Скачать 0.53 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Факультет русской филологии Кафедра истории русского языка и общего языкознания Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ Протокол №___ от «________» 20__ г. Председатель_______________ /В.М. Клычников/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Лингвистическое краеведение Направление подготовки 032700. 62 Филология Профиль подготовки Прикладная филология Срок обучения 3,5 года Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения заочная Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол «___» _______ 2012г. №_ ГОУ ВПО МГОУ Завкафедрой истории русского « « _________________ 201___г. языка и общего языкознания Начальник УМУ _________________ _________________________ /В.Г. Голышев/ / Л.Ф. Копосов/ Москва - 2012 Автор – составитель РУПОСОВА Л.П. кандидат филологических наук, профессор Рабочая программа дисциплины «Лингвистическое краеведение» - составная частьООП ВПО по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация (степень) «бакалавр»). Рабочая программа дисциплины является основным методическим инструментом, определяющим: цель и задачи дисциплины; место дисциплины в структуре ООП: требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины; компетенции обучающихся; объем часов и распределение учебного времени по видам занятий и разделам изучаемого курса. Методические материалы соответствующих разделов программы содержат тематическое планирование лекционных занятий, виды занятий, распределение часов по темам. Предназначены для организации индивидуальной и самостоятельной работы бакалавров заочного отделения факультета русской филологии по дисциплине. Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, Утвержденным приказом Министерства образования и науки России по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «бакалавр»), профиль подготовки «Отечественная филология» от 14 января 2010г. (№ 34). Рабочая программа дисциплины является приложением к основной образовательной программа по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденной 09 июня 2011 года (протокол № 10). Дисциплина «Введение в славянскую филологию» входит в базовую часть математического и естественно-научного цикла учебного плана ООП по направлению 032700.62 «Филология». Программа обсуждена на заседании кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ (протокол № 1 от 30.8.2012 г.). Рецензент - к.ф.н., доцент Войтенко А..В. Программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета русской филологии МГОУ и рекомендована к использованию в образовательном процессе (протокол № 2 от 04.09. 2012 года). Председатель УМК факультета русской филологии доктор педагогических наук, доцент И.Ю. Гац ©Рупосова Л.П., 2012 ©ГОУ ВПО МГОУ, 2012
1.Цель и задачи освоения дисциплины «Лингвистическое краеведение» В соответствии с одной из задач профессиональной деятельности выпускника по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «бакалавр»), профиль подготовки «Прикладная филология», целью освоения дисциплины «Лингвистическое краеведение» является формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по названному выше направлению с учетом особенностей подготовки, развития коммуникативных и психологических качеств специалиста; формирование у студентов системы знаний по сравнительно-историческому языкознанию, диалектологии, представлений о специфике общей и частной ономастики, ее культурологической проблематики в плане синхронии и диахронии. Лингвистическое краеведение - многоаспектное понятие, связанное не только с филологией, но и с географией, историей, этнографией и фольклором, культурологией и социологией. Данный курс является направлением антропологической лингвистики (анропоцентристики) - изучением языка в связи с сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью человека. Имена собственные, которые составляют ядро топонимики, в большей степени определяются человеческим фактором, чем имена нарицательные, хотя одной из актуальных проблем в области топонимики являются закономерности перехода апеллятивов в проприальные наименования. Задача курса –формирование регионально-культурного кода студентов–заочников, жителей нашего региона, т.к. лингвокраеведческая информация включает в себя не только страноведческие, этнолингвистические, аспекты, но и региональные сведения, которые помогают лучше понять родную природу, культуру региона, обычаи, верования его жителей и т.д. Введение регионально-национального компонента в образовательную область «Филология» базисного учебного плана определяется следующими целями: учебной: -формирования ключевых компетенций учащихся; -свободного владения русским литературным языком в разных ситуациях и сферах коммуникации с опорой на этимологические сведения, на историю родного языка; -свободного владения специальной лексикой дисциплины; -формирования у студентов комплекса знаний о развитии фрагмента русской языковой системы – топонимики центрального региона Европейской части России (в дальнейшем в целях облегчения восприятия пространственно ориентированного фактического материала: Москва, Московия, Подмосковье, Московская область, московский регион); -умения использовать полученные сведения в профессиональной деятельности; - подготовки к углубленному изучению теории языкознания. воспитательной, состоящей в реализации главной цели современной школы - воспитания гуманной, всесторонне развитой личности со сформированной любовью и внимательным отношением к своим корням и истокам, к природе и людям родного края; культурологической: -знания языковой культуры малой родины и ее ассоциативно-культурного фона; -понимания ономастической лексики как важнейшего элемента народного сознания, а наречения имени как отражения духовных ценностей населения. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач: -знакомство с историей и географическими особенностями Подмосковья; -освоение и углубление сведений об истории заселения московского региона и его отдельных частей в древности; -ознакомление с основными теоретическими понятиями ономастики и топонимики; -решение вопросов соотношения местных апеллятивов и имен собственных, понимание ономастикона Подмосковья как реализации национального культурного кода в языке; -установление связей имени с объектом; -оценка представлений населения об окружающем мире, правильное суждение о роли топонимики и микротопонимики в формировании знаний людей о месте рождения и проживания; - выявление отношения говорящих к топонимическим объектам как прецедентным именам на уровне речевой, адресной и эмоциональной информации; -изучение гидронимики и ойконимики региона в целом, отдельных их ареалов и района проживания (рождения); -освоение принципов классификации гидронимов и микрогидронимов как наиболее устойчивого лексического пласта русской лексики; -знакомство с историей ойконимов Московской области и конкретных ее районов; -освоение принципов классификации ойконимов Московской области и ее отдельных ареалов; -проблемы научной и народной этимологии в истории подмосковной гидронимики и ойконимики; -вопросы архитипических представлений определенной языковой общности и «идеологических» нововведений в ойконимике Подмосковья; -география подмосковных топонимов; -структура подмосковных топонимов; - обращение к проблемам региональных компонентов в топонимике Подмосковья, к диалектным наименованиям микротопонимов и микрогидронимов; - язык местных документов; местные топонимы в памятниках письменности. Выпускник факультета русской филологии МГОУ должен уметь решать следующие профессиональные задачи (п. 2.4. ООП): -в области педагогической деятельности: - изучать возможности, потребности, достижения обучающихся и проектировать на основе полученных результатов образовательные программы, дисциплины и индивидуальные маршруты обучения, воспитания, развития; -организовывать процесс обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемым профилем); -организовывать взаимодействие с общественными и образовательными органами, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности; -использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, – с применением информационных технологий; -с опорой на образовательные программы МГОУ воспитывать у учащихся чувство толерантности, интереса к жизни представителей других национальностей, к их языкам; -осуществлять профессиональное самообразование и личностный образовательный рост, проектировать дальнейшее развитие профессиональной карьеры; -в области культурно-просветительной деятельности: -изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в представлении нового, интересного, материала, в освещении вопросов культурологии; -организация культурного пространства; -в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования, включая сведения из области ономастики; -разработка новых педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса нового времени, задач воспитания, обучения и развития личности; -проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, в том числе,- интернет-ресурсов; анализ результатов экспериментальной работы. Результаты освоения ООП ВПО определяются по приобретаемым выпускником МГОУ компетенциям, т.е. по способности выпускника применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Для успешной реализации этой задачи будущий бакалавр должен получить в вузе историко-лингвистическую и сравнительно-сопоставительную научную базу, чтобы в дальнейшем видеть специфику языковой системы (языковых систем), универсальность ее структуры; уметь идентифицировать, анализировать различные языковые единицы. Задачи дисциплины: -охарактеризовать связь курса «Лингвистическое краеведение» с другими гуманитарными и естественными науками с опорой на психологические, географические, исторические и археологические данные; -заложить основы знаний об ономастике и топонимике; -продемонстрировать действие языковых и внеязыковых факторов на формирование и развитие лексики центрального региона нашей страны; -ознакомить студентов с механизмами конвергенции и дивергенции; -обучить пользованию этимологическими словарями и умению объяснять факты и процессы отечественного языка путем сравнения их с индоевропейскими и языками других семей, носители которых осваивали в древности наш регион; -обучить использованию полученных знаний на практике, сформировать умение собирать и анализировать языковые единицы по установленным в лингвистической науке характеристикам: -определение этимологии корней топонимов региона; -определение этимологии словообразовательных аффиксов; -определение признаков субстрата/суперстрата/ адстрата; -определение особенностей ментальности древних народов; --определение действия экстра- и интралингвистических факторов на систему топонимов; -анализ особенностей гидронимов и ойконимов в разных районах Подмосковья; - анализ перехода апеллятивов в имена собственные; - анализ изменений ойконимов в историческом плане и причины таких изменений; -анализ словообразовательной структуры местных топонимов; -сравнительно-сопоставительное исследование топонимики Московского региона и окружающих областей, в первую очередь,- Смоленской, Рязанской и Владимирской; 2. Место дисциплины в структуре ООП «Лингвистическое краеведение» является необходимой составляющей современного университетского филологического образования в соответствии с региональным компонентом. «Лингвистическое краеведение» является дисциплиной, связанной с рядом предметов ряда языковедческого цикла: диалектологией, историей русского языка, «Введением в языкознание»; филологического цикла: русской литературой и фольклористикой; исторического цикла и естественно-научного цикла. Данная дисциплина, изучаемая на третьем курсе заочного отделения, способствует систематизации знаний в области сравнительно-исторического языкознания. Дисциплина знакомит бакалавров с основными понятиями лингвистической географии, с историей и с современным состоянием малой родины каждого из них. «Лингвистическое краеведение» готовит будущих учителей-словесников к восприятию истории русского литературного языка, цикла славянских языков, сравнительной грамматики славянских языков и общего языкознания. «Лингвистическое краеведение» способствует пониманию студентами современного русского языка как члена славянской группы, отличающегося от других рядом особенностей в плане синхронии и диахронии, но одновременно сохраняющего свои древние основы на всех языковых уровнях. Эта дисциплина способствует преодолению разрыва между школьным и вузовским преподаванием отечественного языка. Этот курс должен привить интерес к лингвистической науке, показать широкий языковой и культурный фон формирования и развития русского языка, его места в индоевропейской языковой семье, в группе славянских языков, в отношениях с языками других языковых семей. «Лингвистическое краеведение» демонстрирует разнообразие и многочисленность языковых явлений и процессов, которые раскрывают направления конвергенции и дивергенции, контактов отечественного языка. При соблюдении должного научного уровня новой информации курс «Лингвистическое краеведение» может излагаться в живой, доступной для студентов форме, обращенной к прецедентным для каждого именам и понятиям. Культурологический аспект дисциплины пробуждает интерес к нашим соседям, их бытию в социальном, экономическом и языковом пространстве Европейской части России. Эта дисциплина помогает по-новому осознавать языковые факты, которые представляются системными, а не изолированными. Опора на этимологизацию дает студентам возможность не только заучивать материал, но и осознавать его как отражение древней ментальности, увидеть в наших предках живых людей. Нельзя отрицать красочность курса, что наглядно может быть представлено в общей презентации с ее гуманитарной идеей – «Мы любим свой край», презентации, основанной на материалах интернета, региональных источниках или на собственных фото,. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Статус и место дисциплины «Лингвистическое краеведение» в системе подготовки бакалавра отечественной филологии определяет набор компетенций, формирование которых позволит обеспечить данный аспект профессиональной деятельности выпускника факультета русской филологии МГОУ. Компетенции выпускника по направлению подготовки бакалавров непосредственно связаны с областью, объектами, видами и задачами его будущей профессиональной деятельности. Бакалавр должен обладать: общекультурными компетенциями (ОК): -владеть культурой мышления; обладать способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК- 1); -владеть нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); -владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, быть направленным на достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 15). профессиональными компетенциями (ПК): -в педагогической деятельности: -готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и к воспитательной работе с учащимися (ПК-11). -в прикладной деятельности: -навыками самостоятельного сбора фактического материала с привлечением интернета, местных публикаций, опроса информантов разных возрастных групп; - базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ПК – 12), включая тексты по ономастике; -в проектной деятельности: -владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительных учреждениях (типа «Дня города»), а также в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК – 15). В результате освоения дисциплины «Лингвистическое краеведение» бакалавр должен знать: -предмет и аспекты краеведения; -связи языка и культуры; языка и среды обитания; -уровни языка, их единицы, особенности функционирования этих единиц; -основы дифференциации лексических средств по их происхождению; -основы дифференциации лексических средств по словообразовательным показателям; -основы дифференциации лексических средств с учетом экстралингвистических факторов. Студент-бакалавр должен уметь: -оперировать терминологией данного курса; -анализировать графические, лексико-семантические, грамматические явления, языковые факты с учетом соответствующих внеязыковых и внутриязыковых факторов в плане диахронии и синхронии; -с системных позиций оценивать сходства и различия, проявляющиеся в разных регионах Подмосковья, шире – Подмосковья и соседних областей; -ориентироваться в диалектологической карте Подмосковья. Студент – бакалавр должен владеть: -представлением о топонимике как знаковой системе; -приемами использования полученных знаний на практике при сборе и анализе языкового материала; -методологией компаративистики, чтобы использовать полученные знания применительно к наблюдаемой языковой ситуации: наличия/отсутствия диалектизмов в речи местных жителей; ориентированности (отсутствия ориентированности) в местной топонимике и в живой речи носителей языка на приемы языковой игры; проявления воздействия речи новых жителей на местную ономастику. 4. Структура и содержание курса «Лингвистическое краеведение» 4.1. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа). Дисциплина изучается на третьем курсе заочного отделения в 5-м семестре.
4.2. Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий
Примечание:1. Об организации текущего, промежуточного и рубежного контроля См. раздел 6.3. РУП. 2.устный опрос (УО) - зачет. 3.письменные работы (ПР): подготовка к тестированию и тестирование (ПР- -1), контрольная работа (ПР-2), презентация (ПР-3), реферат (ПР-4) 4.индивидуальные консультации (ИК) 4.3.Содержание дисциплины МОДУЛЬ 1. Введение. Предмет и задачи курса. Терминология дисциплины. Общий объем аудиторных занятий -2 час. В том числе лекции- 2 час. |
Пояснительная записка к дисциплине «Лингвистическое краеведение» Гаврикова Э. О. Лингвистическое краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.... | Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Ономастическое направление в школьном лингвокраеведении ... | ||
Пояснительная записка к курсу «краеведение» Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное... | ||
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской... Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,... | Рабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение» «Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство») | ||
Рабочая программа дисциплины в. Дв. 3 Природное краеведение направление:... | Рабочая программа дисциплины в. Дв. 3 Природное краеведение направление:... | ||
Рабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б... Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое... | Рабочая программа педагога шишкиной Надежды Викторовны (I квалификационная... Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Лингвистическое обеспечение абис Это обусловлено тем, что лингвистическое обеспечение является одной из важнейших обеспечивающих подсистем автоматизированных библиотечно-информационных... | Рабочая программа учебного предмета «Краеведение» Краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования, помогает реализовать в школьной практике принципы... | ||
Рабочая программа модуля «Географическое краеведение» Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х... | Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... |