ПРОЕКТ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОКЛАД
о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
за 2013 год
ПРОЕКТ
Общественная палата Российской Федерации - Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 год. – М., Общественная палата Российской Федерации, 2013.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Институты гражданского общества 5
1.1.Уровень социального взаимодействия в российском обществе 5
1.2.Некоммерческий сектор в развитии 9
1.3.Благотворительность и волонтерская активность граждан 27
1.4.Развитие местного самоуправления 35
1.5.Неформальная активность и спонтанная самоорганизация 44
2.Гражданское общество в контексте межсекторного взаимодействия 48
2.1.Средства массовой информации – медиасреда взаимодействия 48
2.2.Площадки общественно-государственного диалога 58
2.3.Развитие общественного контроля 65
3.Актуальная повестка 2013 года: взгляд гражданского общества 71
3.1.Формирование правовой культуры и защита прав граждан. 71
3.2.Межнациональные отношения и свобода совести 74
3.3.Гражданское общество в решении социальных проблем 81
3.4.Общество и Армия. Ветераны 88
3.5.Образование 97
3.6.Культура 104
3.7.Экология 109
3.8.Здоровье нации и качество жизни 115
3.9.Гражданское общество России на международной арене: общественная дипломатия и защита прав россиян за рубежом 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
ВВЕДЕНИЕ Ежегодный Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
В первой части Доклада рассмотрены состояние и деятельность в 2013 году основных институтов гражданского общества: некоммерческих организаций и иных общественных объединений, органов местного самоуправления, а также причины и формы неформальной гражданской активности. В главе представлена статистическая и социологическая информация о некоммерческом секторе в России, описана его инфраструктура, представлены экономический «портрет» «третьего сектора», а также дана оценка законодательным инициативам, нравственному климату в российском обществе, уровню доверия и сплоченности, показаны социальные предпочтения россиян.
Во второй части Доклада проанализировано содержание диалога гражданского общества с государством, изучена деятельность общественных советов и общественных палат, представлена развивающаяся система общественного контроля и общественной экспертизы, показано состояние средств массовой информации как института гражданского общества.
В третьей части Доклада рассмотрены основные формы гражданской активности, гражданские инициативы 2013 года.
1. Институты гражданского общества
Уровень социального взаимодействия в российском обществе Гражданское общество развивается как система институтов, обеспечивающих реализацию и взаимосогласование гражданских прав и свобод с правами сообществ и общества в целом. Гражданское общество представляет собой поле взаимодействия и взаимовлияния различных социальных институтов (третьего сектора, благотворительности, территориального общественного самоуправления, прав и свобод и др.), общественно значимый итог функционирования которых проявляется в качестве соответствующих социальных практик.
Одним из базовых сущностных качеств гражданского общества является самоорганизация – способность населения к социальному взаимодействию на уровне согласования социально значимых целей. Практики самоорганизации рассматриваются как формы и модели объединения инициативных групп граждан с целью выражения коллективных требований-сообщений, затрагивающих проблемные условия жизнедеятельности всего местного сообщества или значительной его части. От активности и самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни населения в целом. Среди важнейших установок россиян, характеризующих способность общества к самоорганизации - готовность людей объединяться для решения каких-либо общественных задач, уровень доверия людей друг к другу и уровень сплоченности, согласия / разобщенности, несогласия.
Готовность людей к объединению во многом зависит от уровня доверия людей друг к другу. Без определенного уровня доверия людей друг к другу, к основным общественным институтам гражданское общество не может развиваться. Доверие растет по мере укрепления гражданского общества, и уровень доверия становится индикатором степени развитости гражданского общества.
В настоящее время уровень доверия между людьми в России остается невысоким. Так, более чем три четверти граждан считают, что в целом в отношениях с людьми следует быть осторожными. Лишь каждый пятый полагает, что большинству людей можно доверять. Ситуация кардинально меняется, если речь идет о личном окружении. В этом случае склонны доверять людям 59% опрошенных, не склонны - 36%1.
Практически две трети россиян (60%) за последний год не участвовали в каких-либо мероприятиях, организованных самими гражданами по месту жительства. При этом треть (31%) вспомнила о своем посещении субботников, мероприятий по уборке двора (31%), каждый шестой (16%) – о посещении собраний жильцов дома или подъезда. Наименее активны в общественной жизни самые молодые и самые «взрослые» респонденты (18–30 лет и старше 60). Им реже других приходилось участвовать в подобных мероприятиях. Жители Москвы и городов-миллионников также не столь активны по сравнению с остальными. Не участвовали в каких-либо мероприятиях, организованных самими гражданами по месту жительства, 67% москвичей и 69% других городов-миллионников против 60% среди населения других мегаполисов.
Те, кто все же заявил об опыте участия в мероприятиях по месту жительства за последний год, склонны в большинстве своем считать их результативными (35%). Исследование показало, что общественная активность зависит от того, как респонденты идентифицируют тех, с кем им пришлось бы объединяться. Так, если бы вокруг «было больше таких людей, как они», каждый второй (54%) стал бы более активно участвовать в решении общих проблем по месту жительства. При этом четверть опрошенных (24%) даже в этом случае не готовы к более активной общественной работе. Чаще всего это – лица с низким уровнем образования, люди старше 60 лет, а также жители Москвы и городов-миллионников2.
В целом с повышением субъективного экономического статуса у среднего класса растет доля тех, кто3:
относит себя к людям, способным объединяться с другими ради совместных целей (56%, 68%, 75% соответственно)
в течение последнего года организовывал коллектив для решения своей или чужой проблемы (4%, 6%, 10%)
считает, что сейчас в России права граждан на создание самостоятельных обществ и объединений, отстаивающих их интересы, реализуются удовлетворительно (28%, 34%, 39%)
удовлетворительно оценивают вклад общественных организаций и НКО в решение социальных проблем в России (34%, 46%, 49%)
считают, что общественные и некоммерческие организации должны помогать властям в их начинаниях (12%, 15%, 28%).
Под влиянием глубоких трансформаций, прошедших в последние 20 лет в российском обществе, заметно меняются и сами россияне. Эти изменения, естественно, не могут не повлечь за собой серьезные сдвиги не только в жизни российского социума, но и в автостереотипах граждан. Единственным положительным человеческим качеством, которое, по мнению наших респондентов, в последние десятилетия усилилось, была активность, целеустремленность, инициативность. По другим же позициям россияне намного более единодушны: почти 80% опрошенных указывают на рост агрессивности, почти ¾ - на падение уважения к старшим, более 70% обращают внимание на недоброжелательность, рост неискренности между людьми, эрозию альтруистической мотивации, 67% – на неуважительное отношение к женщине и исчезновение такого психологически важного для россиян и русской культуры качества, как душевность, 68% – на рост цинизма4.
Вместе с тем, россияне отнюдь не склонны искать свои идеалы в прошлом. Так, дореволюционная Российская империя кажется воплощением «русской мечты» лишь одному опрошенному из девяти, а революционная Россия первых послеоктябрьских лет – только каждому двадцатому. Признать так называемый «развитой социализм» воплощением «русской мечты» согласились только 14% респондентов5.
Россияне проявляют высокую степень толерантности к большинству социальных неравенств (кроме неравенства в доступе к качественной медицине). Однако сложившаяся на данный момент ситуация в России отнюдь не отвечает их представлениям о справедливости: неравенства в доходах представляются им излишне высокими, а их правовые основания – нелегитимными.
Полученные данные свидетельствуют об остроте проблемы равенства в современном российском обществе, которая неразрывно связана и с проблемой справедливости. Россияне не являются убежденными сторонниками полного равенства, однако и общество индивидуальной свободы также вызывает у части из них скорее негативные эмоции, ассоциируясь со вседозволенностью.
Стремление к равенству означает для большинства россиян равенство возможностей (59%), а не равенство доходов (41%), причем этот выбор достаточно устойчив во времени – соотношение их сторонников практически не меняется в течение последнего десятилетия. Выбор общества равных возможностей представляется устойчивой социокультурной нормой россиян.
Не менее значимой представляется проблема соотношения справедливости и законности в представлениях россиян об обществе. О приоритете справедливости над законом заявляют 40% россиян (такая доля респондентов согласилась с утверждением о том, что «не так важно, соответствует что-либо закону или нет – главное, чтобы это было справедливо»), что еще раз подчеркивает особую роль концепции справедливости в российской социокультурной модели. Чуть меньшая, но сопоставимая по численности доля россиян не согласна с подобным утверждением, подчеркивая приоритетность закона (34%). Показательно, что более четверти всех россиян затруднились с ответом на данный вопрос (26%)6. Возможно, данный показатель отражает конфликт в общественном сознании.
|