Программа по дисциплине «Физиология»





Скачать 372.33 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Физиология»
Дата публикации05.12.2014
Размер372.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа


Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса
Институт сервиса, туризма и дизайна
Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса

ФИЗИОЛОГИЯ


Учебная программа курса

по специальности

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм

(спортивно-оздоровительный сервис)»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014
ББК 28.903

Учебная программа по дисциплине «Физиология» определяет со- держание, объем, порядок изучения и преподавания одной из основных дисциплин по специальности (100103.65). В ней сформулированы требо- вания курсовой подготовки студентов в соответствии с целями и задачами дисциплины в области освоения знаний физиологии человека.

Предназначена студентам специальности 100103.65 «Социально-куль- турный сервис и туризм (спортивно-оздоровительный сервис)».


Составитель: П.В. Кику, доктор мед. наук, профессор кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса

Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 14.05.2014 г., протокол № 9, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 27.05.2014 г., протокол № 8

© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ



Дисциплина предназначена для ознакомления студентов с основа- ми нормальной физиологии человека.

В настоящее время актуальность приобретает здоровый образ жиз- ни. К числу наиболее актуальных проблем относятся состояние здоро- вья населения.

Необходимость введения дисциплины обусловлено тем, что она формирует базовые знания для разработки здоровьесохраняющих тех- нологий. Изучение дисциплины связано с такими науками как: «Анато- мия», «Валеология», «Психология».

Физиология – важная область человеческого знания, наука о жизне- деятельности целостного организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур. Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится вскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой. Физиология является базисом, теоретической ос- новой – философией медицины, объединяющей разрозненные знания и факты в одно целое. Физиология изучает новое качество живого – его функцию или проявления жизнедеятельности организма и его частей, направленные на достижение полезного результата и обладающие при- способительными свойствами. В основе жизнедеятельности любой функции лежит обмен веществ, энергии и информацией.

Особенностью изучаемой дисциплины является изучение строения организма человека, биохимических и физиологических процессов, происходящих в нем. Отличительными чертами дисциплины «Физиоло- гии» является, работа на муляжах в анатомическом музее.

Знания и навыки, приобретаемые студентами в результате освоения дисциплины, необходимы для специалистов в сфере оздоровления лю- дей, для успешного освоения здоровьесохраняющих технологий.

Учебная программа разработана на основе учебного плана и компе- тентностной модели выпускника специальности 100103.65 «Социально- культурный сервис и туризм» (Спортивно-оздоровительный сервис).

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. Цель и задачи учебной дисциплины


Целью настоящей дисциплины является подготовка будущих тренеров и специалистов по физ. воспитанию к практической деятель- ности на основе знаний физиологии. Данная дисциплина преследует цель изучение основных функций органов, систем и целостного орга- низма с механизмами их регуляции в покое и при мышечной деятельно- сти разного характера и интенсивности (мощности) у людей разного возраста и пола.

Задачами изучения дисциплины являются ознакомление с основ- ными физиологическими методами исследований человека и их интер- претацией при мышечной деятельности; формирование умений и навы- ков, в проведении простейших физиологических исследований и ис- пользование их результатов в своей работе.
    1. Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины


В процессе изучения дисциплины формируются навыки состояния органов и систем, умение давать оценку положений и движений тела спортсмена, с учетом работы исполнительных органов и систем с их функциональными возможностями. Практические, теоретические зна- ния, полученные при изучении дисциплины «Физиологии», помогут сформировать профессиональный взгляд на деятельность тренера и специалиста по здоровому образу жизни.

    1. Основные виды занятий и особенности их проведения


Программа дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение курсовых работ. В ходе изучения данной дисциплины, студент слушает лекции – 32 часа, посещает прак- тические занятия, занимается индивидуально. Освоение дисциплины предполагает помимо посещения лекций и практических занятий, вы- полнение контрольных занятий. Особое место в овладении данной дис- циплиной отводится самостоятельной работе – 22 часа.

    1. Виды контроля и отчетности по дисциплине


В течение семестра проводится текущая аттестация – регулярная проверка уровня знания студентов и степени усвоения учебного материала (результаты СРС, выступления на практических занятиях, тести- рование по отдельным темам). Промежуточная аттестация – экзамен. Итоговая оценка по дисциплине формируется на основании результатов текущих и промежуточной аттестаций.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Перечень тем лекционных занятий



Тема 1. Физиология – наука о жизнедеятельности целостного орга- низма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточ- ных структур. Характеристика физиологии как базовой дисциплины, ее значение для специалистов ФКиС.

Тема 2. Центральная нервная система. Нейрон как структурно- функциональная единица нервной системы ЦНС и ее функции, рефлек- торный механизм деятельности ЦНС, мембранные потенциалы. Общая физиология ЦНС – нервный импульс и его проведение по нервному во- локну и через синапс, нервный центр и его свойства, координация дея- тельности ЦНС, торможение. Частная физиология ЦНС – функции спинного мозга, ствола мозга, мозжечка и сетевидного образования ствола мозга.

Тема 3. Сенсорные системы. Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная, слуховая, вестибулярная и двигательная сенсор- ные системы. Строение, механизм рецепции и основные функциональ- ные показатели этих систем.

Тема 4. Высшая нервная деятельность. ВНД. Безусловные и услов- ные рефлексы – механизм и условия образования условных рефлексов, безусловное и условное торможение условных рефлексов, представле- ния И. П. Павлова о ВНД, функциональная система (П. К. Анохин) как принцип работы мозга.

Тема 5. Нервно-мышечная система. Нервно-мышечная система – мышечное сокращение, двигательные единицы и ее виды, механизм, химизм и энергетика мышечного сокращения. Мышечная механизм – типы и формы работа мышц, типы и режимы сокращения мышц, сила и тонус скелетных мышц.

Тема 6. Эндокринная система. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности, гормоны, их свойства и виды, механизмы действия гормонов. Функции гормонов гипофиза надпочечников, щито- видной железы, поджелудочной и половых желез.

Тема 7. Кровь. Состав, объем и функции крови. Форменные элементы крови.

Тема 8. Кровообращение. Свойства сердечной мышцы, механическая работа сердца. Движение крови по сосудам. Основной закон гемо- динамики. Артериальное давление, сосудистое сопротивление. Движе- ние крови по венам. Микроциркуляция.

Тема 9. Дыхание. Транспорт газов кровью, регуляция дыхания. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Регуляция дыхания в покое и при мышечной работе.
Тема 10. Пищеварение. Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищеварение в различных отделах пищеварительного трак- та. Влияние мышечной деятельности на пищеварение.

Тема 11. Выделение. Выделение, водно-солевой обмен – функции почек, общая характеристика выделительных процессов, механизмы мочеобразования и их регуляция, влияние мышечной работы на функ- ции выделения.

Тема 12. Введение. Адаптация к мышечной деятельности. Вводная лекция – предмет спортивной физиологии. Адаптация к физическим нагрузкам. Функциональные резервы организма спортсмена.

Тема 13. Физиологическая классификация и характеристика спор- тивных упражнений. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений – физиологическая классификация физических и спортивных упражнений. Физиологическая характеристика цикличе- ских, ациклических и ситуационных упражнений.

Тема 14. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Предрабочее и рабочее состояние – пред- стартовое состояние, виды. Разминка состояние. «Мертвая точка» и

«второе дыхание».

Тема 15. Физиологические механизмы формирования двигатель- ных навыков. Понятие о произвольных и непроизвольных упражнениях. Механизмы и фазы формирования двигательных навыков.

Тема 16. Физиологическая характеристика физических качеств. Физиологические механизмы развития выносливости – определение выносливости, ее виды. Аэробная выносливость и кислородтранспорт- ная система. МПК и ПАНО.

    1. Перечень тем практических занятий



Тема 1. Физиология – наука о жизнедеятельности целостного орга- низма, физиологических систем, органов, клеток. История развития.

Тема 2. Центральная нервная система. Нейрон как структурно- функциональная единица нервной системы ЦНС и ее функции, рефлек- торный механизм деятельности ЦНС, мембранные потенциалы. Общая физиология ЦНС – нервный импульс и его проведение по нервному во- локну и через синапс, нервный центр и его свойства, координация дея- тельности ЦНС – функции спинного мозга, ствола мозга, мозжечка и сетевидного образования ствола мозга. Сенсорные системы. Общая фи- зиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная, слуховая, вестибу- лярная и двигательная сенсорные системы. Строение, механизм рецеп- ции и основные функциональные показатели этих систем.

Тема 3. Кровь. Плазм крови и ее свойства. Группы крови. Сверты- вание крови. Изменение крови при мышечной работе.
Тема 4. Кровообращение. Регуляция работы сердца и артериально- го давления. Механизмы местной, нервной и гуморальной регуляции деятельности различных звеньев сердечно-сосудистой системы в покое и при мышечной работе.

Тема 5. Дыхание. Внешнее дыхание и обмен газов в организме. Этапы газообмена в организме. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости. Легочная и альвеолярная вентиляция. Обмен газов в легких и тканях.

Тема 6. Теплообмен. Теплообмен – механизмы теплопродукции и теплоотдачи, рабочая гиперемия, ее механизмы и регуляция, теплооб- мен при различных видах мышечной деятельности и влияние на него условий среды. (температура и влажность).

Тема 7. Физиология спорта. Адаптация к мышечной деятельности. Физиологические принципы классификации физических упражнений и их характеристика.

Тема 8. Физиологические основы оздоровительной физической куль- туры.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине



В ходе самостоятельной работы студенты очной формы обучения выполняют рефераты по одной из предложенных тем (на выбор).

Тематика рефератов

  1. Состав плазмы крови и ее физико-химические свойства. Белки плазмы и их функции.

  2. Осмотическое и онкотическое давление плазмы крови, их значение и изменения при мышечной деятельности.

  3. Кислотно-щелочное состояние и буферные системы крови.

  4. Изменение плазмы крови при мышечной работе.

  5. Группы крови и резус-фактор. Переливание крови.

  6. Кроветворение. Регуляция системы крови.

  7. Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.

  8. Сосудистый тонус, происхождение, его местная регуляция.

  9. Нервная регуляция просвета сосудов. Сосудодвигательный центр, рефлексогенные зоны.

  10. Гуморальная регуляция сосудистого тонуса.

  11. Особенности кровообращения в различных органах (головной мозг, миокард, кожа, скелетные мышцы).

  12. Регуляция системной гемодинамики в покое.

  13. Регуляция кровообращения при мышечной работе.

  14. Регуляция системного артериального давления.

  15. Рабочая гиперемия и ее механизмы, кровообращение в скелет- ных мышцах при работе статического характера.

  16. Лимфообращение в покое и при мышечной работе.

  17. Значение дыхания для организма. Дыхательные мышцы, меха- низм вдоха и выдоха.

  18. Легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции.

  19. Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.

  20. Альвеолярная вентиляция.

  21. Кислородная стоимость работы дыхания.

  22. Газообмен в легких. Факторы, способствующие диффузии газа при мышечной работе.

  23. Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела.

  24. Теплопродукция в покое и при мышечной работе, ее механизмы.

  25. Теплоотдача в покое и при мышечной работе, ее механизмы.




  1. Регуляция температуры тела. Рабочая гипертермия.

  2. Адаптация организма к изменению температуры внешней среды.

  3. Физиологические механизмы физического качества сила. Мак- симальная произвольная сила, центральные и периферические факторы, ее определяющие, влияние эмоций и мотиваций. Типы гипертрофии мышц. Физиологическое обоснование тренировки мышечной силы в избранном виды спорта.

  4. Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Взрывная сила и ее механизмы. Энергетическая характеристика скоро- стно-силовых упражнений.

  5. Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений).

  6. Определение физического качества выносливость. Виды вынос- ливости, роль генетических и средовых факторов и их развитии. Осо- бенности проявления выносливости в избранном виде спорта.

  7. Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. Из- менения в системах внешнего дыхания, крови и кровообращения, сис- теме микроциркуляции мышц. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения).

  8. Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.

  9. Морфофункциональные показатели тренированности спортсме- нов в состоянии относительного покоя при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

  10. Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное по- требление кислорода. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.

  11. Физиологические закономерности занятий физической культу- рой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обрати- мости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.

  12. Морфофункциональные особенности женского организма, ли- митирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (мор- фофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).

  13. Влияние больших физических нагрузок на растущий и зрелый женский организм. Индивидуализация тренировочного процесса с уче- том фаз менструального цикла.

  14. Особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств в детском, подростковом и юношеском возрасте.


Возрастные особенности динамики состояний организма при спортив- ной деятельности.

  1. Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсме- нов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозирова- нии спортивных результатов.

  2. Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).

  3. Физиологические проявления тепловой адаптации спортсменов. Потери воды и солей в условиях повышенной температуры и влажности воздуха и их восполнение.

  4. Физиологические особенности мышечной работы человека в усло- виях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изме- нения функций организма и особенности акклиматизации.

  5. Влияние горных условий на организм человека. Острые физио- логические эффекты пониженного атмосферного давления.

  6. Горная акклиматизация (адаптация к высоте) – изменения в со- ставе крови, функции дыхания и кровообращения.

  7. Спортивная работоспособность в среднегорье при выполнении скоростно-силовых упражнений и упражнений на выносливость и после возвращения на уровень моря.

  8. Влияние биоритмов (циркадинных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене вре- менных поясов.

  9. Влияние водной среды на спортивную работоспособность (фак- торы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функ- ции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).

  10. Гипокинезия и ее влияние на организм человека.

  11. Физиологическая характеристика влияния разных форм физиче- ской культуры (ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лы- жах и др.) на организм в зрелом и пожилом возрасте.

  12. Физиологическая характеристика использования физических упражнений и других форм активного отдыха в процессе производства и режима дня (производственная и утренняя гимнастика, ритмическая и атлетическая гимнастика и др.) в зрелом и пожилом возрасте.



    1. Методические рекомендации по организации СРС


Самостоятельная работа студентов направлена на изучение и анализ литературных данных, обобщение практического опыта работы специалистов по физической культуре и спорту, освоение методов ис-


следования. Задания для самостоятельной работы со студентами разра- батываются по каждой теме и распределяются на лекциях, практиче- ских занятиях и консультациях.

Задания для самостоятельной работы:


  1. Изучение и анализ литературных данных и опыта работы спе- циалистов по физической культуре и спорту.

  2. Обработку фактического материала и оформление в таблицы и рисунки.

  3. Поиск источников наиболее наукоемкой информации с помо- щью современных информационных технологий.

  4. Подготовку научно-методических докладов.

  5. Участие в научных практических конференциях, конкурсах.

  6. Участие в научно-исследовательской работе студентов и научно исследовательской работе кафедры.

  7. Выполнение письменных работ.



3.3.Рекомендации по работе с литературой



Саваневский Н. К. Практикум по физиологии поведения: учеб. пособие для студентов вузов / Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич ; под ред. Н. К. Саваневского. - Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2012. Представлен курс физиологии чело- века с учетом возрастных изменений человека.

Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. В пособии представлены данные по изменению органов и систем у спортсменов различной специализа- ции.

Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов образоват. учреждений / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-е изд.,перераб. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. В пособии даны основы спортивной физиологии

3.4. Контрольные вопросы


для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

    1. Основные этапы развития физиологии. Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку проблем физиологии.

    2. Методы физиологических исследований.

    3. Понятие о функциональной системе. Основные принципы ре- гуляции физиологических функций.

    4. Раздражимость и возбудимость. Раздражители, их виды, харак- теристика.




    1. Мембранный потенциал покоя, механизм возникновения.

    2. Мембранный потенциал действия, его фазы, механизм возник- новения.

    3. Изменение возбудимости при прохождении волны возбужде-




ния.


    1. Особенности проведения возбуждения в мякотных и безмякот-




ных нервных волокнах.

    1. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения воз- буждения.

    2. Нервные центры, их свойства.

    3. Торможение и его значение в координации деятельности ЦНС. Формы проявления и виды торможения.

    4. Основные принципы координации рефлекторной деятельности ЦНС.

    5. Функциональная организация спинного мозга, роль его цен- тров в регуляции движений и висцеральных функций.

    6. Задний мозг и его функции.

    7. Средний мозг, его значение для регуляции мышечного тонуса.

    8. Функции мозжечка, его значение в регуляции поз, коррекции и программировании движений.

    9. Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбуг- ровой области, их роль в организации сложных форм деятельности.

    10. Морфо – функциональные особенности коры больших полу- шарий. Электрическая активность коры больших полушарий.

    11. Типы мышц и свойства поперечно-полосатых мышц.

    12. Двигательные единицы, их типы и особенности их деятельно- сти при динамической работе и статическом усилии.

    13. Типы и режимы мышечных сокращений.

    14. Работа мышц. Утомление мышц.

    15. Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Электромиография.

    16. Основные принципы организации произвольных движений.

    17. Вегетативная нервная система, морфофункциональная органи- зация и функции ее отделов.

    18. Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем ор- ганизма.

    19. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности

    20. Гормоны, их свойства и виды, механизм действия гормонов.

    21. Гормоны гипофиза и их функции.




    1. Гормоны надпочечников, их роль и физиологические эффекты.

    2. Симпато-адреналовая система. Стресс и общий адаптационный эффект.

    3. Гормоны щитовидной и паращитовидной желез, их значение.

    4. Эндокринные функции поджелудочной железы.

    5. Мужские и женские половые гормоны, их функции.

    6. Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движе- ниями.

    7. Звукоулавливающий, звукопроводящий и звуковоспринимаю- щий аппараты уха. Значение слуховой сенсорной системы при спор- тивной деятельности.

    8. Вестибулярная сенсорная система. Строение и функции пред- дверия и полукружных каналов. Значение их функций при спортивной деятельности.

    9. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы, мехза- низм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении дви- жениями.



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




    1. Основная литература



Степанова С. В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Степанова, С. Ю. Гармонов. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 205 с. - (Высшее образование : Бакалавриат).

Парнес Е. Я. Норма и патология человеческого организма: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Е. Я. Парнес. - М. : Форум, 2013. - 288 с.

Саваневский Н. К. Практикум по физиологии поведения: учеб. пособие для студентов вузов / Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич ; под ред. Н. К. Саваневского. - Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2012 – 160 с.

Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 496 с

Анатомия и физиология: диагностический справочник / [пер. с англ. Ю. Рудаковой]. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 272 с.

Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов образоват. учреждений / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-е изд.,перераб. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

    1. Дополнительная литература



Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов вузов / [авт.: Н. Н. Алипов, Д. А. Ахтямова, В. Г. Афанасьева и др.] ; под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова. - 2-е изд.,стер. - М. : Академия, 2010. - 336 с

Гудкова Л. К. Популяционная физиология человека. Антропологические аспекты: [монография] / Л. К. Гудкова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Биол. фак.. - М. : ЛКИ, 2008. - 316 с.

Прокофьева В.Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта: учебное пособие / В.Н. Прокофьева. – М: Феникс, 2008. – 192 с.

Блеер А. Н. Терминология спорта: толковый словарь-справочник : более 10 000 терминов / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М. : Академия, 2010. - 464 с.

  1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ



Адаптация Приспособление живого организма к постоянно из- меняющимся условиям существования во внешней среде, выработан- ное в процессе эволюции.

Акселерация ускорение морфофизиологаческого развития дет- ского организма или его отдельных физиологических и функциональ- ных систем.

Антикоагулянты – Вещества, снижающие свертывание крови.

Атрофия – Процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров тканей и органах, а также выраженными в той или иной сте- пени качественными изменениями в них. Различают возрастную, фи- зиологическую атрофию и патологическую атрофию тканей, в основе которой лежит чаще всего, нарушение питания и иннервации этих тка- ней.

БАВ – Биологически активные вещества.

Бактерицидность – способность различать физических, химиче- ских и биологических агентов, убивать бактерии.

Гирудология – раздел зоологии, изучающий анатомию, физиоло- гию и ареалы распространения пиявок.

Гирудотерапия – наука о лечении заболеваний человека с помо- щью медицинских пиявки.

Гирудофармакотерапия – наука о лечении различных заболева- ний человека препаратами приготовленными на основе биологически активных веществ, выделенных из медицинской пиявки.

Гипотензивные препараты – лекарственные вещества, пони- жающие кровяное давление.

Гистамин – биологически активное вещество, принимающее уча- стие в аллергических и воспалительных реакциях. В организме челове- ка в незначительных количествах поступает с пищей, частично синте- зируется в кишечнике.

Ингибиторы – вещества, тормозящие скорость или полностью уг- нетающие химические, физико-химические или биологические реак- ции.

Инфильтрат – скопление клеточных элементов и жидкости в тка- нях и органах. Чаще всего инфильтрат имеет воспалительную природу.

Капилляры – самые тонкостенные сосуды с наименьшим диамет- ром, по которым движется кровь и лимфа. Диаметром самого малень- кого капилляра чуть больше диаметра эритроцита.
Микроциркуляция – процесс направленного движения различных жидкостей организма на уровне тканевых микросистем, ориентирован- ных вокруг кровеносных и лимфатических микрососудов – капилляров. Микроциркуляция тесно связана с микрогемодинамикой, особенно с обменом веществ и кислорода в тканях. Часто под микроциркуляцией подразумевают микрогемоциркуляцию, то есть направленное движение крови по капиллярам.

Некроз – омертвение, отмирание части ткани или органа живого организма, сопровождающееся необратимым прекращением их жизне- деятельности.

Регенерация – обновление структур организма в процессе жизне- деятельности и восстановление тех структур, которые были утрачены или повреждены в результате травмы или болезни.

Тромболизис – растворение тромба под воздействием биологиче- ски активных соединений.

Ферменты – вещества белковой природы, способные значительно ускорять химические реакции протекающие в живых организмах.

Химотрипсин – пищеварительный фермент, вырабатываемый поджелудочной железой.

АД артериальное давление.

АДГ – антидиуретический гормон.

АДФ аденозиндифосфорная кислота.

АКТГ – адренокортикотропный гормон.

APUD система – Amine Precursors Uptake and Decarboxylating sys-


tem.
АТФ – аденозинтрифосфорная кислота.

ВВП – вторичный вызванный потенциал. ВИП – вазоактивный интестинальный пептид. ВНС – вегетативная нервная система.

ВП – вызванный потенциал.

ВПСП – возбуждающий постинаптический потенциал

ГАМК – гамма-аминомаслянная кислота.

ГДФ – гуанозиндифосфат.

ГЭБ – гематоэнцефалический барьер.

ДК – дыхательный коэффициент.

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота.

ДО – дыхательный объем.


ЖЕЛ – жизненная емкость легких.

ЖИП – желудочный ингибирующий пептид.

ИЛ – интерлейкины.

ИБС – ишемическая болезнь сердца.

КОЕ-Э – колониеобразующая единица эритроцитов.

КОМТ – катехол-о-метилтрансфераза.

КОС – кислотно-основное состояние.

КСФ-Г – гранулоцитарный колониестимулирующий фактор.

КСФ-М – моноцитарный колониестимулирующий фактор.

ЛГ – лютеинизирующий гормон.

МАО – моноаминоксидаза.

МВЛ – максимальная вентиляция легких.

МДД – медленная диастолическая деполяризация.

МОК – минутный объем крови.

МП – мембранный потенциал.

МПК – максимальное потребление кислорода.

НЬО – оксигемоглобин.

ОЕЛ – остаточная емкость легких.

ОО – основной обмен.

ОЦК – объем циркулирующей крови. ПАГ – парааминогиппуровая кислота. ПД – потенциал действия.

ПО – первичный ответ.

ПП – панкреатический пептид.

ПТГ – паратиреотропный гормон.

РАСК – регуляция агрегатного состояния крови.

РНК – рибонуклеиновая кислота.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 1

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ …………………...4

  2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6

  3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..9

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

  2. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 17










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Физиология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....
Программа по дисциплине «Физиология» iconМетодические указания для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Программа по дисциплине «Физиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «физиология животных»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Физиология животных» за счет активизации...
Программа по дисциплине «Физиология» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «патологическая физиология»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Патологическая физиология» за счет активизации...
Программа по дисциплине «Физиология» iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
Программа по дисциплине «Физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Программа по дисциплине «Физиология» iconКалендарный план лабораторных занятий по дисциплине «физиология и...
Ii: Общая физиология возбудимых систем и вегетативной нервной системы. 5 занятий
Программа по дисциплине «Физиология» iconНаука о питании включает в себя большое число важных теоретических...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Физиология» iconПрограмма «Мировая художественная культура»
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Физиология» iconМинобрнауки России
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Программа по дисциплине «Физиология» iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Программа по дисциплине «Физиология» iconГоу то тс(к)О школа – интернат
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Физиология» iconОтчет структурного подразделения
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Физиология» iconПеречень вопросов по гигиене питания
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Физиология» iconТаррагона или поблет 4 часа
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск