Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович





Скачать 121.74 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович
Дата публикации30.06.2015
Размер121.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Туризм > Программа
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ САРАТОВСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 9-го класса

НЕСКРЕБТОВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

учитель высшей кат.

МОУ "СОШ х. М. Скатовка

Саратовского района

Саратовской области"

САРАТОВ

2009
ФИТОДИЗАЙН

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 9-го класса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время всё более востребованными в нашей стране становятся профессии, связанные с оказанием услуг, созданием более комфортной обстановки отдыха и труда. К числу таких, несомненно, можно отнести профессию аранжировщика.

Цель: учащиеся должны в полной мере осознать взаимосвязь с природой и личную ответственность за её состояние; сформировать любовь к растительному миру, развивать способность к эмоциональному общению с природой,

учащиеся должны углубить знания, полученные на уроках биологии, экологии, технологии, ИЗО, получить начальные практические навыки обращения с срезочным материалом (и др.); продолжить формирование эстетических представлений о гармонии цвета и формы; цветочной символике.

Программа рассчитана на 12 (возможно расширение до 24 ч.) часов учебных и практических занятий.

Для проведения занятий используются разнообразные формы обучения: беседы, практическая и самостоятельная работы, экскурсии.

Особое внимание следует уделить подготовке и проведению практических занятий. Накануне каждого из них подготавливаются все необходимые экспонаты и инструменты, привлекаются к этому и учащиеся.

Во время практических занятий учащимся даётся задание, по итогам которого они сдают отчёт.

Промежуточными формами учёта знаний и умений является написание рефератов; составление графиков, проектов аранжировок; отчёты о выполнении практических работ (оценивает учитель).

Учащиеся должны знать:

  • Значение окружающей среды в жизни человека.

  • Влияние растений на человека.

  • Правила обращения со срезочными цветочными культурами, сухоцветами.

  • Экологические группы цветочно-декоративных растений.

  • Правила выращивания декоративных горшечных (оранжерейных) растений.

  • Опасные, ядовитые и лекарственные цветочно-декоративные растения.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять простейшие цветочные композиции.

  • Использовать на практике навыки фитооформления интерьера.

  • Соблюдать правили безопасности труда при выполнении различных работ по уходу за декоративными растениями.


Итоговое занятие проводится в форме аттестации учащихся, в ходе которой они представляют и защищают свои проекты: оформления интерьера цветочными композициями из срезанных цветов и аксессуаров и др.

Так как программа содержит значительное количество ключевых понятий, на полноценное изучение которых и практические занятия потребуется большее время, чем указано в программе, учитель и учащиеся вправе сами определить приоритеты в изучении тех или иных разделов.

Реализация программы возможна в любое время года, т.к. рассчитана на ознакомление и обработку материала внесезонного: горшечных и оранжерейных цветочно-декоративных растений.

Литература для учителя и ученика в силу специфики предмета совпадает и не подлежит разделению.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1

ВВЕДЕНИЕ

1

1

2

ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ЗЕЛЁНАЯ КОСМЕТИКА, ТАЙНА "ЛЕСНОЙ РУКИ". ЯЗЫК ЦВЕТОВ.

Практическая работа:"косметические и лекарственные средства, изготавливаемые из растений" .

2


1

3

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ: ДЕКОРАТИВНО-ЦВЕТУЩИЕ, ДЕКОРАТИВНО-ЛИСТВЕННЫЕ, ЛИАНЫ, АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ, ЭПИФИТЫ, СУККУЛЕНТЫ.

Практическая работа: "Посадка (пересадка, подсадка, перевалка) горшечных цветочно-декоративных растений различных групп с учётом всех требуемых экологических факторов".

2


1

4

АРАНЖИРОВКА. ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АРАНЖИРОВОК. СУХОЦВЕТЫ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ.

Практическая работа: " Осмотр готовых цветочных композиций, анализ структуры этих композиций по составу и характеру монтажа. Обучение срезке и восстановлению свежести садовых цветов".

2

1

5

КОМПОЗИЦИИ ЦВЕТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ АРАНЖИРОВОК.

Практическая работа: " осмотр цветочных композиций. Определение их соответствия правилам построения. Составление проектов цветочных композиций различных стилей ".

2



1

6

ВИДЫ АРАНЖИРОВОК ИЗ ЦВЕТОВ.

Практическая работа: " Формирование букетов, бутоньерок, венков, гирлянд в соответствии с их назначением "

2



1

7

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

1





СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.).

Содержание деятельности фитодизайнера. Видеоэкскурсия в цветочный магазин, салон флориста, озеленительное городское хозяйство, офис организации, фойе ДК и т.п.

Постановка задачи курса: подготовка и защита полноценного проекта аранжировки для реализации его в конкретных условиях. Беседа.
ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА. ЗЕЛЁНАЯ КОСМЕТИКА, ТАЙНА "ЗЕЛЁНОЙ РУКИ". ЯЗЫК ЦВЕТОВ (2 ч.).

Места создания первых ботанических садов, их устройство и назначение.

Представления о единстве человека и природы у народов древних цивилизаций (легенды и мифы). Чудо света: один из первых ботанических садов на свете – "Висячие сады Семирамиды" в Вавилоне (внешний вид, устройство, предназначение).

Комнатные растения, используемые для приготовления лекарств и косметики.

Влияние растений на здоровье и самочувствие человека. Растения, используемые для изготовления кремов, лосьонов, масок в домашних условиях.

Тропические и субтропические лекарственные растения, способы приготовления лекарственных форм из растительного сырья.

Народные приметы, суеверия, связанные с комнатными растениями. Влияние цветов на настроение, чувства и желания людей. Выражение с помощью цветов настроения, мыслей и чувств. Символика красок. Народная символика растений и цветов.

Практическая работа: "Осмотр косметических и лекарственных средств, изготовляемых из растений". Написание реферата по одной из тем занятия.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ:

ДЕКОРАТИВНО-ЦВЕТУЩИЕ, ДЕКОРАТИВНО-ЛИСТВЕННЫЕ, ЛИАНЫ, АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ, ЭПИФИТЫ,

СУККУЛЕНТЫ (2 ч.)

Классификация комнатных растений. Названия представителей групп комнатных растений. Оптимальные экологические факторы их выращивания в комнатных условиях. Природное местопребывание.

Учащиеся должны уметь определять представителей группы растений, соблюдать при их выращивании в комнатных условиях необходимую взаимозависимость всех экологических факторов. Оптимальное сочетание экологических факторов выращивания в комнатных условиях (субстрат, свет, вода, тепло).

Представители декоративно-цветущих: сенполия, бегония, герань, фуксия, роза, орхидея.

Представители декоративно-лиственных: диффенбахия, папоротник, бегония, пальма, филодендрон, маранта.

Представители лиан: ароидные, пассифлора, плющ, филодендрон, бугенвиллия, виноградные.

Представители ампельных: сеткреазия, пеперомия, камнеломка, эписция, традесканция и др.

Представители эпифитов: некоторые папоротники, орхидеи и др.

Представители суккулентов: агава, кактусы, молочаи, гастерии, гаворции (хавортии), каланхоэ, толстянки, седумы.

Практическое занятие: "Посадка (пересадка, подсадка, перевалка) горшечных цветочно-декоративных растений различных групп с учётом всех требуемых экологических факторов".

Составление графика ухода за посаженными растениями отдельных групп (самостоятельная работа).
АРАНЖИРОВКА. ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ,

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АРАНЖИРОВОК.

СУХОЦВЕТЫ И ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ (2 ч.).

Состав оборудования и различные цветочные материалы для аранжировок: подставки, сосуды, аксессуары, инвентарь, крепёж, вспомогательные материалы, необходимые для составления композиций из цветов. Три группы цветочных материалов для аранжировок: цветочные растения, сухоцветы, искусственные цветы. Разнообразие характера растений. Правила обращения со срезочными культурами.

Ассортимент растений, используемый для создания букетов и композиций, виды обработки и хранения растений (для сухих). Подбор, обработка и сохранение сухоцветов для создания букетов.

История появления композиций из сухих цветов. Ассортимент растений, наиболее часто используемый для создания букетов и композиций. История появления искусственных цветов в Древнем Китае и Греции, их современное использование.

Практическое занятие: "Осмотр готовых цветочных композиций, анализ структуры этих композиций по составу и характеру монтажа. Обучение срезке и восстановлению свежести садовых цветов". Сбор частей цветочно-декоративных растений разных видов (теплично-оранжерейного выращивания), их обработка и подготовка к хранению с соблюдением необходимых требований (самостоятельная работа).
КОМПОЗИЦИИ ЦВЕТОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ АРАНЖИРОВОК (2 ч.).

Общие принципы размещения цветочных композиций в жилых помещениях. Стили композиций. Правила построения композиций. Использование характера цвета в композиции и подборка цветов, гармонирующих характеру помещения, его освещению, времени года. Понятие о равновесии, пропорции, ритме цветочных композиций.

Расположение материалов в круглой и односторонней аранжировках. Определение формы в зависимости от назначения и местоположения аранжировок. Силуэт: треугольный, круглый, вертикальный, изогнутый, вогнутый, выгнутый. Выбор силуэта аранжировки в зависимости от назначения композиции.

Практическое занятие: "Осмотр цветочных композиций. Определение их соответствия правилам построения". Составление проектов цветочных композиций различных стилей. Составление проектов аранжировок разной формы и силуэтов в соответствии с их назначениями (самостоятельная работа).
ВИДЫ АРАНЖИРОВОК ИЗ ЦВЕТОВ (2 ч.).

Букет: размеры, назначение. Бутоньерка: размеры, назначение, способы крепления. Венок: формы и размеры в зависимости от назначения. Гирлянда: форма, длина, диаметр. Применение гирлянд.

Практическое занятие: "Формирование букетов, бутоньерок, венков, гирлянд в соответствии с их назначением".
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.).

Организация выставки. Учащиеся представляют и "защищают" собственные проекты. Подведение итогов, оценка деятельности.
План-конспект занятия

Тема: "Основные группы комнатных растений".
Цели: продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных групп комнатных растений в зависимости от условий их произрастания в природе; дать представление о классификации цветочно-декоративных растений, об оптимальном сочетании экологических факторов выращивания в комнатных условиях; воспитывать любовь к живой природе, эстетический вкус.

Тип занятия: комбинированный.

Объект работы: горшечные растения различных видов.

Оборудование: справочники и альбомы комнатных растений, открытки, проектор со слайдами, горшечные растения различных видов.

Методы обучения: беседа с использованием проблемных вопросов; объяснение нового материала путём решения учебных задач; самостоятельная работа учащихся по определению групп растений.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

Учитель обращает внимание учащихся на необычный вид многих комнатных растений: сопоставляются литопсы и селагинелла, традесканции и молочаи и т.п. Как у этих растений возникли такие особенности строения организма?

Через проектор демонстрируются слайды, на которых показана естественная среда обитания растений, которые принято называть "горшечными".

В ходе беседы выясняется, что существует строгая зависимость между строением организма растения и его природной средой обитания, её экологическими особенностями.

Подводка: нельзя все комнатные горшечные растения пытаться выращивать в одинаковых условиях, необходимо учитывать их экологические особенности произрастания.

Учитель ставит перед учащимися цель и задачи занятия.

  1. Контроль знаний.

В.: На какие экологические группы можно разделить имеющиеся в кабинете растения? Выпишите их названия мелом на доске.

В.: Какие условия произрастания необходимы для…(декоративно-цветущих, декоративно-лиственных, лиан, ампельных, эпифитов, суккулентов)?

В.: В каком световом режиме должны находиться растения с нежной тёмно-зелёной листвой?

В.: Почему эпифиты не развиваются при посадке в плотную почву?

И т. п.

3. Актуализация знаний.

В.: Можно ли в одном помещении успешно выращивать декоративные растения различных экологических групп?

О.: Можно, если учитывать их особенности, подбирая режимы освещения и полива, состав почвосмесей и т.д.

4. Введение новых знаний.

Учитель рассказывает об особенностях режимов полива, подкормки, освещения, составления почвосмесей, подбора посадочной ёмкости для горшечных растений различных групп, акцентируя внимание на наиболее распространённых ошибках начинающих цветоводов.

5. Обобщение знаний.

Учитель предлагает обучающимся по имеющимся в их распоряжении определителям, фотооткрыткам и альбомам определить принадлежность комнатных горшечных растений к тем группам декоративных растений, которые были названы в начале занятия.

В.: По каким признакам Вы производите классификацию растений?

В.: Сколько групп растений можно определить в кабинете?

В.: Правильно ли расположены эти растения по отношению к источнику света?

В.: Какие растения (по Вашему мнению) испытывают трудности в развитии? Почему? Как исправить это положение?

6. Оперирование знаниями.

Самостоятельная работа учащихся по составлению графика ухода за комнатными растениями одной из групп (по выбору).

Учитель выдаёт задание, которое является проблемным: необходимо учесть особенности произрастания растений одной из групп с учётом светового и температурного режимов конкретного помещения, времени года.

Для выполнения задания учащиеся разбиваются по парам.

7. Анализ и оценка итогов работы.

Учащиеся защищают выполненную работу, обосновывая сделанные предложения по технологии выращивания растений определённой группы. Учитель и учащиеся из наиболее подготовленных корректируют сделанные выводы. Учитель оценивает работу, учитывая степень вовлечённости отдельных учеников, качество конечного продукта.

8. Домашнее задание.

Выполнив предложенные учителем тесты, проверить свои знания.

ЛИТЕРАТУРА


  • Гортинский Г. Б., Яковлев Г. П. Целебные растения в комнате. – М.: Высшая школа, 1993.

  • Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. - М.: «Элис Лак», 1994

  • Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988

  • Корниенко Г., Дуброцкий И. Искусство цветов. - К.: «Компьютерные Системы», 1992

  • Маракаева О.А. Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цветах.- Ярославль «Академия развития», 1999

  • Николаенко Н.П. Композиции из цветов (икебана). – Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1988

  • Рошаль И.В. Азбука цветов. – СПб.: Кристалл; Терция, 1998

  • Утенко И.С. цветы в букетах и композициях. - Л.: Лениздат, 1988.

  • Хессайон. Комнатное цветоводство // Справочник.

  • Цветы в доме – интерьер здоровья. –Н.-Новгород: "Времена", 1998.

  • Цветоводство. Киселёв. – любое издание.

  • ж. Цветоводство. – все номера.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconРабочая программа элективного курса «рекреационная география»
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю)
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса нескребтов андрей леонидович iconПрограмма элективного курса
Учебный курс «Страноведение» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск