ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАОУ СПО КО
«ЮРГИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
и ОДОБРЕНА заместитель директора по УМР
на заседании МК ___________И. Н.Рубакова
профдисциплин «____» _________ 20__г.
Протокол № ____ от _________20__ г.
________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ
Уровень образования: среднее профессиональное
Срок обучения 10 месяцев
Профессия 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства
Юрга
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, укрупненная группа 110000 Сельское и рыбное хозяйство, направление 110800 Агроинженерия.
Организация-разработчик: ГАОУ СПО КО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса». Разработчики:
Новикова Татьяна Александровна, преподаватель ГАОУ СПО КО « Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»;
Андреев Андрей Владимирович, мастер производственного обучения ГАОУ СПО КО « Юргинский техникум агротехнологий и сервиса». Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г. ©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению 110800 Агроинженерия.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям:
19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования;
14986 Наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов;
13471 Мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка;
19203 Тракторист
11442 Водитель автомобиля.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к учебному общепрофессиональному циклу. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
особенности строения металлов и сплавов;
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
виды обработки металлов и сплавов;
виды слесарных работ;
правила выбора и применения инструментов;
последовательность слесарных операций;
приемы выполнения общеслесарных работ;
требования к качеству обработки деталей;
виды износа деталей и узлов;
свойства смазочных материалов
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 118
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 68
| в том числе:
|
| практические занятия
| 40
| контрольные работы
| 2
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 50
| в том числе:
|
| Подготовка реферата (или компьютерной презентации)
Выполнение индивидуального проектного задания
Изучение учебной и специальной технической литературы;
Составление отчетов по выполненным практическим занятиям и лабораторным работам, подготовка к их защите;
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;
Проработка конспектов;
Самоконтроль усвоения учебного материала (по вопросам к параграфам или контрольным вопросам, составленным преподавателем).
Практическое изучение оборудования, инструментов, приспособлений и материалов.
Подготовка к контрольной работе и тестированию.
| 5
15
5 5 5 5 5 3 2
| Промежуточная аттестация в форме зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы материаловедения и технологии общеслесарных работ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.Основы
материаловедения
|
| 40
|
| Введение
| Содержание учебного материала
| 1
| 2
| Материаловедение как наука, ее значение. Общие сведения о материалах и их классификация.
| Тема 1.1. Металлические материалы
| Содержание учебного материала
| 3
| 2
| 1
| Строение и свойства металлов. Понятие о сплавах. Технологии производства металлов и сплавов. Железоуглеродистые сплавы. Чугуны
| 2
| Классификация углеродистых сталей, их свойства и применение.
| 2
| 3
| Цветные металлы и сплавы: медные, алюминиевые, магниевые и титановые. Баббиты. Антифрикционные сплавы.
| 2
| Практические занятия
| 6
|
| 1
| Ознакомление со структурой и свойствами сталей
| 2
| Ознакомление со структурой и свойствами чугунов
| 3
| Изучение маркировки чугунов и сталей
| 4
| Изучение структуры и свойств сплавов цветных металлов
| 5
| Изучение маркировки сплавов цветных металлов
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов (или компьютерных презентаций):
1. Коррозия металлов и способы защиты деталей от коррозии.
2. Безопасные условия труда при термической обработке металлов.
Проработка конспектов;
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Составление отчета по выполненным практическим занятиям, подготовка к их защите.
Подготовка к контрольной работе.
| 6
| Тема 1.2. Неметаллические материалы
| Содержание учебного материала
| 4
| 2
| 1
| Пластмассы: состав, классификация, свойства. Применение пластмасс в промышленности
| 2
| Резинотехнические изделия: назначение, виды, свойства, применение. Пленкообразующие материалы (клеи, герметики, лаки, краски).
| 2
| 3.
| Прокладочные и изоляционные материалы, область их применения.
| 2
| 4.
| Композиционные и абразивные материалы. Технология изготовления композитов.
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| 1
| Изучение строения пластмасс (полимеров)
| 2
| Изучение некоторых свойств пластмасс (полимеров)
| Самостоятельная работа обучающихся:
Самоконтроль усвоения учебного материала.
Проработка учебной и специальной технической литературы по теме: «Лакокрасочные составы и покрытия».
Подготовка к выполнению практических заданий.
Составление отчета по выполненным практическим заданиям, подготовка к защите.
| 6
| Тема 1.3. Горюче-смазочные материалы
| Содержание учебного материала
| 4
| 2
| 1
| Классификация топлива. Требования, предъявляемые к топливу.
| 2
| Виды и свойства смазочных материалов.
| 2
| 3
| Технологические жидкости. Альтернативные виды топлива.
| 2
| Практические занятия
| 2
|
| 1
| Определение марок горюче-смазочных материалов.
| 2
| Определение эксплуатационных свойств топлива.
| 3
| Определение свойств и применение смазочных материалов
| Контрольная работа по теме: «Горюче-смазочные материалы»
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий.
Проработка учебной и специальной технической литературы по темам: «Моторные и трансмиссионные масла». «Марки масел и смазок, используемых в редукторах сельскохозяйственных машин».
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Составление отчетов выполненных практических занятий, подготовка к защите.
| 4
| Раздел 2. Технология общеслесарных работ
|
| 78
| Тема 2.1.
Организация слесарных работ
| Содержание учебного материала
| 8
| 3
| 1
| Общие требования к организации рабочего места слесаря. Общие требования к инструменту.
| 2
| Порядок получения и сдачи инструмента, оборудования, приспособлений, материалов. Общие требования безопасности труда и противопожарные мероприятия.
| 3
| Устройство и назначение слесарного верстака, стуловых и параллельных тисков. Устройство и назначение рабочего, измерительного и разметочного инструмента. Защитный экран. Правила освещения рабочего места.
| 3
| 4
| Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. Контрольно-измерительные инструменты
| 3
| Самостоятельная работа обучающихся:
Самоконтроль усвоения учебного материала и проработка конспектов занятий (по вопросам к параграфам или по вопросам, составленных преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям.
| 10
|
| Тема 2.2.
Общеслесарные работы
| Содержание учебного материала
| 8
| 3
| 1
| Подготовительные операции слесарной обработки: разметка плоских поверхностей, рубка, правка и гибка металла, резание металла
| 2
| Размерная слесарная обработка: опиливание металла, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей
|
| 3
| Выполнение неразъемных соединений: паяние металлов, лужение, склеивание, клепка.
|
| 4
| Пригоночные операции: шабрение, распиливание и припасовка, притирка и доводка.
|
| 5
| Последовательность выполнения слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Требования к качеству обработки.
| 3
| Практические занятия
| 28
|
| 1
| Средства измерения и контроля
| 2
| Разметка плоских поверхностей
| 3
| Рубка металла
| 4
| Правка и гибка металла
| 5
| Резка металла
| 6
| Опиливание металла
| 7
| Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий
| 8
| Нарезание резьбы
| 9
| Клепка
| 10
| Шабрение
| 11
| Пайка и лужение
| 12
| Склеивание
| 13
| Зачёт
| Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение индивидуального проектного задания по теме: «Изготовление изделий из металла»
Анализ работы в учебных мастерских.
Практическое изучение оборудования, инструментов, приспособлений и материалов.
| 24
| Всего:
| 118
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета материаловедения; слесарной мастерской. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
набор образцов сталей и чугуна;
набор образцов цветных металлов;
набор неметаллических материалов;
образцы смазочных материалов
оборудование для выполнения практических работ.
Технические средства обучения:
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные;
набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов;
приспособления: разметочная плита, тренировочное приспособление для развития меткости ударов, плитка для правки, призма, приспособления для гибки полосы на ребро, деревянные нагубники, оправки плоские и круглые, прокладки для зажима труб в тисках, набор деталей для наружных, внутренних и глубинных измерений штангенциркулем, опиловочное приспособление, шаблоны для проверки угла заточки сверл и кернера, для сверления и др.
заготовки для выполнения слесарных работ;
комплект плакатов «Слесарное дело».
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2010. – 288 с.
Соколова Е.Н. Материаловедение (металлообработка): рабочая тетрадь 3-е изд., стер., учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 96 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2010 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф.
образования. 3-е изд., переработанное. – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 320 с.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: 5-е изд., стер., учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 320.
Покровский Б.С. Иллюстрированное учебное пособие: 4-е изд. стер.: - М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 30 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: рабочая тетрадь, 1-е изд. Учебное пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 112 с.
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 с.
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М.: 1982. – 208 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Старичков В.С. Практикум по слесарным работам: Учебное пособие для подготовки рабочих на производстве. -4-е изд., стер. – М.: Машиностроение, 1985. – 220 с.
Покровский Б.С. Слесарно-сборочные работы: Учебник 4-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 368 с.
Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы, 1-е изд. Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 80 с.
Соколова Е.Н. Материаловедение: Методика преподавания, 1-е изд. Методическое пособие для преподавателя. – М.: ОИЦ «Академия».2010. – 96 с.
Электронный ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
Черчение. Машиностроение [Электронный ресурс] / http://www.cherch.ru - Режим доступа: http://www.cherch.ru,, свободный.
10. Учебные пособия по материаловедению: htt://tm.msun.ru/div/kaf/tm/books/index.html
Интернет-ресурсы:
Материаловедение. ТКМ. Сварка. - www.materialscience.ru
Материаловедение и ТКМ - www.twirpx.com/files/machinery/material/
Передовые технологии России - www.ptechnology.ru
Все о материалах и материаловедении - http://materiall.ru
Слесарное дело - www.slesarnoedelo.ru
Слесарное дело подробно в вопросах и ответах - www.domoslesar.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Уметь:
|
| - выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов
| выполнение и защита практических занятий
защита реферата
зачёт
| - выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы
| выполнение и защита практических занятий защита проектного задания
зачёт
| - подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов
| выполнение и защита практических занятий
зачёт
| Знать:
|
| - основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов
| тестирование
устный опрос
зачёт
| - особенности строения металлов и сплавов
| выполнение и защита практических занятий
зачёт
| - основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства
| контрольная работа
защита реферата
зачёт
| - виды обработки металлов и сплавов
| тестирование
зачёт
| - виды слесарных работ
| устный опрос
зачёт
| - правила выбора и применения инструментов
| демонстрация навыков при выполнении практических занятий
| - последовательность слесарных операций
| демонстрация навыков при выполнении практических занятий
зачёт
| - приемы выполнения общеслесарных работ
| выполнение и защита практических занятий
зачёт
| - требования к качеству обработки деталей
| тестирование
зачёт
| - виды износа деталей и узлов
| устный опрос
зачёт
| - свойства смазочных материалов
| контрольная работа
зачёт
|
|