Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с





НазваниеОсновы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с
страница1/12
Дата публикации07.09.2013
Размер1.88 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ОБЖ)
М.С. Сидоренко, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения СКИПКРО

Требования, предъявляемые к преподаванию курса ОБЖ в образовательных учреждениях Ставропольского края.
Во исполнение ФЗ № 100 от 21 июля 2005 года «О внесении дополнений и изменений в ФЗ № 13 от 13.01.96 года «Об образовании», касающихся повышения качества обучения в области защиты населения от ЧС и подготовки к военной службе, и Письма Департамента по науке Министерства образования РФ от 30.08.05 г. № 03-1572 в 2011-2012 учебном году курс «Основы безопасности жизнедеятельности» будет вестись:

  1. Согласно базисному учебному плану Ставропольского края, предмет ОБЖ вести как самостоятельный из расчета:

    • в начальной общеобразовательной школе элементы «Основ безопасности жизнедеятельности» включены в 2х - часовой курс «Окружающий мир», реализующий федеральный компонент содержания образования на следующей основе:

    • в основной общеобразовательной школе в 5 – 9 классах обучение учащихся навыкам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях вести из расчета 1 час в неделю;

- в 10 – 11 классах профильного обучения 1 час в неделю, руководствуясь письмом Минобразования РФ от 22.08.1998 № 811.14-12: «Рассмотреть возможность введения допол­нительных часов на изучение обучающимися курса «ОБЖ» (личной безопасности в повседневной жизни, безопасного поведения в чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера, при возникновении терро­ристических актов и др.) за счет времени вариативной части регионального базисного учебного плана» в классах непрофильного обучения 2 часа в неделю.


    • в 10 – 11 классах военно-спортивного и спортивно-юридического профиля и 3 – 4 часа;

    • предусмотреть проведение занятий с девушками по медико-санитарной подготовке: при 1- часовой программе ОБЖ в 11 классе 27 часов в год, а при 2-х - часовой программе в 10 классах 28 часов и в 11 классах 30 часов в год, в период изучения юношами раздела программы курса ОБЖ «Основы обороны государства».

2. Учебные сборы с юношами 10 классов проводить по 35 - часовой программе в конце учебного года, с заполнением изучаемых тем на отдельной странице журнала 10 класса с пометкой «Учебные сборы». Общую (итоговую) оценку за учебные сборы выставлять после зачетных оценок по разделам: «Общевоинские Уставы», «Строевая подготовка», «Физическая подготовка», «Тактическая подготовка», «Огневая подготовка».

Итоговая оценка за «Учебные сборы» переносится в журнал 11 класса и выставляется после годовой оценки за 11 класс. Согласно п. 53 Приказа Министра Обороны РФ № 96 и Министерства образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года она учитывается при выставлении итоговой оценки за весь период обучения в образовательном учреждении.

  1. Раздел «Безопасное поведение на дорогах» - 20 часов (Ставрополь, СКИПКРО, 2009) включен в поурочное планирование, рекомендуемое настоящими «Материалами о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях Ставропольского края (СКИПКРО, 2010)» для 5 – 9 классов. Для учащихся 10 – 11 классов непрофильного обучения раздел «Безопасное поведение на дорогах» включен в 2х часовую программу по предмету ОБЖ. В программах профильного обучения 10 – 11 классов предусмотреть ведение раздела «Безопасное поведение на дорогах» 10 (20) часов на классных часах.

Преподавание раздела «Безопасное поведение на дорогах» ведется на уроках ОБЖ 10 часов преподавателями-организаторами курса ОБЖ, согласно программного материала, а 10 часов ведется на классных часах классными руководителями или приглашенными специалистами, с записью на отдельной странице классного журнала.

4. В связи со спецификой предмета, требующего обладания специальными знаниями по обеспечению безопасности при возникновении, действиях и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также повышением требований к качеству преподавания курса «Основ безопасности жизнедеятельности», преподавание курса ОБЖ в основной и средней (полной) школе возложить на преподавателя-организатора курса ОБЖ.

Исключить ведение предмета преподавателями, не имеющими соответствующую подготовку или переподготовку на курсах СКИПКРО и ГО ЧС (смотри примечание).


  1. Оплату труда преподавателя-организатора курса ОБЖ осуществлять в соответствии с Приказом № 66/85 от 13.03.1993 года «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях».

Статья 4 пункт 1. – Должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю. При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю оплата производится в размере 0,5 должностного оклада.

Статья 4 пункт 4.2. – За преподавательскую работу по курсу ОБЖ сверх 9 часов в неделю, а также за преподавательскую работу по другим предметам производится дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей и преподавателей.
Примечание к пункту 4. Привести учебную нагрузку преподавателя-организатора курса ОБЖ в соответствие с Приказом Министерства образования РФ № 66/85 от 13.03.1993 года «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях».

К преподаванию курса ОБЖ допускать преподавателей согласно совместного приказа Министра Обороны РФ № 96 и Министерства образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 года пункт 15: «Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений» и требованиями письма Управления общего и среднего образования Минобразования РФ от 22.05.98г № 811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях России»: «Преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе целесообразно поручить учителю начальных классов, в основной школе – преподавателю-организатору курса ОБЖ или учителю – предметнику имеющему соответствующую подготовку или переподготовку на курсах СКИПКРО и ГОиЧС». «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку по основам военной службы, проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Рекомендации по заполнению журналов 10 – 11 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Записи в журналах производятся на отдельной странице с разделением списков на юношей и девушек. Общие темы записываются преподавателем курса ОБЖ согласно тематического плана и ведутся одновременно в двух группах (темы занятий записываются с указанием даты проведения на верхней части до линии разделения). При разделении на группы (на основании приказа по школе) преподаватель курса ОБЖ продолжает записи, а второй преподаватель, осуществляющий медико-санитарную подготовку производит запись дат проведения и тем занятий на этой же странице (ниже линии разделения на странице с указанием даты проведения занятий).

образец

Наименование предмета ОБЖ




ФИО учителя Иванов П.И.

№№ п/п

Месяц







Число и месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

Число
списски

5

10

15

20

25

30

04

09




1

Иванов




























05.09.







2

Петров




























10,09







3

Сидоров




























15.09







4































20.09








































25.09






















20

25

30

04

09




30.09







1

Петрова































Учитель Петрова

В.И.

2

Иванова




























20.09







3

Сидорова




























25.09







4































30.09







Учебная программа для 5-11 -х классов общеобразовательных учреждений
Предлагаемая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 – 11-х классов разработана на основе авторской «Комплексной учебной программы для 5 – 11-х классов общеобразовательных учреждений» А.Т. Смирнова доцента кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиППРО, к.п.н. и Б.О. Хренникова заместителя главного редактора, ОАО «Издательство «Просвещение», с учетом введения регионального компонента по изучению «Правил дорожного движения», тем военно-патриотического воспитания и темы по противодействию идеологии терроризма и экстремизма согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2011 года № СМ-477/08. При этом сохранена модульная структура программы.
Программа является частью учебно-методи­ческого комплекта, подготовленного в рам­ках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизне­деятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе», ре­ализуемого в 2007 г. ОАО «Издательство «Просве­щение» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5-11-х классов разработана в соответствии с по­ложениями Конституции Российской Федерации и на основе Федерального компонента государ­ственного стандарта по основам безопасности жиз­недеятельности.

При разработке программы были учтены тре­бования, отраженные в концепции государствен­ных стандартов общего образования второго по­коления.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11-х клас­сов состоит из двух частей.

Часть I. Основы безопасности жизнедеятель­ности. Учебная программа для 5-9-х классов.

Часть II. Основы безопасности жизнедеятель­ности. Учебная программа для 10-11-х классов. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний. Учебная программа для де­вушек. 10-11-й класс (изучается вместо раздела P-VI модуля M-III общей учебной программы для 10-11-х классов).

Каждая учебная программа включает в себя:

  1. Пояснительную записку.

  2. Тематический план (общий план содержания курса с распределением по учебным часам).

  3. Материалы, раскрывающие основное содер­жание учебной программы.

  4. Требования к уровню подготовки выпускни­ков.

  5. Поурочное планирование учебной програм­мы в каждом классе.


Учебная программа для 5 – 9 классов
В учебной программе для 5-9-х классов струк­турные компоненты курса ОБЖ представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5-9-х классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варь­ироваться.

Модуль I (M-I). Основы безопасности лично­сти, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безо­пасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасно­сти (изучается с 5-го по 9-й класс).

Раздел II (Р-П). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучает­ся с 7-го по 9-й класс).

Модуль II (М-Н). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирова­ния у них индивидуальной системы здорового об­раза жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел Ш (Р-Ш). Основы здорового образа жи­зни.

Раздел IV (P-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

После изучения каждого модуля в каждом клас­се выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситу­ации и т.д.

Для реализации программы на ее изучение не­обходимо предусмотреть по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5-го по 9-й).

Логичным продолжением программы во вне­урочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных круж­ков, секций и клубов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5-9-х классов
В результате изучения основ безопасности жиз­недеятельности в 5-9-х классах ученик должен знать:

  1. потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопас­ности;

  2. основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  3. законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

  4. наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

  5. основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  6. правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

  7. государственную политику противодей­ствия наркотизму;

  8. основные меры по профилактике наркомании.


Ученик должен уметь:

  1. предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их ха­рактерным признакам;

  2. принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при воз­никновении чрезвычайных ситуаций;

  3. действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила лич­ной безопасности;

  4. пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  5. оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

  2. активного отдыха в природных условиях;

  3. оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

  4. соблюдения норм здорового образа жизни.


Учебная программа для 10-11-х классов
Программа для 10- 11-х классов предназ­начена для углубленного изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнеде­ятельности» в 10-11-х классах предусмот­рено Федеральным базисным учебным пла­ном для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на профильном уровне в объеме 140 ч (из расчета по 2 ч в неделю в каждом классе).
Программа включает в себя:

  1. Пояснительную записку.

  2. Тематический план.

  3. Основное содержание программы.

  1. Требования к уровню подготовки вы­пускников.

  2. Поурочное планирование программы 10-го класса.

  3. Поурочное планирование программы 11-го класса.

Программа выстроена по трем логичес­ки взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности лич­ности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения Российской Фе­дерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (М-Ш). Обеспечение военной бе­зопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безо­пасности жизнедеятельности» (А.Т. Смир­нов и др.).

При этом разделы I—V изучаются учащи­мися (юношами и девушками) совместно. Затем юноши изучают раздел VI «Основы военной службы» (58 ч: 28 ч + 30 ч), а девушки в это время занимаются по про­грамме с углубленным изучением основ ме­дицинских знаний (58 ч: 28 ч + 30 ч).

Данная учебная программа предусмат­ривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельнос­ти. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  1. умение самостоятельно и мотивиро­ванно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жиз­недеятельности;

  2. умение использовать элементы при­чинно-следственного и структурно-функ­ционального анализа для прогноза возник­новения различных опасных и чрезвычай­ных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

  3. умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опас­ных и. чрезвычайных ситуациях, в том чис­ле при угрозе совершения террористичес­кого акта; вносить определенные корректи­вы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнеде­ятельности и защищенности своих жизнен­но важных интересов от внешних и внутренних угроз;

  4. умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнеде­ятельности на основе самовоспитания и са­мообучения;

  5. навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследо­вательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

  6. навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельнос­ти в источниках различного типа;

  7. ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении наци­ональной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Фе­дерации;

  8. ключевые компетенции в осуществле­нии осознанного выбора своей будущей про­фессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от вне­шних и внутренних угроз и направления продолжения своего, образования.


Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопаснос­ти жизнедеятельности выпускник школы должен знать:

  1. основные правила безопасного поведе­ния в повседневной жизни и в условиях чрез­вычайной ситуаций, а также правила Лич­ной безопасности при угрозе террористи­ческого акта;

  2. организацию защиты населения в Рос­сийской Федерации от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;

  3. основные принципы здорового образа жизни;

  4. правила оказания первой медицинской помощи;

  5. основы обороны государства и военной службы;

  6. боевые традиции Вооруженных сил России, государственные и военные симво­лы Российской Федерации.


Выпускники старших классов должны уметь:

  1. предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать ре­шение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  2. грамотно действовать при возникнове­нии угрозы чрезвычайной ситуации и во вре­мя чрезвычайной ситуации;

  3. оказывать первую медицинскую по­мощь при неотложных состояниях;

  4. выполнять основные действия, связан­ные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.).

Приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситу­ациях природного, техногенного и социаль­ного характера, в том числе при угрозе тер­рористического акта или при захвате в за­ложники; выработке убеждений и потреб­ности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области граж­данской обороны; формированию психоло­гической и физической готовности к про­хождению военной службы по призыву.


Учебная программа для девушек, 10-11-й класс

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Учебная программа для девушек 10-11-х классов разработана в соответствии с поло­жениями Закона РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанно­сти и военной службе» от 13 июля 2005 г. № 100-ФЗ, статьи 14 Закона РФ «Об образо­вании» и требованиями Постановления пра­вительства РФ «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» от 31 декабря 1999 г. № 1441 и предназначена для углубленного изучения основ медицинс­ких знаний в образовательных учреждени­ях среднего (полного) общего образования. Занятия проводятся с девушками в то вре­мя, когда с юношами проводятся занятия по основам военной службы.

Программа включает в себя разделы и темы модуля II (M-II) Основы медицинских знаний стоит из двух разделов и 12 тем (58 ч).

Раздел IV (P-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской по­мощи состоит из семи тем и рассчитан на 28 ч. Занятия проводятся в 10-м классе.

Раздел III (P-III). Основы здорового обра­за жизни состоит из пяти тем и изучается в 11-м классе. Занятия проводятся в объеме 30ч.

Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о демографической ситуации в России; репродуктивном здо­ровье женщины; социальной роли женщи­ны в современном обществе; факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на репродуктивное здоровье женщины; здоровом образе жизни и его влиянии на репродуктивное здоровье; правовых ас­пектах взаимоотношения полов; об осно­вах семейного права в Российской Феде­рации; способах и правилах оказания пер­вой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  2. формирование у девушек чувства от­ветственности за состояние личного здо­ровья, потребности соблюдать нормы здо­рового образа жизни, готовности к семей­ной жизни, соблюдению норм семейной жизни и исполнению обязанностей ма­тери;

  3. развитие личностных качеств, необхо­димых для создания благополучной семьи, установления гармоничных отношений в се­мье и создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей.

Занятия по данной программе проводят преподаватели, прошедшие специальную подготовку по основам медицинских знаний и здорового образа жизни в общеобразова­тельных учреждениях дополнительного об­разования.

По итогам изучения данной программы в 11-м классе учащимся выставляется оцен­ка, которая учитывается при итоговой атте­стации выпускников.

В результате изучения программы учени­ца должна знать:

  1. общие понятия о здоровье и репродук­тивном здоровье;

  2. демографическую обстановку в России и ее влияние на безопасность государства;

  3. основы здорового образа жизни и его составляющие;

  4. о влиянии здоровья родителей на здо­ровье будущего ребенка;

  5. основы семейного права в Российской Федерации;

  6. права и обязанности родителей и пра­ва ребенка.

Выпускники должны уметь:

  1. оказывать первую медицинскую по­мощь в различных бытовых и чрезвычайных ситуациях;

  2. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.



О материалах по противодействию идеологии терроризма и экстремизма
В рамках реализации комплекса мер, направленных на противодействие идеологии терроризма и экстремизма в системе образования, формирования навыков антитеррористического поведения учащихся, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, для использования в учебном процессе рекомендуется:

1. Использовать:

при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в пятых, седьмых, десятых и одиннадцатых классах учебники, в которые включены разделы по основам противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации, а также информационно - аналитические материалы, дополняющие вышеуказанные учебники: «Справочник по противодействию терроризму», «Терроризм - ты под прицелом», «Экстремизм - основа и идеология террора»;

при проведении занятий по антитеррористической тематике научно -популярные брошюры для внеклассного чтения «Защитим свой мир» издательства

«Просвещение», информационные ресурсы интернет - портала «Наука и образование против террора», а также сайты, на которых размещаются актуальные информационные и аналитические материалы (в том числе видеолекции и документальные фильмы).

2. Приглашать через антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации на тематические занятия специалистов, занимающихся вопросами противодействия идеологии терроризма.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор МОУ СОШ № ___

____________ ___________

«___» _________ 20 __ г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного предмета: «Основы безопасности и жизнедеятельности»
Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа учебного предмета: основы безопасности жизнедеятельности....
Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа По учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»,...
Основы безопасности жизнедеятельности" (обж) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности»
Обж для основного общего образования, авторской программы по обж а. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности»....
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обж» и в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, эффективного усвоения знаний учебной...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconРабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
Бучение основам безопасности жизнедеятельности (обж) в объёме 0,5 часа в неделю. На изучение основ безопасности жизнедеятельности...
Основы безопасности жизнедеятельности (обж) М. С. Сидоренко, с iconПояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск