Название научного направления, реализуемого на кафедре





Скачать 84.32 Kb.
НазваниеНазвание научного направления, реализуемого на кафедре
Дата публикации06.08.2013
Размер84.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ИГР


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ




    1. Название научного направления, реализуемого на кафедре

ИНТРЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ


    1. Краткие данные об основателе и современном руководителе научного направления

Основатель научного направления - ЖЕЛЕЗНЯК Юрий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер РФ и СССР, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания МОГУ.

Современный руководитель научного направления, реализуемого на кафедре – НЕСТЕРОВСКИЙ Дмитрий Иванович, канд. пед. наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник физической культуры РФ, зав. кафедрой, профессор.
1.3. Ориентировочный период возникновения научного направления и краткая история развития

Понятие "интегральная подготовка" в теорию физической культуры введено Н.Г. Озолиным (1970) и первоначально применялся как термин только в спортивной тренировке. Интегральная подготовка рассматривалась автором, как часть спортивной тренировки на соревновательном или близком к нему уровне. Такое значение этого понятия преимущественно отражает специфику циклических видов спорта, где перечень технических и тактических действий отличается низкой вариативностью, а рациональное соотношение средств, методов, интенсивности и объема нагрузок позволяет сравнительно легко приближать тренировочные задания по форме, структуре, особенностям функционирования организма к соревновательным.

Совершенно иное положение в игровых видах спорта и единоборствах. Многообразие и координационная сложность арсенала технико-тактических приемов, ступенчатость и множественный характер достижения спортивного результата, практически непредсказуемая смена ситуаций и, наконец, наличие противодействия соперника, неуклонно возрастающее в современном спорте, предопределило теоретическую и практическую разработку концепции интегральной подготовки в спортивных играх. Заслуга в этом принадлежит профессору Ю.Д. Железняку (1981) и представителям его школы (В.М. Шулятьев, 1988; Д.И. Нестеровский, 1989; А. М. Кулясов, 1990 и др.). В соответствии с ней интегральная подготовка в спортивных играх представляет собой целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обуславливающими эффективность игровых действий, в том числе комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную. Задача формирования взаимосвязей между значимыми компонентами подготовленности спортсменов-игровиков при таком подходе не замыкается лишь на многократном выполнении соревновательного упражнения, каковым здесь является двусторонняя игра. Наивно думать, что достижение высокого уровня отдельных сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, функциональной) за счет выполнения исключительно больших объемов тренировочной работы аналитического характера спонтанно приведет к их взаимосвязанному воспроизведению на том же уровне в условиях игровой соревновательной деятельности. А, следовательно, в тренировочном процессе спортсменов-игровиков значительную часть времени необходимо отводить направленному синтезу отдельных компонентов подготовленности с помощью специально разработанных средств и методов интегральной подготовки. Таким образом, интегральная подготовка в спортивных играх призвана создавать оптимальные условия для формирования необходимых взаимосвязей между всеми сторонами подготовки с целью снижения сроков готовности занимающихся к их эффективной реализации в соревновательной игровой деятельности.

Экстраполяция основных положений концепции интегральной подготовки в спортивной тренировке на процесс физического воспитания школьников позволила Д.И. Нестеровскому обосновать сущность, структуру и содержание интегральной подготовки в системе физкультурного образования на примере занятий по баскетболу.

    1. Кадровый состав (по состоянию на сентябрь 2009 г.):

КУРАКИН Виктор Сергеевич, канд. пед. наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, заслуженный работник физической культуры РФ, профессор;

КРАПЧИНА Мария Владимировна, канд. пед. наук, доцент, Отличник физической культуры и спорта;

РОГОВ Андрей Алексеевич, канд. пед. наук, доцент, Отличник физической культуры и спорта;

ПАВЛОВА Марина Александровна, мастер спорта России, Отличник физической культуры и спорта, доцент;

СИМАКОВ Антон Викторович, ассистент;

ФЕДОРЦОВА Наталья Викторовна, ассистент.


    1. Список основных научных трудов

1. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка баскетболисток в учебно-тренировочных группах 1-2 –го года обучения: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М.: МОПИ, 1989.

2. Железняк Ю.Д., Нестеровский Д.И. На уроках баскетбола: Комплексная подготовка учащихся //Физическая культура в школе.- 1991. №12; 1992. №1.

3. Нестеровский Д.И. Баскетбол в 5-11 классах //Физическая культура в школе.- 1993-2001. (26 статей)
4. Нестеровский Д.И., Павлова М.А. Интегральный подход в обучении теории, методике и практике спортивных игр //Подготовка специалистов по физической культуре в условиях модернизации образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию ФФК.- Санкт-Петербург: НП «Стратегия будущего», 2006

5. Нестеровский Д.И., Уракова Д.С. Комплексная подготовка на занятиях по баскетболу в вузах: Учебное пособие: Гриф. УМО вузов РФ по образованию в области строительства. - Пенза: ПГУАС, 2006 (4,4 п.л.)

6. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка в вузовской системе физического воспитания //Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях развития общества.- Чебоксары: ЧГПУ, 2007 г.

7. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: Учебное пособие: Гриф. УМО вузов РФ по педагогическому образования.- 4-е изд.- Москва: ИЦ «Академия», 2008 (22 п.л.)


    1. Перечень основных направлений научных исследований и подготовки кадров, реализуемых в рамках направления

  1. Исследование эффективности интегральной подготовки учащихся на уроках баскетбола

  2. Комплексное развитие двигательных качеств и совершенствование двигательных навыков студентов вузов на занятиях по спортивным играм

  3. Интегральные технологии обучения спортивным играм в подготовке будущих учителей физической культуры



1.7. Основные научные результаты
Организм человека представляет собой сложную систему взаимодействия отдельных структур, объединенных в единое целое. Целостное проявление этого единства характерно для всех видов жизнедеятельности человека. В отношении двигательной деятельности это положение подтверждается существующей тесной взаимосвязью между отдельными двигательными качествами (силой, быстротой, ловкостью, выносливостью, скоростно-силовыми качествами) при выполнении разнообразных двигательных действий. Ни одно качество не реализуется автономно. Только сочетанное, взаимосвязанное их проявление обеспечивает запланированный результат двигательной деятельности человека. При этом, чем совершеннее техника осуществляемого движения, тем благоприятнее условия для более полной реализации двигательного потенциала индивидуума. Следовательно, и процесс физического совершенствования должен быть направлен на формирование у занимающихся умения оптимально и комплексно реализовывать свои двигательные кондиции через многообразные двигательные навыки в изменяющихся внешних условиях.

Добиться такого результата можно, лишь коренным образом изменив бытующее на практике физического воспитания и спортивной тренировки, положение, когда приоритет отдается дифференцированному развитию отдельных двигательных качеств и навыков. В связи с этим бесспорной представляется актуальность реализации на занятиях физической культурой и спортом концепции интегральной подготовки, предусматривающей наряду с аналитическим развитием базовых компонентов физической подготовленности их целенаправленный синтез.

Наиболее действенным средством интегральной подготовки являются спортивные игры. Принцип комплексного воздействия на занимающихся заложен в самой специфике двигательной деятельности, присущей разновидностям спортивных игр и регламентированной их правилами. Высокая эмоциональность игрового противоборства, проявление всего многообразия жизненно важных для человека физических способностей и двигательных навыков, вовлечение в работу практически всех функциональных систем и основных механизмов энергообеспечения, повышенная требовательность к проявлению интеллектуальных и психических возможностей обуславливают всестороннее и комплексное воздействие на организм и личность занимающихся. Однако такое воздействие не может быть достигнуто спонтанно. Необходимо создание благоприятных условий, четкая организация занятий и осмысленное руководство педагога.

Экстраполяция основных положений концепции интегральной подготовки в тренировке спортсменов-игровиков, разработанной профессором Ю.Д. Железняком (1981) и его учениками, на процесс физического воспитания молодежи позволила разработать структуру и содержание комплексной подготовки занимающихся на занятиях спортивными играми в школе, в вузе.

Интегральная подготовка - это многоуровневая система взаимосвязанных возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, подвижных и двусторонних игр, включая соревнования, объединенных целевой установкой на синтез двигательных навыков и качеств и их результативное целостное воспроизведение. Сущность данного определения конкретизируется в следующих структурных компонентах интегральной подготовки:

  • сочетанное развитие двигательных качеств;

  • комплексное совершенствование двигательных навыков;

  • сопряженное развитие качеств и совершенствование навыков;

  • целостное эффективное воспроизведение двигательного потенциала занимающихся в вариативных условиях игровой деятельности.

К основным средствам интегральной подготовки относятся:

  • чередование разнонаправленных упражнений для развития двигательных способностей занимающихся;

  • упражнения в сочетании изученных игровых приемов;

  • упражнения сопряженного характера, совмещающие развитие и совершенствование двигательных качеств и навыков;

  • комплексные упражнения с последовательным чередованием компонентов двигательного потенциала занимающихся;

  • специальные игровые задания соревновательного характера и подготовительные игры, предусматривающие проявление всех видов подготовленности при господствующем воспроизведении одной из них;

  • учебные двусторонние игры с акцентированным совершенствованием взаимосвязей между компонентами физического потенциала участников;

  • соревнования как высшая ступень интеграции видов подготовленности.

Ведущими методами интегральной подготовки являются: метод сопряженных воздействий, метод круговой тренировки, игровой и соревновательный.
1.8. Практическое использование полученных результатов

Разработанная методика интегральной подготовки нашла свое применение в процессе физического воспитания учащихся школ г. Пензы и Пензенской обл., а также в тренировочном процессе ДЮСШ, групп ПСМ по баскетболу и женской команды мастеров «Спартак-Педуниверситет».


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (за период 2004-2009 гг.)


2.2. Важнейшие публикации

1. Нестеровский Д.И., Уракова Д.С. Комплексная подготовка на занятиях по баскетболу в вузах: учебное пособие: Гриф. УМО вузов РФ по образованию в области строительства. - Пенза: ПГУАС, 2006 (4,4 п.л.)

2. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учебное пособие: Гриф. УМО вузов РФ по педагогическому образования. - 4-е изд.- Москва: ИЦ «Академия», 2008 (22 п.л.)

3. Нестеровский Д.И. Теоретико-методические основы обучения игровой деятельности в баскетболе: учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2009. – 80 с.
2.3. Статистика по публикациям с 2004 по 2008 г.


Моногра-фии

Учебники

Учебно-методические пособия

Статьи

в ценр. журналах и сборниках научных работ

Статьи в региональ-ных изданиях

Тезисы докладов

-

-

12

22

35

4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название научного направления, реализуемого на кафедре iconНазвание научного направления
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, утвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом №4...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика»
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины Культурология для направления 030500. 62 подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Финансы...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Название научного направления, реализуемого на кафедре iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск