Скачать 0.5 Mb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа «Математика» составлена учителем математики 8 разряда Иваном Петровичем Серебряковым, учителем математики I квалификационной категории Ириной Анатольевной Копейкиной для учащихся 9А, 9Б, 9В, 9Г классов МБОУ «Лицей» на 2012-2013 учебный год. Результаты обученности на 2012-2013 учебный год
В 9А классе в течение учебного года предполагается освоение учащимися образовательной культуры – 100%, освоение основ по предмету (знания, умения и навыки по предмету) – 65%, 10% учащихся – освоение ключевых тем с углублением по предмету. В 9Б классе в течение учебного года предполагается освоение учащимися образовательной культуры – 100%, освоение основ по предмету (знания, умения и навыки по предмету) – 80%, 30% учащихся – освоение ключевых тем с углублением по предмету. В 9В классе в течение учебного года предполагается освоение учащимися образовательной культуры – 100%, освоение основ по предмету (знания, умения и навыки по предмету) – 50%, 10% учащихся – освоение ключевых тем с углублением по предмету. В 9Г классе в течение учебного года предполагается освоение учащимися образовательной культуры – 100%, освоение основ по предмету (знания, умения и навыки по предмету) – 55%, 10% учащихся – освоение ключевых тем с углублением по предмету. Рабочая программа составлена в соответствии с программой (название программы с указанием автора и сборника, год издания): учебная программа по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./ Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк- М. Дрофа, 2004 г. рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала Мордковича А.Г. В части структурирования учебного курса (а именно, учебный материал представлен блочно), а также определения последовательности изучения материала внесены изменения. Согласно «Закона об образовании» ст.32 п.6,7 «Компетенция и ответственность образовательных учреждений». Общая характеристика учебного предмета. Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвтите, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математики:
Структура курса: Алгебра Повторение 10ч. Тема 1. Неравенства и системы неравенств 26ч. Тема 2.Системы уравнений 24ч. Тема 3.Числовые функции 38ч. Тема 4.Прогрессии 19ч. Тема 5. Элементы теории тригонометрических функций 19ч. Тема 6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей 4ч. Повторение 38ч. Итого: 178ч. Геометрия Повторение 5ч. Тема1.Векторы 14ч. Тема 2.Метод координат 17ч. Тема3.Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 21ч. Тема4.Длина окружности и площадь круга 16ч. Тема5.Движения 13ч. Об аксиомах планиметрии 2ч. Повторение 14ч. Итого: 102ч. Основные содержательно-методические алгебраические линии 1.Числа Обобщение представлений о рациональных числах. Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Арифметические операции над действительными числами и их свойства. Числовая прямая. Модуль действительного числа, его свойства и геометрический смысл ([х-а] как расстояние на координатной прямой между точками х и а). Числовые неравенства и их свойства. Степень с отрицательным целым показателем. Стандартный вид числа. Приближенные вычисления. Операция извлечения квадратного корня из неотрицательного числа и ее свойства. 2. Математический язык. Алгебраические преобразования Алгебраические дроби. Квадратные корни. Преобразования иррациональных выражений (с квадратными корнями). 3.Функция и графики Обобщение накопленных представлений о функциях, их свойствах и графиках. Определение функции, ее область определения и области значений. Способы задания функции (аналитический, графический, словесный). Определение следующих понятий: наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке, ограниченность функции, четность и нечетность. Кусочные функции и их графики. Чтение графика (область определения, область значений, монотонность, неперерывность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения, четность, выпуклость). Функциональная символика. Графическое решение систем уравнений. Степенные функции у=хп, у=х-п. Последовательность как функция натурального аргумента. Прогрессия. Числовая окружность. Тригонометрические функции, их свойства и графики (первое знакомство). 4.Уравнения и неравенства Рациональные неравенства и их системы. Системы уравнений (графический метод, подстановка, алгебраическое сложение, метод введения новых переменных). Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
Требования к математической подготовке учащихся (основная школа) На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно – математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, планируемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже. В соответствии с этим реализуется типовая программа «Алгебра 9 класс, для классов с углубленным изучением математики» (Мордкович А.Г., Звавич Л.И., Рязановский А.Р.) Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается простейшее использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Место предмета в базисном учебном плане Примерная программа рассчитана на алгебру 170 учебных часов, геометрия 102ч. В 9 классе из расчета 8 учебных часов в неделю. Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя. 1.Учебно-методический комплект «Геометрия 7-9» (авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов,С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина). 2.Геометрия: Учебник для 7-9кл.общеобразовательных учебных заведений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.:Просвещение, 1990-1999 3.Геометрия: Доп.главы к школьному учебнику 9кл./ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.- М.:Просвещение, 1999 4. Л.С.Атанасян. Геометрия 7-9кл. Методическое пособие для учителя, 1999. 5.Мордкович А.Г. Алгебра.7-9кл. Методическое пособие для учителя, 2001г. 6.А.Г.Мордкович, Алгебра-9.Учебник.3-е издание, 2001. 7. А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. Алгебра-9.Задачник.3-е издание, 2001. 8. А.Г.Мордкович Алгебра.9кл.:учеб.для учащихся общеобразоват.учреждений/А.Г.Мордкович, Н.П.Николаев.-М.:Мнемозина,2008. 9. Александрова Л.А. Алгебра. 9кл. Самостоятельные работы: Учеб.пособие для общеобразоват.учреждений/Под редакцией А.Г.Мордковича, М.:Мнемозина, 2010. 10.Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Контрольные работы для общеобразовательных учреждений.-М.:Мнемозина,2009. 11. Хинчин А.Я., Гнеденко Б.В., Элементарное введение в теорию вероятностей, Издание 10, Едиториал УРСС / Эдиториал УРСС, 2003 12. Мордкович А.Г., Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Доп.параграфы к курсу алгебры 7-9 кл.общеобразоват.учреждений.-М.:Мнемозина, 2003. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: 1. CD «Математика.5,6 Волович М.Б.» 2. CD «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 9кл.» 3. CD «Геометрия,7-9классы Шарыгин» 4. CD «Геометрия,7-9классы Атанасян» 5. CD «Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве» 6. CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11кл.(в 2 частях)» 7. CD «Вычислительная математика 5-11кл.практикум» 8. CD «ЕГЭ математика готовимся к ЕГЭ, 10-11кл.» 9. CD «Алгоритмика 5-7кл.» 10. CD «Открытая математика: функции и графики, планиметрия» Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов: – Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/ – Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/ – Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru – Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/ – Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/ – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru – сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/ Календарно-тематическое планирование для 9 класса углубленного изучения математики
|
Рабочая программа по геометрии, 9 класс составлена учителем математики... Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дош №87 учителем физики Нечипоренко И. Д. и учителем математики- чубко Е. В. был проведен запланированный семинар учителей физики... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Симановой Н. С., учителем математики II квал категории мбоу оош елантовской ср шк | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан Кижапкиной Ириной Васильевной, учителем русского языка и Шалагановой Ларисой Ивановной, учителем начальных классов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока и презентация разработаны учителем начальных классов первой квалификационной категории мбоу «Гимназия №13» | ||
Рабочая программа по курсу «Кубановедение» Шевченко Г. В., учителем начальных классов мбоу сош №1 Красноармейского района, Мирук М. В., Науменко Т. А., Паскевич Н. Я. ), учителем... | Отчет о проведении предметной недели по технологии и экономики в мбоу «Елеевская сош» Подготовка предметной недели технологии и экономики была организована учителем технологии и экономики Чирковой Татьяной Николаевной... | ||
Жохов В. И. Преподавание математики в 5 6 классах: методическое пособие Рабочая программа учебного курса математики для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по... | Примерная программа для основного общего образования по истории,... Рабочая программа составлена учителем Мельниковым Алексеем Ивановичем (учитель первой квалификационной категории). Рабочая программа... | ||
«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Разработано Щемелевой Ольгой Юрьевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы... Разработано Бут Зоей Алексеевной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории | Рабочая программа по литературе в 7 в классе составлена на основе... Разработано Борзыкиной Раисой Сергеевной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | ||
Рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы... Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории | Рабочая программа по литературе в 7 а классе составлена на основе... Разработано Смирновой Галиной Александровной, учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории |