Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования





Скачать 122.46 Kb.
НазваниеСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Дата публикации24.08.2014
Размер122.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

( Программа написана на основе пособия «Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя/ (Из опыта работы)// Е.И.Матвеева, О.Б.Панкова, И.Е.Патрикеева// Серия «новые образовательные стандарты» - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011)

Оценочная деятельность

Под оценочной деятельностью педагогический коллектив школы-интерната №15 понимает достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начальной школы и формировании универсальных учебных действий.

При деятельностном подходе к обучению оценивание должно быть использовано для того, чтобы:

- стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;

- помогать учиться на своих ошибках;

- помогать понять, что не получается и в какой степени;

- помогать осознать, что важно и необходимо освоить;

- помогать обнаруживать, что они не знают и что не умеют делать;

- определять наличие тех или иных умений;

- устанавливать степень овладения умением;

-фиксировать неудачи, но не наказывать за них;

- оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

- мотивировать учащихся на достижение успеха;

- формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев.

Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Основные принципы критериального оценивания

Критериалность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе, критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Приоритет самооценки – самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся : прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

Гибкость и вариативность – содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

Естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для воспитанников условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учеников включаются результаты наблюдений за их учебной деятельностью в обычных условиях.

При критериальном оценивании образовательный процесс направлен на формирование у воспитанника оценки самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценки.

Содержательны контроль со стороны учителя и самооценка воспитанников предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения каждым ребенком знаний и умений по учебным предметам, при этом не допускается сравнение детей.

Цели оценочной деятельности: обеспечить на этапе контроля реализацию принципов образовательной системы «Школа России». Определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний. Развивать у воспитанника умения самостоятельно оценивать результат своих действий. Мотивировать воспитанника-сироту на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Описание объекта оценки: оценивается любое, особенно успешное действие восптнника.

Содержание оценки:

Общеучебные умения

1 класс. Определять цель работы на уроке с помощью учителя. Проговаривать порядок действий на уроке. Высказывать свое предположение (версию). Давать оценку работе класса на уроке. Отличать правильно выполненное задание от выполненного неверно.

2 класс. Определять цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно находить и формулировать проблему урока вместе с учителем. Планировать работу на уроке. Высказывать свою версию, предлагая способ ее проверки. Работать по плану, использовать учебник, простейшие приборы и инструменты. В диалоге с учителем определять, насколько успешно выполнено задание.

3-4 классы. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) вместе. Работать по плану, сверять свои действия с целью и , если нужно, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся используются следующие работы:

  • Стартовые

  • Диагностические

  • Текущие проверочные

  • Модульные проверочные

  • Итоговые проверочные

  • Демонстрация достижений учащихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе в форме портфолио достижений воспитанника.

Процедура оценки

Минимальный набор требований

1. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное, действие воспитанника

2. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку.

3. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий - задач, показывающих овладение отдельным умением, - дается своя отдельная оценка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Очень высокий уровень – 95-100% выполнения

Высокий уровень – 75-94% выполнения

Средний уровень – 50-74% выполнения

Ниже среднего уровень – 30-49% выполнения

Низкий уровень – менее 30% выполнения

Результаты каждой работы отражаются в индивидуальном оценочном листе , который вклеивается в дневник.

При проведении стартовых, модульных, итоговых работ по учебным предметам фиксируется процент выполнения каждого задания и всей работы в целом. Такой подход дает возможность иметь достаточно выверенное представление о том, какое предметное умение сформировано и в какой мере. Также это позволяет отследить динамику формирования конкретного умения у каждого учащегося.

Оценку уровня достижения образовательных результатов по итогам учебного года на основе результатов проверочных работ по предмету дают качественная (в 1-ом классе) и качественная и количественная характеристики, отраженные в итоговом оценочном листе.

При переходе воспитанника в другую школу учитель по желанию опекунов или по запросу той школы, в которую переходит воспитанник, выставляет в личное дело ребенка отметки, соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие шкалы:

Качественная оценка

Качество усвоения предмета, %

Отметка по 5-балльной системе

Отметка по 10-балльной системе

Максимальный уровень

95-100

5

8,9,10

Программный уровень

75-94

4

5,6,7

Необходимый уровень

50-74

3

2,3,4

Не достигнут даже необходимый уровень

Менее 50

2

0,1

6. По какой школе оценивать? Для оценивания текущих работ целесообразно использовать шкалы (линеечки), предварительно указав совместно выработанные критерии оценивания. Так оценивается все, что можно оценить с позиций «больше – меньше». Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов: ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

7. Подведение итогов учебного года. Во всех классах практически по всем учебным предметам проводятся итоговые контрольные работы, в разработке которых принимают участие учителя-предметники, администраторы, методисты. Работы включают в себя задания, позволяющие оценить не только итоговые предметные умения данного года обучения, но и универсальные учебные действия соответственно возрасту учащихся. Формулировки заданий должны быть хорошо знакомы и понятны детям. Кроме заданий базового уровня, в работе могут быть предложены задания повышенного уровня. После выполнения работы учитель поверяет работы, анализирует их с классом, проводит самооценивание, лишь затем объявляет сою оценку.

Итоговая контрольная работа предполагает на предметном материале отследить и формирование универсальных ученых действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Критериальный анализ выполнения такой работы позволит в процентах выразить представления учителя о сформированности тех или иных предметных действий, что и будет отражено в строке оценочного листа соответствующего предмета.

Состав инструментария оценивания

Основными составляющимися являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля в оценочных листах, дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности. Используется следующий технологический пакет: журнал, дневник школьника (куда включены таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки), сборник проверочных и контрольных работ.

Формы представления результатов

После выполнения и анализа проверочной работы по какому-либо предмету учитель вклеивает в дневник воспитанника лист качественного анализа. На основании локального акта «Положение о критериальном оценивании» учитель может символическими знаками отметить работу ученика на уроке. Отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и сформированности умений, выявленные в процессе устных ответов, групповой работы, при предъявлении текущих работ учащихся, оценивается следующими видами оценочных суждений:

  • Хорошо знает и может применить на практике полученное знание «!»

  • Знает «+»

  • Сомневается « +/-»

  • Не знает « - »

Условные обозначения указанных оценочных суждений выставляются на соответствующей предмету странице журнала напротив фамилии учащегося в клетке с указанием даты урока.

В нижней части столбца, соответствующей дате урока, указывается контролируемое знание или умение, которое не всегда может совпадать с темой урока.

При проведении проверочной работы, подлежащей качественному анализу, в журнале выставляется средний процент выполнения работы. В строке «Тема урока», с пометкой о дате проведения работы, учитель обязательно указывает тему проверочной работы, даже если она проводилась в течение части урока, а не всех 40-45 минут.

Условия и границы применения

I этап – ввод правил, которые являются минимальными составляющими оценивания.

II этап – Не только учитель, но воспитанники учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи.

III этап - Детям дается возможность самостоятельно выводить свою итоговую оценку.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Цели оценочной деятельности: определить успешность реализации задач духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста. Скорректировать содержание и (или) условия реализации программы при получении низких результатов. Дать возможность младшим школьникам следить за своими собственными успехами. Мотивация личной ответственности воспитанника за свою учебу.

Описание объекта оценки

Категория «Знания»: способность воспроизвести факты, поддерживающие детали, проблемы, понятия, идеи; способность обнаруживать, давать определение и объяснять основные понятия, темы, проблемы, идеи; понимать взаимосвязи между фактами деталями; уместное использование фактов и деталей.

Категория «Умения» и «Навыки»: умение толковать, применять и оценивать информацию; умение находить и использовать информацию для решения простейших проблем; умение сформулировать суждение.

Критерии оценки

Оценка моральных критериев (1 – очень плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо, 4 – отлично): уважение, интерес к другим, умение слушать других, упорство в работе, чуткость к нуждам других, справедливое суждение о других, взаимодействие с другими, способность думать прежде, чем делать, честность, готовность помочь другим, умение признавать ошибки.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Внешняя оценка: аттестация выпускников начальной школы, результат участия в олимпиадах и конкурсах, экспертиза, мониторинговые исследования качества образования.

Внутренняя оценка: текущие отметки, самооценка учащихся, портфолио достижений, промежуточные оценки учащихся, итоговые оценки воспитанников.

Таблица №1

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности

Этап

I

II

III

IV

Период

Первые две недели 1 класса

Первое полугодие 1 класса

Второе полугодие 1 класса – 3 класс

4 класс

Цель

Введение в школьную жизнь

Освоение способов и средств контроля и оценки на уроке

Выработка критериев оценивания

Совершенствование оценочных действий с целью перехода к нормативному оцениванию в средней школе.

Содержание этапа

Выработка принципов оценивания

Овладение средствами самоконтроля и самооценки;

Организация взаимоконтроля

Овладение пооперационным контролем по заданному эталону

Выделение критериев для выполненной работы:

1-2 класс: из предложенных критериев выбрать нужный;

3 класс: установить критерий

Пооперационный контроль по заданному эталону.

Освоение диагностико-коррекционного способа работы.

Установление критериев;

Разработка диагностических заданий на материале для 1-3 классов;

Самостоятельное определение причин возможных ошибок;

Самостоятельное планирование путей ликвидации трудностей в учебе.


Таблица №2

Этап

Этап постановки учебной задачи

Этап решения учебной задачи: моделирование общего способа действия

Этап решения частных задач на основе общего способа действия

Этап итогового контроля и оценки

Вид контроля

Стартовый контроль

Рефлексивный контроль

Планирующий контроль

Пооперационный контроль

Диагностико-коррекционный контроль

Итоговый контроль

Объект контроля

Исходный уровень обученности

План действий

Исполнение действий

Итоговый контроль

Цель контроля






















Вид оценки






















Цель оценки






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования icon1. Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования icon1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения основной образовательной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconРешением педсовета мп сош
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПояснительная записка. 2 Планируемые результаты. 3 Система оценки...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconШкола №19 с углубленным изучением отдельных предметов
П ноо : Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconVii. Система оценки планируемых результатов освоения программ начального образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск