Программа по дисциплине «Анатомия»





Скачать 326.88 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Анатомия»
страница1/3
Дата публикации17.03.2015
Размер326.88 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(ВГУЭС)


АНАТОМИЯ

Учебная программа курса по специальности

100103.65 Социально-культурный
сервис и туризм

Специализация «Спортивно-оздоровительный сервис»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 28.706

Учебная программа по дисциплине «Анатомия» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.

Предназначена студентам по специальностям 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм Специализация: «Спортивно-оздоровительный сервис»


Составители:

П.В. Кику, доктор мед. наук, профессор кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса,

Л.П. Арапко, канд. мед. наук, профессор кафедры физкультуры и спорта,


Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.

Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 01.04.2014 г., протокол № 6

© Издательство ВГУЭС,

2014


ВВЕДЕНИЕ
Курс предназначен для ознакомления студентов с основами анатомии человека. Анатомия человека-область, которая известна с древних времен, она базируется на науке о внешней форме и внутреннем строе- нии организма. Она изучает строение человеческого тела в связи с функцией его органов, особенностями происхождения человека и его возрастного развития.

В настоящее время общество приходит к осознанию того, что здо- ровье на популяционном уровне является, не только социально-демо- графическим, экономическим и политическим фактором, но и фактором национальной безопасности и в конечном итоге – вопросом сохранения нации. Ввиду того, что изучение тела человека всегда ведется с учетом выполняемой им функций, лишь, будучи связаны с жизнедеятельностью организма, с функцией, те или иные анатомические данные становятся полноценными и представляют интерес для специалистов в области фи- зического воспитания. Знания и навыки, приобретаемые студентами в результате освоения курса, окажутся необходимыми в дальнейшей про- фессиональной деятельности. Дисциплина располагается на стыке фи- зиологии, валеологии, психологии. Она тесно связана с теоретическими основами многих медико-биологических наук.
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1.Цели и задачи учебного курса
Цели учебного курса дисциплины:

подготовить будущих тренеров и педагогов по физическому вос- питанию к практической деятельности на основе глубоких знаний строения организма человека и анатомического анализа положений и движений тела спортсменов.

изучить возрастные изменения в организме человека.

Задачи изучения курса:

- способствовать формированию у студентов диалектико-материа- листического мировоззрения в понимании естественных научных основ спорта.

- расширять общебиологическую и методологическую подготовку студентов – специалистов по ФК и С.

- научить понимать и предвидеть те структурно-функциональные изменения в различных органах и организме в целом, которые могут происходить под влиянием физических нагрузок различного характера и интенсивности.
1.2 Требования к компетенциям, приобретаемым

при изучении курса с результатами изучения дисциплины
Студенты должны:

иметь четкое представление о строении органов, их кровоснаб- жении и иннервации, должны уметь дать полную оценку положений и движений тела спортсмена с учетом работы исполнительных органов, органов обеспечения и контроля.

уметь связать и объяснить строение органов и систем с их функ- циональными возможностями и продемонстрировать понимание практической значимости полученных знаний в своем дальнейшей, профес- сиональной деятельности в качестве тренеров и преподавателей физи- ческой культуры и спорта.
1.3 Объем и сроки изучения курса
Курс «Анатомия» изучается студентами очной формы обучения в 1 семестре и относится к циклу профкссиональных дисциплин.

Для студентов очной формы обучения количество аудиторных часов – 68, из них лекционных – 34, практических - 34.
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

при изучении данного курса

Лекции, просмотр слайдов, тестирование, составление опросников, посещение музея анатомии в ВГМУ. Практические занятия проводятся на муляжах.

1.5 Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы

студентов при изучении курса
Текущий контроль знаний осуществляется при помощи экспресс- контрольных работ. Промежуточный контроль проводится дважды по результатам выполнения промежуточных аттестаций и посещаемости лекций. Итоговый контроль-экзамен. Форма проведения экзамена уст- ная. Экзаменационный билет включает три теоретических вопроса по тематики лекций и практических занятий. (см. 3.1 Перечень и тематика самостоятельной работы студентов.)
1.6 Техническое и программное обеспечение дисциплины
Техническое обеспечение курса состоит в использовании мульти- медийного оборудования с программным обеспечением РОМЕГ РОИНТ Аудитория должна быть оснащена мультимедийным оборудованием и диапроектором. муляжи, вспомогательное медицинское оборудование.
2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1 Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Анатомия – человека – наука о внешней форме и внутреннем строении организма. Характеристика анатомии как базовой дисциплины, ее значение для специалистов ФК и С.

Исторические этапы развития анатомии. Основные этапы развития анатомии как науки Роль древних ученых в развитии анатомии Гиппо- крата, Галена, Авиценны, Везалия и др. Роль отечественных ученых а развитии анатомии Пирогов, Лесгафт, Иваницкий.

Методы исследования в анатомии. Содержание основных методов вскрытие, рентгенография и рентгеноскопия, биопсия,
УЗИ и др.

Плоскости, оси и движения вокруг осей. Названия основных плоскостей, образования и название осей, движение в суставах вокруг осей.
Тема 2. Развитие организма. Общее понятие о клетке. Классификация тканей. Строение эпителиальной и соединительной ткани. Понятие об органах, системах и аппаратах организма. Периоды развития организма. Возрастная периодизация.
Тема 3. Морфология костной системы. Общие данные о соедине- нии костей. Строение скелета верхней конечности. Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти. Суставы верхней конеч- ности; грудино-ключичный плечевой, локтевой, лучезапястный, их классификация, форма суставных поверхностей их, движения, связки, особенности.
Тема 4. Строение скелета нижней конечности. Строение костей таза и свободной нижней конечности: тазовая кость, бедренная кость, кости голени и стопы. Суставы нижней конечности; тазобедренный, коленный, голеностопный, их классификация, форма суставных поверхностей, оси, движения, связки, особенности. Строение скелета туловища. Строение позвоночного столба, ребер и грудной клетки. Соединения позвоночного столба: атлантоосевой и атланто-затылочный суставы, их строение, классификация, оси, движения, связки и особенности. Соединения ребер с грудиной и позвоночным столбом.
Тема 5. Кости и соединения черепа. Строение и значение черепа. Основные кости мозгового и лицевого черепа. Наружные и внутренние основание черепа. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа. Критика «расовых» теорий строения черепа.
Тема 6. Морфология мышечной системы. Строение мышечной системы. Строение мышечного волокна, механизм его сокращения. Вспомогательный аппарат мышц. Виды работы мышц. Дыхательные мышцы. Строение, расположение, места начала и прикрепления основных и вспомогательных мышц вдоха и выдоха. Мышцы головы и шеи. Строение, расположение, название жевательных мышц. Особенности мимических мышц, их основные функции.
Тема 7. Морфология мышечной системой. Кисть как целое. Собственные мышцы кисти, их расположение и функция. Стопа как целое. Собственные мышцы стопы, их расположение и функции. Виды плоскостопия.
Тема 8. Учение о динамической анатомии. Исторические этапы развития динамической анатомии. Роль древних ученых (Гиппократа, Авиценны и др. и отечественных ученых Лесгафт, Иваницкий) в развитии динамической анатомии. Морфокинез верхней конечности. Рассматривается роль верхней конечности в осуществлении основных положений и движений тела человека. Морфокинез нижней конечности. Рассматривается роль нижней конечности в осуществлении основных положений и движений тела человека. Анатомический анализ типичных положений тела человека. Анатомический анализ упора лежа, стойка на кистях, вис на руках, борцовского моста. Анатомический анализ типичных движений тела человека. Анатомический анализ: ходьбы, бега, прыжка в длину с места, сальто назад.
Тема 9. Внутренние органы (органы обеспечения). Учение о внутренних органах. Пищеварительная система. Классификация внутренних органов: полые и паренхиматозные. Строение паренхиматозных органов. Значение пищеварительной системы. Морфологическая и функ- циональная характеристика отделов пищеварительной системы. Пищеварительные железы, их расположение, строение и функция. Брюшина. Производные брюшины. Органы дыхания. Значение органов дыхания. Внелегочные и внутрилегочные воздухопроводящие пути, их строение. Ацинус, строение и значение. Плевральная полость, плевральные сину- сы. Механизм дыхания.
Тема 10. Внутренние органы (органы обеспечения). Учение о сердечно-сосудистой системе. Строение сердца. Отделы сосудистой системы. Строение артерий, их классификация. Круги кровообращения. Где и чем они начинаются и где и чем заканчиваются. Строение стенок сердца. Клапанный аппарат сердца. Кровоснабжение и иннервация сердца. Мочеполовые органы. Значение и строение мочевой системы. Строение почек. Строение нефрона. Механизм образования мочи. Строение моче- выводящих путей. Значение и строение половой системы. Наружные и внутренние половые органы мужчин и женщин, их строение и значение.
Тема 11. Внутренние органы (органы обеспечение). Лимфатиче- ская система. Основные элементы лимфатической системы, их строение и значение. Первичные и вторичные органы иммуногенеза. Артериаль- ная система. Кровоснабжение органов обеспечения и исполнительных основных. Венозная система. Основные пути оттока венозной крови. Особенности течения крови в венозной системе. Воротная вена.
Тема 12. Внутренние органы (органы регуляции и контроля). Учение о нервной системе. Проводящие пути. Значение и строение нервной ткани. Строение нервных клеток. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Проводящие пути нервной системы: ассоциативные, комиссуральные, проекционные. Центральная нервная система. Строение спинного мозга, образование спинномозговых нервов. Строение головного мозга: стволовая часть, полушария мозга. Строение коры головного мозга. Подкорковые и кор- ковые анализаторы, их расположение и функция.
Тема 13. Внутренние органы (органы регуляции и контроля). Пе- риферическая нервная система. Основные сплетения спинномозговых нервов, их образование, основные ветви и зоны иннервации. Вегетатив- ная нервная система. Классификация. Основные отличия между симпа- тическим и парасимпатическим отделом. Особенности строения реф- лекторной дуги вегетативной нервной системы. Строение симпатиче- ского и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, их функция.
Тема 14. Учение об органах чувств. Орган зрения. Предверно – улитковый орган. Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров тела.
Тема 15. Учение об органах внутренней секреции. Роль эндокринных телец в регуляции мышечной деятельности. Гипофиз, щитовидная железа. Эндокринная часть поджелудочной железы. Надпочечник. Половые железы.
Тема 16. Конституциональная морфология и половой диморфизм.
2.2 Перечень тем практических занятий
Тема 1. Введение в анатомию костной системы. Общие данные о соединении костей.

Тема 2. Строение скелета верхней конечности.

Тема 3. Строение скелета нижней конечности.

Тема 4. Строение скелета туловища.

Тема 5. Введение в мышечную систему. Мышцы верхней конечности.

Тема 6. Мышцы нижней конечности.

Тема 7. Мышцы туловища.

Тема8. Общее понятие о динамической анатомии. Анатомический анализ положений движений тела спортсмена.

Тема 9. Внутренние органы (Органы обеспечения). Учение о внут- ренних органах. Пищеварительная система.

Тема 10. Органы дыхания.

Тема 11. Мочеполовые органы.

Тема 12. Учение о сосудистой системе. Строение сердца.

Тема 13. Лимфатическая система. Артериальная система. Венозная система.

Тема 14. Внутренние органы (Органы регуляции и контроля). Уче- ние о нервной системе. Проводящие пути.

Тема 15. Центральная нервная система.

Тема 16. Нервная периферическая система. Нервная вегетативная система.



3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
3.1 Перечень и тематика самостоятельных работ

студентов по курсу
В ходе самостоятельной работы студенты очной формы обучения выполняют рефераты по одной из предложенных тем (на выбор).
3.2 Тематика рефератов
Анатомия как наука. Анатомическое положение тела. Понятие о плоскостях и осях.

Клетка и ее строение. Органеллы клетки. Ткани. Органы. Клас- сификация систем с точки зрения динамической анатомии.

Кости человека, их функции, строение. Классификация костей. Виды костей скелета человека. Роль скелета в двигательной активности человека. Факторы влияющие на прочность костей.

Соединения костей: непрерывные, прерывные и полусуставы. Основные элементы и вспомогательные образования суставов. Класси- фикация суставов. Связь формы и строение суставов с выполняемой функцией: факторы, обусловливающие подвижность в соединениях костей.

Суставы, их строение. Месторасположение и строение суставов. Оси вращения и движения в этих суставах.

Позвоночный столб: отделы, количество и особенности строе- ния позвонков в зависимости от выполняемой ими функции, позвоноч- ный канал. Соединения костей позвоночного столба. Связочный аппа- рат позвоночного столба. Изгибы и искривления позвоночного столба, их формирование и функциональное значение. Движения позвоночного столба.

Компенсаторно-приспособительные и деструктивные измене- ния скелета и под влиянием динамических и статических нагрузок раз- ное интенсивности у лиц, занимающихся различными видами двига- тельной активности.

Мышца как орган: внешнее и внутреннее строение, основные части мышцы, мышечные волокна. Пучки мышечных волокон и их на- правление в мышцах. Вспомогательный аппарат мышц и его функцио- нальное значение. Функции мышц: двигательная, опорная, защитная и теплопродукция. Взаимосвязь формы мышцы с выполняемыми ею функциями. Анатомический анализ работы мышц в основных положе- ниях и движениях. Мышцы синергисты и антагонисты.

Строение, топография и функции поперечно-полосатой муску- латуры.

Компенсаторно-приспособительные и деструктивные измене- ния мышц под влиянием динамических и статических нагрузок разной интенсивности у лиц, занимающихся различными видами двигательной активности.

Значение и общие функции ЦНС. Особенности нервной и гумо- ральной регуляции деятельности различных органов и систем организма человека.

Общая схема программирования и управления движениями. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС – рефлекс, рефлекторная дуга, обратная связь (рефлекторное кольцо).

Нейтрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Функции нейтронов (восприятие, переработка, передача и хранение ин- формации). Разновидности нейтронов – афферентные, промежуточные и эфферентные.

Мембранные потенциалы нервной клетки (потенциал покоя и потенциал действия). Передача информации от одного нейрона к дру- гому. Синапсы (контакты) и механизм их работы.

Понятие о нервных центрах. Их роль в регуляции процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека.

Общие закономерности деятельности анализаторов. Классифи- кация и механизмы возбуждения рецепторов. Абсолютные и дифферен- циальные пороги возбуждения рецепторов.

Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы двига- тельной сенсорной системы (мышечные веретѐна, сухожильные и сус- тавные рецепторы), их значение в управлении движениями.

Понятие о нервно-мышечном (двигательном) аппарате. Двига- тельные единицы (ДЕ) мышцы и их классификация. Включение разных ДЕ в зависимости от силы сокращения и мощности работы.

Композиция мышц. Способы ее определения. Значение компо- зиции в определении наиболее успешной направленности используемых при тренировке физических упражнений.

Механизмы сокращения и расслабления скелетных мышц. Тео- рия скольжения.

Режимы и типы мышечных сокращений. Зависимость между силой сокращения мышцы и скоростью ее укорочения.

Механизмы регуляции силы сокращения скелетных мышц.

Понятие о нервно-мышечном аппарате, его основных функции. Строение мышечного волокна. Физические и физиологические свойства мышечных волокон. Механизмы сокращения и расслабления мышечно- го волокна (теория скольжения). Роль ионов кальция (Са + +) в сокра- щении мышцы.

Двигательные единицы (ДЕ) скелетных мышц – основные мор- фофункциональные элементы нервно-мышечной системы. Типы ДЕ. Зависимость функциональных свойств мышцы (силы и скорости сокра- щения, выносливости) от состава, входящих в нее ДЕ. Понятие о мы- шечной композиции.

Основные функции крови: транспортная, дыхательная, пита- тельная, выделительная, терморегуляторная, поддержание водно- солевого и кислотно-основного состояния (КОС), защитная и регуля- торная.

Форменные элементы крови, гематокрит. Группы крови. Свер- тывание крови. Изменение в системе крови при мышечной работе.

Функции кровообращения. Сердце. Функциональные особенно- сти сердечной мышцы. Автоматия и проводящая система сердца.

Функции артериальных и венозных сосудов. Тонус сосудов. Обмен газов, жидкости и веществ через стенку капилляров.

Основные показатели гемодинамики: объемный поток крови (Q), давление крови (P) и сосудистое сопротивление кровотоку (R). Q=P/R. Их изменения в зависимости от характера выполняемой работы. Кровоснабжение мышц при различных режимах сокращения.

Система крови и ее функции. Форменные элементы крови и их основное назначение. Изменения в системе крови при мышечной ра- боте.

Структурные и функциональные особенности сердечной мыш- цы. Сердце как насос.

Показатели работы сердца. Зависимость изменений минутного объема кровообращения (МОК), систолического объема (СО) и частоты сердечных сокращений от силы и продолжительности изометрических сокращений и мощности циклической (динамической) работы.

Использование ЧСС в качестве критерия необходимой величи- ны тренировочных нагрузок для лиц разного возраста и сходной физи- ческой подготовки.

Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищева- рение в полости рта, желудка, 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.

Функции желез внутренней секреции (эндокринные железы). Их роль в регуляции жизнедеятельности организма в покое и при мы- шечной работе. Гормоны и механизмы их действия.

Функции гормонов надпочечников. Гормоны мозгового слоя (адреналин и норадреналин), их связь с симпатической нервной систе- мой и роль мобилизации физиологических резервов при мышечной ра- боте.

Гормоны коркового слоя (минералокортикоиды и глюкокорти- коиды), их значение в процессах срочной и долговременной адаптации организма к экстремальным факторам, в том числе и к мышечным на- грузкам.

Функции половых желез и их роль в развитии физических ка- честв человека.

Функции гормонов поджелудочной железы (инсулина и глюка- гона).

Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, каль- цитонин) и их назначение. Влияние гормонов щитовидной железы на энергетический обмен и процессы терморегуляции.

Функции гормонов гипофиза (передней, средней, и задней до- ли). Роль гормонов гипофиза в регуляции деятельности других желез внутренней секреции.

Значение гормонов в регуляции обмена веществ в покое и при мышечных нагрузках. Стресс и механизмы общей адаптации.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Анатомия» iconРабочая программа по дисциплине «Анатомия человека»
Рабочая программа по дисциплине «Анатомия человека» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм» профиль: технология...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»
Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с
Программа по дисциплине «Анатомия» iconПрограмма «Мировая художественная культура»
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconМинобрнауки России
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconОтчет структурного подразделения
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconГоу то тс(к)О школа – интернат
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconПеречень вопросов по гигиене питания
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconТаррагона или поблет 4 часа
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» icon2 Функции Жюри номинации «Технология бродильных производств и виноделие»
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconТема: что такое безопасность и чрезвычайная ситуация. Программное содержание
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных
Программа по дисциплине «Анатомия» iconВопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Рентгенэндоваскулярные...
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Нормальная анатомия сердца. Нормальная анатомия артериальной и венозной сосудистой...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconТесты по валеологии для аттестации учителей Значение питания в жизни человека
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconВитамины и обогащенные ими продукты питания в охране здоровья работников...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconКонспект урока «Витамины» 10 класс, буп 1 час, программа О. С. Габриелян....
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...
Программа по дисциплине «Анатомия» iconУкраинская Ассоциация "Женщины в науке и образовании", Харьковский...
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск