Скачать 168.25 Kb.
|
Приказ № 118 от 28.08.2012 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Расти здоровым» Составлена на основе авторской программы Олейниковой В.Н. учителя начальных классов МОУ «СОШ №2» г. Котовска, Тамбовской области и адаптирована к местным условиям и требованиям Учитель начальных классов Сычёва Н.И. Епанчино-2012 Пояснительная записка. Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Вспоминается невеселая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Дополнительная образовательная программа «Расти здоровым» имеет интеллектуально-познавательную направленность. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем: она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости. Необходимо отметить, что половина этих детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы. Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-8 лет Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год Основная форма работы - групповая Учебная нагрузка - 1 час в неделю – 33 часа в год В итоге обучения учащиеся должны знать:
Уметь:
Владеть:
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий. Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья. Содержание программы Введение. С чего все началось.. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни? Теоретическая часть: беседа Практическая часть: обзор книг о здоровье. Режим дня, учёбы и отдыха. Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тюменской области). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика:
Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня . Здоровье и здоровый образ жизни Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Тюменской. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль. Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки Практическая часть: конкурс рисунков, экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие Личная гигиена. Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены. Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в музей. Основы рационального питания. Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил. Теоретическая часть: беседы, викторины, конкурс пословиц и загадок, театрализация. Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний. Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование Практическая часть: соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр. Антиалкогольное и антитабачное воспитание. Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека. Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов. Самопознание и саморегуляция. Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит. Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?» Методическое обеспечение
Учебно-тематический план
Литература: Для учителя: 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978. Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982. Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004. Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск». Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002 Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002 Для обучающихся: Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002 Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992 Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996. Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. |
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | ||
Рабочая программа Внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному... Цель программы: создать благоприятные условия для полноценного физического развития школьников, приобщить их к самостоятельным занятиям... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортвно оздоровительному... Стандарта основного общего образования по Физической культуре (Приложение к приказу Минобразования России от 05. 03. 04 №1089) и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному... Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных... | Тема. «Расти здоровым». Цель Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма | ||
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | «Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно- познавательному направлению О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» | Экология моего жилища Но, думаю, всего этого недостаточно, чтобы расти здоровым. Изучив литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что на здоровье... |