Учебно-тематический план 2 года обучения
«Искатели приключений» Цель: формирование диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся, применяя для этого диалектические принципы познания, логики и диалектического мышления. Для успешного достижения этой цели формируем навык учебной деятельности в основе, которой лежит принцип единства сознания и деятельности.
Исходя из поставленной цели, будут решаться следующие задачи:
-способствовать освоению обучающимися знаний по экологии и туризму через сознательную целенаправленную деятельность;
-научить способам самостоятельной деятельности;
-создавать на занятиях ситуации, требующие рассуждений;
-формировать творческое мышление, которое должно выражаться в самостоятельном теоретическом анализе, в способности к постановке новых проблем, в субъективно-значимых открытиях, в собственных рефлексивно-оценочных действиях;
-развивать самостоятельную и коллективную деятельность;
-воспитывать устойчивый познавательный интерес к экологии и туризму;
-создавать и поддерживать атмосферу творчества. Прогнозируемые результаты работы второго года обучения Обучающиеся должны знать:
- результаты исследований ученых и исследователей в области экологии;
- историю развития экологии;
- историю развития туризма;
- правила поведения участников экологических мероприятий;
- особо охраняемые территории;
- что такое экосистема;
- топографические знаки.
Должны уметь и приобрести навыки:
- в организации экспедиции, похода, экскурсии и т.д.;
- в ориентировании на местности по природным объектам и компасу;
- в оказании до врачебной помощи;
- в ведении дискуссии;
- в организации и проведении экологических акций;
- в чтении топографических карт;
- в написании рефератов.
№ п/п
|
Темы программы
| Кол-во
часов
| Всего часов
| Теория
| Практика
| Экскурсии
| 1
| Вводное занятие
| 4
| 2
| -
| 2
| 2
| Техника безопасности
| 4
| 2
| -
| 2
| 3
| Природа родного края
| 14
| 4
| 6
| 4
| 4
| Охрана природы
| 12
| 2
| 6
| 4
| 5
| Лес и его жизнь
| 8
| 2
| 4
| 2
| 6
| Растения в жизни человека
| 8
| 2
| 2
| 4
| 7
| Памятники природы
| 10
| 4
| 2
| 4
| 8
| Метеорологические и фенологические наблюдения в природе
| 12
| 2
| 2
| 8
| 9
| Топографическая подготовка, ориентирование на местности
| 10
| 2
| 2
| 6
| 10
| Оказание доврачебной помощи
| 12
| 4
| 6
| 2
| 11
| Туристская подготовка
| 26
| 4
| 22
| -
| 12
| Участие в массовых мероприятиях
| 22
| 6
| 16
| -
| 13
| Итоговое занятие
| 2
| 2
| -
| -
| Итого
| 144 ч.
| 38 ч.
| 68 ч.
| 38 ч.
|
Содержание программы второго года обучения Вводное занятие (4 часа) Цели и задачи объединения. Ознакомление обучающихся с планом работы на учебный год.
Практикум. Экскурсии в пригородный лес. Экология нашего города. Предмет изучения, практическое значение.
Техника безопасности (4 часа) Проведение инструктажей по технике безопасности по инструкциям, согласно проводимых мероприятий.
Практикум. Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Подготовка к осенним экологическим мероприятиям. Природа родного края (14часов) Геологическое прошлое и настоящее края. Животный и растительный мир. Природные объекты нашего города и района.
Практикум: Экскурсии в музей - залы природы, на природные объекты, например, Кумертауский буроугольный карьер, Сандинское месторождение белых глин, родники и т.д. Охрана природы (12 часов) Значение охраны природы. История охраны природы. Основные направления природоохранной работы. Охрана природы в современном мире. Природоохранные организации и их задачи. Помощь в деле охраны и правильного использования природных резервов страны.
Практикум: Работа с литературой, подбор материалов для сообщений, сочинений, рассказов, рефератов. Сбор материалов по охране природы и формирование накопительных материалов. Участие в экологических субботниках, десантах и т.д. Лес и его жизнь (8 часов) Понятие о лесе и лесных насаждениях. Типы лесов. Основные свойства леса. Роль зелёных насаждений в жизни человека. Лес место обитания животных. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой.
Практикум: Беседы с воспитанниками во время экскурсий на тему: «Выявление и учёт природных объектов» (родников, муравейников и т.д.) родного края. Ознакомление с общими понятиями и терминологией из специального словаря. Экскурсии в лес для определения типов леса по растительному сообществу. Растения в жизни человека (8 часов) Растения и религия. Культура древних охотников и собирателей растений. Влияние древних аграрных и современных цивилизаций на леса. Вырубки, пожары, загрязнения атмосферы - современные факторы, влияющие на природу.
Лес как биогеоценоз. Жизнь природы зимой. Период покоя у растений. Вечнозеленые растения. Деревья и кустарники зимой. Наблюдения за густотой ветвления с северной и южной стороны деревьев. Ассиметричность кроны. Ядовитые растения. Лекарственные растения. Дикорастущие съедобные растения.
Практикум: Работа с определителем растения по гербарию, экскурсии в парк, лес на пруд и т.п. Фотографирование. Определение растений. Памятники природы (10 часов) Особо охраняемые природные территории РФ, Республики Башкортостана, заповедники, заказники, природные парки, памятники природы. Особо охраняемые территории Куюргазинского района. Практикум: Экскурсия в Наказбашевский заказник и Ермолаевский дендропарк. Метеорологические и фенологические наблюдения в природе (12 часов) Значение метеорологических и фенологических наблюдений за природными явлениями, изменениями погоды, поведения животных. Как и когда наблюдать в природе. Оформление результатов наблюдений. Предсказания изменения погоды по поведению животных, состоянию растений, по народным приметам. Основные правила ведения наблюдений и требования к ним.
Практикум: Наблюдения в течение года за сезонными явлениями природы с деятельностью человека. Порядок занесения полученных данных в дневники наблюдений. Экскурсии в природу с целью наблюдения за растениями, животными и явлениями природы. Топографическая подготовка (10 часов) Ориентирование в лесу. Изучение топографических знаков, карт. Определение азимута на определённые объекты. Изучение чтения легенд. Лесные барометры. Биологические часы.
Практикум: Экскурсия в парк. Ориентирование во время прохождения маршрута экскурсии, экспедиции. Сбор материала на тропе об ориентировочных объектах. Оказание доврачебной помощи (12 часов) Умение оказания первой до врачебной помощи в различных ситуациях из подручного материала. Знание приёмов само и взаимопомощи. Максимально эффективное использование лекарственных препаратов, находящихся в походной аптечке.
Практикум: Способы транспортировки пострадавшего. Умение изготовлять шины, жгуты, носилки из подручных материалов. Закрепление навыковв оказании первой доврачебной помощи в наложении жгута, повязок, шин, при ранениях, растяжениях, отравлениях, кровотечениях.
Туристическая подготовка (26 часов) Туристское снаряжение. Преодоление естественных препятствий (завалы, броды, овраги, болота и т.д). Преодоление препятствий (бревно, параллельные перила, навесная переправа, спуск, подъём и т.д.) с использованием командной страховки.
Практикум. Подготовка туристского снаряжения для прохождения этапов (препятствий). Преодоление препятствий Участие в массовых мероприятиях, конференциях конкурсах (22 часа) Проведение различных мероприятий для обучающихся (например «День Земли), участие в городских (конкурс рисунков «Мой край родной, Башкортостан» и республиканских конкурсах (конкурс «Своей отчизне, пою я песню), участие в акциях ( «Кормушка», «Первоцвет») и т.п. Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов работы за учебный год. |