Учитель, гражданин, патриот





Скачать 118.45 Kb.
НазваниеУчитель, гражданин, патриот
Дата публикации13.09.2014
Размер118.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы


Учитель, гражданин, патриот


Ценностная роль учителя уникальна.

Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения. Жизненный опыт показывает, что каждый из нас знал в своей жизни такого учителя, и именно его воздействие на нас осталось с нами навсегда.
Концепция духовно-нравственного

воспитания российских школьников «Гражданин и патриот»


Многим жителям Краснодара известна школа, что расположена на углу Гоголя и Железнодорожной, а кто впервые приезжает в город, останавливается у старинного здания, разглядывает строгие каменные узоры над окнами, с благодарностью вспоминая строителей, творение рук которых существует уже более 100 лет.

Краснодарцы знали эту школу как школу Брюховецкого, который более 30 лет возглавлял коллектив.

В военном 1943 году, летом, Федор Федорович был назначен директором железнодорожной мужской школы № 58.

То было трудное, очень трудное время. Но преданность делу, любовь к детям, добросовестность учителей сокрушили все преграды на пути к цели – воспитание подрастающего поколения.

Коллектив тех далеких лет представлял союз мудрости, опыта, знаний старейших педагогов (Василевская А.И., Семейкин В.Т., Лаврова А.И., Яхонтов А.П., Тимошенко Т.А., Асмолова Е.К., Евдошенко П.Ф., Гавриш Т. П., Суворова В.М., Жданова Е.А., Пискурёв И.Е., Григориадис М.И.) и творчества, энергии, задора молодых (Бакалдин В.Б., Абдашев Ю.Н., Олейникова В.Ф.).

Фёдор Фёдорович раньше всех приходил в школу и не только потому, что близко жил, учителям казалось, что с любого конца города он приходил бы в школу первым.

Каждого ученика он знал по имени и родителей тоже величал по имени и отчеству, что всегда вызывало удивление и восхищение.

Стало традицией – после первого педсовета, который проходит в начале учебного года, приглашать новых учителей, впервые пришедших в школу, к директору. Фёдор Фёдорович рассказывал о традициях, о школьных праздниках, желал успехов.

Молодые учителя отмечали, как нужен и важен был для них этот душевный разговор, сколько интересного и полезного подсказали им опытные педагоги. И вновь пришедшие начинали работу, полные энергии и новых сил.

Многие коллеги отмечали особый такт Фёдора Фёдоровича при анализе уроков. Сначала спрашивал мнение об уроке учителя, а затем высказывал своё мнение. Он никогда не делал замечание в грубой и резкой форме, просто посоветует: “А я бы сделал так, попробуйте, должно получиться”.

А если урок как-то не “шёл”, он сам помогал учителю, и всегда с последней парты доносилось: “Разрешите и мне ответить”, - и этим снимал напряжение у ребят, скованность.

Молодым хотелось, чтобы директор чаще приходил на урок, и учителя порой сами приглашали его.

Так анализировать уроки, помогать учителю мог только большой мастер учительской профессии, каким являлся Фёдор Фёдорович.

Сколько успевал сделать Фёдор Фёдорович при своей занятости: и новинки художественной литературы почитать, и выступить с лекцией в другой школе, помочь учителю, с учеником поговорить, написать письмо известному писателю с отзывом на его новую книгу, ответить на письма выпускников из разных уголков страны.

Большое внимание Фёдор Фёдорович уделял работе органов школьного самоуправления: учкому, совету пионерской дружины, комитету комсомола. Всех их объединял Совет коллектива, который собирался раз в четверть решать важные вопросы школьной жизни. Требовательность, справедливость, умение высказывать и отстаивать своё мнение, отзывчивость, чувство локтя – вот какие качества приобретали ребята, участвуя в органах школьного самоуправления.

Пионерская дружина в течение ряда лет была признана лучшей в числе других по стране, и старшая пионервожатая Селезнёва Т.А. удостоена поездки в Москву и фотографирования вместе с лучшими пионерскими вожатыми страны в Георгиевском зале Кремля.

Восьмиклассники Борисенко Владимир и Стрибуль Иван в школьной мастерской под руководством сотрудника сельхозинститута сделали модель поливочной машины, которая вносила удобрения с поливом в почву. Мальчики-изобретатели приветствовали восемнадцатый съезд комсомола.

Тогда ещё совсем молодой, Фёдор Фёдорович открыл перед учителями прекрасные организаторские способности, завоевав доверие родителей, любовь и уважение учащихся и учителей.

Трудно представить сейчас жизнь без Интернета, мобильных телефонов, без телевизора, компьютеров… Но ведь так жили в послевоенные десятилетия, и тогда именно школа была полем интересных дел, важным центром воспитательной работы, ведь ребята большую часть времени проводили в школе, занимаясь в различных предметных кружках и участвуя в художественной самодеятельности.

Что запомнилось ученикам 50х-60х годов XX века?

- Походы через Кавказские горы к морю.

- Работа на пришкольном участке, где каждый класс имел свою грядку и выращивал определённую культуру.

- Школьный драмкружок под руководством Гавриш Т.П.

- Кукольный театр во главе с учителем рисования Василевской А.И.

- Уроки литературы, которые вёл Бакалдин В.Б., будущий поэт.

- Концерты в горпарке в мае, где отмечали школьную Весну искусств.

- Школьная Третьяковская галерея.

- Литературные вечера, танцы на переменах.

- Занятия школьного хора под руководством Ольгина С.Н.

Какой интересной, разнообразной, увлекательной была жизнь ребят в школе, участие в ней подготавливало их к взрослой жизни. Выпускники 50х-60х годов поступали в МГУ, ЛГУ, военные академии, Московский институт нефти и газа, училище им.Баумана. Некоторые из них, окончив лучшие вузы страны, участвовали в подготовке космических полётов, освоении целины, изучении богатств Кольского полуострова, Сибири, добивались успехов, получали высокие звания и государственные награды. В этом заслуга педагогического коллектива и Фёдора Фёдоровича, который в трудные послевоенные годы вселял в ребят надежду и веру в свои силы и который в выборе жизненного пути многих выпускников сыграл важную роль.

Хочется привести слова – ответы на вопросы анкеты выпускника 1953 года Медведева Олега Константиновича: “Наша школа всегда была уникальной – надеюсь, такой и осталась - и по уровню культуры, и по методам работы с «пацанами». В этом величайшая заслуга Фёдора Фёдоровича Брюховецкого и скрупулёзно подобранного им педагогического коллектива. Ведь каждый из работающих в школе учителей были личностями, любившими свою работу и самое главное – детей, школьников и не школьников. А между тем «пацаны» были ой-ой-ой! Это же послевоенная детвора, насмотревшаяся и пережившая много, большинство безотцовщина. И из этих ребят и девчат трудно назвать одного-двух, которые бы «не состоялись», как люди. Вот какой была наша школа!

Школа нам, её выпускникам, дала очень много. Она превратила полууличных мальчишек и девчонок в граждан великой страны, приучила к честности, серьёзному отношению к делу, научила чувству локтя, патриотизму, в общем, лучшему, что есть в людях”.

Пожизненный ученик славной железнодорожной школы

1953 года выпуска Медведев Олег.

Особое внимание уделял Фёдор Фёдорович работе учителей с родителями, его советы живут в коллективе и сегодня.

Учителям, классным руководителям обязательно знать имена и отчества родителей. Если приглашать их в школу для разговора, то не набрасываться с жалобами, предложить сесть, спокойно беседовать, начать разговор с сообщения о хороших делах сына или дочери, подчеркнуть достоинства, а потом тактично, корректно рассказать о недостатках, причине приглашения в школу.

Фёдор Фёдорович постоянно напоминал, что родители должны стать союзниками учителей в общем деле – деле воспитания подрастающего поколения.

Вот что пишут родители о той роли, что сыграли учителя и Фёдор Фёдорович в жизни ребят.

И.Я.Ворожбитов

Мне, бывшему батраку, сыну портового грузчика, хочется сказать огромное спасибо родной школе за то, что три моих сына и три дочери получили высшее образование и добросовестно трудятся на благо Родины.

В школе 12 учились все шесть моих детей по 10 лет. В общей сложности – 60.

Мы с женой Клавдией Ивановной искренне и бесконечно признательны замечательным труженикам – учителям.

Дорогие наставники, такие скромные и незаметные, такие бескорыстные и простые и в то же время такие значимые и могучие, от всего сердца хочется всегда говорить Вам большое русское спасибо. Вечного здоровья и большой радости Вам, Тамара Павловна, так заботливо опекавшая наших детей, Вам, Раиса Георгиевна, пробудившая своими знаниями любовь к математике, Вам, Анатолий Петрович, и всем, кто трудится рядом с Вами.

В народе говорят: “Есть люди, общение с которыми приносит счастье. Так вот таким человеком для меня был и остаётся директор школы Ф.Ф.Брюховецкий.

А.М.Шабельницкий

Мой сын учился в школах города Магадана, где ему давали неплохие знания. Одиннадцатый класс он окончил в школе № 12 , которая, кроме знаний, дала ему большее. Она научила чувствовать, понимать и ценить людей. Мой Константин в этом нуждался и стал за год совершенно иным. Сейчас он студент, учится в Ленинграде. Школу 12 считает своей и ежегодно навещает её с большой любовью и благодарностью. Имена учителей школы в нашем доме получили постоянную прописку.

Творчески используя опыт А.С.Макаренко, коллектив педагогов находил ответы на многие вопросы. Но это не было простым копированием или подражанием.

“Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция”, – эту важную мудрую истину и поставил Фёдор Фёдорович во главу воспитательной работы в школе.

Всё началось с большого, увлекшего всех дела – праздника “За честь школы”, самый первый состоялся 23 января 1944 года. История его такова.

В один из морозных январских дней на торжественном собрании учителей, учащихся и родителей был зачитан “Боевой листок”, присланный в школу. В нём говорилось о подвиге выпускника школы Мироненко Александра.

“…А.А. Мироненко совершил 711 боевых вылетов. Провёл 40 воздушных боёв, лично сбил 13 самолётов противника…

… Высоко оценило Советское правительство его заслуги. Кроме присвоенного ему звания Героя Советского Союза, он награждён орденом Ленина, тремя орденами боевого Красного Знамени и медалями…

“А.А.Мироненко защищал честь, свободу и независимость нашей Советской Родины, а также честь школы, которая воспитала его…”

Коллектив школы решил: каждый год 23 января проводить праздник “За честь школы” и подводить итоги работы.

По словам учителей, много лет проработавших в школе, праздник сплачивает в одну семью учителей, учащихся, родителей, шефов - железнодорожников и выпускников разных лет, которые помнят эту школьную традицию, приходят на торжество в январский день или присылают поздравления.

Праздник с течением времени изменился, каждое поколение учащихся вносит изюминку новизны в содержание этой традиции, но всегда на нём звучит имя Александра Мироненко, ему обязаны рождением этого торжества, и имя Ф.Ф.Брюховецкого, который был организатором праздника, его душой.

В январе 2010 года школа отметила 67 традиционный праздник.

Учительница русского языка и литературы Филонова Е.Г. писала: “У Фёдора Фёдоровича неиссякаемый запас интересных дел, и так он умеет их преподнести учащимся и учителям, что мы каждый раз всё с большим желанием берёмся за их выполнение”.

“Праздник труда”, “Весна искусств”, школьная спартакиада, митинг 9 мая, день самоуправления в день рождения А.С.Макаренко – вот неполный перечень традиций, многие из которых существуют в школе по сей день.

В течение ряда лет школа по инициативе Фёдора Фёдоровича поддерживала отношения с Белореченской детской колонией. Школьники приезжали в колонию с концертом художественной самодеятельности, а учителя делились воспитательными и педагогическими новинками. Часто в поездку брали “трудных”, которых вся обстановка колонии, плакаты со словами “Помни, на свободе тебя ждёт мать!” приводили в удручающее настроение. Вот почему на обратном пути в автобусе царило молчание. Воспитательный момент действовал на школьников и на колонистов. Этой цели и добивался мастер педагогики Фёдор Фёдорович.

Он был известным учёным-педагогом, защитил кандидатскую диссертацию. С 1955 года школа сотрудничала с лабораторией “Коллектив и личность” института истории и теории педагогики АПН, долгие годы поддерживала связь с известными учёными Л.И.Новиковой, М.Д.Виноградовой, А.Мудриком.

Не один десяток лет проработали в школе её выпускники Борисенко Г.Н., Брюховецкая Л.Ф., Лесовая В.М., Дудий Н.И., продолжают работать Попова Е.Н., Саженская О.В., Иванова Т.Б., Серкова О.Ю., Казакова С.В., Александренко Т.К., Александренко О.В.

Именно Фёдор Фёдорович увидел в молодом рабочем пареньке – Геннадии Анатольевиче черты и качества настоящего учителя, благословил его на эту деятельность. Учитель истории , завуч и вот уже восемь лет Дудий Г.А. возглавляет коллектив школы.

Директор молодых учителей приобщал к педагогической науке, и в изданиях АПН, МГУ печатались работы Фёдора Фёдоровича и учителей школы.

Школа стала инновационной педагогической площадкой для Академии педагогических наук, опыт воспитательной работы с детьми использовался многими коллективами школ страны.

В школу приезжали ученые-педагоги из Польши и Венгрии, из различных городов: Москвы, Екатеринбурга, Мурманска, Ставрополя, Киева.

Незабываемое впечатление оставляли учительские вечера. Фёдор Фёдорович всегда их активный участник, а как он заражал всех своим весельем, остроумием. Каждый раз Фёдор Фёдорович открывался с какой-то новой стороны: то на гитаре сыграет, то споёт романс, то прочитает Омара Хайяма. Участвовал он в коллективных выездах учителей на рыбалку или в осенний лес. Это все сплачивало коллектив.

Когда практиковалась выборность директора школы, у каждого учителя и помысла другого не было, чтобы кто-то другой был директором. Выборы директора вылились в настоящий праздник. Выступали многие учителя, и каждый говорил о какой-то новой стороне личности Фёдора Фёдоровича: о его заботе и внимании, доброте и чуткости.
Учителю удается сделать больше. Он осуществляет свои планы и мечты в сотнях своих учеников.

Сколько сделал Фёдор Фёдорович, подсчитать трудно. Тысячи его учеников - это и преподаватели МГУ, и кандидаты и доктора наук, и учителя, и инженеры, и артисты. И в судьбе и жизни каждого – участие и забота Фёдора Фёдоровича.

Где бы ни находились его ученики, они никогда не забывают своего учителя, человека удивительной чуткости и душевного богатства. Вот почему Фёдор Фёдорович получал десятки писем из разных уголков страны, не забывали зайти к Фёдору Фёдоровичу и те, кто бывал в Краснодаре в отпуске.

Вот что писали о директоре учителя, много лет проработавшие под его руководством:

- За время своей работы в школе Фёдор Фёдорович сделал так много полезного в деле воспитания детей и молодых учителей, что многие и многие скажут ему большое спасибо.

Фёдор Фёдорович сам обогащается педагогической мудростью и не разрешает отставать всем учителям.

Филонова Е.Г.

- Вызывал восхищение Брюховецкий Ф.Ф., душа коллектива, умный и прекрасный организатор. Люблю его за чуткость, за умение гореть самому и зажечь других. Ведь это благодаря ему окончила второй факультет пединститута.

Мурадян М.С.

- Многие учителя других школ, будучи на конференциях в Ростове, Новороссийске, спрашивали: «Не трудно ли работать у Брюховецкого?» - «Дай Бог каждому, - отвечал я,- такого директора, как Брюховецкий Ф.Ф. Многому хорошему, что есть в школе, многим нашим победам мы прежде всего обязаны умелому директорскому руководству.»

Пискурёв И.Е.

Особую благодарность своему учителю и наставнику выразили выпускники.

- Есть какая-то сила, которая в каждого ученика, как мало бы он ни учился в стенах школы, вселяет чувство гордости, что он ученик двенадцатой, ученик Брюховецкого.

Т.Шевченко

- Уважаемый Фёдор Фёдорович! Разрешите поблагодарить Вас за доброе отношение ко мне, за Ваши полезные советы и поучительные беседы со мной, из которых я извлёк много полезного. Лишь благодаря Вам, я стану настоящим человеком.

Г.Попельников

- Два года, проведённых в школе № 12, наложили на моё детство наибольший отпечаток. Откровенно говоря, сильнее других преподавателей, которых я встречал, были Фёдор Фёдорович Брюховецкий и Виталий Борисович Бакалдин. И наилучшие впечатления остались именно о том духе близости, дружбы учеников и преподавателей, который был у нас в школе.

А.Кузнецов

В 1955 году Ф.Ф.Брюховецкому Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

За выдающиеся успехи в области педагогической науки он был награждён медалью К.Д.Ушинского.

В 1985 году Фёдор Фёдорович избран Почетным гражданином Краснодара. Даже находясь на заслуженном отдыхе, он был частым гостем в родной школе, на многих городских праздниках, учительских конференциях.

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников «Гражданин и патриот» говорится: «…российская общеобразовательная школа должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника » … Воспитывает весь уклад школьной жизни».

Эти задачи выполняла школа, возглавляемая Брюховецким Ф.Ф.

Со словами, что читаем в книге «Родная Кубань», могут согласиться тысячи:

«Школа Брюховецкого… Это словосочетание обозначает сегодня не только одну краснодарскую школу, но и великое братство людей разных поколений, спаянных общими традициями, памятью, и уникальную воспитательную систему», которой и сегодня следует коллектив лицея № 12.

Как пророчески прозвучали слова, сказанные старейшим учителем Г.И. Абашевым:

- Коллективу школы есть что оставить в наследство грядущим поколениям.

Брюховецкий Ф.Ф., его уроки, советы, удивительные дела, которыми и сейчас живёт 12, навсегда в памяти и сердцах многих и многих людей, выпускников школы, которой талантливый педагог, настоящий гражданин и патриот, отдал свои знания, опыт, мудрость.

Дудий Г.А.,

директор МОУ лицея № 12,

почётный работник общего образования РФ
Попова Е.Н.,

учитель МОУ лицея № 12,

отличник народного просвещения


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель, гражданин, патриот iconМетодические рекомендации по проведению единого классного часа «Кузьма...
«Кузьма Минин – великий патриот и гражданин России» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области 1 сентября 2011 года
Учитель, гражданин, патриот iconСборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья
Заслуженный учитель Российской Федерации – Вера Ивановна Лукьянова – неутомимый энтузиаст чесменского краеведения, патриот и гражданин,...
Учитель, гражданин, патриот iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания мбоу нерльская сош «Я-гражданин, я-патриот»
Муниципальное образовательное учреждение «нерльская средняя общеобразовательная школа»
Учитель, гражданин, патриот iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План воспитательных мероприятий на 2012-2013 учебный год в рамках модуля «Ученик – патриот и гражданин»
Учитель, гражданин, патриот iconВоспитательная система «Ученик Гражданин и патриот» Система воспитания...
Отечеству,утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей
Учитель, гражданин, патриот iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обществознания в 6 классе. Тема: Гражданин Отечества достойный сын. Гражданин и коррупция
Учитель, гражданин, патриот iconКонкурс социальных проектов «Гражданин Воронежского края гражданин России»
Руководитель пректа, ответственная за связи с социальными партнерами, ответственная за презентацию
Учитель, гражданин, патриот icon«Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»
Кадров Фаиль Мансурович директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского...
Учитель, гражданин, патриот iconУрок-праздник Гражданин России
Учитель: – Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу
Учитель, гражданин, патриот iconКонкурсное сочинение на тему: «Я гражданин»
У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является великая Россия. Я горжусь...
Учитель, гражданин, патриот iconЖемчужина Верхней Вычегды Помоздино / Край, где мы живем/ Черпаем мудрость из прошлого…
Значит, из истории. В первую очередь – из истории своей малой родины. Настоящий патриот – не тот, кто «бряцает» оружием и кричит...
Учитель, гражданин, патриот icon«Конституция рф: права и обязанности граждан»
Для начала попробуем разобраться, что же обозначает слово «гражданин». Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие следующим...
Учитель, гражданин, патриот iconСценарий районного конкурса «Я гражданин, и этим все сказано»
Вед: Добрый день уважаемые гости и участники конкурса «Я гражданин, и этим все сказано»
Учитель, гражданин, патриот iconАнализ работы
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр дополнительного образования «Патриот»
Учитель, гражданин, патриот iconПриказ 15. 11. 2013 №400 0 г. Вологда Об утверждении Положения о...
Аоу во дпо «виро» и пунктом 5 приказа Департамента образования области от 14. 10. 2013№2633 об утверждении областных мероприятий...
Учитель, гражданин, патриот iconПриказ 15. 11. 2013 №400 0 г. Вологда Об утверждении Положения о...
Аоу во дпо «виро» и пунктом 5 приказа Департамента образования области от 14. 10. 2013№2633 об утверждении областных мероприятий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск