Скачать 152.51 Kb.
|
Составители: Воробьёва Любовь Григорьевна Головина Ольга Петровна Внеклассная работа _________________________________________________ Познавательная игра: «Хвойный лес – украшение Земли » Цель :
Подготовка В зале оформляется книжная выставка «Жизнь леса». На стене висит плакат: «Наш русский лес очень нуждается в друзьях – охранителях» (Д.Кайгородов) Участники. В игре принимают участие две команды, которые формируются в результате отборочного тура. Действующие лица Ведущий Лесничий Ревизор ВЕДУЩИЙ: Все мы любим лес. Да разве можно его не любить?! Непередаваемо красивы наши леса! Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты . В них находят отдых и тишину от городского шума, прохладу от летнего зноя, а в чаще – защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует наш слух, а глас – разнообразные краски и оттенки. Здесь мы укрепляем своё здоровье, лес дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; оберегает реки от обмеления, поля - от засух. В лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо, диких птиц и зверей. Ежегодно в нашей стране в третье воскресенье сентября отмечается День леса. И сегодня к нам в гости пожаловал Лесничий. (Входит Лесничий) ЛЕСНИЧИЙ: Здравствуйте, ребята ! Я очень рад встречи с вами. Я приглашаю Вас в свои владения. Добро пожаловать на лесную поляну. ( Демонстрация на слайде лесной поляны) Надеюсь, вы знаете правила поведения в лесу и сможете ответить на все вопросы. Пропуском на лесную поляну служит правильный ответ на загадку. Итак, начинаем отборочный тур. «В лес по загадки» ( Лесничий задаёт загадку. Зрители правильно ответившие на загадки становятся членами команд ) 2
(Голубика)
Как? (Роща)
жидкостей переставьте слоги, и вы узнаете название вечнозелёного хвойного дерева. (Насос – сосна)
дроздовых и город северного Казахстана? (Малиновка)
лиственного дерева с прочной древесиной семейства ильмовых? ( г.Вязьма –вяз)
14. Как называется хозяин русского леса, его живая эмблема? ( Бурый медведь) (Подводятся итоги, команды занимают места) ЛЕСНИЧИЙ: Деревья щедро одаривают людей. Одни из них используются как древесина или топливо, другие оберегают нивы от засухи и суховеев, третьи врачуют людей и животных, четвёртые украшают сёла и города. А самое главное - это «зелёные лёгкие» планеты, производящие кислород для всего живого. 3 ТУР 1 «Деревья - украшение Земли» (Игрокам предлагается закончить предложения. За каждый правильный ответ команда получает 1 б.) 1 Великое дерево на воле….(растёт) 2 Сильное дерево долго… (растёт) 3 Всякое дерево своему бору….(шумит) 4 Гроза бьёт по…(высокому дереву) 5 Нет на Земле дерева, что не шевельнул бы….(ветер) 6 На крепкое дерево - крепкая…(буря) 7 Старое дерево гордо, не даёт себя… (гнуть) 8 Старые деревья молодые….(охраняют) ЛЕСНИЧИЙ: Общая площадь лесов –более 4 млрд.га, или 30% площади суши. Более 30 тысяч различных видов деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты. Под действием ветра, солнца и влаги образуются разные типы: хвойные, широколиственные, смешанные тропические и другие леса, характерные для каждого природного пояса. ТУР 2 «Самые - самые» (Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают 1 б.)
ЛЕСНИЧИЙ: К вашему сведению в России занято лесами около 1 млрд.га, в том числе 4/5 всей площади – хвойными. Борами занято более 25 %, еловыми лесами – более 17% всей пощади хвойных лесов. Зелёные растения нашей планете выделяют в год в атмосферу около 400 млрд. т. кислорода, а усваивается примерно 600 млрд.т. углекислого газа и образует 450 млрд.т. органических веществ. 4 В течении лета с 1 га. елового леса испаряется 2240 т. воды, букового леса испаряется – 1200 т. , соснового леса – 470 т. воды. ТУР 3 «Здоровье из леса» (Команды получают задание и в течении 5 минут идёт подготовка) Задание 1 команде. От каких болезней можно избавиться при помощи хвои? ( Заболевания почек и сердечно – сосудистой системы. Хвоя выводит радионуклиды.) Задание 2 команде. Для чего в парфюмерии используют хвою деревьев? (Для производства зубной пасты, и мыла) ТУР 4 «Растения – символы» (Команда, ответившая правильно на вопрос получает 3 б.)
ЛЕСНИЧИЙ: Уникальными памятниками природы считаются деревья – долгожители. Проносились бури, грозы обрушивали свои смертоносные молнии, шло быстротечное время. Ураганы вырывали деревья, а могучие долгожители не склонили своей головы перед натиском сил стихии. «Часовые века» называл М.Ю. Лермонтов такие деревья. Возникали и рушились государства, менялись общественные формации, а они росли и мужали. Посланцы прошедших эпох, свидетели славных деяний народа… 5 ТУР 5 «Свидетели истории» Задание 1 (Командам предлагается назвать известные им деревья – долгожители) Ответ: Сосна долговечная в Белых горах (США, штат Калифорния), её возраст -4700 лет. Сосна из заповедника «Кивач» (Карелия) – ей более 350 лет. Задание 2 Командам предлагается назвать эпитеты к деревьям: Кедр Ель ЛЕСНИЧИЙ: Интересно, что во многих странах мира в день рождения ребёнка сажали дерево. Люди верили, что оно станет его покровителем, будет оберегать и передаст часть своих жизненных сил. На Руси, когда на свет появлялся сын, высаживали дуб, а если девочка – сосну или берёзу. ТУР 6 «Найди ответ» (Командам предлагается выбрать правильный ответ, который оценивается в 1 балл из предложенных вариантов. Игроки отвечают по очереди.) 1. Сосна занимает верхний ярус, потому что она: - любит тень; - влаголюбивая; - любит свет; - устойчива к засухе. 2. В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они: - заметны насекомым; - заметны людям; - украшают лес; - растут на плодородной почве. 3. Назовите растения, характерные для тёмнохвойного леса: - овсяница луговая и ястребинка волосистая; - ястребинка волосистая и майник двулистный; - майник двулистный и кислица обыкновенная. 4. Назовите светолюбивые растения: - сосна обыкновенная и сосна сибирская; - сосна сибирская и пихта сибирская; - пихта сибирская и ель обыкновенная; - лиственница сибирская и сосна обыкновенная. 5. Назовите вечнозелёные растения хвойного леса: 6 - грушанка круглолистная и вероника лекарственная; - вероника лекарственная и майник двулистный; - майник двулистный и брусника; - брусника и черника. 6. В древесном ярусе тёмнохвойного леса преобладают: - ель обыкновенная и сосна обыкновенная; - сосна обыкновенная и пихта сибирская; - пихта сибирская и ель обыкновенная; - ель обыкновенная и лиственница сибирская. 7. В древесном ярусе смешанного леса преобладают: - ель и берёза; - берёза и сосна; - сосна и осина; - всё верно. 8. Ветровальные деревья (с поверхностной корневой системой, вследствие чего при ураганном ветре деревья падают выворачивая, корни из земли) среди голосеменных – это: - берёза; - дуб; - ель; Всё верно. 9. Наибольшую площадь среди хвойных лесов на территории России занимают леса с преобладанием: - сосны; - ели; - лиственницы; - пихты. 10. Высококачественное пищевое масло добывают из семян: - сосны обыкновенной; - сосны сибирской; - сосны веймутовой; - сосны Палласа. ЛЕСНИЧИЙ: В лесу постоянно чувствуешь присутствие множества невидимых глазу существ. Внимательно присмотритесь и прислушайтесь . Шуршит все кругом, потрескивает, пощёлкивает да посвистывает. Вот перелетела птичка с красивой красной грудкой, а там раздался стук дятла, долбящего гнилое дерево, вспорхнула красивая бабочка, а в кустах прошмыгнул гибкий зверек с бурой шкуркой. Но обождем уходить с поляны, попробуем познакомиться с лесными невидимками поближе. Каждое поколение узнает лесные тайны заново, и накапливает свои частички знаний об этом божественном подарке. 7 ТУР 7 «Лесные тайны» ( За каждый правильный ответ команда получает 2 балла) 1. Почему клеста называют в народе «нетленной птицей»? (Питаясь хвойными семенами, клёст накапливает в мышечной ткани смолистые вещества, и его трупик очень долго не разлагается.) 2. Почему у ели всегда острая вершина? (Потому что ель, пока она жива, все время непрерывно растет в высоту, а другие лесные деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти в высоту, зато стволы их начинают раздаваться вширь. Закруженная вершина кроны — первый признак прекращения роста в высоту.) 3. Древесина, какого дерева, растущего на Кавказе, настолько тверда, что способна заменить кость и даже металл' ? (Самшита) 4. Чем ценна древесина лиственницы ? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.) 5. Из древесины какого дерева делают контрабасы? (Из древесины кавказской пихты.) 6. До наших дней сохранилась деревянная башня якутского острога, сооруженная и середине XVI! в. Из какого дерева она сделана ? (Из лиственницы.) 7. Название этого червя происходит от атмосферного явления. Кто он ? (Дождевой червь.) 8. Почти все травянистые растения густого ельника многолетние. Каждую весну они продолжают свою жизнь из почек на корневищах или надземных побегах, а не развиваются из семян, как однолетние травы. Почему' ? (Появлению новых растений из семян в ельнике препятствуют толстый слой мертвой хвои на почве и моховой покров.) 9. Широколиственным лес, например, дубрава, характеризуется большим разнообразием древесно-кустарниковых и травянистых растений. Чем ельник или сосняк. С чем это связано? ( Широколиственные леса развиваются в более благоприятных природных условиях, чем хвойные) ВЕДУЩИЙ:В книгеС.Ивченко "Загадка Цинхоны" приводится курьезный случай... Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный Ревизор. (Выходит Ревизор.) Увидев голую тайгу, спросил Лесничего... РЕВИЗОР: Это хвойный лес? ЛЕСНИЧИЙ: Хвойный. РЕВИЗОР: А где хвоя ? ЛЕСНИЧИЙ: Опала. РЕВИЗОР: По чьей вине ? ЛЕСНИЧИЙ: Природы. 8 РЕВИЗОР: Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы. ВЕДУЩИЙ: Придется ли Лесничему отвечать за гибель леса? (Не придется в том случае, если лес лиственничный, так кик лиственница, относясь к хвойным деревьям, хвою на зиму сбрасывает.) (Ревизор уходит.) ЛЕСНИЧИЙ: « Нету леса – посади, мало леса – береги» -хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо помнить её, думая о нашем завтрешнем дне. Кто не испытывал на себе благотворное влияние леса, не черпал в нём физические и духовные силы! Красочность, величие и богатства наших лесов пробуждают в нас эстетические чувства. « Леса учат человека понимать прекрасное», - эти замечательные слова принадлежат А.П. Чехову. И действительно, именно в лесах необычной силой и выразительностью представлены могущество и величавая красота природы. Писатели, художники, композиторы, люди разных специальностей находят в лесу источник вдохновения. ТУР 8 «Лес и эстетика» (Команды получают по вопросу и за правильный ответ зарабатывают по3 балла)
В. Паленова, В. Сурикова, В.Серова) 2. Назовите художника, который написал следующие картины: «Сосны, освещённые солнцем», «Корабельная роща», «Еловый лес», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» ( И.Шишкин) ВЕДУЩИЙ: (Лесничему): Спасибо! Вам выпала честь работать с многолетними растительными организмами и охранять величественные зелёные памятники. О вас великий Шиллер сказал: «Нет, ей- богу, я считал вас, лесничих очень обыкновенными людьми, деятельность которых не возвышается над избиением дичи. Но вы велики! Вы действуете в неизвестности, без награды, свободные от эгоизма тирании, и плоды вашего скромного усердия созревают только для далёкого потомства. Герой и поэт стяжают суетную славу. Право, я хотел бы быть лесничим». (Жюри подводит итоги) Весь зал поют песенку о лесе. ЛЕСНИЧИЙ: Закончилась игра . Слово предоставляем жюри. (Награждение победителей и всех участников игры) ЛИТЕРАТУРА:
9 |
Конкурс коллективных и индивидуальных научных проектов старшеклассников Областной осенний кубок "Интеллектуальная игра- 2013г." (научно-познавательная игра) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выведем правило. Что такое тайга? (Тайга – это хвойный лес, расположенный между зоной тундры с севера и зоной смешанных лесов с юга.)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Счастливый случай» – это познавательная, увлекательная игра. Проводиться она на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может... | Интеллектуально-познавательная игра для детей старшего школьного возраста Задачи: Ознакомление с новой информацией об исторических личностях, событиях, фактах | ||
Спортивно – познавательная игра Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... | Урока «Части речи» (вводный урок) Программа Форма проведения урока: интеллектуально-познавательная игра с компьютерной поддержкой | ||
Диплом II место. Окружной конкурс методических разработок «Его величество урок!» Городская интеллектуально -познавательная игра «Путешествие по родному краю», Поволжский государственный университет сервиса | Приложение №1 Составитель зам директора по вввр шуточкина А. В. Понятие... Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | ||
Штукерт Татьяна Фёдоровна. Познавательная игра – путешествие «экологическая кругосветка» Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Доклад о состоянии и использовании Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | Министерство экономического развития российской федерации федеральная служба Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,... | ||
Лес- страна чудес: сказочное путешествие- игра Т. Шебурова, учитель... А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год | Доклад о состоянии и использовании земель в ростовской области в 2011 году Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической... |