Скачать 1.47 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»Кафедра «Теории и методики физической культуры» Леньшина М.В. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И КРАТКИХ ПОЯСНЕНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Воронеж – 2010 год УДК 79601 ББК 75.1 Л_45 Рецензенты: Германов Г. Н., к. п. н., профессор, заведующий кафедрой ТМФК ВГИФК; Лихачёва В. С, к. п. н., доцент, заведующий кафедрой спортивных игр ВГПУ. Леньшина М. В. Словарь терминов и кратких пояснений по курсу «Теория и методика физической культуры»: учебное пособие для студентов дневной и заочной форм обучения по специальностям: 032101 «Физическая культура и спорт» и 032102 «Адаптивная физическая культура» / М. В. Леньшина; ВГИФК. - Воронеж, 2010. - 76 с. Учебное пособие содержит терминологические понятия, представленные по темам в алфавитном порядке. В пособии дан материал по основным разделам теоретического и практического курса учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры», изучаемой в институтах физической культуры. Пособие соответствует требованиям тематического изложения учебного материала УМК и учебников по ТМФК. Пособие, кроме студентов, может быть адресовано широкому кругу специалистов в области физической культуры и спорта. УДК 79601 ББК 75.1 Воронежский филиал МОГИФК БИБЛИОТЕКА ©Леньшина М. В. Введение Теория и методика физической культуры является общепрофилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре. Объективная необходимость введения данной дисциплины обусловлена необходимостью осмысления разнообразных научно-практических знаний о физической культуре, которая всё шире и глубже проникает во многие сферы жизни и деятельности человека. Процесс формирования теории и методики физической культуры во многом связан с наличием в литературе противоречивых точек зрения на понимание физической культуры, различных методологических принципов и подходов к её разработке, терминологической разобщённости и неоднозначности основных категорий. Особые трудности при изучении дисциплины «Теории и методики физической культуры и спорта» возникают в связи с уяснением её терминологии. В настоящий момент издано не мало хороших учебников и учебных пособий по самым разным областям ТФКиС. Информация, представленная в учебниках, настолько обширна, а терминов, отражающих основные разделы «Теории физической культуры и спорта», настолько много, что запомнить их определения проблематично даже для человека, имеющего хорошую память. В связи с этим полезно иметь пособие, которое бы в краткой, компактной форме, но вместе с тем достаточно полно отражало бы основные знания и термины по ТФКиС. В пособии собрана именно та терминология, которая чаще всего встречается в учебниках по ТФК и соответствует учебным курсам, преподаваемым в высших учебных заведениях. Учебное пособие может быть использовано в учебном процессе студентов институтов физической культуры и адресовано широкому кругу специалистов в области физической культуры и спорта. Содержание Введение Раздел 1. Введение в ТФК 1.1.ТФКС как наука и учебный предмет. Отправные понятия теории физической культуры 1.2. Физическая культура как общественное явление. Её социальные функции и формы 1.3.Система физической культуры в обществе (вводные представления) 1.4.Методология обобщающих теоретических исследований по проблемам физической культуры и спорта Раздел 2. Общие основы теории и методики физического воспитания 2.1.Целенаправленность и основные задачи физического воспитания 2.2.Средства физического воспитания 2.3.Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения 2.4.Методы физического воспитания 2.5.Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию Раздел 3. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания 3.1.Основы обучения двигательным действиям 3.2.Воспитание силовых способностей 3.3.Воспитание скоростных способностей 3.4.Воспитание двигательно-координационных способностей 3.5.Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства телосложения 3.6.Взаимосвязь различных сторон воспитания в процессе физического воспитания 3.7.Формы построения занятий в физическом воспитании 3.8.Планирование и контроль в физическом воспитании Раздел 4. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов 4.1.Общая характеристика спорта 4.2.Соревновательная (состязательная) деятельность спортсмена и система спортивных соревнований 4.3.Общая характеристика системы подготовки спортсмена. Основные закономерности и принципы подготовки спортсмена 4.4.Основные разделы подготовки спортсмена 4.5.Построение спортивной тренировки Раздел 1. Введение в ТФК 1.1. ТФК как наука и учебный предмет. Отправные понятия теории физической культуры Аспекты физической культуры – точки зрения, взгляды на физическую культуру. Л.П.Матвеев выделяет три аспекта физической культуры: деятельностный, предметно-ценностный, результативный. Биологические и естественно-научные дисциплины – дисциплины, которые отражают закономерности функционирования и развития организма в условиях физического воспитания и устанавливают естественно-научные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального осуществления (морфология, физиология, биохимия, биомеханика, медицина, гигиена и др) Воспитание физических качеств - целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, затрагивающее комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливающее количественные и качественные изменения его функциональных возможностей. Гуманитарные дисциплины – дисциплины, которые осуществляют познание социальных закономерностей развития физической культуры, её истории и организации в обществе, содержания и построения системы физического воспитания и её частей, их воздействия на человека (история физической культуры, социология физической культуры, педагогика и психология физической культуры, и т. д) Двигательная реабилитация - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Деятельностный аспект физической культуры - культура как процесс рационально организованной деятельности. Он включает целесообразную двигательную активность человека в виде различных форм двигательной деятельности, направленную на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно-важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности. Дифференциация знаний - подразделение и специализация знаний применительно к отдельным, частным объектам познания. Интеграция знаний - формирование обобщающих знаний, сводящих воедино частные познания. Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта. Общая физическая подготовка – процесс, направленный на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Отраслевые дисциплины - дисциплины, ориентированные на изучение крупных компонентов физической культуры разного типа и её основных форм и направлений использования в обществе (теория спорта, теория и методика физического воспитания, теория адаптивной физической культуры и др.) Предметно-ценностный аспект физической культуры - культура как совокупность «предметов», представляющих определённую ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей. Он представлен материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для обеспечения необходимой эффективности физкультурной деятельности. К ним относятся: гимнастика, спорт, игры, туризм; система специальных научно-практических знаний; материально-технические средства и другие условия функционирования физической культуры. Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Результативный аспект физической культуры - культура как результат деятельности, характеризуется совокупностью полезных результатов её использования, которые выражаются в освоении человеком ценностей физической культуры, в приобретённой на этой основе физической подготовленности, повышенной дееспособности. Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры является достижение массой людей комплексных показателей физического совершенства. Система подготовки спортсмена – совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам. Составляющие блоки: система отбора и спортивной ориентации, система спортивной тренировки, система соревнований, внетренировочные и внесоревновательные факторы. Специальная физическая подготовка – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специальные требования к двигательным способностям человека. Спорт – собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом. Спортсмен – лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях. Спортсмен – профессионал – спортсмен, для которого занятия спортом является основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату или иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Спортсмен высокого класса – спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом спорта, регулярно выступающий на российских и международных соревнованиях, имеющий спортивное звание не ниже «Мастера спорта России». Спортсмен-любитель (физкультурник) – спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими упражнениями, принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности или выполнивший разрядные нормативы согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации и (или) нормативы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье». Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессам реального мира. Теория физической культуры как наука - интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общих закономерностях её функционирования, направленного использования и дальнейшего развития в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Источниками возникновения и развития ТФК стали: 1.Практика общественной жизни. 2. Практика физического воспитания. 3. Прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных стран и эпох. 4. Нормативно-правовые акты государства о состоянии, развитии и путях совершенствования физической культуры в стране. 5. Результаты исследований как в области ТФК, так и в смежных отраслях знаний. Теория физической культуры как учебный предмет - основной общепрофилирующий предмет профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту (в отечественных вузах ФК с 1979 г.). Включает четыре крупных раздела: введение в ТФК; общие основы теории физического воспитания; характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе; научно-прикладные основы использования физической культуры в возрастном аспекте. Предметом ТФК является познание и целесообразное использование наиболее общих закономерностей функционирования и развития физической культуры в системе факторов направленного совершенствования физических и духовных качеств человека. Физическая культура - производство, распределение и потребление, созданных человечеством материальных и духовных ценностей в области физического развития, совершенствования и воспитания. (С.С.Гурвич,1974). Физическая культура – совокупность всех достижений общества, оказывающих влияние на физическое развитие и физическое образование людей, а также сам процесс деятельности людей в этой области (Г.Д.Харабуга, 1974). Физическая культура - составная часть культуры общества, включающая всю совокупность социальных достижений в создании и рациональном использовании средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев, 1976) Физическая культура – это часть культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей, преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей; её социально значимые результаты, удовлетворяющие потребности общества на данном этапе его развития (В.М.Выдрин, 1980). Физическая культура – органическая часть (отрасль) культуры общества и личности: основу её специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизации своего физического состояния и развития, к ней относятся: целесообразно выбранные формы деятельности, её результаты, имеющие культурную ценность, а в широком смысле и вся совокупность достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. (Л.П.Матвеев,2003). Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. (Ю.Ф.Курамшин, 2004). Физическая подготовка – это процесс физического воспитания, имеющий выраженную прикладную направленность к трудовой или иной деятельности. Физическая подготовленность - результат физической подготовки, отражающий достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности. Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой. |
«Воронежский государственный институт физической культуры» «физическая... Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | «Воронежский государственный институт физической культуры» Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в... | ||
«Воронежский государственный институт физической культуры» Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Воронежский институт Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной... | ||
Отчет о результатах самообследования Филиала Автономной некоммерческой... Автономная некоммерческая организация «Многоуровневый образовательный комплекс «Воронежский экономико-правовой институт» переименован... | Воронежский институт Немецкий язык: Учебно-методическое пособие для слушателей отделения заочного обучения. Воронеж: Воронежский институт Федеральной... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | Моу впо «Новосибирский государственный педагогический университет»... Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | ||
Формирование нравственной компетентности будущих педагогов физической... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений... | ||
Методика уроков физической культуры в первом классе Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неделю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскресным дням загородные... | Составитель учитель физической культуры мбоу сош №3 Петров Е. М.... По важности в процессе воспитания выходит на первое место учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой | ||
Сударственный институт культуры (1981) Аспирантура Ленинградский... Введение федерального государственного образовательного стандарта в Липецкой области | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от... | Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... |