МКОУ «Новосёлковская ООШ»
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Ученик - Гражданин и патриот»
Система воспитания в МКОУ « Новосёлковской ООШ» строится на основе: концепции воспитательной системы района, города, государства; современных принципов воспитания; учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива; учета возрастных особенностей учащихся класса; учета особенностей контингента родителей учащихся класса; компетентности людей, ответственных за процесс воспитания учащихся. Главные идеи: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; поддержка стремления учащихся служить Отечеству ,утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей; воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны; стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы; понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения. Главные цели: Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства; формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. Задачи воспитания: Формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом; формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию; обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования; формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков; воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу своему языку, традициям и обычаям своей страны; проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Основные принципы воспитания учащихся школы:
Принцип социальной активности.
Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются для учащихся значимыми.
Воспитание на основе принципа социальной активности создает учащимся условия для самостоятельного выбора и принятия решений, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию.
В сегодняшних условиях необходимо формировать личность, которая способна активно менять свою позицию, но не под давлением взрослых, а в результате всестороннего анализа изменяющихся обстоятельств.
Принцип социальной активности способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, демократических убеждений.
Принцип мотивированности.
Ребенок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ.
Принцип проблемности.
В любом возрасте ребятам гораздо интереснее заниматься поиском решений, ответов, проверкой своих гипотез, чем получать готовые ответы на не поставленные вопросы. Принцип проблемности в воспитании будит любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научит их ставить вопросы.
Принцип индивидуализации.
Продуманная система воспитательной работы предполагает воспитание учащихся не по шаблону, заранее подготовленному педагогом, а с учетом индивидуальных возможностей, способностей каждой конкретной личности.
Принцип социального творчества.
Действие, которое совершает ученик, должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершено не под давлением взрослого или сверстников. Ребенок имеет возможность осмыслить свой проступок. Нельзя требовать от коллектива осуждения второпях, а от ребенка признания второпях. Это формирует у детей безразличие, безответственность в словах и поступках
Принцип взаимодействия личности и коллектива.
Воспитательная система гимназии главным своим принципом считает принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Причем, жизнь детского коллектива не игра взрослых, а значимая и необходимая деятельность самих детей.
Принцип развивающего воспитания.
Предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции. Зоной ближайшего развития для личностного становления ученика становится его коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создает условия для проявления возможностей и способностей каждого ребенка, это, несомненно, приведет к тому, что ученик начнет проявлять свою индивидуальность в коллективе.
Принцип целостности воспитательного процесса
Воспитательный процесс - единый и целостный процесс формирования человека. Каждое мероприятие ,коллективное дело, которое классный руководитель проводит в классе, в школе является многонаправленным..
Принцип единства образовательной и воспитательной среды
Одним из главных принципов воспитания является создание единой воспитательной среды, задача которой состоит в развитии основных потребностей ребенка:
физиологических;
в безопасности;
в любви, уважении, признании и одобрении;
в усвоении норм и правил поведения;
в познании;
в удовлетворении права на проявление собственных интересов;
в труде и значимой деятельности;
в творческой деятельности;
в удовлетворении своих суждений и своей самооценки;
в собственном осмыслении процессов и явлений окружающего мира.
Единая образовательно-воспитательная среда включает всех ее участников в непосредственное активное взаимодействие, а не в пассивное созерцание и наблюдение за процессом воспитания.
Принцип опоры на ведущую деятельность Воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребенка. К примеру, у подростков главной ведущей деятельностью является общение, они испытывают дефицит общения, им хочется в живом обмене мнением проверять свои гипотезы, воззрения и т.д. Классный руководитель должен это учесть, определяя содержание, методы и формы работы с детьми на данном возрастном этапе. Координацию деятельности осуществляет Совет по реализации воспитательной системы (далее именуется – Совет). В состав Совета входят: председатель Совета Макарова Г.В. – директор школы, заместитель председателя Совета Губская И.А. – ответственная за воспитательную работу школы, учитель по физической культуре Степанова Н.А., заместитель директора по УВР Шавалдина О.Ж., актив школьной команды НОРД-ВЕСТ в лице командира команды.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий являются педагоги, учащиеся и их родители. Основные направления воспитательной системы школы.
Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащегося. Система воспитания, способствующая воспитанию у человека уважения к себе, становится основой для формирования личности, способной принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.
Условия создания воспитательной системы:
Во-первых, это расширение педагогической самостоятельности классных руководителей и всех тех, кто занят процессом воспитания. В задачу завуча входит поддержка педагогической инициативы, индивидуальности воспитателя, его желания проявить в работе с детьми свои лучшие качества. Иногда система воспитания становится формальной только из-за того, что классный руководитель лишь исполняет чужую волю, чужие приказы, а его умения и творческий подход к делу не востребованы и неинтересны администрации школы. Классный руководитель должен иметь право на поддержку своих инициатив со стороны завуча.
Во-вторых, наличие эффективного взаимодействия между классными руководителями, воспитателями и завучем. Завуч школы по воспитательной работе должен видеть успехи классных руководителей, оценивать достижения своих коллег, демонстрировать их промежуточные положительные результаты в работе с детским коллективом, даже если они минимальны.
В-третьих, совместные усилия всех звеньев педагогического коллектива. Суть воспитательной системы школы — в создании ее целостного образа: представления о ее прошлом, настоящем и будущем.
В-четвертых, опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов. Каждый успех или неудача воспитания должны подвергаться тщательному анализу со стороны всех членов педагогического коллектива, иначе воспитание учащихся превратится в полигон для испытаний. Педагоги должны не руководить жизнью детей, не контролировать их ежеминутно и ежечасно, а научить проявлять самостоятельность и самоорганизацию. Ребята должны научиться в совместной деятельности планированию своей жизни и принятию решений, умению терпеть неудачи и бороться с трудностями, радоваться своим успехам и успехам своих одноклассников, переживать общую боль и радость.
В-пятых, формирование здорового нравственного и физического духа учащихся;
В-шестых, руководство принципами ненасилия и открытости. Традиции школы базируются на сотрудничестве, на установлении отношений взаимного доверия и открытости, защищенности.
В-седьмых, наличие партнерского взаимодействия с семьями учащихся и с социумом.
Взаимодействие школы и социума предполагает, с одной стороны, открытость школы внешнему влиянию, а с другой стороны, ее стремление к автономии, что позволяет самостоятельно, а не под давлением извне, определять педагогам цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной системы гимназии
Партнерское взаимодействие с семьей заключается в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс гимназии и повышение их педагогической и психологической культуры.
Реализация воспитательной системы осуществляется через программы: 1.Гражданско-патриотическое воспитание 2.Здоровьесберегающие технологии 3.Семья 4. Профилактика правонарушений среди учащихся общеобразовательных
учреждений. Индивидуальная работа с родителями детей, допустивших
определённые правонарушения. Координацию деятельности осуществляет Совет школы, актив школьной команды «НОРД-ВЕСТ», учащиеся и их родители.
Новосёлковская школа находится в тесном сотрудничестве со всеми сельскими и районными организациями социума (с.Новосёлка : с администрацией Новосёлковского сельского поселения, СПК «Авангард»,советом ветеранов, ФАП, сельский ДК, родительский комитет, команда «НОРД-ВЕСТ»); сотрудничество с работниками социальной сферы Гаврилово - Посада: ЦРБ, районным музеем, районным ДК, домом творчества) для решения проблем, связанных с учебным процессом, культурным досугом учащихся и здоровьем учащихся. А так же правовой сферы ГИБДД, КДН, ПДН, РОВД,
СОЦИУМ
Новосёлковская школа
Совет школы Родительский комитет Семья Команда «НОРД-ВЕСТ»
омитет
Сельский ДК Новосёлковская сельская администрация СПК «Авангард» Совет ветеранов с.Новосёлка
Сельская библиотека ФАП
Районная библиотека ЦРБ Дом творчества Районный ДК Музей
КДН, ПДН,РОВД ГИБДД
Программа « Гражданско-патриотическое воспитание учащихся»
Понятийный словарь
Патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, уважение суверенитета, традиции и обычаи, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование во имя других людей, терпимость, демократия, гражданственность, гражданин, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, преступление, закон, конституция государства, правительство, президент — глава государства.
Личностные прототипы
А. Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков, Д.С. Лихачев, защитники Брестской крепости, герои войны и партизаны, спортсмены, строители, покорители целины и БАМа, Севера и Юга, музыканты, политики , граждане и патриоты своей страны. Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие у учащихся школы активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-усиление акцента на изучении в школе истории и культуры Отечества и родного края;
-развитие в школе ученического самоуправления;
-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
-методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
-консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей села в патриотическом воспитании детей.
Содержание воспитательной работы:
-проведение совместных заседаний родительского комитета, педагогического совета и Совета по реализации Программы с повесткой дня «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути разрешения». - заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий;
-привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.) ; -разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы; - участие в конкурсе проектов «Я – гражданин России»; - обеспечение организованного участия старшеклассников в прохождении призывной комиссии (совместно РВК); - разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр на местности с учащимися школы; - организация и проведение мероприятий, посвящённых юбилею Победы в ВОВ 1941-1945гг; -проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданско- патриотическим тематикам; - проведение ежегодного смотра-конкурса исследовательских работ юных историков и краеведов; - проведение воспитательных мероприятий и игр: - игра «Зарница» - смотр строя и песни; - соревнования по военно-прикладным видам спорта; - праздник, посвящённый Дню защитника Отечества; - проведение туристско - краеведческих соревнований; - уход за памятником воинам, погибшим в ВОВ; - проведение Дней воинской славы России; - проведение спортивных праздников и соревнований, посвящённых юбилейным историческим датам; - постановка спектаклей по произведениям о ВОВ «Это всё о России!» - проведение концертов, посвящённых Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурса «Славим Россию!»; - проведение конкурсов рисунков на темы: - «Сердцу милая Родина»; - «Мой дом и двор»; - «Моя семья»; - организация показа и обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы; - организация показа и обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы; - проведение викторины «Мы этой памяти верны»; - проведение читательских конференций по книгам о ВОВ; - классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на гражданско-патриотические темы; - освещение опыта работы школы по патриотическому воспитанию в СМИ; - организация походов по родному краю.
2.Программа «Здоровье»
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья;
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Основные задачи:
Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта;
Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию детей;
Проведение гимнастики до уроков;
Физкультминутки на уроках;
Проведение подвижных перемен;
Проведение спортивных мероприятий и дней здоровья по плану;
Проведение школьных туристических походов и слётов.
Главные идеи:
-сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека; -образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений; -экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках; -социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья; - воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма; -стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного.
Главная цель
Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
-знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью; -создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья; -формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы; -создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья; -способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Понятийный словарь
Болезнь, воля, зарядка, занятия спортом, здоровье, вредные привычки, полезные привычки, спортсмен, победы над собой, преодоление, недуг, стремление, Олимпиада, виды спорта, природа, безопасность.
Личностные прототипы:
Великие спортсмены страны и мира, герои Олимпийских игр, герои паролимпийских игр, выдающиеся тренеры, исторические личности, Демонстрирующие положительное отношение к спорту, спортсмены-долгожители, спортивные семьи и династии.
Пьер де Кубертен, Д. Лихачев, В. Дикуль, А. Швейцер, В. Брумель В. Третьяк, А. Гомельский, И. Роднина и др.
Содержание воспитательной работы:
- совершенствование учебного процесса на уроках физической культуры путём дифференциации, индивидуализации, применения перспективных технологий, отбора содержания, форм и методов урока; -соревнования по отдельным видам спорта, турниры, комплексные соревнования, спартакиады, дни здоровья, туристко-краеведческие экспедиции; - расширение и развитие секционной спортивной работы; -соблюдение требований по продолжительности перемен в течение учебного дня; -привлечение к организации физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми родителей; -учет возрастных и личностных возможностей учащихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
-всесторонняя демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом; -поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой; -контроль результативности занятий учащихся физкультурой и спортом в учебном заведении; -привлечение родителей — энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.
Формы внеклассной работы:
-беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом; -спортивно-исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике; -интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику; -молодежно- спортивные акции “ Здоровое поколение”, «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!», «Будем жить!»; -развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола;
Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, чтобы в учебном заведении существовали строгие правила формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:
-строгий контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха; -организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях; -организация активных оздоровительных перемен учащихся; -строгий контроль соблюдения учащимися санитарно-гигиенических требований; -традиционное, хорошо организованное санитарно-гигиеническое просвещение учащихся; -постоянное сотрудничество с медицинской службой района, по изучению состояния здоровья контингента учащихся, динамики и организации условий для улучшения их состояния; -организация практической деятельности учащихся по развитию санитарно-гигиенических умений; -постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей; -демонстрация знаний, умений и достижений учащихся в этом направлении, стремления к здоровому образу жизни.
3.Программа «Семья»
Цели и задачи :
Организация целенаправленной работы с родителями;
Изучение психологической обстановки в семьях учащихся школы;
Учет неблагополучных семей, психологическая и педагогическая помощь детям из этих семей;
Контроль за воспитанием детей в неблагополучных семьях.
Главные идеи:
семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне; ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение; ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия; школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель
Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
-создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; -позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей; -преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации; -способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье; -создавать условия для духовного общения детей и родителей; -создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Понятийный словарь
Семья, отчий дом, родословная, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, старшего человека в семье, история семьи, ее традиции и обычаи, праздники и будни семьи, законы и правила жизни в семье, права и обязанности членов семьи, нравственные корни семьи: ношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты и табу семьи, забота о больных, инвалидах.
Личностные прототипы:
Герои литературных произведений; многодетные семьи; семьи,являющие собой пример силы духа и единения, правильного воспитания детей в семье.
Содержание воспитательной работы:
- создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей; -изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; -сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье; -создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик — родитель»; -удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы; -разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; -организация проведения совместного досуга родителей и учащихся; - создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель — ученик — родитель»; -привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни; -демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания; - поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Война глазами очевидцев », «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»); -праздники семьи (например, «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово — отец», «Долгая и близкая дорога к дому»); -спортивные состязания, спортландии с участием отцов и матерей; -праздники - Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Первый звонок и т.д.; -тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; -походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, интеллектуальные марафоны родителей и детей; -дни творчества, дни открытых дверей.
4. Программа « Профилактика правонарушений среди учащихся общеобразовательных учреждений. Индивидуальная работа с родителями детей, допустивших определённые правонарушения».
Цель:
Работа с учащимися и родителями группы «риска» , оказание им помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала
развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений;
активное сотрудничество с советом школы, родительским комитетом;
готовность к активному участию в различных сферах жизни общества;
воспитание личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других.
Задачи:
Целенаправленная работа по нравственному просвещению
индивидуальная работа с трудными подростками, активное включение в общешкольные и районные мероприятия;
воспитание подростков группы «Риска» через организацию ученического самоуправления;
актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа);
физическое развитие учащихся, потребность в здоровом образе жизни.
введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности учащихся Главные идеи:
принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей; -практическое применение нравственных знаний и умений; - проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений; развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков; создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков создание условий для нравственного самовоспитания учащихся.
Понятийный словарь
Нравственность, нравственный выбор, жизненные ценности, нравственные законы и нравственные заповеди, эмпатия, нравственное поведение, этика в поведении, высоконравственные личности в мировой истории и культуре, нравственные категории: долг, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота, умение общаться, конфликтность и без конфликтное поведение.
Личностные прототипы
Люди, внесшие нравственный вклад в развитие страны и мира, герои войны и труда, хранители нравственных традиций поколений, демонстрирующие положительный пример нравственного поведения в самых различных ситуациях.
Юрий Гагарин, Дмитрий Сергеевич Лихачев, строители БАМа, спасатели Чернобыльской АЭС, спортсмены-олимпийцы, приемные матери ;представители МЧС и другие люди, ставшие нравственной историей страны и мира.
Содержание воспитательной работы:
изучение нравственной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия; изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся, ответственности за свои поступки; учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению; создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств; поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.
Формы внеклассной работы:
-тематические классные часы; -кинопросмотры; -экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, села; -дискуссии по нравственной тематике; -изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: -праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы; -праздники дружбы и товарищества ; -акции помощи ветеранам, больным людям; -конкурсы знатоков «О братьях наших меньших»; -конкурсы рассказов (например, «Невыдуманные истории о красоте поступков человека», «Добрые руки человеческой помощи»); -часы общения (например, «Законы нравственности в мировой памяти», «Истинная дружба. Рассказы, легенды и живая действительность», «Жить и быть человеком», «Гармония мысли и поступка», «Об ответственности за себя и за других», «Мы — одноклассники, мы — друзья», «Как научиться жить без конфликтов»).
На заключительном этапе реализации нашей воспитательной системы со многими проблемами справляемся, постепенно вовлекая всех членов нашего коллектива в совместные формы работы. Проводятся сборы детской организации «НОРД-ВЕСТ», привлекаются родителей, проводится совместную с ними работа. Отслеживаются результаты работы. Проводятся МО классных руководителей по повышению методического мастерства. Учащиеся школы участвуют в районных мероприятиях. |