Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия





Скачать 130.57 Kb.
НазваниеУрок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия
Дата публикации20.09.2014
Размер130.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

I ЭТАП. Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии: приветствие; проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.

Требовательность, собранность, доброжелательность преподавателя. Четкость, отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность педагога. Кратковременность организационного момента. Полная готовность оборудования к занятию.

II ЭТАП. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми или большинством учащихся, устранение обнаруженных пробелов.

Выявление уровня знаний учащихся по заданному на дом заданию. Определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления; ликвидация недостатков.

Оперативность преподавателя, использование системы приемов, позволяющих проверить выполнение заданий учащимися.

Проверка преподавателем за короткий промежуток времени знаний. Развивающий характер проверки.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Ш ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия

Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе занятия. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Раскрытие целей занятия, организация действий учащихся по его принятию. Обеспечение активности каждого учащегося.

IV ЭТАП. Усвоение новых знаний

Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения.

Сообщение преподавателем нового материала (или самостоятельная работа). Восприятие учащимися нового материала, осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.

Опора на жизненный опыт учащихся, индивидуальный подход; организация учащихся на оперирование усвояемым содержанием.

При использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием успеха будет включение учащихся в активную деятельность, качество ответов на следующем этапе. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

V ЭТАП. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала, усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами, установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

Проверка преподавателем того, поняли ли учащиеся, что является основным содержанием занятия, которое нужно освоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний.

Использование преподавателем вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся, определение пробелов в ходе проверки и успехов учащихся.

При опросе выявить понимание основного содержания усвояемых знаний сильными и слабыми учащимися. Класс привлечь к дополнению и оценке ответов товарищей. Устранить выявленные пробелы или нацелить учащихся на их устранение на последующих этапах занятия.

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов и их коррекция.

Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

VI ЭТАП. Закрепление знаний

Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, решению задач. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и новой ситуации.

Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизация знаний.

Постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности знаний. Использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.

Всесторонность проверки знаний, умений и навыков, рецензирование ответов преподавателем и суворовцами с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов.

VII ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний

Усвоение системы понятий по курсу, межкурсовых понятий. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме курса, выделение мировоззренческих идей.

Вопросы к учащимся, направление их на обобщающую деятельность по включению части в целое.

Знание учащимися не только отдельных фактов, правил, законов и теорий, сформированность у них целой картины мира.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация, выявление внутрипредметных и межкурсовых связей.

VIII ЭТАП. Контроль и самопроверка знаний

Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся, выявление недостатков и причин их появления. Стимулирование учащихся на самообразование.

Проверка полноты, осознанности, действенности и прочности знаний, умений и навыков. Рекомендации по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей.

Постановка дополнительных вопросов для проверки осознанности, действенности и прочности знаний. Использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний.

Всесторонность проверки знаний, умений и навыков, рецензирование ответов преподавателем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов или по дальнейшему интересу к предмету.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

IX ЭТАП. Подведение итогов занятия

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.

Общая характеристика работы класса, успешность овладения материалом, вскрытые недостатки, пути их преодоления.

Умение преподавателем быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть учебные возможности учащихся.

Краткость и емкость анализа с учетом типичности, определение мер для последующей работы с теми, кто затрудняется.

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы.

Адекватность самооценки учащихся и оценки преподавателя реальным результатам обучения.

X ЭТАП. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

Сообщить задание, проинструктировать учащихся о его выполнении.

Методические советы преподавателя по выполнению домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми

ПРИМЕЧАНИЕ: вопросы в плане варьируются в зависимости от темы, структуры урока, учебного материала, избранных методов и форм работы.

Примерный перечень учебно-воспитательных задач урока

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (ЦЕЛИ УРОКА):

• обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель вписывает их возможные наименования);

• сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие
специальные умения по данному предмету (преподаватель приводит их возможный перечень);

• сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения (например, навыки планирования ответа,
навыки самоконтроля и др.);

• формировать у учащихся умение выделять главное, существенное
в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически
излагать свои мысли (например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, оглавление текста и пр.);

• восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учащихся данного класса;

• обеспечить контроль знаний и умений по тем;

• подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

• сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение
рационального режима труда;

• сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений. Работа с учебником и книгой: разучивание материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации). Ясное, точнее, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой;

• сформировать умения и навыки практического характера: проведение лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты, умение производить выбор необходимых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее;

• обучить учащихся наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ; показ преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учащихся материале и с очередной темой; упражнение учащихся в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем преподавателя; частично самостоятельное выполнение учащимися работ того же вида; самостоятельные работы учащихся с применением усвоенного навыка умственного труда; анализ выполненной работы и степени овладения суворовцами навыков труда.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

• развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной,
деятельности;

• развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный
интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений
в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные дискуссии и прочее;

• развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая
на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а
иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых;

• развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение
преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей
действительности, самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в вы-
полнении заданий и прочее;

• при работе с отстающими учащимися обратить особое внимание
на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций;

• при работе с наиболее подготовленными учащимися обратить
особое внимание на поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности;

• формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве. Осуществлять связь с другими предметами;

• формирование умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений и величин, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений;

• формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои
мысли;

• вырабатывать умение наблюдать явления, по результатам делать вы
воды, обобщения, видеть проявления изученных законов и явлений в жизни, быту, производстве;

• развивать творческие способности учащихся, их познавательную
активность, например, при выполнении лабораторных, практических, самостоятельных и контрольных работ, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий: умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и произвести вычисления;

• при изучении различных разделов предлагать учащимся делать доклады, рефераты, изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к умению самостоятельно приобретать знания из различных источников;

• освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у учащихся из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи);

• развивать познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники;

• формировать альтернативность мышления (умение решать задачу
несколькими способами и обосновывать рациональный вариант их решения);

• формировать умение выделять главное от второстепенного;

• формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли;

• развивать самостоятельность;

• формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и прочее);

• развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и прочее;

• развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдение;

• развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности;

• способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

• развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически последовательно излагать материал;

• развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с текста, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;

• умение давать оценку событиям, историческим деятелям;

• умение анализировать ответ товарища, дать оценку;

• умение слушать, выделять главное и второстепенное.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

•содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;

•обеспечить нравственное воспитание учащихся (ознакомить суворовцев с необходимой литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей);

• содействовать трудовому воспитанию учащихся;

• влиять на профессиональное самоопределение;

• содействовать эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда,
природы, науки, быта и прочее);

• содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о
профилактике их утомляемости на уроке);

• обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.);

• содействовать военно-патриотическому воспитанию;

• воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

• воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-
гигиенических условий труда;

• с целью физического совершенствования и сохранения здоровья учащихся необходимо менять виды деятельности суворовцев на протяжении
урока, следить за правильной осанкой, выполнять нормы освещения рабочего места, осуществлять проветривание кабинета, добиваться соблюдения чистоты;

• большое влияние на формирование у учащихся нравственных
принципов оказывает личность самого преподавателя, его слова, образ
мыслей и поведение, отношение к делу и окружающим людям. Личный пример преподавателя, его умение создать на уроке деловую атмосферу при справедливом и уважительном отношении к каждому учащемуся;

• воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной
активности и самостоятельности, настойчивости;

• воспитание интереса к предмету, к учению;

• воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны
преподавателя, в сочетании с требовательностью, его педагогический такт;

• формировать интерес к предмету, гражданскую позицию;

• воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление,
терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;

• воспитывать умение ориентироваться в общественно-политической
жизни; обеспечивать патриотическое воспитание, воспитание
ответственности за честь и человеческое достоинство;

• воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;
воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconСибирская государственная геодезическая академия
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в дипломную работу по усмотрению...
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconТема учебного занятия
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconСеминарское занятие № Урок как основная форма организации учебного...
Раскройте сущность понятий «форма обучения», «урок», «классно-урочная система», «целостный педагогический процесс»
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия icon2 реферат реферат должен содержать
Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в дипломную работу по усмотрению...
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconГоувпо «АмГУ» правила оформления дипломных работ стандарт амурского государственного
Обязательные структурные элементы выделены жирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в дипломную и курсовую работу...
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconУрок как основная форма обучения. Дополнительные формы организации обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют...
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconКонспект занятия по познавательной деятельности
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconЦель занятия: познакомить детей с профессией повар
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconКонспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Профессия людей. Повар»
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришёл»
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconРекомендации к самостоятельной работе студентов по темам учебного плана
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconСтруктурные элементы отчета о нир

Урок – основная форма обучения структурные элементы учебного занятия iconУрок игра это активная форма учебного занятия, в ходе провед
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. В российском...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск