Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт сервиса, туризма и дизайна Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ФИЗИОЛОГИЯ Учебная программа курсапо специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм (спортивно-оздоровительный сервис)» Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 28.903 Учебная программа по дисциплине «Физиология» определяет со- держание, объем, порядок изучения и преподавания одной из основных дисциплин по специальности (100103.65). В ней сформулированы требо- вания курсовой подготовки студентов в соответствии с целями и задачами дисциплины в области освоения знаний физиологии человека. Предназначена студентам специальности 100103.65 «Социально-куль- турный сервис и туризм (спортивно-оздоровительный сервис)». Составитель: П.В. Кику, доктор мед. наук, профессор кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 14.05.2014 г., протокол № 9, редакция 2014 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 27.05.2014 г., протокол № 8 © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина предназначена для ознакомления студентов с основа- ми нормальной физиологии человека.
В настоящее время актуальность приобретает здоровый образ жиз- ни. К числу наиболее актуальных проблем относятся состояние здоро- вья населения.
Необходимость введения дисциплины обусловлено тем, что она формирует базовые знания для разработки здоровьесохраняющих тех- нологий. Изучение дисциплины связано с такими науками как: «Анато- мия», «Валеология», «Психология».
Физиология – важная область человеческого знания, наука о жизне- деятельности целостного организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур. Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится вскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой. Физиология является базисом, теоретической ос- новой – философией медицины, объединяющей разрозненные знания и факты в одно целое. Физиология изучает новое качество живого – его функцию или проявления жизнедеятельности организма и его частей, направленные на достижение полезного результата и обладающие при- способительными свойствами. В основе жизнедеятельности любой функции лежит обмен веществ, энергии и информацией.
Особенностью изучаемой дисциплины является изучение строения организма человека, биохимических и физиологических процессов, происходящих в нем. Отличительными чертами дисциплины «Физиоло- гии» является, работа на муляжах в анатомическом музее.
Знания и навыки, приобретаемые студентами в результате освоения дисциплины, необходимы для специалистов в сфере оздоровления лю- дей, для успешного освоения здоровьесохраняющих технологий.
Учебная программа разработана на основе учебного плана и компе- тентностной модели выпускника специальности 100103.65 «Социально- культурный сервис и туризм» (Спортивно-оздоровительный сервис).
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель и задачи учебной дисциплины Целью настоящей дисциплины является подготовка будущих тренеров и специалистов по физ. воспитанию к практической деятель- ности на основе знаний физиологии. Данная дисциплина преследует цель изучение основных функций органов, систем и целостного орга- низма с механизмами их регуляции в покое и при мышечной деятельно- сти разного характера и интенсивности (мощности) у людей разного возраста и пола.
Задачами изучения дисциплины являются ознакомление с основ- ными физиологическими методами исследований человека и их интер- претацией при мышечной деятельности; формирование умений и навы- ков, в проведении простейших физиологических исследований и ис- пользование их результатов в своей работе.
Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины В процессе изучения дисциплины формируются навыки состояния органов и систем, умение давать оценку положений и движений тела спортсмена, с учетом работы исполнительных органов и систем с их функциональными возможностями. Практические, теоретические зна- ния, полученные при изучении дисциплины «Физиологии», помогут сформировать профессиональный взгляд на деятельность тренера и специалиста по здоровому образу жизни.
Основные виды занятий и особенности их проведения Программа дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение курсовых работ. В ходе изучения данной дисциплины, студент слушает лекции – 32 часа, посещает прак- тические занятия, занимается индивидуально. Освоение дисциплины предполагает помимо посещения лекций и практических занятий, вы- полнение контрольных занятий. Особое место в овладении данной дис- циплиной отводится самостоятельной работе – 22 часа.
Виды контроля и отчетности по дисциплине В течение семестра проводится текущая аттестация – регулярная проверка уровня знания студентов и степени усвоения учебного материала (результаты СРС, выступления на практических занятиях, тести- рование по отдельным темам). Промежуточная аттестация – экзамен. Итоговая оценка по дисциплине формируется на основании результатов текущих и промежуточной аттестаций.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Физиология – наука о жизнедеятельности целостного орга- низма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточ- ных структур. Характеристика физиологии как базовой дисциплины, ее значение для специалистов ФКиС.
Тема 2. Центральная нервная система. Нейрон как структурно- функциональная единица нервной системы ЦНС и ее функции, рефлек- торный механизм деятельности ЦНС, мембранные потенциалы. Общая физиология ЦНС – нервный импульс и его проведение по нервному во- локну и через синапс, нервный центр и его свойства, координация дея- тельности ЦНС, торможение. Частная физиология ЦНС – функции спинного мозга, ствола мозга, мозжечка и сетевидного образования ствола мозга.
Тема 3. Сенсорные системы. Общая физиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная, слуховая, вестибулярная и двигательная сенсор- ные системы. Строение, механизм рецепции и основные функциональ- ные показатели этих систем.
Тема 4. Высшая нервная деятельность. ВНД. Безусловные и услов- ные рефлексы – механизм и условия образования условных рефлексов, безусловное и условное торможение условных рефлексов, представле- ния И. П. Павлова о ВНД, функциональная система (П. К. Анохин) как принцип работы мозга.
Тема 5. Нервно-мышечная система. Нервно-мышечная система – мышечное сокращение, двигательные единицы и ее виды, механизм, химизм и энергетика мышечного сокращения. Мышечная механизм – типы и формы работа мышц, типы и режимы сокращения мышц, сила и тонус скелетных мышц.
Тема 6. Эндокринная система. Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности, гормоны, их свойства и виды, механизмы действия гормонов. Функции гормонов гипофиза надпочечников, щито- видной железы, поджелудочной и половых желез.
Тема 7. Кровь. Состав, объем и функции крови. Форменные элементы крови.
Тема 8. Кровообращение. Свойства сердечной мышцы, механическая работа сердца. Движение крови по сосудам. Основной закон гемо- динамики. Артериальное давление, сосудистое сопротивление. Движе- ние крови по венам. Микроциркуляция.
Тема 9. Дыхание. Транспорт газов кровью, регуляция дыхания. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Регуляция дыхания в покое и при мышечной работе. Тема 10. Пищеварение. Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищеварение в различных отделах пищеварительного трак- та. Влияние мышечной деятельности на пищеварение.
Тема 11. Выделение. Выделение, водно-солевой обмен – функции почек, общая характеристика выделительных процессов, механизмы мочеобразования и их регуляция, влияние мышечной работы на функ- ции выделения.
Тема 12. Введение. Адаптация к мышечной деятельности. Вводная лекция – предмет спортивной физиологии. Адаптация к физическим нагрузкам. Функциональные резервы организма спортсмена.
Тема 13. Физиологическая классификация и характеристика спор- тивных упражнений. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений – физиологическая классификация физических и спортивных упражнений. Физиологическая характеристика цикличе- ских, ациклических и ситуационных упражнений.
Тема 14. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Предрабочее и рабочее состояние – пред- стартовое состояние, виды. Разминка состояние. «Мертвая точка» и
«второе дыхание».
Тема 15. Физиологические механизмы формирования двигатель- ных навыков. Понятие о произвольных и непроизвольных упражнениях. Механизмы и фазы формирования двигательных навыков.
Тема 16. Физиологическая характеристика физических качеств. Физиологические механизмы развития выносливости – определение выносливости, ее виды. Аэробная выносливость и кислородтранспорт- ная система. МПК и ПАНО.
Перечень тем практических занятий
Тема 1. Физиология – наука о жизнедеятельности целостного орга- низма, физиологических систем, органов, клеток. История развития.
Тема 2. Центральная нервная система. Нейрон как структурно- функциональная единица нервной системы ЦНС и ее функции, рефлек- торный механизм деятельности ЦНС, мембранные потенциалы. Общая физиология ЦНС – нервный импульс и его проведение по нервному во- локну и через синапс, нервный центр и его свойства, координация дея- тельности ЦНС – функции спинного мозга, ствола мозга, мозжечка и сетевидного образования ствола мозга. Сенсорные системы. Общая фи- зиология сенсорных систем. Зрительная сенсорная, слуховая, вестибу- лярная и двигательная сенсорные системы. Строение, механизм рецеп- ции и основные функциональные показатели этих систем.
Тема 3. Кровь. Плазм крови и ее свойства. Группы крови. Сверты- вание крови. Изменение крови при мышечной работе. Тема 4. Кровообращение. Регуляция работы сердца и артериально- го давления. Механизмы местной, нервной и гуморальной регуляции деятельности различных звеньев сердечно-сосудистой системы в покое и при мышечной работе.
Тема 5. Дыхание. Внешнее дыхание и обмен газов в организме. Этапы газообмена в организме. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы и емкости. Легочная и альвеолярная вентиляция. Обмен газов в легких и тканях.
Тема 6. Теплообмен. Теплообмен – механизмы теплопродукции и теплоотдачи, рабочая гиперемия, ее механизмы и регуляция, теплооб- мен при различных видах мышечной деятельности и влияние на него условий среды. (температура и влажность).
Тема 7. Физиология спорта. Адаптация к мышечной деятельности. Физиологические принципы классификации физических упражнений и их характеристика.
Тема 8. Физиологические основы оздоровительной физической куль- туры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
В ходе самостоятельной работы студенты очной формы обучения выполняют рефераты по одной из предложенных тем (на выбор).
Тематика рефератов
Состав плазмы крови и ее физико-химические свойства. Белки плазмы и их функции.
Осмотическое и онкотическое давление плазмы крови, их значение и изменения при мышечной деятельности.
Кислотно-щелочное состояние и буферные системы крови.
Изменение плазмы крови при мышечной работе.
Группы крови и резус-фактор. Переливание крови.
Кроветворение. Регуляция системы крови.
Лимфа как внутренняя среда организма, ее состав и функции.
Сосудистый тонус, происхождение, его местная регуляция.
Нервная регуляция просвета сосудов. Сосудодвигательный центр, рефлексогенные зоны.
Гуморальная регуляция сосудистого тонуса.
Особенности кровообращения в различных органах (головной мозг, миокард, кожа, скелетные мышцы).
Регуляция системной гемодинамики в покое.
Регуляция кровообращения при мышечной работе.
Регуляция системного артериального давления.
Рабочая гиперемия и ее механизмы, кровообращение в скелет- ных мышцах при работе статического характера.
Лимфообращение в покое и при мышечной работе.
Значение дыхания для организма. Дыхательные мышцы, меха- низм вдоха и выдоха.
Легочные объемы и емкости, воздухоносные пути и их функции.
Показатели внешнего дыхания в покое и при мышечной работе.
Альвеолярная вентиляция.
Кислородная стоимость работы дыхания.
Газообмен в легких. Факторы, способствующие диффузии газа при мышечной работе.
Тепловой баланс организма, тепловой гомеостаз, температура тела.
Теплопродукция в покое и при мышечной работе, ее механизмы.
Теплоотдача в покое и при мышечной работе, ее механизмы.
Регуляция температуры тела. Рабочая гипертермия.
Адаптация организма к изменению температуры внешней среды.
Физиологические механизмы физического качества сила. Мак- симальная произвольная сила, центральные и периферические факторы, ее определяющие, влияние эмоций и мотиваций. Типы гипертрофии мышц. Физиологическое обоснование тренировки мышечной силы в избранном виды спорта.
Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Взрывная сила и ее механизмы. Энергетическая характеристика скоро- стно-силовых упражнений.
Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений).
Определение физического качества выносливость. Виды вынос- ливости, роль генетических и средовых факторов и их развитии. Осо- бенности проявления выносливости в избранном виде спорта.
Аэробная выносливость и кислородтранспортная система. Из- менения в системах внешнего дыхания, крови и кровообращения, сис- теме микроциркуляции мышц. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения).
Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.
Морфофункциональные показатели тренированности спортсме- нов в состоянии относительного покоя при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.
Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное по- требление кислорода. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.
Физиологические закономерности занятий физической культу- рой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обрати- мости, цикличности и другие. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации.
Морфофункциональные особенности женского организма, ли- митирующие спортивную работоспособность и благоприятствующие выполнению ряда упражнений. Менструальный цикл и его фазы (мор- фофункциональные «перестройки» в организме, влияние на спортивную работоспособность).
Влияние больших физических нагрузок на растущий и зрелый женский организм. Индивидуализация тренировочного процесса с уче- том фаз менструального цикла.
Особенности формирования двигательных навыков и развития физических качеств в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Возрастные особенности динамики состояний организма при спортив- ной деятельности.
Физиологические основы отбора и ориентации юных спортсме- нов. Значение генетического фактора и условий среды в прогнозирова- нии спортивных результатов.
Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления).
Физиологические проявления тепловой адаптации спортсменов. Потери воды и солей в условиях повышенной температуры и влажности воздуха и их восполнение.
Физиологические особенности мышечной работы человека в усло- виях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изме- нения функций организма и особенности акклиматизации.
Влияние горных условий на организм человека. Острые физио- логические эффекты пониженного атмосферного давления.
Горная акклиматизация (адаптация к высоте) – изменения в со- ставе крови, функции дыхания и кровообращения.
Спортивная работоспособность в среднегорье при выполнении скоростно-силовых упражнений и упражнений на выносливость и после возвращения на уровень моря.
Влияние биоритмов (циркадинных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене вре- менных поясов.
Влияние водной среды на спортивную работоспособность (фак- торы, действующие на организм, особенности терморегуляции и функ- ции сенсорных систем, систем внешнего дыхания и кровообращения).
Гипокинезия и ее влияние на организм человека.
Физиологическая характеристика влияния разных форм физиче- ской культуры (ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лы- жах и др.) на организм в зрелом и пожилом возрасте.
Физиологическая характеристика использования физических упражнений и других форм активного отдыха в процессе производства и режима дня (производственная и утренняя гимнастика, ритмическая и атлетическая гимнастика и др.) в зрелом и пожилом возрасте.
Методические рекомендации по организации СРС Самостоятельная работа студентов направлена на изучение и анализ литературных данных, обобщение практического опыта работы специалистов по физической культуре и спорту, освоение методов ис-
следования. Задания для самостоятельной работы со студентами разра- батываются по каждой теме и распределяются на лекциях, практиче- ских занятиях и консультациях. Задания для самостоятельной работы: Изучение и анализ литературных данных и опыта работы спе- циалистов по физической культуре и спорту.
Обработку фактического материала и оформление в таблицы и рисунки.
Поиск источников наиболее наукоемкой информации с помо- щью современных информационных технологий.
Подготовку научно-методических докладов.
Участие в научных практических конференциях, конкурсах.
Участие в научно-исследовательской работе студентов и научно исследовательской работе кафедры.
Выполнение письменных работ.
3.3.Рекомендации по работе с литературой Саваневский Н. К. Практикум по физиологии поведения: учеб. пособие для студентов вузов / Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич ; под ред. Н. К. Саваневского. - Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2012. Представлен курс физиологии чело- века с учетом возрастных изменений человека. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. В пособии представлены данные по изменению органов и систем у спортсменов различной специализа- ции. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов образоват. учреждений / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-е изд.,перераб. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. В пособии даны основы спортивной физиологии 3.4. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины Основные этапы развития физиологии. Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку проблем физиологии.
Методы физиологических исследований.
Понятие о функциональной системе. Основные принципы ре- гуляции физиологических функций.
Раздражимость и возбудимость. Раздражители, их виды, харак- теристика.
Мембранный потенциал покоя, механизм возникновения.
Мембранный потенциал действия, его фазы, механизм возник- новения.
Изменение возбудимости при прохождении волны возбужде-
ния.
Особенности проведения возбуждения в мякотных и безмякот-
ных нервных волокнах. Синапсы, особенности их строения, механизм проведения воз- буждения.
Нервные центры, их свойства.
Торможение и его значение в координации деятельности ЦНС. Формы проявления и виды торможения.
Основные принципы координации рефлекторной деятельности ЦНС.
Функциональная организация спинного мозга, роль его цен- тров в регуляции движений и висцеральных функций.
Задний мозг и его функции.
Средний мозг, его значение для регуляции мышечного тонуса.
Функции мозжечка, его значение в регуляции поз, коррекции и программировании движений.
Промежуточный мозг. Функции зрительных бугров и подбуг- ровой области, их роль в организации сложных форм деятельности.
Морфо – функциональные особенности коры больших полу- шарий. Электрическая активность коры больших полушарий.
Типы мышц и свойства поперечно-полосатых мышц.
Двигательные единицы, их типы и особенности их деятельно- сти при динамической работе и статическом усилии.
Типы и режимы мышечных сокращений.
Работа мышц. Утомление мышц.
Сила мышц и их рабочая гипертрофия. Электромиография.
Основные принципы организации произвольных движений.
Вегетативная нервная система, морфофункциональная органи- зация и функции ее отделов.
Вегетативные рефлексы и регуляция висцеральных систем ор- ганизма.
Эндокринная система организма и регуляция ее деятельности
Гормоны, их свойства и виды, механизм действия гормонов.
Гормоны гипофиза и их функции.
Гормоны надпочечников, их роль и физиологические эффекты.
Симпато-адреналовая система. Стресс и общий адаптационный эффект.
Гормоны щитовидной и паращитовидной желез, их значение.
Эндокринные функции поджелудочной железы.
Мужские и женские половые гормоны, их функции.
Зрительная сенсорная система и ее роль в управлении движе- ниями.
Звукоулавливающий, звукопроводящий и звуковоспринимаю- щий аппараты уха. Значение слуховой сенсорной системы при спор- тивной деятельности.
Вестибулярная сенсорная система. Строение и функции пред- дверия и полукружных каналов. Значение их функций при спортивной деятельности.
Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы, мехза- низм рецепции. Корковое представительство. Роль в управлении дви- жениями.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Степанова С. В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Степанова, С. Ю. Гармонов. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 205 с. - (Высшее образование : Бакалавриат).
Парнес Е. Я. Норма и патология человеческого организма: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Е. Я. Парнес. - М. : Форум, 2013. - 288 с.
Саваневский Н. К. Практикум по физиологии поведения: учеб. пособие для студентов вузов / Н. К. Саваневский, Г. Е. Хомич ; под ред. Н. К. Саваневского. - Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2012 – 160 с.
Гайворонский И. В. Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2011. - 496 с
Анатомия и физиология: диагностический справочник / [пер. с англ. Ю. Рудаковой]. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 272 с.
Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов образоват. учреждений / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-е изд.,перераб. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
Дополнительная литература
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов вузов / [авт.: Н. Н. Алипов, Д. А. Ахтямова, В. Г. Афанасьева и др.] ; под ред. С. М. Будылиной, В. М. Смирнова. - 2-е изд.,стер. - М. : Академия, 2010. - 336 с
Гудкова Л. К. Популяционная физиология человека. Антропологические аспекты: [монография] / Л. К. Гудкова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Биол. фак.. - М. : ЛКИ, 2008. - 316 с.
Прокофьева В.Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта: учебное пособие / В.Н. Прокофьева. – М: Феникс, 2008. – 192 с.
Блеер А. Н. Терминология спорта: толковый словарь-справочник : более 10 000 терминов / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М. : Академия, 2010. - 464 с.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Адаптация – Приспособление живого организма к постоянно из- меняющимся условиям существования во внешней среде, выработан- ное в процессе эволюции.
Акселерация — ускорение морфофизиологаческого развития дет- ского организма или его отдельных физиологических и функциональ- ных систем.
Антикоагулянты – Вещества, снижающие свертывание крови.
Атрофия – Процесс, характеризующийся уменьшением объема и размеров тканей и органах, а также выраженными в той или иной сте- пени качественными изменениями в них. Различают возрастную, фи- зиологическую атрофию и патологическую атрофию тканей, в основе которой лежит чаще всего, нарушение питания и иннервации этих тка- ней.
БАВ – Биологически активные вещества.
Бактерицидность – способность различать физических, химиче- ских и биологических агентов, убивать бактерии.
Гирудология – раздел зоологии, изучающий анатомию, физиоло- гию и ареалы распространения пиявок.
Гирудотерапия – наука о лечении заболеваний человека с помо- щью медицинских пиявки.
Гирудофармакотерапия – наука о лечении различных заболева- ний человека препаратами приготовленными на основе биологически активных веществ, выделенных из медицинской пиявки.
Гипотензивные препараты – лекарственные вещества, пони- жающие кровяное давление.
Гистамин – биологически активное вещество, принимающее уча- стие в аллергических и воспалительных реакциях. В организме челове- ка в незначительных количествах поступает с пищей, частично синте- зируется в кишечнике.
Ингибиторы – вещества, тормозящие скорость или полностью уг- нетающие химические, физико-химические или биологические реак- ции.
Инфильтрат – скопление клеточных элементов и жидкости в тка- нях и органах. Чаще всего инфильтрат имеет воспалительную природу.
Капилляры – самые тонкостенные сосуды с наименьшим диамет- ром, по которым движется кровь и лимфа. Диаметром самого малень- кого капилляра чуть больше диаметра эритроцита. Микроциркуляция – процесс направленного движения различных жидкостей организма на уровне тканевых микросистем, ориентирован- ных вокруг кровеносных и лимфатических микрососудов – капилляров. Микроциркуляция тесно связана с микрогемодинамикой, особенно с обменом веществ и кислорода в тканях. Часто под микроциркуляцией подразумевают микрогемоциркуляцию, то есть направленное движение крови по капиллярам.
Некроз – омертвение, отмирание части ткани или органа живого организма, сопровождающееся необратимым прекращением их жизне- деятельности.
Регенерация – обновление структур организма в процессе жизне- деятельности и восстановление тех структур, которые были утрачены или повреждены в результате травмы или болезни.
Тромболизис – растворение тромба под воздействием биологиче- ски активных соединений.
Ферменты – вещества белковой природы, способные значительно ускорять химические реакции протекающие в живых организмах.
Химотрипсин – пищеварительный фермент, вырабатываемый поджелудочной железой.
АД – артериальное давление.
АДГ – антидиуретический гормон.
АДФ – аденозиндифосфорная кислота.
АКТГ – адренокортикотропный гормон.
APUD – система – Amine Precursors Uptake and Decarboxylating sys-
tem. АТФ – аденозинтрифосфорная кислота.
ВВП – вторичный вызванный потенциал. ВИП – вазоактивный интестинальный пептид. ВНС – вегетативная нервная система.
ВП – вызванный потенциал.
ВПСП – возбуждающий постинаптический потенциал
ГАМК – гамма-аминомаслянная кислота.
ГДФ – гуанозиндифосфат.
ГЭБ – гематоэнцефалический барьер.
ДК – дыхательный коэффициент.
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота.
ДО – дыхательный объем.
ЖЕЛ – жизненная емкость легких.
ЖИП – желудочный ингибирующий пептид.
ИЛ – интерлейкины.
ИБС – ишемическая болезнь сердца.
КОЕ-Э – колониеобразующая единица эритроцитов.
КОМТ – катехол-о-метилтрансфераза.
КОС – кислотно-основное состояние.
КСФ-Г – гранулоцитарный колониестимулирующий фактор.
КСФ-М – моноцитарный колониестимулирующий фактор.
ЛГ – лютеинизирующий гормон.
МАО – моноаминоксидаза.
МВЛ – максимальная вентиляция легких.
МДД – медленная диастолическая деполяризация.
МОК – минутный объем крови.
МП – мембранный потенциал.
МПК – максимальное потребление кислорода.
НЬО – оксигемоглобин.
ОЕЛ – остаточная емкость легких.
ОО – основной обмен.
ОЦК – объем циркулирующей крови. ПАГ – парааминогиппуровая кислота. ПД – потенциал действия.
ПО – первичный ответ.
ПП – панкреатический пептид.
ПТГ – паратиреотропный гормон.
РАСК – регуляция агрегатного состояния крови.
РНК – рибонуклеиновая кислота.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ …………………...4
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..9
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 17
|