Скачать 296.2 Kb.
|
Тихомирова Е.А.ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.ф.н., доцент ОНОМАСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИИ Лингвистическое краеведение в школе наряду с диалектологическим направлением работы предполагает и исследования в области ономастики. Ономастика – это раздел языкознания, изучающий собственные имена. Ономастика членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена: антропонимика изучает имена людей; топонимика – названия географических объектов; зоонимика – клички животных; астронимика – названия небесных тел и т.д. В зависимости от языковых особенностей собственных имен ономастика делится на литературную и диалектную, реальную и поэтическую (ономастика художественных текстов); современную и историческую, теоретическую и прикладную. Ономастика изучает историю возникновения имен и мотивы номинации, территориальное и языковое распространение, функции в речи, различные преобразования имен, создание и использование собственных имен в художественных текстах и т.д., а также фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические и другие особенности имен собственных[1]. Топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, значение, функционирование, развитие, ареал распространения. По характеру объектов выделяются следующие виды топонимии: ойконимия (греч.oikos – дом, жилище) – названия населенных пунктов; гидронимия – названия водных объектов; оронимия (греч.oros – гора) – названия особенностей рельефа. Исходя из величины объектов выделяются два яруса топонимии: макротопонимия – названия крупных природных или созданных человеком объектов и политико-административных объединений; микротопонимия – индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, урочищ и т.п.) Микротопонимия возникает на базе диалектных форм языка и имеет свою ограниченную сферу функционирования (в соответствии с территориальными границами диалекта или говора); она отличается неустойчивостью и подвижностью. По составу топонимы могут быть однословными, словосочетанием и топонимическими фразеологизмами (распространено в микротопонимии – Воздвиженское, что в Игрищах). По происхождению топонимы делятся на естественные (Киев) и искусственно созданные (Ленинград)[2]. Топонимика, будучи тесно связанной с различными дисциплинами (история, археология, география, этнография, лингвистика и др.), помогает школьнику глубже познать историю своей малой родины, культуру, быт, нравы и обычаи своих предков. Тверской регион уже имеет опыт сбора материала для составления топонимических словарей. Так, в 1994 г. издан «Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области», созданный учителем истории Большеовсяниковской средней школы Г.А.Лариным[3]. В нем представлены названия населенных пунктов и административных единиц, физико-географических объектов и персоналии – имена людей, чья жизнь и деятельность тесно связаны с Весьегонской землей. Для ойконимов приводятся сведения географического, исторического, демографического и национального характера, а также локализация: МИНЬЕВО, д.Кесемского сс., 10 км. к ЮВ от с.Кесьма.С.-х.кооператив «Урожай». Карельская. Название от м.л.к.и.(мужское личное календарное имя) Мина – Миней – луна (греч.) 1858 1889 1931 1963 1993 Кол-во дворов 19 28 49 21 8 Кол-во населения 108 131 183 64 9 Относилась к Остолоповскому приходу. Разряд крестьян до реформы 1861г. - удельные. Промыслы в 19 веке – плотники, чернорабочие [4]. Для гидронимов дается локализация с дополнительными (если есть) характеристиками (длина, исток, притоки; для болот – площадь и мощность пласта и др.): ОБОЛОТЬЕ (КРИВУЛЬ) – ручей, левый приток р.Реня, впадает в нее близ д.Спас-Реня. Длина 12 км., принимает 4 притока [5]. В словарь также включены сведения о памятниках археологии, архитектуры, истории, природы, пустошах(монастырских), полезных ископаемых и др. Системный обзор географических названий района озера Селигер представлен в работе В.Ф.Иванова «Топонимический словарь Селигерского края. Улицы г.Осташкова. Каменная летопись (Археологические памятники Селигерского края»[6]. На основе архивных документов, учета языковых процессов, отраженных в формах слов, ландшафтных особенностей в словаре даются толкования топонимам. Ойконимы классифицируются по происхождению: от географических терминов, гидронимов, от названий растительности, промыслов, типов селений, религиозной лексики и т.п. БОТОВ ПОГОСТ. Пустошь Ботово относилась к Осташковской слободе. Др.-рус. Боть – «болтать, колебать». На Селигере была распространена рыболовецкая снасть в виде сетки и шеста – ботала для загонки рыбы. Кроме того в словаре представлены гидронимы, названия островов, плесов и некоторые историко-краеведческие материалы. На сегодняшний момент самой значимой работой по региональной топонимике является «Тверской топонимический словарь» В.М.Воробьева[7], в котором представлена система названий населенных мест Тверской области. В обзорной статье анализируются названия элементов рельефа, водоемов и селений. Основная часть словаря состоит из развернутых статей по каждому названию. Например: МЫТНИЦЫ, д. (Кувш.р-н, Прямухинский СО). От мытница – «застава, место сбора податей за торговые сделки и привозные товары»(50.с.384). Селение расположено на старинном Вышневолоцко-Ржевском торговом тракте (77,с.39). Расширенный суффикс –ник-/-ниц- служит для образования уменьшительной формы топонимов, произведенных от апеллятивов. Форма мн.ч. выполняет грамматическую функцию [8]. В дополнение к основному материалу дается краткий терминологический словарь, список центров муниципальных образований и административных округов Тверской области и вопросник по сбору топонимических материалов, который может быть использован в краеведческой работе, поскольку, как отмечает автор, «целенаправленный сбор таких материалов краеведами в каждом регионе Тверской области позволить сохранить исчезающий существенный пласт региональной культуры».[9] И особенно это касается микротопонимики, ведь ни на одной карте не найдешь названий пригорка за деревней, оврага или родничка в ближнем лесу, сельских улиц и т.п., а ведь в них, этих названиях, тоже отражается история, может не вековая, но тоже важная хотя бы для этого, кому-то родного, уголка земли. Никакие экспедиции не смогут «осилить» это богатство, поэтому остается одна надежда – на горячие сердца и пытливый ум школьников и их наставников. Тверской регион – территория уникальная хотя бы уже потому, что расположена на великом водоразделе. Здесь начинают свой путь к трем разным морям реки Волга, Днепр и Западная Двина. За тысячелетнюю историю разные племена и народы населяли эти земли. А, как известно, именно топонимы (в частности гидронимы) сохраняются дольше всего в неизменном виде, переходя от племени к племени, от народа к народу, от поколения к поколению. Первые «собственники» рек, озер, гор дали им названия, а последующие племена использовали их иногда в переводе, а чаще в том самом «чужом» виде, в каком получили. Вот почему многие названия нам непонятны. Так, считается, что до славян верхнее Поволжье было заселено финно-угорскими и балтийскими племенами, и это действительно так, ибо в названиях многих рек и озер довольно четко проступают финские корни. Но ведь есть и такие гидронимы, которые невозможно объяснить через финский язык. Так, может быть, прав был академик А.И.Соболевский[10], который еще в начале ХХ века предположил, что до финнов в средней России жили сарматские племена, вытеснившие скифов и «непонятные» гидронимы – названия из их языка? Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, нужно собрать и идентифицировать весь местный материал, хотя, конечно, даже в этом случае останутся «белые пятна». Топонимическая система Тверской области [11] Оронимическая система состоит из апеллятивов (нарицательных терминов), отражающих тип рельефа, и топонимов (названий), в которых избирательно зафиксированы эти термины. Их количество зависит от степени разнообразия ландшафта, причем названия положительных форм рельефа, как правило, преобладают. Самым крупным природным комплексом Тверской области является Валдайская возвышенность. В ее составе выделяются Валдайская гряда, Осташковская гряда, Ревеницкие горя (по д.Рвеница), Воробьёвы горы (по д.Воробьи) и др. На левобережье Волги возвышаются поднятия с крутыми склонами: Свиные горы (образное название по общему облику), Ильи горы (по храмовому названию одноименного села), Цнинская возвышенность (по р.Цне). Вдоль течения реки Тверцы идет Вышневолоцко-Новоторжский вал, а на востоке – Лихославльская и Тверская гряды. Цепочка холмов в верхнем течении р.Мологи, называемая Бежецким Верхом, включает Горицкую гряду (по с.Горицы), Моркины горы (по одноименному селу), Сонковскую возвышенность (по пос.Сонково), Шишковские камы (по д.Шишково), Покров-Коноплинскую гряду (по дд.Покров и Коноплино), Овинищенскую возвышенность (по д.Овинище). Отрицательные формы рельефа поименованы обычно по крупным водоемам: Западно-Двинская, Верхневолжская, Шошинская, Верхнемоложская, Среднемоложская низменности. Тверские гидронимы по значению делятся на несколько групп:
Тверские ойконимы – названия населенных пунктов – тоже имеют различное происхождение:
Отыменные названия по происхождению делятся на 4 группы: - от древнеславянских двухосновных имен с корнями слав-, люб-, мир-, рад-, свят-, благ-, влад-, мил-, стан- и др.: Богданово, Будимирово, Любегощи, Ратмирово, Ярославищи; - от древнерусских прозвищных имен: Голованово, Суханово, Молчаново, Мясоедово, Третьяково; - от иностранных прозвищных имен: Баскаки, Назимово, Рахманово, Салтыково, Тургиново, Шевелёво; - от календарных христианских имен и уменьшительных форм от них: Андрейково, Андреяново, Николино, Машутино, Анново, Иваньковское, Семеновское, Митюшино, Гавшино (от Гавриил), Ахромово (от Варфоломей). Формы сбора и обработки микротопонимов [12] Микротопоним – это нарицательное или собственное наименование естественных или искусственных географических объектов, находящихся на территории землепользования одного населенного пункта. Конечно, сбор микротопонимов можно вести по архивным документам: межевым книгам, ревизским сказкам, писцовым и отказным книгам, купчим на землю, по монастырским и церковным документам, планам и чертежам и т.п. Все эти материалы можно найти в Государственном архиве Тверской области (ГАТО). Но так можно получить только зафиксированную и исторически конкретную микротопонимию, а дать представление о современном состоянии микротопонимики могут только полевые экспедиции. Полевое микротопонимическое обследование должно проводиться по тематической программе, которая составляется с учетом географических объектов, находящихся на обследуемой территории, т.е. нет необходимости включать в вопросник названия морей, океанов, гор и т.п., если они отсутствуют на данной территории. Предварительно необходимо ознакомиться с топонимикой района, где находится обследуемый населенный пункт. Программа строится по радиальному принципу, т.е. от центра поселения к окраинам и далее по всем хозяйственным, посевным и др. угодиям. Важен также и выбор информантов. Старожилы обычно знают больше названий одного объекта и связанных с ним толкований и легенд; лесники и охотники дадут названия лесных угодий, болот, звериных троп; рыбаки - названия водоемов, мостов и бродов и т.п. Фольклорный материал тоже может фиксировать топонимы и микротопонимы, поэтому не следует пренебрегать работой с местными сказителями, частушечниками. Все полевые записи фиксируются в блокнотах в соответствии с номерами программы, а затем переносятся на карточки с указанием ударения, географического объекта, населенного пункта и района; желательно также контекстное употребление микротопонима. Таким образом, работа по сбору топонимического материала станет эффективным средством стимулирования познавательной деятельности учащихся к изучению истории своего края через поиск связей между географическими названиями и ландшафтом, языком племен, населявших эти земли в прошлом, историческими фактами. Изучение личных имен – еще один путь познания языка, истории и культуры родного края. В настоящее время существует большое количество словарей имен и фамилий, поэтому установить их значение и происхождение не составит труда, хотя и в этом случае нужно поговорить со старшими родственниками. Возможно, у них есть другое, не зафиксированное в словарях толкование личных имен, тем более что многие из них не имеют однозначной этимологии. Особого внимания требуют широко распространенные особенно в сельской местности прозвища и так называемые уличные фамилии, основанием для возникновения которых могут быть, например, род деятельности родителей (Водиловы – дети шофера); какой-либо общий для родни внешний признак (Носатовы); пристрастие к чему-либо (Рыбаки) и т.п. Уличные фамилии могут сохраняться несколько поколений: Крыловых называют Гришкиными по имени прадеда Григория (Гришки). Прозвища бывают как индивидуальные, так и групповые, коллективные. Так, жителей д.Рогачёво называют рогачи; д.Катино – катькины; д.Кутицы – блинники (славились блинами) и др. Индивидуальные прозвища встречаются гораздо чаще и основаны на различных признаках. Некоторые прозвища указывают на негативное, пренебрежительное отношение в человеку: Холуй, Захребетник, Липак (прилип и живет за чужой счет). Это могут быть внешние и внутренние качества: Молчун, Бульба (усы, как у Тараса Бульбы), Аэродром (лысый), Столб (высокий и худой человек), Жалетка/Жилетка (женщина, которая всех жалеет, которой все «плачутся в жилетку») и т.п. В современном языке немало прозвищ, образованных от фамилий: Гусев – Гусь, Князев – Князь, Куликов – Кулик, Тихонов – Тихий. К некоторым отфамильным прозвищам добавляются дополнительные значения: Тигра (Львов) – задиристый, драчливый; Птица (Орлов) – человек со вздорным характером; Торопыга (Быстров) – всегда куда-то спешащий. Кроме прозвищ, в речи часто употребляются различные формы и варианты личных имен: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша, Ванюха, Ванёк,Ванька, Иванко, Вано и т.п. В некоторых регионах существуют свои способы образования форм личных имен, например, суффикс –ён(а) для женских имен: Настёна, Надёна. Такие формы выражают чувство уважения и используются в основном людьми старшего поколения. При обращении в детям используются формы с суффиксом –иц(а): Галица, Толица, Ваница, Маница. Живая разговорная речь дает и такие формы личных имен, которые еще не зафиксированы словарями: Манесса (Маша), Сержант (Серёжа), Станок (Константин), Михля, Михрюсик (Михаил). Такие формы имен нередко близки к прозвищам. В прозвищах отражаются ум, наблюдательность и чувство юмора народа, меткость и образность речи. Так, Свистуном и Ветродуем называют человека, у которого никогда нет денег («просвистеть деньги, богатство», «пустить на ветер»); Попрыгунчиком и Кузнечиком – мужчину, «прыгающего» от одной женщины к другой; Прыщиком – человека, выступающего всегда и по любому поводу и т.д. Прозвища не всегда явление отрицательное, в ряде случаев они помогают установлению контакта, дают возможность выразить свое отношение к собеседнику, поэтому необходимо привлекать учащихся к сбору и анализу антропонимов с целью формирования правильного отношения к этим языковым явлениям. ПРИМЕЧАНИЯ
10. ГАТО, ф.103, оп.1. ед.хр.3226. С.6. 11.Составлено по: Топонимическая система Тверской области//Тверской топонимический словарь. М., 2005. С.5-8. 12. В приложении даны вопросник для сбора топонимического материала и образец микротопонимии села Ильино Шатровского района Курганской области Приложение 1 Вопросник по сбору топонимических материалов
Приложение 2 Микротопонимика с.Ильино Шатровского района Курганской обл. 1. Фамилии: Антоновы, Бариновы, Вахрушевы, Горячёвы, Зайцевы, Захаровы, Козловы, Кощеевы, Мокины, Мухины, Осиповы, Пермяковы,Храмцовы, Чистых, Шубины; Прозвиша: Бахарята, Зайцы, Зайчата, Кулички, Лебедь, Пуговки, Синочата; Улицы: Гаряевская, Зайцевская, Захаровская, Кощеевская, Мокинская, Мухинская, Проезжая, Самсоновская, Солдатская, Шатровская; Кладбище: Могилы. 2. Станы:Кудринский, 1-й стан, Мокинский; 3.Дороги: Ластовская, Мокинская, Песочная, Поскачинская, Самсоновская, Трефиловская, Шатровская; 4. Пашни: Грачовник, Ключик, Палкинская роща, Самсоновская, У Палкинской рощи, У 1-го стана, У Осиповых, У Чистых; 5. Покосы: Марьин хохол, Мокрое, Облучало, Писарскый покосик, Моховушка; Поля: Грачинник, Корчовка, У амбарчика, У березы, У могил, У черёмушкиного куста, У Шубинской рощи. 3. Леса: Марьин Хохол, Моховушка, Рям, Фаденькина избушка; Места в лесу: рощи – Антонова, Вахрушева, Курчажина, Куличовская, Мухинская, Мартыновская, Осиповых, Охотницкая, Палкинская, Пронинская, Синочкина, Шубинская, Шубиных; елань – Рязанская; урочища – Антонова, Вахрушева, Ганины, Катошное, Ключик, Кулагиных, Курчажина, Куличовское, Люктны, Мухинское, Мокрое, Моховушка, Наволоки, Охотницкое, Палкинское, Пашкина, Писарский покосик, Праховы, Пронинское, Спорное, Солонцы, Шубинское, Чекалка, Чистых, Ячкины; Река – Ирюм; Ключики: Ключики; Мост: Одинцовский; Болота: Вараскино, Долгое, Конячье, Кудрино, Моховое; Колодцы: В Пашкиной роще, Евлашин, Платонушков, Святой, Тарагов, Ульяновский, У Пашкиной рощи. Приложение 3 Список литературы по ономастике
Список литературы по топонимике
Список литературы по антропонимике
Приложение 4 Примерная программа элективного курса «Лингвистическое краеведение» для 9 класса |
Поисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации) Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает... | Пояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися... | ||
Программа учебной дисциплины основы теории международных отношений... Направление «международные отношения» (522900), направление «регионоведение» (521300) | Тема: «Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных... «Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных проб в школьном «Пресс-центре» | ||
1 Глава Лингвистический аспект лингвострановедения Основное направление лингвистических исследований социальной обусловленности языка; лингвострановедческое направление | Положение о школьном конкурсе докладов по темам самообразования Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образвоания | ||
Российской федерации Для освоения данной дисциплины необходимы знания, полученные в школьном курсе иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... За направление тока принимают направление упорядоченного движения положительно заряженных частиц | ||
«Правление Ивана iii» (2ч) Разработка модульных уроков в школьном курсе истории на примере использования технологий модульного обучения | Коновалова Лариса Михайловна 263-160-703 Особенности изучения программного обеспечения и операционных систем в школьном курсе информатики 9 | ||
Рабочая учебная программа по природоведению (наименование учебного предмета \ курса) Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей естествознания | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля» | Практикум по естественнонаучным дисциплинам (наименование) Направление подготовки Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование | ||
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 |