Программы





Скачать 269.24 Kb.
НазваниеПрограммы
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер269.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3
Областное Государственное Бюджетное

Образовательное Учреждение

Начального Профессионального Образования

«Профессиональное училище №15»

Города Стрежевого Томской области.


На всероссийский фестиваль

«Творческий урок»

Тема: «Значение семьи» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Автор: Преподаватель литературы

Выходцева Елена Алексеевна

Г.Стрежевой 2012год.

Предмет:

Литература

Тема программы:

Литература второй половины 19 века.


Тема урока:

«Значение семьи» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Группа:

1 курс, группа по профессии «Сварщик»

Учебно-методическое обеспечения

Были использованы следующие принципы:



воспитывающего и развивающего обучения;



принцип научности;



доступность;



наглядность;



связи с жизнью;



последовательности;



самостоятельности;



активности;



индивидуальный и дифференцированный подход.






технология критического мышления (стадия вызова-вопросы, на стадии изучения - составление таблицы (графическая организация материала));



ценностно-ориентированные технологии (связаны с воспитательными задачами);



диалоговые технологии (формирование коммуникативной компетентности);



умение публично выступать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения;



информационно-коммуникативные технологии (работа с текстом, с другими источниками).




Время реализации урока:

90 минут

Тип урока:

Урок-диалог, эвристическая беседа, исследование


Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
К концу урока каждый обучающийся будет

знать:

Что значит «семья" для Л.Н.Толстого, атмосферу романа «Война и мир»

Значение каждой семьи в романе их нравственные стороны.

Как создать модель счастливой семьи, на примере героев романа.

Как разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель: «Что есть жизнь «настоящая?», «Что скрепляет семью?»

уметь:

Работать с текстом

Составлять тезисы

Строить сравнительные таблицы

Анализировать

Выделять главное, ставить и решать проблемы

Формировать собственный семейный идеал

Проявлять уважение к мнению Л.Н.Толстого

Задачи:

Обучающие:
- закрепили навыки анализа, определили его роль в произведении. Это основная цель: в основу, которой положен текстоцентрический принцип обучения.
Развивающие:

-развивали умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивали свою точку зрения, на основе прочитанного, развивали умение характеризовать героев через их речь и портретные детали, развивали творческие и коммуникативные возможности учащихся, развивали умение анализировать, систематизировали и структурировали учебный материал.
Воспитывающие:

формировала устойчивые нравственные и морально-эпические нормы взаимоотношений в семье, учила детей следовать им в жизни, подготовка учащихся к исполнению соц.ролей: дочери, сына, отца, матери.



В ходе урока:

Содействовать воспитанию у обучающихся способности аргументировано обосновывать свою точку зрения, умению работать в группе.

Способствовать развитию, на основе содержания романа, нравственных основ личности обучающихся.

Развитию аналитических способностей


Оборудование: парты в классе распределены на 4 группы, застелены скатертью и на каждом столе надписи: «семейное гнездо Ростовых»;

«семейное гнездо Безуховых»;

«семейное гнездо Курагиных»;

«семейное гнездо Болконских».

Иллюстративный материал, творческие работы учащихся;

на доске записаны вопросы:

«Что есть жизнь «настоящая?»

«Что скрепляет семью?»;

На партах у детей роман  “Война и мир”, Л.Н.Толстого

вырезанные из цветной бумаги “лучики солнца”, фломастеры.

Предварительная творческая работа – составить семейный кодекс семьи Ростовых.

После самостоятельной работы ребята из групп выходят к доске и прикрепляют «лучики солнца» в виде круга – солнца, в середине – фотография ребенка.

Сравнительная таблица лежит на столе в каждой группе.

Семьи

Ростовы

Граф Ростов

Наташа

Николай

Болконские

Старый князь

Андрей

Марья

Курагины

Князь Василий

Элен

Анатоль

Манера поведения










Черты характера










Отношение к окружающим










Жизненные цели










Ход урока:

1.Организационный момент: приветствие, проверка количества учащихся в группе (3минуты)

2. Связь с прошлым уроком: На прошлом уроке мы читали и анализировали роман «Война и мир» Л.Н.Толстого, надо было проанализировать каждую семью в романе. Сегодня мы попробуем построить модель счастливой семьи на примере наших героев и проследим, как доказывает Толстой- свою мысль: нет нравственного стержня в родителях- не будет его и в детях.

3.Преподаватель:

-  Не было бы Л.Н.Толстого, если бы мы не читали его. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир», жизнь книги начинается снова. И она не та, которою жила книга до сих пор. Книга та же,  но вот читатель совсем другой. А писатель открыт всем. Он… как храм на дороге. Один пройдет мимо – перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь, но ничего не увидит. Третий и увидит – да золоченую ризу попа. А четвертый останется там и побудет.

Так давайте возьмем эту великую книгу в руки, откроем ее и войдем в этот храм – вы остались в нем и о чем –то задумались. О чем же? (преподаватель обращается к каждому).

Обучающийся: о жизни, сущности бытия, любви, что спасает тебя, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские, как меняет отношение человека к миру, о жизни и смерти, о красоте человеческих отношений. О жизни праведной и неправедной, о том, как жить, как обрести себя в жизни, о славе, чести и бесчестии, о семье.

Преподаватель:

-Как много всего, о чем вы задумались. Великая книга…

Мы открываем страницы 2 тома, где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую он называет «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней нет спокойствия: в ней свои страсти, свои интересы, свой «омут жизни». Интересы «любви, дружбы, ненависти. Страстей» входят у Толстого как существенные в «настоящую жизнь».

2. Объявление темы и цели урока.

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока: «Значение семьи» на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ( Тема записана на доске)

Цель урока нашего  – проследить, как Л.Н.Толстой доказывает  – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях.

-Какое слово является ключевым в теме урока?

Обучающиеся называют свои варианты.

-В ходе урока мы попробуем прийти к единому мнению. Сравнивая семьи в романе, мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. 

-Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора?

Ответы учащихся:

1.Семья Ростовых.

2.Семья Болконских.

3.Наташа и Пьер Безуховы.

4.Элен Курагина и Пьер Безухов.

Преподаватель: В романе изображается хроника 4- семейств. Каждая семья наделена своими чертами. Поколение отцов и детей… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную.. Но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают. У автора романа своя точка зрения на этот счет.

Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах этих семей… (открываем доску и перечисляем): семья Ростовых, семья Болконских, семья Безуховых, семья Курагиных.

- Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза).

- На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока.

- Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: (преподаватель представляет группы учащихся за столами)

  • Ростовых;

  • Болконских

  • Безуховых;

  • Курагиных.

3. Работа в группах по заданиям

- Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. Нам предстоит сегодня разобраться, какую же семейную жизнь Толстой считает «настоящей»?

- Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах;

-Внимательно прочитайте их и составьте план и вывод к каждой семье . По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха!



- Ребята, по ходу урока мы будем заполнять с вами сравнительную таблицу, которая поможет нам при подведении итогов урока. (Она лежит на каждом столе)

.Работа над текстом. (Работа самостоятельная, рассчитана на 20 минут)

1 группа. « В гостях у семейного гнезда Ростовых».

План задания:

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17).

  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?

  3. Как вы понимаете слова Толстого: “В этой семье любовный воздух”?

  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” – ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

Преподаватель подходит к столу «Семейное гнездо Ростовых». 

Другие группы заполняют таблицу о Ростовых.

  • Какой показана семья Ростовых?

О: впервые встречаемся во время именин Наташи;

материал:.1том, гл.7, стр. 40.

  • Какой предстает перед нами Наташа (зачитать)?

- Ребята, помните, в начале романа Толстой дает описание салона А.П. Шерер. Можно ли представить среди дам этого салона Наташу? Почему она не может быть в числе гостей Шерер?

О: Наташа – главная героиня романа. Она не идеальна. Ей свойственно ошибаться. Но именно ей Толстой дает право на искупление. Если сопоставить Наташу и Элен по красоте внешней, то, конечно, Наташа проигрывает, но для Толстого внешность не главное.

  • Что его интересует больше?

О: внутренний мир, который раскрывается через глаза героини.

  • Что вы можете сказать о родителях Наташи?

О: Граф Ростов добродушный, гостеприимный человек, он, обрекая семью на бедность и разорение, спасает своего сына Николая от позора, собирает 43 тысячи, чтобы тот отдал проигрыш Долохову. Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал. Он не деньги, а себя проиграл. Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа? Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых».

Вывод (делает другая группа) :

О: Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком. Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности! Вот он – главный капитал Ростовых.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы iconРабочие программы по учебным предметам для 3 класса введение
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Программы iconОдержание рабочей программы
На основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса...
Программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б средняя школа: Базовые образовательные программы и программы гимназического образования и программы развивающего обучения 5-9 классы,...
Программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Программы iconНикитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс
Примерной программы основного общего образования по географии а также программы. Автор программы И. В. Душина «Материки, океаны,...
Программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Программы iconНазначение образовательной программы 4 Принципы реализации образовательной...
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся начального общего образования. 22
Программы iconОсновные общеобразовательные программы, реализуемые мбоу сош №90...
...
Программы iconПрограмма по здоровьесбережению содержание программы Паспорт программы Актуальность программы
Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни
Программы iconАлексашкина Л. Н., 9-е изд., стер
Рф №1312, реализующих программы общего образования, на основе основной образовательной программы школы с учетом Примерной программы...
Программы iconАннотация издательства
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...
Программы icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Программы: Примерные программы для основной школы. Русский язык, на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного...
Программы iconКонцепции современного естествознания
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...
Программы iconЛекция Введение в информатику
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск