Областное Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение
Начального Профессионального Образования
«Профессиональное училище №15»
Города Стрежевого Томской области.
На всероссийский фестиваль
«Творческий урок»
Тема: «Значение семьи» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор: Преподаватель литературы
Выходцева Елена Алексеевна
Г.Стрежевой 2012год.
Предмет:
| Литература
| Тема программы:
| Литература второй половины 19 века.
| Тема урока:
| «Значение семьи» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
| Группа:
| 1 курс, группа по профессии «Сварщик»
| Учебно-методическое обеспечения
| Были использованы следующие принципы:
•
| воспитывающего и развивающего обучения;
| •
| принцип научности;
| •
| доступность;
| •
| наглядность;
| •
| связи с жизнью;
| •
| последовательности;
| •
| самостоятельности;
| •
| активности;
| •
| индивидуальный и дифференцированный подход.
|
■
| технология критического мышления (стадия вызова-вопросы, на стадии изучения - составление таблицы (графическая организация материала));
| ■
| ценностно-ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);
| ■
| диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);
| ■
| умение публично выступать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения;
| ■
| информационно-коммуникативные технологии (работа с текстом, с другими источниками).
|
| Время реализации урока:
| 90 минут
| Тип урока:
| Урок-диалог, эвристическая беседа, исследование
| Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи: К концу урока каждый обучающийся будет
знать:
Что значит «семья" для Л.Н.Толстого, атмосферу романа «Война и мир»
Значение каждой семьи в романе их нравственные стороны.
Как создать модель счастливой семьи, на примере героев романа.
Как разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель: «Что есть жизнь «настоящая?», «Что скрепляет семью?»
уметь:
Работать с текстом
Составлять тезисы
Строить сравнительные таблицы
Анализировать
Выделять главное, ставить и решать проблемы
Формировать собственный семейный идеал
Проявлять уважение к мнению Л.Н.Толстого
| Задачи:
Обучающие: - закрепили навыки анализа, определили его роль в произведении. Это основная цель: в основу, которой положен текстоцентрический принцип обучения. Развивающие:
-развивали умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивали свою точку зрения, на основе прочитанного, развивали умение характеризовать героев через их речь и портретные детали, развивали творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивали умение анализировать, систематизировали и структурировали учебный материал. Воспитывающие:
формировала устойчивые нравственные и морально-эпические нормы взаимоотношений в семье, учила детей следовать им в жизни, подготовка учащихся к исполнению соц.ролей: дочери, сына, отца, матери.
| В ходе урока:
| Содействовать воспитанию у обучающихся способности аргументировано обосновывать свою точку зрения, умению работать в группе.
Способствовать развитию, на основе содержания романа, нравственных основ личности обучающихся.
Развитию аналитических способностей
|
Оборудование: парты в классе распределены на 4 группы, застелены скатертью и на каждом столе надписи: «семейное гнездо Ростовых»;
«семейное гнездо Безуховых»;
«семейное гнездо Курагиных»;
«семейное гнездо Болконских».
Иллюстративный материал, творческие работы учащихся;
на доске записаны вопросы:
«Что есть жизнь «настоящая?»
«Что скрепляет семью?»;
На партах у детей роман “Война и мир”, Л.Н.Толстого
вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры.
Предварительная творческая работа – составить семейный кодекс семьи Ростовых.
После самостоятельной работы ребята из групп выходят к доске и прикрепляют «лучики солнца» в виде круга – солнца, в середине – фотография ребенка.
Сравнительная таблица лежит на столе в каждой группе.
Семьи
| Ростовы
Граф Ростов
Наташа
Николай
| Болконские
Старый князь
Андрей
Марья
| Курагины
Князь Василий
Элен
Анатоль
| Манера поведения
|
|
|
| Черты характера
|
|
|
| Отношение к окружающим
|
|
|
| Жизненные цели
|
|
|
| Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие, проверка количества учащихся в группе (3минуты)
2. Связь с прошлым уроком: На прошлом уроке мы читали и анализировали роман «Война и мир» Л.Н.Толстого, надо было проанализировать каждую семью в романе. Сегодня мы попробуем построить модель счастливой семьи на примере наших героев и проследим, как доказывает Толстой- свою мысль: нет нравственного стержня в родителях- не будет его и в детях.
3.Преподаватель:
- Не было бы Л.Н.Толстого, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь книги начинается снова. И она не та, которою жила книга до сих пор. Книга та же, но вот читатель совсем другой. А писатель открыт всем. Он… как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь, но ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет.
Так давайте возьмем эту великую книгу в руки, откроем ее и войдем в этот храм – вы остались в нем и о чем –то задумались. О чем же? (преподаватель обращается к каждому).
Обучающийся: о жизни, сущности бытия, любви, что спасает тебя, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские, как меняет отношение человека к миру, о жизни и смерти, о красоте человеческих отношений. О жизни праведной и неправедной, о том, как жить, как обрести себя в жизни, о славе, чести и бесчестии, о семье.
Преподаватель:
-Как много всего, о чем вы задумались. Великая книга…
Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой «омут жизни». Интересы «любви, дружбы, ненависти. Страстей» входят у Толстого как существенные в «настоящую жизнь».
2. Объявление темы и цели урока.
Преподаватель: Тема сегодняшнего урока: «Значение семьи» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ( Тема записана на доске)
Цель урока нашего – проследить, как Л.Н.Толстой доказывает – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях.
-Какое слово является ключевым в теме урока?
Обучающиеся называют свои варианты.
-В ходе урока мы попробуем прийти к единому мнению. Сравнивая семьи в романе, мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого.
-Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора?
Ответы учащихся:
1.Семья Ростовых.
2.Семья Болконских.
3.Наташа и Пьер Безуховы.
4.Элен Курагина и Пьер Безухов.
Преподаватель: В романе изображается хроника 4- семейств. Каждая семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную.. Но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. У автора романа своя точка зрения на этот счет.
Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах этих семей… (открываем доску и перечисляем): семья Ростовых, семья Болконских, семья Безуховых, семья Курагиных.
- Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза).
- На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока.
- Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: (преподаватель представляет группы учащихся за столами)
Ростовых;
Болконских
Безуховых;
Курагиных.
3. Работа в группах по заданиям
- Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. Нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей»?
- Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах;
-Внимательно прочитайте их и составьте план и вывод к каждой семье . По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха!
- Ребята, по ходу урока мы будем заполнять с вами сравнительную таблицу, которая поможет нам при подведении итогов урока. (Она лежит на каждом столе)
.Работа над текстом. (Работа самостоятельная, рассчитана на 20 минут)
1 группа. « В гостях у семейного гнезда Ростовых».
План задания:
Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17).
Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?
Как вы понимаете слова Толстого: “В этой семье любовный воздух”?
Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.
Преподаватель подходит к столу «Семейное гнездо Ростовых».
Другие группы заполняют таблицу о Ростовых.
Какой показана семья Ростовых?
О: впервые встречаемся во время именин Наташи;
материал:.1том, гл.7, стр. 40.
Какой предстает перед нами Наташа (зачитать)?
- Ребята, помните, в начале романа Толстой дает описание салона А.П. Шерер. Можно ли представить среди дам этого салона Наташу? Почему она не может быть в числе гостей Шерер?
О: Наташа – главная героиня романа. Она не идеальна. Ей свойственно ошибаться. Но именно ей Толстой дает право на искупление. Если сопоставить Наташу и Элен по красоте внешней, то, конечно, Наташа проигрывает, но для Толстого внешность не главное.
Что его интересует больше?
О: внутренний мир, который раскрывается через глаза героини.
Что вы можете сказать о родителях Наташи?
О: Граф Ростов добродушный, гостеприимный человек, он, обрекая семью на бедность и разорение, спасает своего сына Николая от позора, собирает 43 тысячи, чтобы тот отдал проигрыш Долохову. Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал. Он не деньги, а себя проиграл. Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа? Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых».
Вывод (делает другая группа) :
О: Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком. Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности! Вот он – главный капитал Ростовых.
|