но укрепилась прослойка граждан, принимающих решения под влиянием рыночных факторов, а не под воздействием административного ресурса. Судьбу субъектов экономической жизни все больше определяет эффективный менеджмент, реализующий конкурентные преимущества, а не уровень связей в бюрократическом аппарате. Хотя, по-прежнему, эти связи имеют большое, а во многих секторах, решающее значение.
В результате этих процессов снижается спрос на услуги коррумпированной бюрократии, и растет спрос на легальное эффективное управление. Требуется перестройка государственных структур для обеспечения его равного отношения ко всем субъектам рынка. Это означает, что впервые в регионе формируется платежеспособный запрос населения на демократический порядок – запрос со стороны активных групп, связанный не только с их ценностями, но и с их кровным интересом налогоплательщиков.
Одновременно в 2012 г. происходили процессы размежевания внутри самого государственного аппарата. Медленно росло число руководителей и исполнителей, действующих квалифицированно и ответственно. Как и в России в целом, изменилась диспозиция и в рядах коррумпированной части чиновничества. Одна его часть продолжает реализовать прежние модели отношений, основанных на взаимовыгодном участии теневых сделок с бизнесом. Вторая заняла позицию навязывания своих «услуг» – по существу, позицию вымогателей. Сокращение спроса на коррупционные услуги и возросшие риски разоблачения «вымогатели» компенсируют ростом ставок.
Это приводит к тому, что бизнес начинает вступать в противоборство с чиновничьим аппаратом. Часть государственного аппарата региона, напротив, движется в сторону определенного альянса с бизнесом, диалога на предмет реформирования инвестиционной и институциональной среды. Примером такого альянса является совместная работа бизнеса и государства в рамках инвестиционных инициатив, связанных с перспективными масштабными проектами участия региона в мероприятиях мирового масштаба. В результате противоречивых процессов складывается новая конфигурация противников и сторонников демократического порядка, который является ценностным ориентиром как для граждан, утверждающих ценности либерализма и демократии, так и для социальных групп, ориентированных на стабильность и демократию.
Перспектива социального взрыва в регионе, актуализированная в ряде экспертных заявлений и прогнозов, маловероятна. Группы, объединенные на основе общности ценностей, которые впервые вышли на массовые акции протеста, пронизаны недоверием к коллективной активности, сомневаются в продуктивности коллективных действий. Растущий приоритет собственных интересов, зачастую расходящихся с декларируемыми ценностями, снижает их активность. Наблюдается низкое влияние идеологий, необходимых для прочной политической мобилизации и стабилизации. Если раньше Волгоград и область были высоко идеологизированы, то сегодня значение идеологии резко снижается и, соответственно, ослабляется возможность мобилизации как за действующую власть, так и против нее.
Представители элиты и группы, для которых важны не столько ценности, сколько их интересы, мало сплочены, практически парализованы своими устоявшимися статусами и связями с государством и не готовы рисковать этими отношениями. Противоречивость интересов сильных представителей регионального сообщества «работает» на застой и консервацию старого порядка. Новые проекты модернизации сфер и отраслей поддерживаются слабо, оцениваются многими компетентными представителями сообщества как нерадикальные и неэффективные.
В отчетном периоде наблюдалось торможение административной реформы. Имело место размывание и ослабление отношений между государством и гражданским обществом путем создания параллельных Общественной палате структур и введением в Общественные советы депутатов и чиновников из исполнительных органов власти. Это вызвало необходимость уточнения регламентных отношений в устройстве институтов гражданского общества и их взаимодействия с органами власти. При этом опасения относительно устойчивости государственного порядка существенно снижают симпатии гражданского общества к критикам, которые только декларируют необходимость радикальных изменений существующего и складывающегося порядка. Усилились ориентации на эволюционные преобразования институтов власти и общества, возрос запрос на проведение административных и экономических реформ, адекватных интересам активных граждан, возросла поддержка демократизации общественного порядка. В сложившихся общественных условиях вполне реальной остается перспектива дестабилизации социальной обстановки.
Во-первых, растущая активность консолидированных по интересам региональных групп не получает желаемой символической и реальной поддержки власти, наталкивается на блокаду активности со стороны административного ресурса. Усилились тенденции цензуры, пренебрежения и игнорирования возможностей продуктивного диалога с представителями гражданского общества. Обоснованные, активные и прогрессивные в целом попытки вовлечь передовые слои населения в проектное взаимодействие с властью не стали систематическими и пока не получили должного развития. При таком сценарии активность заталкивается в неверие, пассивный протест, в оппортунистическое поведение и апатию. В результате органы власти теряют как рационального и заинтересованного критика ее недостатков, так и активного участника модернизации, назревших административных, экономических реформ, модернизации здравоохранения и образования.
Во-вторых, в связи с отстраненностью, самоуверенностью и закрытостью власти в регионе сохраняется слабость конструктивного диалога между властью и обществом, нереальность эффективного общественного контроля и антикоррупционного давления. Роль и значение институтов гражданского общества все еще слабы для придания процессам демократических институциональных преобразований устойчивости и необратимости. Это снижает мотивацию политических элит на проведение реальных реформ, усиливает разрыв между растущим общественным спросом на эффективность демократического порядка и ее предложением со стороны государства. Поэтому велика вероятность положения, когда плохие институты вытеснят хорошие, а ухудшающаяся социальная среда может усилить эрозию в обществе, а это, в свою очередь, ускорит его деградацию.
Гражданскому сообществу региона необходимы шаги навстречу со стороны государства. Главным недостатком в деятельности государственных органов власти в регионе граждане называли «недостаток заботы», под которым понимаются не столько меры патерналистского и развлекательного характера, сколько разъяснение экономических и политических намерений и реальность для их решения принимаемых мер. При оценке уровня открытости деятельности государства некорректно оценивается запрос общества на такую открытость. Речь идет не просто о предоставлении разносторонней информации, но, в первую очередь, о разъяснении намерений и обсуждении альтернатив при принятии решений. Положительную роль в преодолении такого мнения сыграло открытое обсуждение проекта модернизации Набережной им. 62 армии города-героя Волгограда. Такой уровень открытости повысил доверие к деятельности власти, стимулировал интересы активных групп, формировал тенденции интеграции этих групп в систему государственных и общественных институтов. Такой подход повышал шансы на формирование рациональных и ответственных участников диалога граждан с властью. Это также создает предпосылки для общественного давления, стимулирующего власти к формированию более эффективных институтов, с одной стороны, и сужающего возможности административного противостояния, с другой. Одновременно, что крайне важно, такая открытость убеждает субъектов экономической, политической, социальной активности в возможности позитивных перемен в регионе и тем самым дополнительно стимулирует их активность.
Еще одним трендом 2012 г. в Волгоградской области стало заметное снижение националистических и антииммигрантских настроений. Создание реального «Дома Дружбы» и одноименного журнала для всех народов региона, ежегодное проведение общего празднования в День единства и согласия, оказание помощи другим национально-государственным образованиям в России, открытие бесплатных курсов государственного русского языка для мигрантов и пр., – дало достаточно значимый положительный эффект. Регион в этом отношении уникален в России, где эти настроения в большей или меньшей степени имеют распространение, как и во множестве стран Европы и Северной Америки. Однако для многонациональной и многоконфессиональной Волгоградской области, имеющей значительный казачий культурно-этнический компонент, рост ксенофобских настроений чреват нарастанием сложных и затяжных межнациональных и религиозных конфликтов, опасных для региона. Миграционная политика, занятость и трудовые отношения, культурно-образовательные механизмы адаптации и взаимодействия сплетаются в сложнейший клубок вопросов и проблем, без решения которых невозможно дальнейшее развитие российской гражданской нации. Ответственность за их решение нельзя возлагать только на государство. Способность искать и находить эти решения – испытание на зрелость для гражданского общества Волгоградской области.
Наконец, сегодня важны перемены в общественной атмосфере; необходимо убедить общество, что позитивные перемены возможны. Это особенно актуально в условиях, когда в региональном сообществе, по-прежнему, широко распространено убеждение в невозможности кардинальных позитивных изменений в ближайшем будущем.
Современное состояние регионального сообщества можно измерить с помощью показателя «актуальной нормы |