Скачать 155.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» Институт педагогики, психологии и управления Кафедра изобразительного искусства ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство») Издательство Тюменского государственного университета 2006 Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления. Художественное краеведение (рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство») Автор: Постоногов Юрий Иванович, профессор кафедры изобразительного искусства ИППиУ Рецензенты: Станковский В.Д., Заслуженный архитектор РФ, профессор ТюмГУ Щетинин И.Д., Заслуженный художник РФ, доцент ТюмГУ Ответственный за выпуск: Постоногова Людмила Павловна, зав. кафедрой изобразительного искусства ИППиУ Краткая аннотация: Художественное краеведение один из важных аспектов подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Знания, полученные студентами на занятиях по художественному краеведению родного региона: изучение мемориальных комплексов в память о серьезных этапах развития нашего общества, мемориальных досок о выдающихся людях родной земли, настенные росписи, мозаика на зданиях городов и сел, витражи и др. художественные объекты – все это дает большой и эффективный материал для воспитания, обучения и образования будущих художников-педагогов. Тюмень 2006 Пояснительная записка Художественное краеведение – составная часть исследований Совета по краеведению Российской Академии Образования, где занимаются следующими проблемами: история страны, региона, края, города, села, биография одного человека, история семьи, история здания, памятники, улицы или, например, экспоната из краеведческого музея. Студенты специальности «изобразительное искусство» могут внести серьезный вклад в региональную историю и краеведение с позиции эстетики и художественного содержания исследуемого объекта. ЦЕЛЬ программы: формирование художественного и профессионально-педагогического мастерства будущих учителей изобразительного искусства в области художественного краеведения. ЗАДАЧИ:
Данная программа предлагает следующие жанры, тематику и объекты для изучения студентами:
Исторические источники и художественные особенности, на основе которых строится исследовательская работа студентов: государственные источники, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет, семейные архивы, фотографии, письма с фронта. Творческие задания программы имеют большое значение не только для художественно-профессиональной подготовки, но и воспитания патриотизма, высокой гражданской позиции студентов. На просмотр студенты представляют:
Творческие задания программы анализируются студентами соответственно критериям художественных особенностей объекта на основе психологического восприятия:
Тематический план
Содержание дисциплины 2 курс 4-й семестр 1. ИЗ ИСТОРИИ КРАЕВЕДЕНИЯ РОССИИ. КРАЕВЕДЕНИЕ ДО 1917Г. Краеведение как научно-исследовательская работа. Российские общества по краеведению. Возможность краеведения в воспитательной работе молодого поколения. Краеведческая работа по искусству – решение задач художественного образования и эстетического воспитания. 2. КРАЕВЕДЕНИЕ В СССР 1920 – 1990 ГГ. Краеведческий принцип в укреплении связи обучения жизнью, подготовка учащихся к общественно-полезному труду. Задачи идейно-нравственного, патриотического, трудового и эстетического воспитания. Монументальная пропаганда. Мемориальные комплексы, посвященные героическому подвигу советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Мемориальные доски, посвященные людям труда. 3. КРАЕВЕДЕНИЕ В РОССИИ 1990 – 2000ГГ. Географическое, природоведческое, экономическое, историческое, литературное и этнографическое краеведение, и их роль в художественном краеведении. Художественные памятники истории и культуры, объектов строительного искусства – каменой архитектуры и деревянного зодчества, произведения монументальной скульптуры живописи и графики, произведения декоративно-прикладного искусства. 4. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ. МАКЕТ В ТЕХНИКЕ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ. Краеведческая работа в школьном музее. Художественный принцип в отборе изобразительно-выразительных средств школьных объектов музея. Музейные экспонаты войны 1941-1945 гг. (письма, одежда воинов, оборудование). Социально-экономический и художественный фактор школьного музея. Наглядный материал школьного музея, использование его на занятиях по изобразительному искусству. Выполнение макета школьного музея в технике бумажной пластики. 5. МУЗЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. Макет экспозиции в технике бумажной пластики. Работа студентов художественных специальностей по сбору материала для вузовского музея. Художественная направленность отдельных экспонатов. Фотографии участников Великой отечественной войны 1941-1945 гг., их краткие биографии, которые работали или учились в данном профессиональном учебном заведении. Фотографии участников локальных войн, которые учились, окончили данное учебное заведение. Воспитательный потенциал музея высшего профессионального учебного заведения, его роль в профессиональном формировании будущих специалистов. Выполнение макета экспозиции музея в технике бумажной пластики. 6. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИИ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА (ВОВ 1941-1945ГГ.). Эскиз мемориальной доски. Художественно-педагогическая деятельность студентов, учащихся по изучению жизненного пути героев Советского Союза. Посещение музеев заводов, школ и других общественных зданий. Разработка эскиза мемориальной доски, посвященной героям Советского Союза и участникам войны, а также выдающимся людям Тюменского региона (геологам, исследователям недр, строителям газовых и нефтяных комплексов). Исполнение эскиза мемориальной доски. 7. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГЕРОЯМ И УЧАСТНИКАМ ВОВ 1941-1945ГГ. Эскиз памятника. Изучения памятников, посвященных героям и участникам ВОВ 1941-1945гг. г. Тюмени и Тюменского региона. Эскиз памятника в мягком материале (уголь, сангина). Выполнение эскиза в технике бумажной пластике, в мягком материале (глина, пластилин). Анализ выполненных памятников по критериям: композиция, ритм, цветовое решение, пластика, синтез памятника и архитектурного решения. 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГЕРОЯМ И УЧАСТНИКАМ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН (ЧЕЧНЯ, АФГАНИСТАН). Эскиз в технике бумажной пластики. Художественные особенности памятников: пропорции, форма, взаимосвязь с архитектурным решением постамента. Линия, ритм, симметрия, асимметрия, художественно-выразительный язык памятника. Передача настроения, состояния скорби, печали, грусти с помощью формы, пропорций и других выразительных средств. Эскиз в технике бумажной пластики. 9. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ СТАРИННОЙ АРХИТЕКТУРЫ 18 – 19 ВВ. Эскизы в технике бумажной пластики. Выявление художественных особенностей в памятниках старинной архитектуры 18-19 вв. Эскиз старинной архитектуры. 10. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Эскизы в технике мягкого материала (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель). Эскиз современной архитектуры 11. ИССЛЕДОВАНИЕ НАСТЕННЫХ РОСПИСЕЙ, РЕЛЬЕФОВ, ВИТРАЖА, МОЗАИКИ В ИНТЕРЬЕРЕ И ЭКСТЕРЬЕРЕ ЗДАНИЯ РЕГИОНА ТЮМЕНЬ. Выполнение эскизов в цвете (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель). Изучение витража, мозаики на стенах общественных зданий. Исследование художественных особенностей: цвет, техника исполнения, ритм, образ. Выполнение эскизов в цвете (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель). 12. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭКСПОНАТОВ ИЗ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ИЛИ МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА. Выполнение эскиза экспозиции музея в цвете (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель). 13. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ И ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА РОДСТВЕННИКОВ СТУДЕНТОВ И ЖИТЕЛЕЙ СЕЛ, ДЕРЕВНЬ, ГОРОДОВ. По итогам эскизы, курсовая. Темы курсовых работ
Литература
|
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | ||
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... | Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация... | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы... | ||
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | ||
Сергеевна Программа «Краеведение» Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана... Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно.... | ||
Пояснительная записка Программа «Историческое краеведение» Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной... | Программа по дисциплине «Краеведение» Предназначена студентам по направлениям 030500. 62 Юриспруденция, 080100. 62 Экономика, 080500. 62 Менеджмент всех форм обучения |