Система дидактических принципов образования





Скачать 87.66 Kb.
НазваниеСистема дидактических принципов образования
Дата публикации01.08.2014
Размер87.66 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Военное дело > Анализ
Требования к современному уроку

  1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной

  2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

  3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

  4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

  5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

  6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Учитель на современном уроке:

  1. учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы;

  2. учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

  3. организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач;

  4. создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Основные этапы деятельности

  1. Целеполагание

  2. Планирование

  3. Организация

  4. Реализация целей и замыслов

  5. Анализ (рефлексия)

  6. Контроль

Система дидактических принципов образования

  1. деятельности

  2. непрерывности

  3. целостности

  4. минимакса

  5. психологической комфортности

  6. вариативности творчества

Организация планирования урока

Моделирование:

  1. процесс определения основных его параметров, эскиз урока, начальный этап перевода теории урока в практику.

Проектирование:

2. этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности).

Конструирование:

3. создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала

4. Сценирование образовательной ситуации (обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся)

Типология урока

  1. Уроки «открытия- нового знания;

  2. Уроки рефлексии;

  3. Уроки общеметодологи ческой направленности;

  4. Уроки развивающего контроля.


Структура урока «открытия» нового знания

  1. 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

  2. 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

  3. 3) этап выявления места и причины затруднения;

  4. 4) этап построения проекта выхода из затруднения;

  5. 5) этап реализации построенного проекта;

  6. 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

  7. 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  8. 8) этап включения в систему знаний и повторения;

  9. 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися

0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке

1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока

2-й (4 балла): цели сформулированы диагностично, измеримо (цель как ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик на 45-минутном уроке на конкретном фрагменте учебного материала - различать, получить, освоить, применить в стандартной или нестандартной ситуации - способ, понятие, модель, схему, алгоритм…)

3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в постановку, корректировку, доуточнение цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): вовлечение учащихся на уроке в определение критериев достижения целей, смену целей при необходимости.
Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования; моделирование учениками на уроке единицы содержания

1-й уровень (1 балл): названы единица содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом)

2-й (2 - 4 балла): единица содержания не только названа на словах, но и наглядно представлена ее модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения)

3-й (7 баллов): единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке с учетом ошибок учеников учителем «включается» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержание образования)

Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся

1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока, единице содержания и программным требованиям; отсутствие избыточности и недостаточности подобранного учебного материала для раскрытия цели и единицы содержания

2-й уровень (3 балла): : материал подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся (содержит проблемность, задачу-«ловушку», привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации и т.п.)

3-й уровень (1 балл): : выстроенная структура, логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся и, в связи с этим, необходимости освоения незапланированного содержания образования учитель по ходу импровизационно конструирует, подбирает дополнительный учебный материал

Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся

1-й уровень (1 балл): соответствие запланированного набора этапов урока названным, а также цели урока

2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок

3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов)

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включение новых этапов, исключение каких-либо этапов и т.д.)

Примечание – все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом - 0

Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся:

1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания

2-й уровень (3 балла): выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии

3-й уровень (7 баллов): на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена. Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются.

4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).

Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики

1-й уровень (1 балл): соответствие выбора учителем для данного этапа урока репродуктивных и (или) продуктивных методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания

2-й (4 балла): соответствие выбора планируемых на уроке репродуктивных и продуктивных методов данным психологической диагностики (особенностям контингента учащихся) и педагогической диагностики (типов ошибок, вариантов понимания конкретных учащихся) на предыдущих этапах обучения

3-й (7 баллов): запланированные методы предполагают включение ученика на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. На уроке учитель следует плану: применяет запланированные методы обучения, без учёта разворачивающейся образовательной ситуации.

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, переход от запланированных репродуктивных методов к продуктивным– поисковым, проблемным - в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа и др.)

Самоанализ урока

1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ;

2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока;

3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»;

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система дидактических принципов образования iconУрок открытия нового знания
...
Система дидактических принципов образования iconУрок по теме «Деление слов на слоги»
Прочитайте конспект урока. Проанализируйте его с точки зре­ния развивающей направленности по любому из показателей: реа­лизация дидактических...
Система дидактических принципов образования iconИспользование дидактических материалов на занятиях по экономической и социальной географии мира
Нятий, а также в качестве домашних заданий. Вопросы и задания дидактических карточек нацелены на более глубокое изучение и закрепление...
Система дидактических принципов образования iconРабочая программа предмет Обществознание
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных...
Система дидактических принципов образования icon«Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный...
Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна...
Система дидактических принципов образования iconМодернизация экономики узбекистана: формирование национальной инновационной системы
Которая в свою очередь зависит от принципов, на которых формируется национальная инновационная система (нис). Существуют различные...
Система дидактических принципов образования iconФорма самостоятельной работы
Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения...
Система дидактических принципов образования iconПриказ 20. 01. 2014 №01-08/10 Об итогах муниципального конкурса «Дидактических...
Муниципальное бюджетное образовательное учереждение дополнпительного образования педагогов и детей «октябрьский информационно-методический...
Система дидактических принципов образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Выписка дидактических единиц дисциплины из образовательного стандарта специальности
Система дидактических принципов образования iconКазначейская система исполнения бюджета
Учебно-методический комплекс «Бюджетная система рф» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Система дидактических принципов образования iconРефераты защита авторских прав Вирусы Антивирусы, Фаерволы Корпорация...
Информатика — наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации
Система дидактических принципов образования iconRtc-edu ru/resources/publications Болотов В. А., Вальдман И. А.,...
Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, она лежит в основе умного управления,...
Система дидактических принципов образования iconДомашние задания
Из «Дидактических материалов» решить самостоятельную работу с-12 стр. 22
Система дидактических принципов образования iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в гимназии разработана система, ориентированная...
Система дидактических принципов образования iconПриказ №3 от 12. 01. 2012 Основная образовательная программа начального...
Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного...
Система дидактических принципов образования iconОтчетность
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих основных разделов (дидактических единиц)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск