Программа по дисциплине «Краеведение»





Скачать 212.63 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине «Краеведение»
Дата публикации22.05.2015
Размер212.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа




Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт сервиса, туризма и дизайна

Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса




КРАЕВЕДЕНИЕ
Учебная программа курса
Основная образовательная программа

030500.62 Юриспруденция

080100.62 Экономика

080500.62 Менеджмент

Владивосток

Издательство ВГУЭС 2014

ББК 26.891

Учебная программа по дисциплине «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ. Содержит организационно-методические указания и описание дисциплины, а также контрольные вопросы для самостоятельной проверки освоенного материала.

Предназначена студентам по направлениям 030500.62 Юриспруденция, 080100.62 Экономика, 080500.62 Менеджмент всех форм обучения.


Составитель: Е.С. Ильяшенко, ст. преподаватель кафедры ТГРБ.


Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол № 5.

Редакция 2014 года, протокол от 19.02.2014г. №6
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС

© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Краеведение» является факультативной для бакалавров в области юриспруденции, экономики и менеджмента.

Краеведение является совокупностью знаний: географических, исторических, туристско-экскурсионных. В туристской практике краеведение имеет большое значение для составления и подготовки описаний маршрутов, экскурсий, объектов показа. Деятельность в области краеведения направлена на изучение среды обитания и быта населения края, области, города, района, села, их культурной истории и хронологии, естественно-исторического, экологического взаимодействия природы и человека, использования природных ресурсов в конкретных местных, ландшафтных условиях. Краеведением являются биосферные концепции природопользования и экологокультурная ориентация. Анализ краеведческого материала способствует формированию нового туристского продукта в виде новых маршрутов при организации въездного туризма.

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


    1. Цели и задачи изучения дисциплины


Целью дисциплины «Краеведение» является формирование у студентов системы краеведческих знаний о Дальнем Востоке и Приморском крае с практическим применением полученных знаний для организации нового туристского продукта.
Задачами курса являются:

  1. ознакомление с основными принципами краеведческого подхода к изучаемому региону;

  2. раскрытие основных периодов, связанных с освоением и изуче- нием края, формированием государственности на Дальнем Востоке, роли выдающихся людей в истории Приморского края;

  3. выявление своеобразия природно-территориальных комплексов Приморья;

  4. ознакомление с памятниками истории, культуры и архитектуры на территории Приморья, и их использование в туристско-рекреационных целях.


Совокупность компетенций, приобретаемых в процессе изучения дисциплины

В процессе изучения курса студент должен приобрести компетенции: умение владеть методами и формами краеведческого исследования, умение использовать полученные знания о природных и культурно-исторических ресурсах региона для разработки нового туристского продукта с целью привлечения большего количества туристов на внутренний рынок.


    1. Объем и сроки изучения курса


Изучение курса предусматривает 120 часов общего объема, в т.ч. 6 часов отводится на лекционный курс, 4 часа на практические занятия, 110 часов на самостоятельную работу для студентов направления «Юриспруденция».


    1. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины


Основными видами занятий являются лекции и семинарские/практические занятия.

Лекционные занятия проводятся в форме информационных сообщений с максимальным использованием раздаточного материала и средств мультимедиа.

Практические занятия проводятся в форме дискуссий, индивидуальных выступлений - презентаций студентов, решения ситуационных задач.


    1. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса


В ходе изучения курса студент должен прослушать лекции, содержащие сведения об основных понятиях, функциях и формах краеведения, связи краеведения с другими дисциплинами, средневековых государствах на территории Приморья, открытии и освоении дальневосточных земель, исследовании территории юга Дальнего Востока в ХIХ веке, социально-экономических и политических преобразованиях на юге Дальнего Востока, памятниках истории, культуры и архитектуры Приморского края.

Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и выработку практических умений и навыков в области профессиональной деятельности.

Студенты в период изучения курса занимаются самостоятельной работой, один из результатов которой должен быть представлен в виде реферата, содержащего краеведческое исследование одного из районов Приморского края.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является подготовка реферата по выбранной теме.

Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студентов в процессе их профессиональной подготовки. Она предполагает приобретение и закрепление студентами навыков самостоятельного краеведческого исследования, опыта работы с профессиональной литературой, периодическими изданиями и другими источниками информации, сбора и обработки фактического материала, его анализа, умения делать выводы применительно к конкретно разрабатываемой проблеме.


    1. Виды текущего и промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине и способы их проведения


В качестве текущего контроля на практических занятиях применяются: тестирование, индивидуальный опрос, контрольные работы, индивидуальные задания, рефераты.

Курс практических занятий заканчивается выполнением и защитой индивидуального задания в виде разработки реферата, основанного на краеведческом исследовании одного из районов Приморского края.

Промежуточная (семестровая) аттестация – экзамен проходит в форме электронного тестирования.
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. История и теория краеведения

Предмет, цели и задачи курса «Краеведение». Основные понятия и определения, организационные функции, формы, направления краеведения. Научно-просветительские организации, координирующие краеведческую работу.

Тема 2. Краеведение как комплекс дисциплин

Связь краеведения с другими дисциплинами. Природно-географический и культурно-исторический потенциал Приморского края. Краеведение и туризм.

Тема 3. Приморский край в древности

Древнейшие поселения и средневековые государства на территории Приморья. Аборигенное население в середине XIX – начале XX веков. Эпоха камня в Приморье. Основные памятники каменного, железного и бронзового века и их использование в туризме. Известные археологи края.

Тема 4. Средневековые государства на территории Приморья

Государство Бохай. Империя Цзинь. Территория и административное деление; власть и управление; организация армии, хозяйства и быта; международные связи; религия и культура каждого из этих государств. Причины гибели.

Тема 5. Открытие, изучение и освоение Россией дальневосточных земель

Русские экспедиции на Восток в XVII в. Предпосылки и особенности продвижения на Восток Русского государства. Маршруты П. Бекетова, И.Ю. Москвитина, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова, О. Степанова. Хозяйственное освоение новых земель. Стихийное переселение на новые земли казаков, крестьян и предпринимателей, строительство первых острогов, начиная с Якутска, развитие земледелия, промыслов и торговли. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор (1689 г.). Поли- тическая ситуация в Китае и его устремления. Столкновения русских отрядов с маньчжурами, две осады Албазина. Значение Нерчинского договора с Китаем и его последствия для России.

Тема 6. Формирование и исследование территории юга Дальнего Востока в XIX веке

Российские путешествия и географические открытия в XIX в. Международная обстановка на Дальнем Востоке в первой половине XIX в. Проблема экономических интересов России в этом регионе и механизм ее решения, в частности, исследование территории. Роль Н.Н. Муравьева-Амурского и Г.И. Невельского.

Русско-китайские отношения, Айгуньский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры с Китаем. Русско-японские отношения, Симодский (1855 г.) и Петербургский (1875 г.) договоры с Японией.

Тема 7. Социально-экономические преобразования на юге Дальнего Востока во второй половине XIX века

Изменения административно-территориального устройства региона во второй половине XIX в.

Государственная политика переселения. Развитие сельского хозяйства. «Правила для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях» (1861 г.). Характер колонизация. Коренное население и переселенцы.

Тема 8. Приморье в начале XX века

Русско-японская война 1904–1905 гг. Экономика Приморья в начале XX века. Изменения в дальневосточной политике правительства после русско-японской войны, и их влияние на экономическое развитие территории. Характеристика промышленности, транспорта, торговли, сельского хозяйства и кооперации.

Тема 9. Революция и гражданская война в Приморье

Первая русская революция 1905–1907 гг. Приморье в 1917 году: хроника революционных событий. Местные структуры Временного правительства. Гражданская война и военная интервенция в Приморье (1918–1922 гг.). Обстановка в Приморье в годы военной интервенции.

Тема 10. Приморский край в 1920–30-е годы

Административно-территориальное деление.

Совершенствование административного деления в хронологической последовательности, начиная с ликвидации Приамурского генерал-губернаторства в 1917 г. до разделения Дальневосточного края на Приморский и Хабаровский 20 октября 1938 г.

Тема 11. Приморский край в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

Международная обстановка на Дальнем Востоке накануне войны. Сложность международной обстановки в 1920–30-е годы: вооруженные провокации Китая на КВЖД, военные инциденты с Японией вплоть до захвата японскими войсками высот Заозерная и Безымянная в районе оз. Хасан (1938 г.). Военные действия, их итоги и значение. Имена командиров и бойцов всех родов войск, отличившихся в сражениях.

Война с Японией 8 августа-2 сентября 1945 года. Причины, начало, ход военных действий, результаты и значение войны СССР с Японией в 1945 г. Неизвестные страницы войны с Японией.

Тема 12. Приморский край в 1950–80-е годы

Экономическое развитие. Политические, экономические и соци- альные факторы, которые оказывали влияние на состояние обществен- ного климата в разные годы. События середины-второй половины 1980- х годов в крае, с учетом курса на реформы.

Тема 13. Приморский край на рубеже XX–XXI века

Начало рыночных реформ в 1990-е годы. Характеристика полити- ческих, экономических и социальных реформ 1990-х годов. Их влияние на изменение уровня жизни в Приморье. Сущность реформирования местного управления в 1990-е годы.

Тема 14. Наука, культура и образование в Приморском крае

в XIX–XX веках

Первые профессиональные учебные заведения, их профиль. Восточ- ный институт.

Создание и деятельность научных учреждений и обществ, краевед- ческих музеев. Музыка и театр, изобразительное искусство.

Тема 15. Памятники истории, культуры и архитектуры

Свод памятников истории, культуры и архитектуры Приморского края. Законодательная база и практика использования и охраны памят- ников в Приморье. Роль выдающихся личностей, деятельность которых нашла отражение в памятниках города Владивостока и Приморского края. История и геральдика города Владивостока.

Тема 16. Топонимика Приморского края

Тунгусо-манчжурские, китайские, восточнославянские топонимы на- селенных пунктов, заливов, бухт, островов Приморского края. Топони- мика города Владивостока в названиях улиц.

2.2 Перечень тем практических занятий для студентов всех

форм обучения
Возникновение первой государственности на юге Дальнего Вос- тока.

Характеристика экспедиций первооткрывателей Дальнего Востока.

Русско-китайские отношения в конце XIX – начале XX в.

Административно – территориальное деление и политика переселения конца XIX–XX вв.

Вклад исторических личностей в становление и развитие Дальне- го Востока.

Основание Владивостока – форпоста Российской империи.

Хроника событий из истории открытий и освоения Приморья в XVII–XX веке.

Туристкие ресурсы районов Приморского края.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
При изучении курса необходимо, чтобы освоение студентами тео- рии дополнялось приобретением личностных и профессиональных ком- петенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Для студентов в качестве выходного проекта предусмотрено вы- полнение реферата по тематике, отведенной на самостоятельное освое- ние курса.

Перечень самостоятельных работ студентов всех форм обучения:

  1. Освоение поста Владивосток и его развитие в 60-е годы XIX века.

  2. Триумфальные арки города.

  3. Первые гостиницы Владивостока.

  4. Геральдические символы поста, крепости, города Владивостока.

  5. Первые предприниматели.

  6. Населенные пункты, образовавшиеся в начале XX века в Примо-

  7. Восточнославянское население Приморья.

  8. Многонациональный состав города.

  9. Первые научные и образовательные заведения в городе.

  10. Архитекторы и стили города Владивостока.

  11. Городская топонимика.

  12. Строительства КВЖД.

  13. Страницы истории городских районов.

  14. Истории пригородных зон города.

  15. Аэродромы и авиаторы города Владивостока.

  16. Живая память в архитектурных памятниках Владивостока.

  17. Романовы во Владивостоке.

  18. Морская крепость Владивосток.

  19. Культовые памятники Владивостока и Приморья.

  20. Исторические личности, события, памятники архитектуры, объединяющие города: Благовещенск, Хабаровск и Владивосток.

  21. Ректоры… от Восточного института до наших дней.

  22. История происхождения названия бухты, гавани и остановки

  23. «Гайдамак» во Владивостоке.

  24. Первооткрыватели Дальнего Востока (Жан Француа гало де Ла- перуз).

  25. Легенды и быль островов Путятина и Русского.

  26. В. К. Арсеньев и экскурсионное дело.

  27. Маяки Приморского края.

  28. «Золотая лихорадка» острова Аскольд.

  29. Хозяин острова Попова (предприниматель Август Менард).

  30. Культурно – историческое наследие и познавательный туризм в Приморском крае.

  31. Действующие экологические маршруты, в которых использу- ются исторические памятники Приморского края.

Самостоятельную работу по перечисленным выше темам студенты выполняют в устной форме на практических занятиях, кроме того по итогам дисциплины студенты выполняют реферативную работу.

Для написания реферативной работы студенты самостоятельно вы- бирают один из районов Приморского края. Реферат выполняется по единому плану, согласно общеуниверситетским требованиям по оформ- лению письменных работ.

Тема реферата посвящена краеведческому исследованию одного из районов Приморского края.

В реферате необходимо привести общие сведения об исследуемом районе Приморского края, дать географическое описание и символику района, изучить топонимику местности, отразить в исследовании исто- рию освоения и современное состояние района, а так – же местные дос- топримечательности и памятники природы, рассмотреть предложенный район в качестве объекта внутреннего туризма на туристском рынке Приморского края.
3.1 Контрольные задания для промежуточной проверки знаний
Контрольная работа № 1

История края как объект краеведческой деятельности.

Основные археологические памятники древней истории Дальне- го Востока.

Государственные образования на Дальнем Востоке.

Контрольная работа № 2

Первая научно – просветительская организация на Дальнем Вос- токе.

Русские географические открытия в Северо-Восточной Азии и юге Дальнего Востока.

Особенности колонизационной политики России в дальнево- сточном регионе.

Контрольная работа № 3

Роль краеведения для развития внутреннего туризма.

Русско-китайские отношения в 50–80-е гг. ХVII в. Нерчинский договор 1689 г.

Русские мореплавания и географические открытия в ХVIII в. на Дальнем Востоке.

Контрольная работа № 4

Этапы становления краеведения в России.

Создание и деятельность Российско-Американской компании. Роль Г.И. Шелихова в укреплении позиций России на американском материке.

Организация научно-исследовательских экспедиций на Дальний Восток в 1-й пол. ХIХ в. и их значение.

Контрольная работа № 5

Изучение Уссурийского края. Первые исследовательские экспе- диции XIX века.

Хозяйственное освоение территории в XIX–XX веках.

Амурский вопрос в российской политике. Русско-китайские и русско-японские отношения.

Контрольная работа № 6

Современная краеведческая работа в Приморье.

Этапы и особенности переселенческого движения на Дальний Восток.

Освоение Россией дальневосточных земель и укрепление ее по- зиций в регионе (конец ХIХ в. по 1922 г.).

Контрольная работа № 7

Российский Дальний Восток во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.

Социально-экономическое развитие юга Дальнего Востока и его научное изучение.

Административно-территориальное устройство во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв

Контрольная работа № 8

Краеведческий подход к изучению региона.

Дальневосточная внешняя политика России во второй пол. ХIХ – нач. ХХ вв.

Дальний Восток в годы революционных потрясений и граждан- ской войны (1905–1922 гг.).

Контрольная работа № 9

1.Роль краеведения в разработке экскурсий.

Общественно-политические процессы на Дальнем Востоке в ус- ловиях революционных событий.

Установление Советской власти на Дальнем Востоке.

Контрольная работа № 10

Задачи современного краеведения.

Исторические личности, формировавшие краеведческий потен- циал Приморья.

Топонимы Приморского края.

Контрольная работа № 11

Природа как объект краеведения.

Дальневосточный регион в условиях интервенции и гражданской войны.

Быт, традиции и культура коренных народов Приморского края.

Контрольная работа № 12

Памятники истории и культуры как объекты краеведческой дея- тельности.

Дальневосточная республика: причины образования, обществен- но-политическое устройство, значение.

Социально-экономические и культурные преобразования в При- морье в послевоенный период.

Контрольная работа № 13

Краеведческие музеи Приморского края.

Российский Дальний Восток в период социалистического строи- тельства (1922–1990-е годы).

Памятники и памятные места, связанные с периодом граждан- ской войны и интервенции в Приморье.

Контрольная работа № 14

История края как объект краеведческой деятельности.

Дальневосточный регион в годы Великой Отечественной и со- ветско-японской войн (июнь 1941 – сентябрь 1945 гг.).

Дальневосточное общество во второй половине ХХ столетия.

Контрольная работа № 15

«Столыпинские реформы» и их влияние на переселенческое движение.

Дальний Восток в системе международных отношений.

Восточнославянское население Приморья.

3.2 Контрольные вопросы

для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины


  1. Охарактеризуйте памятники палеолита на территории Приморья.

  2. Какие данные позволили А.П. Окладникову сформулировать идею об особом центре неолитических культур на юге Дальнего Востока?

  3. Какие находки бронзовой эпохи говорят о том, что древнее насе- ление Приморья имело развитую культуру?

  4. Охарактеризуйте эпоху бронзы в Приморье.

  5. Почему археологическая и историческая характеристика древне- го Приморья существует обособлено?

  6. Где жили и чем занимались сушении, илоу, вацюй?

  7. Можно ли утверждать, что в железном веке у населения Примо- рья складывались предпосылки для возникновения ранней государст- венности?

  8. Назовите мохэские археологические памятники, обнаруженные на территории Приморья.

  9. Каков был уровень развития мохэских племен? Сделайте выводы об общественной организации мохэ.

  10. Какие государства Европы и Азии возникли одновременно с Бо- хаем?

  11. Перечислите государства, с которыми Бохай имел дипломатиче- ские, торговые, культурные связи? Охарактеризуйте отношения Бохая с этими странами.

  12. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье.

  13. Золотая империя чжурчжэней и памятники ее культуры в Примо- рье.

  14. Что общего в культурах чжурчженей и бохайцев?

  15. Каковы последствия монгольского завоевания для народов чжур- чженьской империи?

  16. Назовите особенности освоения дальневосточных земель рус- скими людьми?

  17. Какие результаты были достигнуты в первых русских экспедици- ях в Забайкалье и Приамурье?

  18. Чем сопровождалось освоение дальневосточных земель? Какова роль Якутска в процессе открытия региона?

  19. С интересами какого государства Россия столкнулась при освое- нии Забайкалья и Приамурья?

  20. Каково значение Нерчинского договора?

  21. Охарактеризуйте международную обстановку на Дальнем Восто- ке в первой половине XIX в.

  22. В чем историческое значение исследований, предпринятых под руководством Г.И. Невельского?

  23. Какой вклад внес Н.Н. Муравьев-Амурский в развитие Дальнего Востока России?

  24. Назовите международные договоры, заключенные Россией в 50– 60-е годы XIX в.

  25. Назовите особенности социально-экономического развития Дальнего Востока во второй половине XIX в.

  26. Расскажите об изменениях административно-территориального де- ления региона.

  27. Что способствовало активному притоку переселенцев на юг Даль- него Востока?

  28. Определите характер колонизации Дальнего Востока во второй половине XIX в.

  29. Какие отрасли промышленности развивались в Приморье во вто- рой половине XIX в.

  30. Влияние железнодорожного строительства на развитие экономи- ки юга Дальнего Востока.

  31. Причины, вызвавшие изменение дальневосточной политики Рос- сии в 80–90 годы XIX в.

  32. Какие цели преследовала Россия в Маньчжурии в конце XIX в.?

  33. Охарактеризуйте состояние экономики в Приморье накануне русско-японской войны.

  34. Назовите причины изменения политики России в Маньчжурии в начале XIX в.

  35. Каковы особенности нового этапа переселенческого движения?

  36. Каковы причины войны России и Японии?

  37. Охарактеризуйте военные действия на море в 1904–1905 гг.

  38. Перечислите условия Портмунского мирного договора.

  39. Охарактеризуйте революционное движение в Приморье в 1905г.

  40. Что вы знаете о приморских предпринимателях начала XX в., и их вклад в развитие экономики и культуры края?

  41. Что способствовало росу стачечного движения в 1916–1917 гг. в приморье?

  42. Какие органы власти возникли в Приморье после крушения са- модержавия?

  43. Какие причины привели к началу гражданской войны в Примо- рье?

  44. С каких событий началась в Приморье интервенция?

  45. Когда и почему была образована ДВР?

  46. Исторические места и памятники в Приморье, связанные с собы- тиями гражданской войны и интервенции.

  47. В чем состояли особенности проведения новой экономической политики в Приморье?

  48. Какие меры были приняты советским правительством доля уси- ления безопасности дальневосточных границ?

  49. Повлияли ли события на озере Хасан на позицию Японии в годы второй мировой войны?

  50. Почему был переименован ряд городов, поселков, рек, заливов, бухт приморского края?

  51. Почему Приморье имеет особое значение для стран Восточной Азии?

  52. Какую роль играет географическое положение Приморского края в реализации стратегических и экономических интересов России в АТР?

  53. Какую роль играет историко-культурный потенциал Приморско- го края для развития туризма?

  54. Определение «краеведения». Значение краеведения для туризма. Возникновение и развитие отечественного краеведения

  55. Направления, объекты, функции краеведения.

  56. Типы краеведческих источников.

  57. Задачи краеведения на современном этапе.

  58. Историко-культурные ресурсы Приморского края.

  59. Нормативные документы, регламентирующие охрану и исполь- зование памятников.


4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Основная литература
Власов С.А. Очерки истории Владивостока / С.А. Власов. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – 252 с.

Власов С.А. Краткая история российского Дальнего Востока: учеб. пособие / С.А. Власов. – Владивосток, 2008. – 104 с.

Ивакова А.М. История города Владивостока: учеб. пособие / А.М. Ивакова, Е.В. Чеберяк. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ,
2010. – 60 с.

Константинов Ю.С. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов; Федерал. центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М.: Советский спорт, 2009. – 324 с.
4.2 Дополнительная литература
Алексеев А.И. Как начинался Владивосток / под ред. А.И. Кpу­шанова. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 2008. – 223 с.: ил.

Забытые имена: Статьи и очерки. Вып. 2 / ред. кол. И.Г. Стрюченко, Н.В. Кочешков, Л.Е. Фетисова и др. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 198 с.: ил. – (История Дальнего Востока России в лицах).

Записки Общества изучения Амурского края Т. XXXII. – Владивосток: Изд-во Общ-ва изучения Амур. края, 2010. – 186 с.

История Дальнего Востока России: от эпохи первобытного общества до конца XX в.: в 3 т. т. 3, кн. 1: Дальний Восток России в период революций 1917 г. и гражданской войны / отв. ред. Б.И. Мухачев; Ин-т истории. археол. и этнографии народов ДВ. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 632 с.

Курило Л.В. Краеведение и туризм: учебное пособие / Л.В. Курило – М.: РМАТ, 2008. – 324 с.

Хисамутдинов А.А. Общество изучения Амурского края: биографический справочник: в 2 ч. Ч. 2: Деятели и краеведы / А.А. Хисамутдинов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. – 248 с.

Хисамутдинов А.А. Общество изучения Амурского края: события и люди: монография. Ч. 1 / А.А. Хисамутдинов. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 276 с.
5 КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Археологическая культура – группа древних памятников (стоянок, поселений и других объектов), расположенная на определен- ной территории и имеющая несомненные черты сходства в археологи- ческом материале (орудиях труда, посуде и т.д.).

Биосферный заповедник – охраняемая территория (заповед- ник, национальный парк и др.), на территории которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, мониторингом среды и образованием в об- ласти охраны природы.

Бронзовый век – переворотом в истории человечества было ос- воение металла. Переход к нему был долгим, сложным и не одновре- менным на всей территории нашей страны. Первым металлом, соста- вившим конкуренцию камню, стала бронза – сплав меди с оловом и другими добавками. Бронзовый век в южной части Дальнего Востока начался во II тысячелетии до нашей эры.

Буферная республика ( ДВР) – государство, расположенное между враждующими державами.

Городище (археол.) – остатки древнего укрепления, поселения.

Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пре- делах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории.

Краеведение – совокупность знаний: географических, историче- ских, туристско-экскурсионных и др., об отдельных центрах, районах, местностях страны. В туристской практике краеведение имеет большое значение для составления и подготовки описаний маршрутов, экскур- сий, объектов показа.

Каменный век – самый длительный в истории людей. Его при- нято делить на палеолит – древнекаменный век, мезолит – среднекамен- ный век и неолит – новокаменный век.

КВЖД – Китайско-восточная железная дорога – железнодорож- ная магистраль в Северо-Восточном Китае общей протяженностью 2,500 км от станции Маньчжурия через Хайлар до станции Суйфыньхе, еѐ южная линия от Харбина до Люйшуна (Порт-Артур) и Даляня (Даль- ний).

Музеи (от греч. museion – храм муз) – научные и образовательные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и ду- ховной культуры.

Неолит – новый каменный век. Происходит от греческих слов: неос (новый) и литос (камень).

Памятник – объект, составляющий часть культурного достоя- ния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, ис- кусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными зако- нами).

Памятники природы – природные объекты, имеющие науч- ное, историческое или культурно-просветительское и эстетическое зна- чение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т.п.), охраняемые государством.

Палеолит – древнекаменный век. Происходит от греческих слов: палеос (древний) и литос (камень).

Порто- франко – право беспошлинной торговли.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине «Краеведение» iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Программа по дисциплине «Краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconСергеевна Программа «Краеведение»
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconРабочая программа учебного предмета «Краеведение»
Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconРеферат по дисциплине «Краеведение» Тема: «История Анабарской кольчуги»
Собрать материалы об участниках школьной краеведческой экспедиции – воспоминания, фотографии
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 3 класс» (Воронеж, воипкипро, 2010),...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «краеведение»
Преподавание учебного предмета «краеведение» в соответствии с фк гос осуществляется с учетом следующего нормативно-правового и инструктивно-методического...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Программа по дисциплине «Краеведение» iconРабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение»
Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск