ББК 65.49
Учебная программа по дисциплине «Туристский и гостинично- ресторанный маркетинг» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.
Предназначена студентам по специальностям 100103.65 «Социально- культурный сервис и туризм», 100201.65 «Туризм», 080502.65 «Экономи- ка и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» и направлению подготовки 100200.62 «Туризм».
Составитель: Г.А. Гомилевская, доцент, кафедра туризма и гости- нично-ресторанного бизнеса, Михина И.С., канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса
Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 14.05.2014 г., протокол № 9, редакция 2014 г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 27.05.2014 г., протокол № 8
© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Современное экономическое пространство формируется в условиях развития рыночных отношений, которые являются определяющими для принятия хозяйственных и управленческих решений. В этой связи мар- кетинг как базовая функция менеджмента используется в качестве ком- плексно подхода, направленного на повышение эффективности дея- тельности предприятия в условиях внешней среды.
Маркетинговое планирование и управление, выполняя роль катали- затора рыночного процесса, обеспечивает создание равновесия между четкими и определенными целями и задачами фирмы и неопределенно- стью постоянно изменяющегося внешнего окружения. На нынешнем этапе развития российской экономики маркетинг обеспечивает рост и развитие предприятия посредством укрепления его конкурентной пози- ции. Кроме этого, эффективность деятельности предприятия определя- ется факторами внешней среды: поведением потребителей, конъюнкту- рой рынка, товарной стратегией, сегментацией рынка, имиджем пред- приятия и рыночным позиционированием.
Маркетинг в широком смысле представляет собой вид человече- ской деятельности, направленный на удовлетворение потребностей рынка посредством сбыта. С точки зрения предпринимательского про- цесса маркетинг предприятия это деятельность по анализу, планирова- нию и управлению, направленная на удовлетворение потребителей про- дукции и услуг фирмы с учетом достижения целей предприятия в усло- виях рынка.
Специфика туристского и гостинично-ресторанного маркетинга учитывает особенности деятельности предприятий туризма и индустрии гостеприимства, связанные со спецификой услуги, технологическими процессами ее производства, формами проявления конкурентной среды, процесса принятия решения потребителями, методами комплекса мар- кетинга.
Дисциплина «Туристский и гостинично-ресторанный маркетинг» ориентирована на изучение основных процессов деятельности предпри- ятия с учетом использования маркетинговых инструментов, маркетин- гового планирования и управления предприятий туризма и гсотинично- ресторанного сервиса. Знания особенностей маркетинговой деятельно- сти данных предприятий в подготовке специалистов развивают ком- плексный подход в формировании комплекса знаний и навыков специа- листов социально-культурного сервиса и туризма.
Изучение дисциплины «Туристский и гостинично-ресторанный маркетинг» неразрывно связано с другими дисциплинами, формирую- щими у студентов профессиональные знания. Для изучения курса необ- ходимы знания в области таких дисциплин как «Организация предпри-
нимательской деятельности в туризме и индустрии гостеприимства»,
«Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Технология и организация операторских и агентских услуг»,
«Бизнес-планирование предприятий туризма и индустрии гостеприим- ства». Дисциплина тесно связана и опирается на ранее изученные дис- циплины «Основы туризма», «Документированное обеспечение управ- ления социально-культурным сервисом и туризмом», «Методы научных исследований». Знания и умения, полученные студентами при освоении дисциплины необходимы для выполнения научных рефератов, курсо- вых и дипломных работ, выступления на научных конференциях в пе- риод обучения в университете. Полученные знания обеспечат выпуск- нику профессиональное выполнение его функций.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель и задачи учебной дисциплины Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специали- стов в области социально-культурного сервиса теоретических основ и практических навыков, связанных с рыночными отношениями субъек- тов хозяйственной деятельности, товародвижения, сбыта и сервиса в маркетинговой деятельности с учетом специфики туристского предпри- ятия как субъекта маркетинга.
В процессе достижения цели решаются следующие задачи: формирование системного представления об основах туристского
и гостинично-ресторанного маркетинга, тактического и стратегического
маркетингового планирования и управления;
изучение особенностей маркетинга предприятий туризма и гос- тинично-ресторанного сервиса;
овладение практическими навыками использования инструмен- тов маркетинга, маркетингового планирования и управления.
Перечень компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплины В процессе изучения дисциплины формируются следующие про- фессиональные компетенции: умение использовать маркетинговые ме- тоды в деятельности предприятий; умение обрабатывать маркетинговую информацию; умение разрабатывать тактические и стратегические мар- кетинговые планы предприятия; способностью к оценке маркетингового бюджета и расчету эффективности реализации маркетинговой деятель- ности.
Основные виды занятий и особенности их проведения Изучение дисциплины «Туристский и гостинично-ресторанный маркетинг» предусматривает по специальностям 100103.65 «Социально- культурный сервис и туризм» и 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»: 188 час общего объе- ма, в т.ч. 68 час аудиторных, из них 34 часа отводится на лекционный курс, 34 часа на практические занятия и 120 часов на самостоятельную работу студентов, по специальности 100201.65 «Туризм» и направле- нию 100200.62 «Туризм»: 118 часов общего объема, в т.ч. 68 час ауди- торных, из них 34 часа отводится на лекционный курс, 34 часа на прак- тические занятия и 50 часов на самостоятельную работу студентов.
В ходе изучения дисциплины студент должен прослушать лекции, содержащие сведения об основных положениях туристского и гости-
нично-ресторанного маркетинга, концепциях маркетинга, методике маркетингового планирования, анализе маркетинговой среды и расчете емкости рынка, маркетинговых исследованиях, формировании комплек- са маркетинга, который включает продуктовые, ценовые, сбытовые и коммуникационные составляющие, организации маркетинговой дея- тельности, маркетингового контроля и аудита.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области турист- ского и гостинично-ресторанного маркетинга.
Студенты в период изучения дисциплины занимаются самостоя- тельной работой, результатом которой является представление курсовой работы.
Курсовая работа является одной из форм самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки. Она предпола- гает приобретение и закрепление студентами навыков самостоятельного научного исследования, опыта работы с профессиональной литерату- рой, периодическими изданиями и другими источниками информации, сбора и обработки фактического материала, его анализа, умения делать выводы применительно к конкретно разрабатываемой проблеме.
Студенты заочной формы обучения в межсессионный период вы- полняют курсовую работу.
Виды контроля и отчетности по дисциплине Знания студентов, уровень сформированности компетенций оцени- ваются на каждом практическом занятии. Баллы за текущую и проме- жуточную аттестации суммируются. Проведение промежуточной (семе- стровой) аттестации – экзамена проходит в форме электронного тести- рования.
Обязательным условием допуска студента к экзамену является за- щита курсовой работы в соответствии с закрепленной темой.
Техническое и программное обеспечение дисциплины Лекционные занятия проводятся в аудитории, оснащенной видео- аппаратурой. Практические занятия проводятся в учебной лаборатории туризма и гостеприимства с использованием видео- и аудиоаппаратуры, учебных наглядных пособий. Самостоятельная работа включает в себя работу в библиотеке и медиакласссе, проведение маркетинговых науч- ных исследований в виде курсовой работы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень тем лекционных занятий Тема 1. Сущность и содержание туристского и гостинично-ресторанного маркетинга. Современная концепция маркетинга
Предмет и содержание маркетинга как базовой функции менедж- мента, его роль в рыночной экономике. Основные функции и принципы маркетинга. Цели и задачи маркетинговой деятельности. Особенности маркетинга предприятий туризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Развитие концепций маркетинга в условия формирования рыночных отношений. Современные концепции маркетинга: концепция совершен- ствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, управления маркетингом, социально-этичного маркетинга, стратегического маркетинга, латерального маркетинга.
Тема 2. Комплексные исследования рынка услуг Понятие маркетинговых исследований, классификация маркетин- говых исследований в зависимости от целей, методов, субъектов марке- тингового анализа.
Процесс проведения маркетинговых исследований: цели, задачи, формы, методы. Виды маркетинговой информации при проведении маркетинговых исследований: первичная и вторичная информация. Процедура отбора источников информации.
Методы определения объема и качественных показателей выбор- ки. Определение типа выборки. Выбор места проведения маркетингово- го исследования. Отбор объектов выборки. Требования к организации процесса сбора информации.
Понятие и виды маркетингового анализа. Обработка маркетинго- вой информации: методы систематизации, табулирования, группировки.
Тема 3. Конкурентоспособность и пути ее повышения Понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность пред- приятия и конкурентоспособность товара. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия и товара. Модель конкурентоспо- собности Майкла Портера. Научные подходы к оценке конкурентоспо- собности. Методы оценки конкурентоспособности: качественные и ко- личественные (экономические). Показатели конкурентоспособности: единичные, итоговые и комплексные. Расчет конкурентоспособности методом профилей. Пути повышения конкурентоспособности предпри- ятий туризма и гостинично-ресторанного бизнеса.
Тема 4. Анализ потребителей услуг предприятий туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Процесс принятия решения о покупке. Факторы, влияющие на по- ведение конечного потребителя. Оценка потребностей с позиции моти- вации, потребительского поведения и рационального потребления. Классификация потребителей в туризме. Исследование процесса приня- тие решения о покупке в туризме и гсотинично-ресторанного бизнеса.
Выбор типа потребителей с учетом сегментирования рынка. Ос- новные критерии сегментирования: географический, демографический, социально-экономический, психографический. Выбор методов рыноч- ной сегментации. Классификация целевых групп на рынке туризма и гостинично-ресторанного сервиса.
Тема 5. Сущность товара в маркетинге Понятие и уровни товара в туризме и индустрии гостеприимства: физические свойства товара, удовлетворение потребности товаром или услугой, товар (услуга) в реальном исполнении, товар с подкреплением. Особенности услуги как товара. Понятие жизненного цикла товара, эта- пы жизненного цикла, виды проявления жизненного цикла с учетом специфических характеристик товара (услуги) в туризме и гостинично- ресторанном бизнесе.
Товарная политика как подфункция маркетинга предприятия ту- ризма и гостинично-ресторанного бизнеса. Формирование ассортимента в туризме и индустрии гостеприимства. Маркетинговые методы разра- ботки туристского и гостинично-ресторанного товара (услуги).
Тема 6. Цена как инструмент маркетинга Цена как элемент комплекса маркетинга. Процесс разработки стра- тегий ценообразования. Внешние факторы процесса ценообразования. Цели ценообразования: максимизация сбыта, максимизация прибыли, выживание. Варианты ценовых стратегий на этапе жизненного цикла продукта. Затратные и рыночные методы ценообразования. Факторы эластичности спроса при использовании метода потребительской оцен- ки. Использование единичного показателя конкурентоспособности по цене при использовании метода конкурентного анализа. Дифференциа- ция цен на туристские и гостинично-реторанные продукты и услуги.
Тема 7. Товародвижение, сбыт и сервис в маркетинговой деятельности
Сущность сбытовой деятельности предприятий туризма и индуст- рии гостеприимства. Формирование сбытовой стратегии предприятия туризма и гостинично-ресторанного сервиса. Каналы распространения
туристских товаров и услуг, уровни каналов. Формы и методы реализа- ции турпродукта. Способы и методы реализации (сбыта) турпродукта. Система распределения в индустрии гостеприимства.
Тема 8. Маркетинговые коммуникации на предприятиях туризма и гостинично-ресторанного сервиса Понятие маркетинговых коммуникаций в туризме. Модель марке- тинговой коммуникации. Классификация маркетинговых коммуникаций в зависимости от цели, средств передачи информации, жизненного цик- ла продукта и т.д.
Реклама: виды, функции, требования к рекламе. Организация рек- ламной деятельности в компании. Процесс рекламного планирования. Оценка эффективности рекламы.
PR – общественные связи. Принципы и методы PR. Колесо PR. Общественные связи в формировании имиджа компании. Внешняя и внутренняя среда имиджа.
Стимулирование сбыта и личные продажи. Формы, методы, осо- бенности проявления на предприятиях туризма и гостинично-ресторан- ного сервиса.
Тема 9. Маркетинговое планирование на предприятии Роль маркетингового планирования в социально-экономическом планировании предприятия. Виды маркетингового плана: перспектив- ное (стратегическое) и тактическое планирование. Классификация мар- кетинговых стратегий. Процесс стратегического планирования: анализ внешней среды, цели, портфолио-анализ, оценка стратегического поло- жения, анализ альтернативных стратегий, выбор стратегии роста.
Содержание маркетингового плана и маркетинговой программы.
Разработка бюджета маркетинга. Маркетинговый контроль.
Тема 10. Организация маркетинговой деятельности в предприятии Изменение роли маркетинга в организации: маркетинг как функция распределения, маркетинг как функция продажи, маркетинг как само- стоятельная служба, маркетинг как главная функция компании. Органи- зационные аспекты развития маркетинга. Организационные структуры маркетинга. Факторы и принципы организации маркетинговой структу- ры предприятия.
Перечень тем практических занятий Тема 1. Развитие концепций маркетинга Виды концепций маркетинга. Особенности проявления концепций в современных условиях. Факторы, влияющие на выбор концепции мар-
кетинга. Специфика концепции маркетинга в зависимости от типа пред- приятия туризма и гостинично-ресторанного маркетинга.
Тема 2. Методы сбора маркетинговой информации вариант: Первичные источники информации. Разработка анкеты для проведения опроса потребителей услуг туризма и индустрии госте- приимства. Методы систематизации данных опроса: группировка, кла- стерный анализ.
вариант: Вторичные источники информации. Анализ информаци- онных ресурсов: интернет-библиотеки, профессиональные сайты, рек- ламные материалы. Систематизация данных.
Тема 3. Методы оценки конкурентоспособности Задача расчета конкурентоспособности по единичным и групповым методам.
Тема 4. Сегментация потребительского рынка Группировка потребительского рынка в соответствии с признаками сегментации. Распределение по целевым группам. Расчет бюджетной группировки.
Тема 5. Товародвижение в системе маркетинга Вариант 1: Классификация товара в туристском и гостинично- ресторанном маркетинге. Оценка жизненного цикла товара.
Вариант 2: Разработка туристского товара. Ассортиментная поли- тика.
Тема 6. Ценообразование при разработке маркетингового плана Использование метода конкурентной оценки на основании единич- ного показателя ценовой конкуренции и коэффициента привлекательно- сти цены. Использование метода директ-костинг при определении цены. Разработка дифференцированных цен.
Тема 7. Планирование сбыта и продвижения в маркетинговой деятельности вариант: Разработка вертикальной системы сбыта в соответствии с выбранными параметрами предприятия туризма и гостинично- ресторанного бизнеса.
вариант: Оценка уровня сбыта субъекта маркетинговой деятель- ности. Анализ сезонности продаж, определение коэффициента сезонно- сти.
вариант: методы рекламного планирования. Выбор каналов про- движения. Оценка бюджета и эффективности рекламы.
Тема 8. Планирование и организация маркетинговой деятельности Оценка бюджета маркетинга на основе разработанного маркетин- гового стратегического (тактического) плана.
Тема 9. Презентация и защита курсовых проектов.
Тема 10. Презентация и зашита курсовых проектов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении дисциплины необходимо, чтобы освоение студента- ми теории дополнялось приобретением личностных и профессиональ- ных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельно- стью.
Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрено напи- сание курсовой работы. Курсовая работа начинается с выбора темы. После выбора темы студент приступает к изучению информационного материала. Весь собранный материал обобщается и анализируется.
Перечень и тематика курсовых работ Формирование концепции социально-этичного маркетинга на предприятии туризма (гостиничного хозяйства).
Организация маркетинговой деятельности предприятия туризма.
Анализ маркетинговой внешней среды предприятия туризма (гостиничного предприятия, предприятия общественного питания).
Анализ поставщиков и посредников как участников маркетинго- вой микро-среды предприятия.
Анализ маркетинговой внутренней среды туристского предпри-
ятия.
Маркетинговые исследования потребительского поведения в ту-
ризме для формирования целевых групп. Анализ конкурентной среды туристского предприятия.
Формирование программы повышения конкурентоспособности предприятия туризма.
Инвестиционная политика предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности.
Сегментирование и позиционирование туристского продукта (туристского предприятия).
Брэндинг в туризме как основа позиционирования.
Исследование жизненного цикла туристского продукта.
Ценовая политика туристского предприятия.
Дифференцированные подходы в ценообразовании предприятия туризма (гостиничного хозяйства).
Стимулирование сбыта как маркетинговый инструмент ценооб- разования и продвижения в туризме.
Ассортиментно-сбытовые механизмы маркетинговой деятельно- сти на предприятии туризма.
Анализ средств рекламы (по видам) на рынке туристских (гос- тиничных, ресторанных) услуг в г.Владивостоке (Приморском крае).
Анализ интернет-рекламы на рынке туристских услуг в г. Вла- дивостоке (Приморском крае).
Разработка программы продвижения предприятия (туризма, гос- тиничного, предприятия общественного питания).
Разработка рекламной кампании гостиничного предприятия (предприятия общественного питания).
Формирование системы личных продаж в программе продвиже- ния туристского предприятия.
Разработка программы продвижения тура (услуги) в туризме и гостиничном хозяйстве.
Территориальный маркетинг как инструмент формирования еди- ного туристского продукта региона на примере Приморского края (рай- она).
Выставочная деятельность на рынке туристских, гостиничных и ресторанных услуг в Приморском крае.
Разработка программы участия в выставке туристского предпри- ятия в качестве экспонента.
Разработка PR-акции предприятия (туризма, гостиничного пред- приятия, предприятия общественного питания) в имиджевой политике.
Маркетинговое планирование на предприятиях туризма и гости- ничного хозяйства.
Стратегическое маркетинговое планирование предприятия туриз-
ма.
Программный подход в маркетинговом планировании предпри-
ятия туризма (гостиничного хозяйства). Проведение маркетингового аудита на предприятии туризма (гос- тиничного предприятия, предприятия общественного питания).
Выбор варианта курсовой работы № варианта
| Буква алфавита, с которой начинается ваша фамилия
| № варианта
| Буква алфавита, с которой начинается ваша фамилия
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| А
| 16
| Р
| 2
| Б
| 17
| С
| 3
| В
| 18
| Т
| 4
| Г
| 19
| У
| 5
| Д
| 20
| Ф
|
Продолжение
1
| 2
| 3
| 4
| 6
| Е
| 21
| Х
| 7
| Ж
| 22
| Ц
| 8
| З
| 23
| Ч
| 9
| И
| 24
| Ш
| 10
| К
| 25
| Щ
| 11
| Л
| 26
| Э
| 12
| М
| 27
| Ю
| 13
| Н
| 28
| Я
| 14
| О
| 29
| А
| 15
| П
| 30
| Б
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов В качестве выходного проекта предусмотрено написание курсовой работы. Курсовая работа начинается с выбора темы. После выбора темы студент приступает к изучению информационного материала. Весь соб- ранный материал обобщается и анализируется.
Курсовая оформляется в соответствии с СТО 1.005-2007 Система вузовской учебной документации. Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ, рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам. Структура и пра- вила оформления.
Общий объем работы 30-40 страниц.
Рекомендации по работе с литературой
Для того чтобы магистрант имел четкое представление о структуре рынка туристских услуг и его особенностях необходимо использовать учебник: Бутко И. И. Маркетинг в туризме: учеб. пособие [для студентов вузов] / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2013. - 416 с.
Основы маркетинговых исследований в туризме изложены в учебнике: Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: учебник/ Н.К. Моисеева –М.: Финансы и статистика, 2009. - 496 с.
Вопросы маркетинговых коммуникаций в туризме представлены в учебном пособии: Дурович А.П.
Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов вузов / А. П. Дурович. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 316 с.
Особенности стратегического маркетингового планирования рассматриваются в учебнике: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: [учебник для студентов вузов] / Ф. Котлер, К. Л. Келлер ; пер. с англ.: С. Жильцова, М. Жильцова, Д. Раевской. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 816 с.
Маркетинговые исследования туристского продукта рассматриваются в учебном пособие: Бутко И. И. Маркетинг в туризме: учеб. пособие [для студентов вузов] / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2013. - 416 с.
Рекомендуемая периодическая и непериодическая литература поможет студентам выполнять задания самостоятельной работы.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины студентами всех форм обучения
Дайте определение понятия «туристский и гостинично-ресторан- ный маркетинг».
Каковы цели, задачи и функции маркетинга?
Опишите концепции маркетинга.
Какова роль маркетинга в современной экономике?
Каковы существенные особенности маркетинга как базовой функ- ции менеджмента?
Опишите порядок маркетинговых исследований.
Перечислите источники маркетинговой информации.
Приведите пример процедуры проведения полевых следований в маркетинге.
Составьте перечень видов выборочного маркетингового иссле- дования.
Выделите составные элементы структуры маркетинговой среды предприятия.
От чего зависят факторы формирования маркетинговой макро- среды?
Каковы существенные особенности маркетинговой микросреды предприятий туризма и гостинично-ресторанного сервиса?
Чем вызвана необходимость формирования нормативно- правового регулирования рекламной деятельности?
Каково назначение оценки конкурентной среды?
Составьте перечень показателей конкурентной среды.
Каковы существенные особенности пяти сил конкуренции Майкла Портера в туризме?
Приведите пример оценки конкурентоспособности предприятия и товара.
В чем заключается сущность повышения конкурентоспособно- сти предприятия?
Укажите состав анализа потребителей продукции и услуг в сис- теме маркетинга.
Составьте перечень критериев сегментации потребительского рынка.
Приведите пример целевых групп потребителей услуг туризма и гостинично-ресторанного сервиса.
Укажите принципиальные различия анализа внутренней среды предприятия туризма и гостиничного хозяйства при разработке марке- тингового плана.
Опишите назначение характеристики продукции и услуг при разработке маркетингового плана.
От чего зависит жизненный цикл продукта в системе маркетин-
га?
Выделите составные элементы методики разработки стратегиче-
ского и тактического плана маркетинга. Выделите составные элементы классификации маркетинговых стратегий.
Объясните в чем разница между стратегическими моделями М.Портера, Анзоффа, БКГ, Мак Кинси, Томпсона.
Приведите пример расчета емкости рынка и определения доли рынка предприятия.
Обоснуйте необходимость формирования программы сбыта то- варов и услуг предприятий туризма и гостеприимства.
Какового назначение целевого подхода при определении страте- гии ценообразования?
Опишите методы ценообразования предприятий туризма и гос- тинично-ресторанного бизнеса.
От чего зависит функция эластичности спроса при определении цены методом потребительской оценки?
Опишите затратный метод ценообразования: классификация, со- став и структура затрат туристского предприятия.
Каковы существенные особенности использования метода «ди- рект-костинг» при разработке цены затратным методом?
Перечислите виды и формы продвижения в коммуникативной политике предприятия туризма и гостинично-ресторанного сервиса.
Перечислите виды и формы рекламы в туризме и гстинично- ресторанном бизнесе.
В чем заключается сущность планирования рекламной кампании в маркетинговой деятельности предприятия?
Обоснуйте роль принципов PR при формировании имиджа предприятия и товара.
Укажите в чем разница между личной продажей и методами стимулирования сбыта.
В чем заключается сущность организации маркетинговой дея- тельности предприятий туризма и гстинично-ресторанного бизнеса?
Приведите примеры организационных структур маркетинга.
Обоснуйте роль персонала в организации маркетинговой дея- тельности предприятия.
Приведите примеры бюджетов маркетинга.
Чем вызвана необходимость организации маркетингового кон- троля и аудита на предприятии?
Каково назначение оценки эффективности маркетинговой дея- тельности?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Бутко И. И. Маркетинг в туризме: учеб. пособие [для студентов вузов] / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2013. - 416 с.
Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник для студентов вузов / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 214 с.
Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов вузов / А. П. Дурович. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 316 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: [учебник для студентов вузов] / Ф. Котлер, К. Л. Келлер ; пер. с англ.: С. Жильцова, М. Жильцова, Д. Раевской. - 12-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 816 с.
Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: учебник для студ. вузов / Н. К. Моисеева; Рос.междунар. академия туризма. - М. : Финансы и статистика : Советский спорт, 2009. - 496 с.
Дополнительная литература
Безрутченко Ю. В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие [для студентов вузов] / Ю. В. Безрутченко. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2013. - 232 с.
Кнышова Е.Н. Маркетинг туризма: учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред.проф. образования / Е. Н. Кнышова. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2010. - 352 с.
Лашманова Н.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Лашманова, М. Ю. Абабкова. - СПб. : СПбГУП, 2009. - 288 с.
Розанова Т.П. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма: Практикум/ Т.П. Розанова, Т.В. Муртузалиева.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-132с.
Сарафанова Е.В. Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов образоват . учреждений сред. проф. образования / Е. В. Сарафанова, А. В. Яцук. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. - 240
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 5
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 12
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
|