Тема: «Мониторинг качества образования»





НазваниеТема: «Мониторинг качества образования»
страница1/4
Дата публикации08.07.2014
Размер0.57 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Военное дело > Решение
  1   2   3   4
ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ТЕМА:

« Мониторинг качества образования »

Автор: Иванова Татьяна Викторовна

учитель математики


2013 год

1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Мониторинг качества образования.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Выяснить, существуют ли предпосылки для


совершенствования работы учителя с целью

повышения качества обучения.
СОСТАВ ПРЕКТНОЙ ГРУППЫ: Иванова Татьяна Викторовна.
ЦЕЛИ: а) проанализировать и оценить результативность обучения;

б) оценить эффективность учебного процесса с точки зрения

государственных стандартов образования;

в) проанализировать успешность обучения с учетом особеннос

тей детей.
ЗАДАЧИ: - отслеживание трудностей, непонимание препятствий, возни

кающих при усвоении обучающимися учебного материала;

  • получение информации об уровне сформированности ОУУН, способов учебной познавательной деятельности;

  • обнаружение и фиксация непредсказуемых отклонений в образовательном процессе;

  • составление диагностических карт;

  • применение на практике;

  • анализ итогов проведения мониторинга.


СРОКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

  1. Подготовительный – нормативно – установочный – март, 2003 год.

  2. Аналитико –диагностический – апрель – сентябрь 2003 год.

  3. Прогностический – сентябрь, октябрь, 2003 год.

  4. Деятельностно - технологический – октябрь-ноябрь 2003 год.

  5. Итогово – диагностический – ноябрь, 2003 год.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Повышение качества знаний.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Курсовая работа.
САМООЦЕНКА: Работа позволяет выяснить механизм повышения

качества знаний и факторы, влияющие на продуктив

ность обучения в результате отслеживания и

диагностики учебного процесса.

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Среднее количество оценок по математике на одного ученика в старших классах в месяц – 1, 2. Еще реже опрашиваются ученики на уроках литературы, химии, чуть чаще - на уроках физики. Лишь иногда учитель опрашивает учеников не от случая к случаю, а систематически и упорядоченно. Таким образом, учителя не стремятся к получению непрерывной обратной информации о ходе учебного процесса, что является необходимым условием эффективного управления познавательной деятельности учеников.

Вместе с тем во многих областях человеческой деятельности непрерывное наблюдение за изменением состояния объекта уже давно стало неотъемлемой частью механизма принятия решений.

Наше традиционное обучение основывалось на эпизодическом и выборочном контроле самого процесса и завершающем тотальном контроле конечного состояния, данные которого невозможно использовать для коррекции процесса обучения.

В своей работе я стала задумываться над такими вопросами, как достаточно ли знать только то, как протекает процесс усвоения материала или следует учитывать влияние особенностей личности на качество учебного процесса? Можно ли только изучать развитие познавательных процессов и сформированность когнитивных умений или надо исследовать аффективную ( мотивы, интересы, ценности, установки, стремления и т. п.) и психомоторную (скорость протекания нервных процессов, интенсивность возбуждения и торможения, двигательные умения, возможности зрения и слуха и т.д.) области?

Нужна ли учителю информация о состоянии здоровья школьников? Следует ли учитывать взаимоотношения детей в классе, их объединение в группы и т.д.

В теории образовательного мониторинга подробно описаны общие требования к основным качественным показателям управленческой информации: объективность, точность, полноту, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность, доступность.

Очевидно, что данные, полученные учителем при традиционном эпизодическом контроле, практически не соответствует ни одному из перечисленных критериев. Технология учебного процесса
3

нуждается в построении иной информационной базы, позволяющей решать технологические педагогические задачи.

Основной задачей управления обучением учащихся является достижение целей образования. Поэтому информация, получаемая в ходе мониторинга, должна быть такой, чтобы можно было непрерывно сравнивать достигнутое учащимися состояние с запланированными результатами.

Диагностика позволяет получить достаточную информацию о типе личности ученика, выраженную на языке общеупотребляемых понятий (тихий, скромный, агрессивный и т. д.), что дает хотя бы поверхностное понимание его учителем.

Несомненно, нужны исследования и внутригрупповых отношений, которые устанавливаются в классном коллективе. Особенно большое значение имеют эти данные для повышения качества обучения.

Как и сотни лет назад, решающую роль продолжают играть опыт и интуиция учителя – учитель оказывается один на один с учеником и может увидеть то, что доступно невооруженному глазу.

Но в настоящее время методика педагогического мониторинга позволяет получить о ребенке значительно более широкую и объективную информацию, которая играет огромную роль в управлении качеством образования.


4

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Включение педагогического мониторинга в работу учителя математики происходит по этапам:
1-й ЭТАП. Нормативно – установочный. Основные действия:

  • определение целей и задач мониторинга;

  • работа с учебной программой, стандартами образования;

  • определение основных показателей и критериев мониторинга;

  • выбор методов диагностики:

а) формализованные: тесты, анкеты-опросники, контрольные работы и др.;

б) неформализованные методы: наблюдения, беседы.
2-ой ЭТАП. Аналитико – диагностический. Основные действия:

  • сбор информации;

  • количественная и качественная обработка данных;

  • постановка педагогического диагноза;

  • сравнение результатов, полученных при обработке;

  • установление и анализирование причинно-следственных зависимостей.


3-ий ЭТАП. Прогностический. Основные действия:

  • прогнозирование дальнейших тенденций;

  • прогнозирование возможностей развития;

  • разработка планов.


4-ый ЭТАП. Деятельностно – технологический.

  • осуществление коррекции педагогического процесса;

  • устранение причин или отставаний.


5-ый ЭТАП. Итогово – диагностический (завершающий).

  • оценка состояния объекта мониторинга;

  • сопоставление полученных результатов с первоначальными;

  • установление соответствия избранных целей и задач мониторинга;

  • определение эффективности проведенной работы.



5

ПРОТИВОРЕЧИЯ
1. Несоответствие конечных результатов обучения с заплани- рованными результатами.
2. Имея большие потенциальные возможности учащиеся не проявляют особого старания в учебном процессе.
3. Несоответствие требований учителя к учащимся, как личности.



БЫЛО:

СТАЛО:

1. Итоговый контроль не соответ- ствовал образовательным стандар- там.

1. Расхождение конечных и запланированных результатов минимальное.

2. Возникновение ситуаций, затруднений в общении с учеником.

2. После изучения причин этих затруднений, учитель более объективно подходит к ученику.

3. Закомплексованность некоторых учащихся.

3. Постепенная работа по ликвидации причин, выявленных в ходе мониторинга, приведет к успешному результату.



6

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя и успешность освоения предмета учащимися различных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика.

Во второй половине ХХ века в почвоведении процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал называться специальным термином - мониторинг ( от английского monutor - следить, вести наблюдение). Затем понятие мониторинга стало активно использоваться в социологии, экономике, биологии, медицине. Не стала исключением и система образования. Последствия всех экспериментов, новаций должны отслеживаться и прогнозироваться. В этом и есть назначение мониторинга.

Мониторинг технологий учебного процесса – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об учебном процессе, предназначенная для информационного обеспечения управления его ходом, позволяющая описывать состояние учащихся в любой отрезок множеством определенных свойств необходимых и достаточных для выбора адекватной модели обучения и прогнозирования дальнейшего изменения состояния учащихся.

В содержание педагогического мониторинга входит изучение:

- учебно – воспитательного потенциала педагогического коллектива;

- личности школьника;

- состояния компонентов педагогического процесса;

- единых педагогических требований;

- деятельности учителя.

Осмысление и отслеживание учебных возможностей:

- степени обученности;

- обучаемости;

- познавательных интересов;

- мотивов учения;

- установления дидактических причин слабой успеваемости;

- степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом;

- эмоционального состояния учащихся;

- характера внутришкольных взаимоотношений;

- педагогической культуры учителей;

- педагогического мастерства.

7

Основные функции педагогического мониторинга:

1. Информационная:

- выявление результативности педагогического процесса;

- получение сведений о состоянии объекта;

- обеспечение обратной связи;

- выявление самого образовательного процесса, его трудностей, искажений.

Требования к собираемой информации:

- полнота;

- корректность;

- объективность;

- своевременность.

2. Побудительная (мотивационная):

- интерес к воспитанию, обучению;

- побуждение к более глубокому изучению детей;

- самоанализ своего педагогического труда;

- исследовательская установка учителей.

3. Формирующая:

- воздействие на «зону ближайшего развития»;

- выявление сильных и слабых сторон личности ученика;

- индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого ученика;

- исключение возможности выпадения учеников из зоны внимания.

4. Коррекционная:

- обнаружение и фиксирование непрогнозируемых и неожиданных результатов;

- принятие мер по усилению отрицательного воздействия на учеников.

Все функции подчинены цели повышения качества обучения и воспитания.

Существенной особенностью мониторинга является определение общей обученности школьников. Обученность - это характеристика личности учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности. Обученность определяет обучаемость школьника.

С позиции информационной теории обучаемость - это способность человека с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и преобразовывать информацию.

Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении обученности и обучаемости школьников, что позволяет оценивать и прогнозировать результативность обучения.

Остановлюсь более подробно на этих аспектах педагогического мониторинга.

8

Ставя перед собой вопрос выяснения причин слабой успеваемости и неуспеваемости учащихся, я провела диагностику результатов обучения за прошедший учебный год.

Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешности обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время чаще используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса. Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»). Наиболее объективной из действующих методик измерения обученности класса является показатель СОК - степень обученности класса (формула В.П. Смирнова): СОК =

5\п · 100% + 4\п · 64% + 3\п ·36% + 2\п · 16%

п

где 5\п – количество пятерок;

4\п – количество четверок;

3\п – количество троек;

2\п - количество двоек;

п - общее количество учащихся.

Все эти сведения каждый год подвожу и заполняю следующий отчет учителя.

В этой таблице предстает сразу картина качества знаний. В какой четверти более высокое, а где недоработки качества.
Отчет учителя – предметника МАТЕМАТИКА, 5 б класс, 28 обучающихся

четверти

оценки

% качества

% успе

ваемости



СОК

прохождение программы (час)

примечание


5



4


3


2

по прогр.

факт.

дано

1

5

9

14

-

50

100

56

45

44

метод.день

11

7

11

9

1

64

96

46

35

35



111

7

11

10

-

64

100

52

51

50

метод.день



8

9

11

-

61

100

65

39

39



год

8

9

11

-

61

100

65

170

168



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Мониторинг качества образования» iconСовременные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества»
Тема: «Мониторинг качества образования» iconМониторинг качества образовательной деятельности учреждения дополнительного...
Мониторинг мбоудод дворца творчества детей и молодежи «Истоки» это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconЕжедневный медиа-мониторинг «Сколково» 07. 11. 2011 года
Целью тестирования является поиск нарушений требований качества, сформулированных в спецификации качества пс
Тема: «Мониторинг качества образования» iconАнализ портфолио Мониторинг участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах;...
Справка по итогам проведения персонального контроля за работой учителей-предметников, выходящих на аттестацию
Тема: «Мониторинг качества образования» iconМониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconМониторинг качества образования
Результаты контрольных работ, административных срезов, итоговая аттестация учащихся
Тема: «Мониторинг качества образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы менеджмента для каждого этапа на фирмах-производителях и на фирмах-потребителях. Создание временных коллективов для внедрения...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconПоложение о проведении срезов знаний в Центре образования №1927 г. Воуо города Москвы
Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconКомплексный педагогический мониторинг качества образования
Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук
Тема: «Мониторинг качества образования» iconТема: Повышение качества образования в начальной школе
План – проект работы по повышению качества образования в начальной школе на 2013-14 уч год
Тема: «Мониторинг качества образования» iconТема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского...
Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе
Тема: «Мониторинг качества образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме: «Педагогический мониторинг как система...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные...
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconВнутренний мониторинг качества образования в колледже Система управления...
Программа включает в себя подробный план ответа на каждый из вопросов полидисциплинарного государственного экзамена, а также список...
Тема: «Мониторинг качества образования» iconМониторинг качества обученности по английскому языку учащихся в гбоу №1361
Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск