Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,





Скачать 254.75 Kb.
НазваниеПрограмма по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,
Дата публикации27.09.2014
Размер254.75 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Управление образования администрации Осинского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Золотой петушок»

«Шахматы для малышей»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа познавательно-речевой направленности по знакомству с шахматами детей старшего дошкольного возраста на 1 год.

Автор: Бикбаева Эльмира Ханафиевна

воспитатель
Утверждена решением

педагогического совета

Протокол № 1 от 20.09.2013 г.

Заведующий______________

Генеральчук А.Н.

Оса, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание программы

  4. Методическое обеспечение программы

  5. Мониторинг программы

  6. Список литературы


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для работы с детьми старших и подготовительных групп  детского сада в течение года. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры, узнают много интересного.

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи программы:

  1. вызвать у детей интерес к шахматам,

  2. обучить детей основным приемам игры в шахматы,

  3. развивать образное, логическое и ассоциативное мышление,

  4. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие,

  5. расширять кругозор ребенка.

  6. формировать познавательную активность.

  7. развивать способность к самооценке и самоконтролю.

  8. учить планировать свою игру и работу.

Объем и реализация программы

Программа рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

  • различать и называть шахматные фигуры;

  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

  • иметь представление об элементарных правилах игры;

  • играть малым числом фигур;

  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

  • владеть основными шахматными терминами;

  • правильно применять элементарные правила игры;

  • иметь представление о некоторых тактических приемах.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Возрастные особенности детей 5 - 7 лет

В старшем возрасте развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.

Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. К шести годам ребенок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удается. Дети знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять.

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация.

В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: персептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в не

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Первое знакомство с Шахматным  королевством. Техника безопасности

1




1

2

Шахматная доска.      

1




1

3

Шахматные фигура - слон

1




1

4

Шахматные фигура – ладья.

1




1

5

Слон против ладьи




1

1

6

«Могучая фигура» Ферзь.

1




1

7

Ферзь против ладьи и слона




1

1

8

Король - самая важная, главная фигура.

1




1

9

Бей король




1

1

10

Благородные пешки черно-белой доски.                                                  

1




1

11

Ферзь, король, ладья и слон против пешки




1

1

12

Шахматные фигура – конь.

1




1

13

Ферзь, ладья и слон против коня.




1

1

14

Король и пешка против коня




1

1

15

Начальное положение

1




1

16

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

1

2

17

Мат - цель игры.

1

1

2

18

Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход




1

1

19

Конь, пешка и король дают мат в один ход




1

1

20


Ничья, пат

0,5

0,5

1

21

Рокировка

0,5

0,5

1

22

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

1

1

2

23

Шахматный карнавал




1

1

 

                                                      Итого:

13

13

26



содержание программы

Тема 1. Первое знакомство с Шахматным  королевством. Техника безопасности

Задачи: Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре. Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Методические приемы: Самостоятельные игры с шахматными фигурами. д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка», «Кто быстрее», обыгрывание сказки «Шахматная репка».

Тема 2. Шахматная доска.      

Задачи: Познакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски. Познакомить с понятиями: горизонталь, вертикаль,диагональ. Упражнять в счете до 8. Развивать внимательность. Воспитывать усидчивость.

Методические приемы: «Выложи шахматную дорожку вертикаль, горизонталь, диагональ», раскрасить шахматное поле, раскрасить шахматные дорожки (1-ю горизонталь, самую длинную диагональ и т. д.)

Тема 3. Шахматные фигура – слон

Задачи: Знакомство детей с шахматной фигурой «слон», новым понятием «ход фигуры», показать место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Методические приемы: Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Соберем зернышки», «Лабиринт». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух).

Тема 4. Шахматные фигура – ладья.

Задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья». Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям, вертикалям. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Методические приемы: игра на «уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), д/и «Цепочка». Дидактические задания и игры “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”.

Тема 5. Слон против ладьи (игровая практика)

Задачи: Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске.

Методические приемы: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Тема 6. «Могучая фигура» Ферзь.

Задачи: Познакомить детей с новой шахматной фигурой «ферзь». Путем анализа и сравнения подвести к пониманию относительной силы фигуры. Упражнять в ориентировки на плоскости. Показать место ферзя в начальной позиции, как ходит фигура ферзь.

Методические приемы: Д/ игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», «Кто быстрее «срубит» все фигуры?», «Разыгрывание позиции», Д/игра «Уничтожение противника», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя).

Тема 7. Ферзь против ладьи и слона

Задачи: Закреплять полученные знания о шахматных фигурах «ладья», «слон» и «ферзь» в игровой практике на шахматной доске. Упражнять в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске.

Методические приемы: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 8. Король - самая важная, главная фигура.

Задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля начальной позиции. Ход короля. Взятие. Развивать внимание.

Методические приемы: Д/игры: «Цепочка», «Самая короткая дорожка», блиц-опрос. «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

Тема 9. Бей король.

Задачи: Закреплять полученные знания о шахматной фигуре «Король». Дать новое понятие – «контролируемое» поле.

Методические приемы: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки).
Тема 10. Благородные пешки черно-белой доски.

Задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», показать место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки».

Методические приемы: д/игры: «Пешечная эстафета», «Игра на уничтожение», «Лабиринт», «Один в поле воин».

Тема 11. Ферзь, король, ладья и слон против пешки.

Задачи: Повторить и закрепить знания детей о шахматной фигуре пешка, ферзь, король, слон и ладья.

Методические приемы: д/игры « Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против короля, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 12. Шахматные фигура – конь.

Задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Методические приемы: Д/игра «Цепочка», задание (белым конем добраться до пешки за два хода, за три хода и т. д.), «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Тема 13. Ферзь, ладья и слон против коня.

Задачи: Повторить и закрепить знания детей о шахматной фигуре ферзь, слон, ладья и конь.

Методические приемы: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 14. Король и пешка против коня.

Задачи: Повторить и закрепить знания детей о шахматной фигуре король, пешка, конь.

Методические приемы: Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против пешки, конь против короля, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Тема 15. Начальное положение.

Задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость

Методические приемы: д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит», «найди ошибку в расстановке», «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Тема 16. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха

Задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закрепить новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно решать.

Методические приемы: Загадки, задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». «Первый шах».

Тема 17. Мат - цель игры.

Задачи: Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Методические приемы: Задания: «Мат или не мат», «Собери картинку», «Мат или шах»

Тема 18. Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход

Задачи: Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Методические приемы: Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы).

Тема 19. Конь, пешка и король дают мат в один ход

Задачи: Повторить понятие - «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Методические приемы: Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Тема 20. Ничья, пат.

Задачи: Познакомить детей с новым понятиями – «ничья и пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Воспитывать самостоятельность в выполнении учебной задачи.

Методические приемы: Задание «Пат или не пат». Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

Тема 21. Рокировка

Задачи: Познакомить детей с новым понятием «рокировка», «длинная», «короткая». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Методические приемы: правила рокировки, дидактическое задание «рокировка».

Тема 22. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

Задачи: Продолжать знакомить с правилами ведения шахматных партий. Показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

Методические приемы: Д/игра «Два хода», Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

Тема 23. Шахматный карнавал.

Задачи: повторить пройденный материал.

Методические приемы: викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дидактические игры и задания

1. Шахматная доска

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. Начальная расстановка фигур

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.

5. Цель шахматной партии

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  1. Игра из начального положения всеми фигурами

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 5—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

Учебно-наглядные пособия

1. Дидактическое пособие «Шахматное поле»

2. Дидактическое пособие «Шахматные линии»

3. Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ"

4. Шаблоны хода «коня»

5. Набор из белых и чёрных кубиков

6. Набор фрагментов шахматной доски 2х2, 2х3, 3х3, 3х4

7. Набор квадратов: чёрные и белые поля 30х30 см

8. Настольные шахматы разных видов.

9. Демонстрационный материал (шахматные фигуры)

10. Фишки

11. Шахматные раскраски.

12. Иллюстрации «История шахматных фигур»

МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ

Протокол диагностического обследования уровня овладения необходимыми умениями навыками компонента «Обучение основам шахматной игры»

образовательной области «Познание»

знания

умения

представления

ИТОГ



п\п

Ф.И. ребенка

Шахматные термины

Названия шахматных фигур

Правила хода и взятия фигуры

Ориентировка на доске

Различение линий шахматной доски

Размещение доски между

партнерами

Начальное положение фигур

Игра фигурой в отдельности

Игра фигурой с другими фигурами

Правила шахматного кодекса

н.г.

к.г.






н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

б

у

б

у

1

2

Методика проведения мониторинга по определению уровня овладения

необходимым умениями и навыками компонента «Обучение основам шахматной игры»

Вопросы и задания для проведения диагностики:

1. Покажи шахматную доску, шахматное поле, белое поле, черное поле.

2. Покажи какую-нибудь горизонталь. Покажи все горизонтальные линии.

3. Покажи какую-нибудь вертикаль. Покажи все вертикальные линии.

4. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ.

5. Покажи большую черную диагональ.

6. Покажи центр. Сколько в нем полей? Какие?

7. Что делают партнеры за шахматной доской?

8. Как правильно сесть за шахматную доску?

9. Покажи белую и черную пешки, слона, ладью, ферзя, коней, королей

10. Расставь на шахматной доске начальное положение.

11. На поле какого цвета стоит белый ферзь? Почему?

12. Что такое ход? Сколько фигур можно передвинуть за один ход?

13. Что означает «стоять под боем»?

14. Что означает «побить» или «взять»? Как выполняется взятие? За сколько ходов выполняется взятие? Обязательно ли взятие в шахматной игре?

15. Как перемещается по доске ладья? Покажи три хода.

16. Как перемещается по доске слон? Чем отличается ход белопольного слона от хода чернопольного? Покажи три хода каждым слоном.

17. Как перемещается по доске ферзь? Покажи три хода.

18. Как перемещается по доске конь? Покажи три хода.

19. Задание: побей фигуру противника (одноименные и разноименные)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

  1. Сухин И.Г. волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

  2. Шахматы за 24 часа. / Жужа Полгар, Пол Труонг, Лэсли Горвиц; пер с англ. Н. Чупеева – М: Астрель; АСТ, 2011

  3. Шахматный учебник для детей/Н.М.Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconПротокол № от 2011г
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconРабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного...
Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconЦели и задачи программы
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconТренировочные задания. Обществознание Часть 1
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, icon«воронежский государственный институт физической культуры»
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconПояснительная записка к проекту Федерального закона «Об обращении с животными»
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconТестовой экзаменационной работы по обществознанию в форме гиа. 9 класс
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconМетапредмет «Знак» Громыко Ю. В. Часть I. Персонально-личностные программы оглавление
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, icon«Обследование насаждений заселённых стволовыми вредителями в рекреационной зоне г. Пестово»
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconРоссийская федерация федеральный закон об обращении с домашними животными и внесении изменений
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconОбразовательная программа «Создание инновационной системы подготовки...
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconМеждународные рекомендации (этический кодекс) по проведению медико-биологических...
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconАшенкампф Н. Н. Петухова М. В. Методика
При подготовке специалистов пожарной охраны важное значение имеет знание отечественной истории в ее взаимосвязи и взаимообусловленности...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconФедеральный закон об ответственном обращении с животными Глава Общие...
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному...
Фгос ноо (Приказ моинрф от 06. 10. 2009 г. №373). Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск