Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»





Скачать 155.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
Дата публикации25.12.2014
Размер155.55 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и управления

Кафедра изобразительного искусства

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
(рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)


Издательство

Тюменского государственного университета

2006

Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической

комиссии Института педагогики, психологии и управления.

Художественное краеведение (рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)


Автор: Постоногов Юрий Иванович, профессор кафедры

изобразительного искусства ИППиУ
Рецензенты: Станковский В.Д., Заслуженный архитектор РФ, профессор ТюмГУ

Щетинин И.Д., Заслуженный художник РФ, доцент ТюмГУ

Ответственный за выпуск: Постоногова Людмила Павловна, зав.

кафедрой изобразительного искусства ИППиУ

Краткая аннотация:
Художественное краеведение один из важных аспектов подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Знания, полученные студентами на занятиях по художественному краеведению родного региона: изучение мемориальных комплексов в память о серьезных этапах развития нашего общества, мемориальных досок о выдающихся людях родной земли, настенные росписи, мозаика на зданиях городов и сел, витражи и др. художественные объекты – все это дает большой и эффективный материал для воспитания, обучения и образования будущих художников-педагогов.
Тюмень

2006

Пояснительная записка
Художественное краеведение – составная часть исследований Совета по краеведению Российской Академии Образования, где занимаются следующими проблемами: история страны, региона, края, города, села, биография одного человека, история семьи, история здания, памятники, улицы или, например, экспоната из краеведческого музея.

Студенты специальности «изобразительное искусство» могут внести серьезный вклад в региональную историю и краеведение с позиции эстетики и художественного содержания исследуемого объекта.

ЦЕЛЬ программы: формирование художественного и профессионально-педагогического мастерства будущих учителей изобразительного искусства в области художественного краеведения.

ЗАДАЧИ:

  • дать студентам знания, умения и навыки в области художественного краеведения;

  • Формировать устойчивый интерес студентов к художественному краеведению;

  • создать основу для формирования творческого подхода в будущей деятельности учителя ИЗО по художественному краеведению;

  • изучать связь художественного краеведения с жизнью каждого человека;

  • учить студентов передавать молодому поколению традиции художественного краеведения;

  • воспитывать у студентов патриотизм, чувство гордости за свой край, свою Родину.

Данная программа предлагает следующие жанры, тематику и объекты для изучения студентами:

  • мемориальные комплексы края, посвященные погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941 – 45 годов, в локальных войнах (Афганистан, Чечня);

  • отдельно стоящие скульптурные статуарные и многофигурные памятники;

  • памятники технике;

  • въездные знаки в область, город, малый населенный пункт;

  • памятники архитектуры (старинные и современные);

  • настенные рельефы, сграффито, росписи, мозаика, витраж в интерьере и экстерьере зданий;

  • гобелен, батик, художественная керамика и др. в интерьере общественных зданий.

Исторические источники и художественные особенности, на основе которых строится исследовательская работа студентов: государственные источники, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет, семейные архивы, фотографии, письма с фронта.

Творческие задания программы имеют большое значение не только для художественно-профессиональной подготовки, но и воспитания патриотизма, высокой гражданской позиции студентов.

На просмотр студенты представляют:

  1. эскиз мемориального комплекса, мемориальной доски или витража, сграффито, настенной росписи и др.

  2. реферат на тему художественного объекта, краткое описание истории создания.

Творческие задания программы анализируются студентами соответственно критериям художественных особенностей объекта на основе психологического восприятия:

  • общее эмоциональное содержание (печаль, грусть, лирическое настроение, торжественность);

  • форма (легкость – тяжесть, жесткость – плавность, грубость – мягкость);

  • цвет (напряженный – спокойный, контрастный – сближенная гамма, веселый – грустный);

  • композиция (гармоничное композиционное решение, уравновешенность, соразмерность, композиционный центр).


Тематический план



п/п

Название темы

Лекции

(кол-во часов)

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

9

10

11

12







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




2 курс

4-й семестр

























1

Из истории краеведения России. Краеведение до 1917г.

1

1



















2

Краеведение в СССР 1920 – 1990 гг.

1

1



















3

Краеведение в России 1990 – 2000гг.

1

1



















4

Школьный музей. Макет в технике бумажной пластики.







2

2

2

2







5

Музей высшего профессионального учебного заведения. Макет экспозиции в технике бумажной пластики.







4

4

4

4







6

Исследование биографии героев Советского Союза Тюменского региона (ВОВ 1941-1945гг.). Эскиз мемориальной доски.

1

1

4

4

6

6







7

Исследование памятников, посвященных героям и участникам ВОВ 1941-1945гг. Эскиз памятника.







4

4

4

4







8

Исследование памятников, посвященных героям и участникам локальных войн (Чечня, Афганистан). Эскиз в технике бумажной пластики.







4

4

6

6







9

Исследование памятников старинной архитектуры 18 – 19 вв. Эскизы в технике в мягком материале.







2

2

4

4







10

Исследование памятников современной архитектуры. Эскизы в технике бумажной пластики.

1

1

1

1

2

2







11

Исследование настенных росписей, рельефов, витража, мозаики в интерьере и экстерьере здания региона Тюмень. Выполнение эскизов в цвете.







4

4

4

4







12

Исследование художественных экспонатов из краеведческих музеев или музея Изобразительного искусства Тюменского региона. Выполнение эскиза экспозиции музея.

1

1

3

3

4

4







13

Исследование биографии участников войны и тружеников тыла родственников студентов и жителей села, деревни. По итогам эскизы, курсовая.







6

6

6

6










Итого

6

6

34

34

46

46

зачет

зачет




Всего

6

6

34

34

46

46








Содержание дисциплины

2 курс

4-й семестр

1. ИЗ ИСТОРИИ КРАЕВЕДЕНИЯ РОССИИ. КРАЕВЕДЕНИЕ ДО 1917Г.
Краеведение как научно-исследовательская работа. Российские общества по краеведению. Возможность краеведения в воспитательной работе молодого поколения. Краеведческая работа по искусству – решение задач художественного образования и эстетического воспитания.
2. КРАЕВЕДЕНИЕ В СССР 1920 – 1990 ГГ.
Краеведческий принцип в укреплении связи обучения жизнью, подготовка учащихся к общественно-полезному труду. Задачи идейно-нравственного, патриотического, трудового и эстетического воспитания. Монументальная пропаганда. Мемориальные комплексы, посвященные героическому подвигу советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Мемориальные доски, посвященные людям труда.


3. КРАЕВЕДЕНИЕ В РОССИИ 1990 – 2000ГГ.
Географическое, природоведческое, экономическое, историческое, литературное и этнографическое краеведение, и их роль в художественном краеведении. Художественные памятники истории и культуры, объектов строительного искусства – каменой архитектуры и деревянного зодчества, произведения монументальной скульптуры живописи и графики, произведения декоративно-прикладного искусства.
4. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ. МАКЕТ В ТЕХНИКЕ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ.
Краеведческая работа в школьном музее. Художественный принцип в отборе изобразительно-выразительных средств школьных объектов музея. Музейные экспонаты войны 1941-1945 гг. (письма, одежда воинов, оборудование). Социально-экономический и художественный фактор школьного музея. Наглядный материал школьного музея, использование его на занятиях по изобразительному искусству. Выполнение макета школьного музея в технике бумажной пластики.

5. МУЗЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. Макет экспозиции в технике бумажной пластики.
Работа студентов художественных специальностей по сбору материала для вузовского музея. Художественная направленность отдельных экспонатов. Фотографии участников Великой отечественной войны 1941-1945 гг., их краткие биографии, которые работали или учились в данном профессиональном учебном заведении. Фотографии участников локальных войн, которые учились, окончили данное учебное заведение. Воспитательный потенциал музея высшего профессионального учебного заведения, его роль в профессиональном формировании будущих специалистов. Выполнение макета экспозиции музея в технике бумажной пластики.
6. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИИ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА (ВОВ 1941-1945ГГ.). Эскиз мемориальной доски.
Художественно-педагогическая деятельность студентов, учащихся по изучению жизненного пути героев Советского Союза. Посещение музеев заводов, школ и других общественных зданий. Разработка эскиза мемориальной доски, посвященной героям Советского Союза и участникам войны, а также выдающимся людям Тюменского региона (геологам, исследователям недр, строителям газовых и нефтяных комплексов). Исполнение эскиза мемориальной доски.
7. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГЕРОЯМ И УЧАСТНИКАМ ВОВ 1941-1945ГГ. Эскиз памятника.
Изучения памятников, посвященных героям и участникам ВОВ 1941-1945гг. г. Тюмени и Тюменского региона. Эскиз памятника в мягком материале (уголь, сангина). Выполнение эскиза в технике бумажной пластике, в мягком материале (глина, пластилин). Анализ выполненных памятников по критериям: композиция, ритм, цветовое решение, пластика, синтез памятника и архитектурного решения.
8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГЕРОЯМ И УЧАСТНИКАМ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН (ЧЕЧНЯ, АФГАНИСТАН). Эскиз в технике бумажной пластики.
Художественные особенности памятников: пропорции, форма, взаимосвязь с архитектурным решением постамента. Линия, ритм, симметрия, асимметрия, художественно-выразительный язык памятника. Передача настроения, состояния скорби, печали, грусти с помощью формы, пропорций и других выразительных средств. Эскиз в технике бумажной пластики.
9. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ СТАРИННОЙ АРХИТЕКТУРЫ 18 – 19 ВВ. Эскизы в технике бумажной пластики.
Выявление художественных особенностей в памятниках старинной архитектуры 18-19 вв. Эскиз старинной архитектуры.
10. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Эскизы в технике мягкого материала (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель).
Эскиз современной архитектуры
11. ИССЛЕДОВАНИЕ НАСТЕННЫХ РОСПИСЕЙ, РЕЛЬЕФОВ, ВИТРАЖА, МОЗАИКИ В ИНТЕРЬЕРЕ И ЭКСТЕРЬЕРЕ ЗДАНИЯ РЕГИОНА ТЮМЕНЬ. Выполнение эскизов в цвете (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель).
Изучение витража, мозаики на стенах общественных зданий. Исследование художественных особенностей: цвет, техника исполнения, ритм, образ. Выполнение эскизов в цвете (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель).
12. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЭКСПОНАТОВ ИЗ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ИЛИ МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА. Выполнение эскиза экспозиции музея в цвете (бумага, сангина, уголь, гуашь, акварель).


13. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ ВОЙНЫ И ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА РОДСТВЕННИКОВ СТУДЕНТОВ И ЖИТЕЛЕЙ СЕЛ, ДЕРЕВНЬ, ГОРОДОВ. По итогам эскизы, курсовая.


Темы курсовых работ


  1. Исследование мемориального комплекса города Тюмени. Память об участниках Великой отечественной войны 1941-1945гг.

  2. Разработка художественных особенностей мемориальной доски в честь Тюменцев - героев Советского Союза.

  3. Проектирование мемориальной доски, посвященное выдающимся геологам, исследователям Севера.

  4. Выразительные особенности мемориальной доски (композиция, пропорции, форма, ритм, симметрия, асимметрия).

  5. Подготовка и создание эскиза мемориальной доски героя Советского Союза Мусы Джалиля.

  6. Художественные и выразительные особенности настенных росписей на зданиях г. Тюмени (или городов Севера: Нижневартовск, Нягань, Сургут, Ханты-Мансийск и др.).

  7. Настенные росписи и их выразительные особенности в общественных зданиях г. Тюмени (и др. городов Сибири и Севера на примере школ, театров, детских садов, библиотек, медицинских учреждений и т.п.).

  8. Витраж в зданиях городов Тюменской области: художественные особенности, цветовое решение, композиция, ритм, декоративная стилизация, обобщение.

  9. Скульптурные памятники, посвященные героям Советского Союза Тюменского региона.

  10. Патриотическое воспитание школьников и молодого поколения средствами художественных объектов Тюменского региона.

  11. Воспитание гражданской позиции молодого поколения Тюменского региона на примере памятников в честь участников антитеррористических военных действий.

  12. Исследование биографии участников войны и тружеников тыла родственников студентов и жителей сел и деревень.


Литература



  1. Семенов Т.И. Художественное краеведение. – М.: Владос, 2000.

  2. Полицец Л.Л., Никифорова М.М., Троицких А.А. Тюменцы – Герои Советского Союза. – Тюмень: Изд. «Вектор Бук», 2004. – 192с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconПояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение»
Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001....
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение»
Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» составная частьооп впо по направлению 032700. 62 «Филология» (квалификация...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа учебного предмета «Краеведение»
Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconСергеевна Программа «Краеведение»
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» iconПрограмма по дисциплине «Краеведение»
Предназначена студентам по направлениям 030500. 62 Юриспруденция, 080100. 62 Экономика, 080500. 62 Менеджмент всех форм обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск