Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 38 «Познание»
Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности для родителей
«Я и моя семья»
Подготовили и провели
Учителя – логопеды
Пономаренко Е. А.
Лагутина С.А.
2012
Цель: обобщить и расширить знания детей о семье.
Задачи: Образовательные: расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях; познакомить детей с понятием «генеалогическое древо»;
развитие графо-моторных навыков;
развитие общей моторики.
Коррекционно-развивающие: формирование грамматически правильной речи; обогащение словарного запаса; закреплять умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развитие связной монологической речи.
Воспитательные: формировать положительный эмоциональный фон на занятии; учить слушать педагога; продолжать учить работать в коллективе; воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи;
побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства;
способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.
Словарная работа: объяснение значения слова :генеалогическое древо. Оборудование: ленточки, цветок, макеты домов и деревьев, шкатулка, аудиозапись «Зарядка», «Графиня тишина», фотографии «Как отдыхает моя семья», мольберт, синтезатор, для каждого ребенка: индивидуальный лист со стволом дерева, изображение членов семьи, клей карандаш, лист картона, нитки.
Ход образовательной деятельности Вводная часть Логопед приглашает детей встать в круг. Логопед:
Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Елена Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут? Произнесите свое имя ласково. Дети называют свое имя. Логопед:
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю отправиться в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? Предполагаемые ответы детей :
- На машине, самолете, ракете, лодке, корабле. Логопед:
А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке. Логопед:
Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки. Этот город называется «Семейное счастье». Собрались мы здесь для того, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека – о его семье. Давайте вместе произнесем слово «Семья». Дети произносят вместе с логопедом слово «семья». Логопед:
Семь – я. Что оно означает? Логопед слушает рассуждения детей и делает вывод из высказываний. Логопед:
В городе «Семейное счастье» рос цветок, лепестки которого рассказывали всем, какой должна быть счастливая семья, но однажды подул сильный ветер и лепестки разлетелись, давайте поможем жителям города их собрать. Логопед прикрепляет к мольберту серединку цветка и приглашает детей сесть за столы.
Основная часть
Логопед:
Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить. В нашем городе тоже умеют дружить. Посмотрите, даже деревья похожи на ладошки. У вас на столе лежит листок с нарисованным стволом дерева, давайте вместе нарисуем крону дерева. Обведите свою ладошку так, чтобы она касалась ствола.
Дети рисуют дерево. Логопед:
Какие красивые деревья у вас получились. А вы знаете, что свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом (Демонстрация образца). Оно и в самом деле похоже на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И мы сейчас превратим ваши деревья дружбы в генеалогические древа. Найдите изображение девочки (мальчика) и положите на мизинец.
1 ребенок:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом
Как вместе быть нам хорошо. Логопед:
Ребята, о ком это стихотворение? Ответ детей:
О маме. Логопед:
- А вам хорошо с мамой?
- Как зовут твою маму?
- А по взрослому? (отчество) Ответы детей. Логопед:
- Найдите изображение мамы и положите на безымянный палец. Мама рядом с вами. 2 ребенок:
Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь. Логопед:
Ребята, о ком это стихотворение? Ответ детей:
О папе. Логопед:
- Папа, он какой?
- А как ласково можно назвать папу? Предполагаемые ответы детей:
- Сильный, смелый, умный, строгий, защищает семью…
- Папуля, папочка… Логопед:
- Найдите изображение папы и положите на средний палец. Папа рядом с мамой.
- А сейчас прошу всех встать. Физкультминутка «Ладушки, ладушки».
Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)
Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)
И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)
Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)
Отдохнули? Садитесь на свои места.
Что же умеет делать ваша бабушка? Предполагаемые ответы детей:
Вязать, пироги печь, вышивать… Логопед:
- Найдите изображение бабушки и положите на указательный палец.
- У нас остался один пальчик - большой. Кто это? Предполагаемый ответ детей:
Дедушка. Логопед:
Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку.
У меня есть дедушка
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.
-А дедушка дома помогает бабушке? Ответы детей. Логопед:
- Найдите изображение дедушки и положите на большой палец.
- Посмотрите, у вас получилась большая дружная семья на вашей ладошке. Логопед:
Итак, ребята, мы сейчас доказали, что первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений.
Прикрепляется первый лепесток - «родство».
Логопед:
В каждой семье самое главное – любовь. А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми добрыми словами.
Шкатулка передается по кругу и каждый ребенок «кладет» в неё ласковые и добрые слова.
Логопед:
Теперь вы знаете, что любовь и уважение к своим близким можно выразить добрыми и ласковыми словами. Вот и второй лепесток – любовь. Прикрепляется второй лепесток - «любовь». Логопед:
Любовь, ребята, нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. Сейчас мы узнаем, какие замечательные помощники живут в наших семьях. Расскажите, как вы помогаете своим родителям. Составление рассказа «Помощники». Логопед:
Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем. Прикрепляется третий лепесток - «забота». Логопед:
Когда вы были маленькие ваши папа, мама, бабушка и дедушка заботились о вас, пели колыбельные. А теперь вы подросли и радуете своих родных песнями и танцами. В старину на Руси говорили «Где много песен поётся - там и весело живется».
Логоритмическая пауза «Поссорились – помирились» (ситнтезатор).
На цветке появляется четвертый лепесток – «веселье». Логопед:
В семье все любят, заботятся, помогают друг другу. Я предлагаю вам сделать для своей семьи подарок цветик-семицветик «Семейное счастье». Ниткография
Перед каждым ребенком лист бархатной бумаги и шерстяные нити различной длины и цвета.
Логопед:
Вы так дружно трудились, и мы узнали еще один секрет счастливой семьи – она должна быть дружной. Прикрепляется пятый лепесток – «дружба». Логопед:
Есть такая пословица «В здоровом теле - здоровый дух». Если человек здоров - он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится. Поэтому мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родных. И я предлагаю сейчас всем вместе выполнить веселую зарядку. Физминутка «Зарядка» (аудиозапись). Логопед:
И так, счастливая семья – это здоровая семья. Прикрепляется шестой лепесток – «здоровье». Логопед:
Я хочу вам сказать, что большая, дружная, заботливая семья должна уметь интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. А как отдыхает ваша семья? Рассказы детей с демонстрацией фотографий (домашнее задание). Прикрепляется седьмой лепесток – «увлечение». Логопед:
Вот мы и собрали наш цветик-семицветик «Семейное счастье». И вы сегодня своими руками сделали такой цветок, пусть он принесет частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью.
Посадите ваши генеалогические древа вокруг цветика-семицветика, и ваша семья станет жителями города «Семейное счастье». Дети прикрепляют деревья.
Логопед:
Вот и подошло к концу наше путешествие, и мы немного устали, предлагаю всем лечь на ковер-самолет, закрыть глазки и отправиться в детский сад. Релаксация «Графиня тишина» (аудиозапись).
Итог
Воспитатель:
Ребята, где вы были? Вас так долго не было. Расскажите мне о вашем путешествии. Ответы детей. |