Скачать 212.63 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт сервиса, туризма и дизайна Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса КРАЕВЕДЕНИЕ Учебная программа курса Основная образовательная программа 030500.62 Юриспруденция 080100.62 Экономика 080500.62 Менеджмент Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 26.891 Учебная программа по дисциплине «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Содержит организационно-методические указания и описание дисциплины, а также контрольные вопросы для самостоятельной проверки освоенного материала. Предназначена студентам по направлениям 030500.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика, 080500.62 Менеджмент всех форм обучения. Составитель: Е.С. Ильяшенко, ст. преподаватель кафедры ТГРБ. Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5. Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6 Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Краеведение» является факультативной для бакалавров в области юриспруденции, экономики и менеджмента. Краеведение является совокупностью знаний: географических, исторических, туристско-экскурсионных. В туристской практике краеведение имеет большое значение для составления и подготовки описаний маршрутов, экскурсий, объектов показа. Деятельность в области краеведения направлена на изучение среды обитания и быта населения края, области, города, района, села, их культурной истории и хронологии, естественно-исторического, экологического взаимодействия природы и человека, использования природных ресурсов в конкретных местных, ландшафтных условиях. Краеведением являются биосферные концепции природопользования и экологокультурная ориентация. Анализ краеведческого материала способствует формированию нового туристского продукта в виде новых маршрутов при организации въездного туризма. 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Целью дисциплины «Краеведение» является формирование у студентов системы краеведческих знаний о Дальнем Востоке и Приморском крае с практическим применением полученных знаний для организации нового туристского продукта. Задачами курса являются:
Совокупность компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплины В процессе изучения курса студент должен приобрести компетенции: умение владеть методами и формами краеведческого исследования, умение использовать полученные знания о природных и культурно-исторических ресурсах региона для разработки нового туристского продукта с целью привлечения большего количества туристов на внутренний рынок.
Изучение курса предусматривает 120 часов общего объема, в т.ч. 6 часов отводится на лекционный курс, 4 часа на практические занятия, 110 часов на самостоятельную работу для студентов направления «Юриспруденция».
Основными видами занятий являются лекции и семинарские/практические занятия. Лекционные занятия проводятся в форме информационных сообщений с максимальным использованием раздаточного материала и средств мультимедиа. Практические занятия проводятся в форме дискуссий, индивидуальных выступлений - презентаций студентов, решения ситуационных задач.
В ходе изучения курса студент должен прослушать лекции, содержащие сведения об основных понятиях, функциях и формах краеведения, связи краеведения с другими дисциплинами, средневековых государствах на территории Приморья, открытии и освоении дальневосточных земель, исследовании территории юга Дальнего Востока в ХIХ веке, социально-экономических и политических преобразованиях на юге Дальнего Востока, памятниках истории, культуры и архитектуры Приморского края. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности. Студенты в период изучения курса занимаются самостоятельной работой, один из результатов которой должен быть представлен в виде реферата, содержащего краеведческое исследование одного из районов Приморского края. Обязательным условием допуска студента к экзамену является подготовка реферата по выбранной теме. Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки. Она предполагает приобретение и закрепление студентами навыков самостоятельного краеведческого исследования, опыта работы с профессиональной литературой, периодическими изданиями и другими источниками информации, сбора и обработки фактического материала, его анализа, умения делать выводы применительно к конкретно разрабатываемой проблеме.
В качестве текущего контроля на практических занятиях применяются: тестирование, индивидуальный опрос, контрольные работы, индивидуальные задания, рефераты. Курс практических занятий заканчивается выполнением и защитой индивидуального задания в виде разработки реферата, основанного на краеведческом исследовании одного из районов Приморского края. Промежуточная (семестровая) аттестация – экзамен проходит в форме электронного тестирования. 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Перечень тем лекционных занятий Тема 1. История и теория краеведения Предмет, цели и задачи курса «Краеведение». Основные понятия и определения, организационные функции, формы, направления краеведения. Научно-просветительские организации, координирующие краеведческую работу. Тема 2. Краеведение как комплекс дисциплин Связь краеведения с другими дисциплинами. Природно-географический и культурно-исторический потенциал Приморского края. Краеведение и туризм. Тема 3. Приморский край в древности Древнейшие поселения и средневековые государства на территории Приморья. Аборигенное население в середине XIX – начале XX веков. Эпоха камня в Приморье. Основные памятники каменного, железного и бронзового века и их использование в туризме. Известные археологи края. Тема 4. Средневековые государства на территории Приморья Государство Бохай. Империя Цзинь. Территория и административное деление; власть и управление; организация армии, хозяйства и быта; международные связи; религия и культура каждого из этих государств. Причины гибели. Тема 5. Открытие, изучение и освоение Россией дальневосточных земель Русские экспедиции на Восток в XVII в. Предпосылки и особенности продвижения на Восток Русского государства. Маршруты П. Бекетова, И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, О. Степанова. Хозяйственное освоение новых земель. Стихийное переселение на новые земли казаков, крестьян и предпринимателей, строительство первых острогов, начиная с Якутска, развитие земледелия, промыслов и торговли. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор (1689 г.). Поли- тическая ситуация в Китае и его устремления. Столкновения русских отрядов с маньчжурами, две осады Албазина. Значение Нерчинского договора с Китаем и его последствия для России. Тема 6. Формирование и исследование территории юга Дальнего Востока в XIX веке Российские путешествия и географические открытия в XIX в. Международная обстановка на Дальнем Востоке в первой половине XIX в. Проблема экономических интересов России в этом регионе и механизм ее решения, в частности, исследование территории. Роль Н.Н. Муравьева-Амурского и Г.И. Невельского. Русско-китайские отношения, Айгуньский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры с Китаем. Русско-японские отношения, Симодский (1855 г.) и Петербургский (1875 г.) договоры с Японией. Тема 7. Социально-экономические преобразования на юге Дальнего Востока во второй половине XIX века Изменения административно-территориального устройства региона во второй половине XIX в. Государственная политика переселения. Развитие сельского хозяйства. «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях» (1861 г.). Характер колонизация. Коренное население и переселенцы. Тема 8. Приморье в начале XX века Русско-японская война 1904–1905 гг. Экономика Приморья в начале XX века. Изменения в дальневосточной политике правительства после русско-японской войны, и их влияние на экономическое развитие территории. Характеристика промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства и кооперации. Тема 9. Революция и гражданская война в Приморье Первая русская революция 1905–1907 гг. Приморье в 1917 году: хроника революционных событий. Местные структуры Временного правительства. Гражданская война и военная интервенция в Приморье (1918–1922 гг.). Обстановка в Приморье в годы военной интервенции. Тема 10. Приморский край в 1920–30-е годы Административно-территориальное деление. Совершенствование административного деления в хронологической последовательности, начиная с ликвидации Приамурского генерал-губернаторства в 1917 г. до разделения Дальневосточного края на Приморский и Хабаровский 20 октября 1938 г. Тема 11. Приморский край в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) Международная обстановка на Дальнем Востоке накануне войны. Сложность международной обстановки в 1920–30-е годы: вооруженные провокации Китая на КВЖД, военные инциденты с Японией вплоть до захвата японскими войсками высот Заозерная и Безымянная в районе оз. Хасан (1938 г.). Военные действия, их итоги и значение. Имена командиров и бойцов всех родов войск, отличившихся в сражениях. Война с Японией 8 августа-2 сентября 1945 года. Причины, начало, ход военных действий, результаты и значение войны СССР с Японией в 1945 г. Неизвестные страницы войны с Японией. Тема 12. Приморский край в 1950–80-е годы Экономическое развитие. Политические, экономические и соци- альные факторы, которые оказывали влияние на состояние обществен- ного климата в разные годы. События середины-второй половины 1980- х годов в крае, с учетом курса на реформы. Тема 13. Приморский край на рубеже XX–XXI века Начало рыночных реформ в 1990-е годы. Характеристика полити- ческих, экономических и социальных реформ 1990-х годов. Их влияние на изменение уровня жизни в Приморье. Сущность реформирования местного управления в 1990-е годы. Тема 14. Наука, культура и образование в Приморском крае в XIX–XX веках Первые профессиональные учебные заведения, их профиль. Восточ- ный институт. Создание и деятельность научных учреждений и обществ, краевед- ческих музеев. Музыка и театр, изобразительное искусство. Тема 15. Памятники истории, культуры и архитектуры Свод памятников истории, культуры и архитектуры Приморского края. Законодательная база и практика использования и охраны памят- ников в Приморье. Роль выдающихся личностей, деятельность которых нашла отражение в памятниках города Владивостока и Приморского края. История и геральдика города Владивостока. Тема 16. Топонимика Приморского края Тунгусо-манчжурские, китайские, восточнославянские топонимы на- селенных пунктов, заливов, бухт, островов Приморского края. Топони- мика города Владивостока в названиях улиц. 2.2 Перечень тем практических занятий для студентов всех форм обучения Возникновение первой государственности на юге Дальнего Вос- тока. Характеристика экспедиций первооткрывателей Дальнего Востока. Русско-китайские отношения в конце XIX – начале XX в. Административно – территориальное деление и политика переселения конца XIX–XX вв. Вклад исторических личностей в становление и развитие Дальне- го Востока. Основание Владивостока – форпоста Российской империи. Хроника событий из истории открытий и освоения Приморья в XVII–XX веке. Туристкие ресурсы районов Приморского края. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА При изучении курса необходимо, чтобы освоение студентами тео- рии дополнялось приобретением личностных и профессиональных ком- петенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрено вы- полнение реферата по тематике, отведенной на самостоятельное освое- ние курса. Перечень самостоятельных работ студентов всех форм обучения:
Самостоятельную работу по перечисленным выше темам студенты выполняют в устной форме на практических занятиях, кроме того по итогам дисциплины студенты выполняют реферативную работу. Для написания реферативной работы студенты самостоятельно вы- бирают один из районов Приморского края. Реферат выполняется по единому плану, согласно общеуниверситетским требованиям по оформ- лению письменных работ. Тема реферата посвящена краеведческому исследованию одного из районов Приморского края. В реферате необходимо привести общие сведения об исследуемом районе Приморского края, дать географическое описание и символику района, изучить топонимику местности, отразить в исследовании исто- рию освоения и современное состояние района, а так – же местные дос- топримечательности и памятники природы, рассмотреть предложенный район в качестве объекта внутреннего туризма на туристском рынке Приморского края. 3.1 Контрольные задания для промежуточной проверки знаний Контрольная работа № 1 История края как объект краеведческой деятельности. Основные археологические памятники древней истории Дальне- го Востока. Государственные образования на Дальнем Востоке. Контрольная работа № 2 Первая научно – просветительская организация на Дальнем Вос- токе. Русские географические открытия в Северо-Восточной Азии и юге Дальнего Востока. Особенности колонизационной политики России в дальнево- сточном регионе. Контрольная работа № 3 Роль краеведения для развития внутреннего туризма. Русско-китайские отношения в 50–80-е гг. ХVII в. Нерчинский договор 1689 г. Русские мореплавания и географические открытия в ХVIII в. на Дальнем Востоке. Контрольная работа № 4 Этапы становления краеведения в России. Создание и деятельность Российско-Американской компании. Роль Г.И. Шелихова в укреплении позиций России на американском материке. Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в 1-й пол. ХIХ в. и их значение. Контрольная работа № 5 Изучение Уссурийского края. Первые исследовательские экспе- диции XIX века. Хозяйственное освоение территории в XIX–XX веках. Амурский вопрос в российской политике. Русско-китайские и русско-японские отношения. Контрольная работа № 6 Современная краеведческая работа в Приморье. Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток. Освоение Россией дальневосточных земель и укрепление ее по- зиций в регионе (конец ХIХ в. по 1922 г.). Контрольная работа № 7 Российский Дальний Восток во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв. Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение. Административно-территориальное устройство во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв Контрольная работа № 8 Краеведческий подход к изучению региона. Дальневосточная внешняя политика России во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв. Дальний Восток в годы революционных потрясений и граждан- ской войны (1905–1922 гг.). Контрольная работа № 9 1.Роль краеведения в разработке экскурсий. Общественно-политические процессы на Дальнем Востоке в ус- ловиях революционных событий. Установление Советской власти на Дальнем Востоке. Контрольная работа № 10 Задачи современного краеведения. Исторические личности, формировавшие краеведческий потен- циал Приморья. Топонимы Приморского края. Контрольная работа № 11 Природа как объект краеведения. Дальневосточный регион в условиях интервенции и гражданской войны. Быт, традиции и культура коренных народов Приморского края. Контрольная работа № 12 Памятники истории и культуры как объекты краеведческой дея- тельности. Дальневосточная республика: причины образования, обществен- но-политическое устройство, значение. Социально-экономические и культурные преобразования в При- морье в послевоенный период. Контрольная работа № 13 Краеведческие музеи Приморского края. Российский Дальний Восток в период социалистического строи- тельства (1922–1990-е годы). Памятники и памятные места, связанные с периодом граждан- ской войны и интервенции в Приморье. Контрольная работа № 14 История края как объект краеведческой деятельности. Дальневосточный регион в годы Великой Отечественной и со- ветско-японской войн (июнь 1941 – сентябрь 1945 гг.). Дальневосточное общество во второй половине ХХ столетия. Контрольная работа № 15 «Столыпинские реформы» и их влияние на переселенческое движение. Дальний Восток в системе международных отношений. Восточнославянское население Приморья. 3.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины
4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1 Основная литература Власов С.А. Очерки истории Владивостока / С.А. Власов. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – 252 с. Власов С.А. Краткая история российского Дальнего Востока: учеб. пособие / С.А. Власов. – Владивосток, 2008. – 104 с. Ивакова А.М. История города Владивостока: учеб. пособие / А.М. Ивакова, Е.В. Чеберяк. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 60 с. Константинов Ю.С. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов; Федерал. центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М.: Советский спорт, 2009. – 324 с. 4.2 Дополнительная литература Алексеев А.И. Как начинался Владивосток / под ред. А.И. Кpушанова. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 2008. – 223 с.: ил. Забытые имена: Статьи и очерки. Вып. 2 / ред. кол. И.Г. Стрюченко, Н.В. Кочешков, Л.Е. Фетисова и др. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 198 с.: ил. – (История Дальнего Востока России в лицах). Записки Общества изучения Амурского края Т. XXXII. – Владивосток: Изд-во Общ-ва изучения Амур. края, 2010. – 186 с. История Дальнего Востока России: от эпохи первобытного общества до конца XX в.: в 3 т. т. 3, кн. 1: Дальний Восток России в период революций 1917 г. и гражданской войны / отв. ред. Б.И. Мухачев; Ин-т истории. археол. и этнографии народов ДВ. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 632 с. Курило Л.В. Краеведение и туризм: учебное пособие / Л.В. Курило – М.: РМАТ, 2008. – 324 с. Хисамутдинов А.А. Общество изучения Амурского края: биографический справочник: в 2 ч. Ч. 2: Деятели и краеведы / А.А. Хисамутдинов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. – 248 с. Хисамутдинов А.А. Общество изучения Амурского края: события и люди: монография. Ч. 1 / А.А. Хисамутдинов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 276 с. 5 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ Археологическая культура – группа древних памятников (стоянок, поселений и других объектов), расположенная на определен- ной территории и имеющая несомненные черты сходства в археологи- ческом материале (орудиях труда, посуде и т.д.). Биосферный заповедник – охраняемая территория (заповед- ник, национальный парк и др.), на территории которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, мониторингом среды и образованием в об- ласти охраны природы. Бронзовый век – переворотом в истории человечества было ос- воение металла. Переход к нему был долгим, сложным и не одновре- менным на всей территории нашей страны. Первым металлом, соста- вившим конкуренцию камню, стала бронза – сплав меди с оловом и другими добавками. Бронзовый век в южной части Дальнего Востока начался во II тысячелетии до нашей эры. Буферная республика ( ДВР) – государство, расположенное между враждующими державами. Городище (археол.) – остатки древнего укрепления, поселения. Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пре- делах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. Краеведение – совокупность знаний: географических, историче- ских, туристско-экскурсионных и др., об отдельных центрах, районах, местностях страны. В туристской практике краеведение имеет большое значение для составления и подготовки описаний маршрутов, экскур- сий, объектов показа. Каменный век – самый длительный в истории людей. Его при- нято делить на палеолит – древнекаменный век, мезолит – среднекамен- ный век и неолит – новокаменный век. КВЖД – Китайско-восточная железная дорога – железнодорож- ная магистраль в Северо-Восточном Китае общей протяженностью 2,500 км от станции Маньчжурия через Хайлар до станции Суйфыньхе, еѐ южная линия от Харбина до Люйшуна (Порт-Артур) и Даляня (Даль- ний). Музеи (от греч. museion – храм муз) – научные и образовательные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и ду- ховной культуры. Неолит – новый каменный век. Происходит от греческих слов: неос (новый) и литос (камень). Памятник – объект, составляющий часть культурного достоя- ния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, ис- кусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными зако- нами). Памятники природы – природные объекты, имеющие науч- ное, историческое или культурно-просветительское и эстетическое зна- чение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т.п.), охраняемые государством. Палеолит – древнекаменный век. Происходит от греческих слов: палеос (древний) и литос (камень). Порто- франко – право беспошлинной торговли. |
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») | Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | ||
Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... | ||
Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | ||
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы... | ||
Реферат по дисциплине «Краеведение» Тема: «История Анабарской кольчуги» Собрать материалы об участниках школьной краеведческой экспедиции – воспоминания, фотографии | Пояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение» Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 3 класс» (Воронеж, воипкипро, 2010),... | Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение» Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического... | ||
Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация... |