«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы





Скачать 87.08 Kb.
Название«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы
Дата публикации17.07.2013
Размер87.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы.

В конце 40-х годов XX века в западногерманскую литературу вступило новое, младшее поколение. Большинство писателей этого поколения прошло через войну, они смотрели в лицо не метафизической, а реальной смерти, они видели катастрофу с самой близкой дистанции, и естественно, что такой «опыт смерти» получил в их творчестве иное преломление. Но трагическое ощущение «конца света» присутствует и в их первых произведениях, — только здесь оно менее всего питается интеллектуальными откровениями современных пессимистических философий, а восходит к глубокой личной травме.

Эти писатели сразу выступили именно как поколение, как движение единомышленников с общей трагической судьбой. Уже в 1947 году они образовали «группу 1947 года», или попросту «группу 47».

История «группы 47» имела свою предысторию, начавшуюся еще в последние месяцы войны по ту сторону Атлантического океана в американских лагерях военнопленных. В марте 1945 г. В США начал выходить под наблюдением американских властей на немецком языке журнал «Дер Руф». Его авторами, редакторами и читателями были преимущественно немецкие военнопленные. Актив, образовавшийся воркуг журнала состоял из начинающих публицистов и литераторов, в числе которых были Ганс Вернер Рихтер, Альфред Андерш, Вальтер Кольбенхоф и др. – будущие члены-учредители «группы 47». Главной идеей журнала «Дер Руф» была идея единства Германии на основе синтеза буржуазной демократии и социалистической экономики. Несмотря на то, что подобные суждения были подчас довольно поверхностны и свидетельствовали о некотором политическом дилентантизме авторов, они своей общей направленностью вызывали все возрастающее беспокойство американских властей. В общем, журнал «Дер Руф» продержался лишь 8 месяцев, до апреля 1947 г., когда американская военная администрация отстранила от участия в нем обоих главных редакторов – Г.В. Рихтера и А. Андерша.

Лишившись трибуны, Рихтер не сложил оружия. Он решил издавать литературно-художественный журнал и уже окрестил его «Скорпионом». Рассчитывая на участие своих испытанных сотрудников, с которыми он сблизился за время работы в изданиях «Дер Руф», Рихтер пригласил собраться и захватить с собой рукописи произведений, которые могли бы подойти для первых номеров «Скорпиона». Встреча состоялась в Баннвальдзее, рукописи читались и обсуждались. Правда, вскоре выяснилось, что «Скорпиона не будет»: американские власти отказали Рихтеру в лицензии на издание журнала. Зато в сентябре 1947 г. родилась «группа 47».

Это событие, положившее начало «группе 47», прошло в том время незамеченным. Но когда в 1967 году отмечалось двадцатилетие группы, появилось издание с несколько странным названием: «Кроме того. Немецкая литература минус «группа 47» – сколько в остатке?». У этого издания была одна цель: доказать, что «группа 47» не равнозначна понятию «Литература ФРГ», что за вычетом группы остается еще какое-то количество достойных упоминания писателей и произведений. Доказать это Гансу Доллингеру в общем удалось, да и сам руководитель «группы 47» Ганс Вернер Рихтер достаточно определенно заявил, что далек от мысли отождествлять группу со «всей современной немецкой литературой». Впоследствии Г.В. Рихтер скажет: «Это группа, которая, собственно говоря, не является группой. Она лишь так себя называет». Группа не имела ни устава, ни программы и, в отличие от большинства прежних литературных группировок и школ, не издавала никаких манифестов. Что касается практического функционирования группы, то Г.В. Рихтер имел бы полное право сказать: «группа 47» это – я! Любое заседание группы было обязано его личной инициативе: он выбирал время и место встречи, определял круг приглашаемых лиц, председательствовал на заседаниях, поддерживал контакты с прессой.

Во многом меняясь (в смысле состава, стилистических и стилевых тенденций и т.д.), «группа 47» неизменно сохраняла, однако, на протяжении более чем двадцатилетнего существования преданность высшим целям художественного творчества, каковыми для писателей этой группы изначально и навсегда были цели общественные и политические. Писатели хотели во что бы то ни стало и навсегда предотвратить возможность повторения того, что уже однажды произошло, и одновременно они хотели наряду с основами новой демократической Германии и лучшего будущего заложить и краеугольный камень новой литературы, сознающей свою ответственность за дальнейшее общесоциальное и политическое развитие. Единодушно участниками группы отвергалось все консервативно-провинциальное, все, напоминавшее о «крови и почве», об эстетических догмах нацистского искусства.

В эти годы для молодых писателей, стремившихся обрести свой художественный язык, свои выразительные средства, большое значение имела открывшаяся перед ними возможность наверстать то, что прошло мимо них в течение двенадцати лет насильственной изоляции от духовной жизни за рубежом, вернуться к невольно пропущенным фактам мирового литературного процесса 30 – 40-х годов. В этом смысле для первых послевоенных лет как нельзя более характерной была фигура прозаика, поэта и радиодраматурга Вольфганга Вейрауха, писателя с репутацией неутомимого экспериментатора и авангардиста, фактически же судорожно метавшегося между разнообразными новомодными эстетическими моделями.

Важнейшие попытки реалистически изобразить войну предпринял своими первыми рассказами Генрих Бёлль и своими романами авторы, сотрудничавшие в журнале «Дер Руф», – Вальтер Кольбенхоф и Вольфдитрих Шнурре. Их произведения дали возможность – оглядываясь назад в 1949 году – говорить о том, что новая литература, «покинув башню из слоновой кости» перешла к «сплошной вырубке».

Отношение Генриха Бёлля к фашизму складывалось под знаком хотя и пассивного, но вполне осознанного неприятия режима, чему в немалой мере способствовало и воспитание Бёлля. Рос он в специфической обстановке. Кельн – цитадель немецкого католичества, и скрытая оппозиция гитлеризму среди простых горожан была здесь сильнее, нежели в других частях Германии.

Бёлль спрятал в подтексте своих произведений то, что должно было бы стоять в тексте и поневоле звучало бы слишком откровенно и патетично; признание в том, что писательство для него – потребность и что его мастерство выстрадано каждодневным подвижническим трудом. В предисловии к сборнику рассказов Вольфганга Борхерта («Голос Вольфганга Борхерта», 1955) Бёлль нашел формулу: «он писал наперегонки со смертью», которая затем цитировалась чуть ли не в каждой статье и книге об этом писателе. Видимо, не случайно эти слова сказал именно Бёлль, ибо и он сам, в не меньшей мере, чем его младший, безвременно умерший товарищ по перу, осознавал свое писательское призвание как долг – перед собой, перед другими, перед литературой.

Можно найти немало общего в рассказах Борхерта (таких, например, как «Хлеб») и первых вещах Бёлля, но тут приходится говорить уже не о влияниях, а о сходстве стилистики, рожденном потребностями времени. В программной статье 1952 года – «В защиту литературы развалин» – Бёлль очень точно сформулировал требования времени, что встали перед ним и теми, кто в послевоенные годы пришел в литературу: «Первые писательские опыты нашего поколения наименовали литературой развалин; названием от нас хотели отделаться. А мы ничего не имели против этого наименования, оно справеделиво: люди, о которых мы писали, действительно жили в развалинах, они вышли из войны – мужчины и женщины, в равной мере опаленные и раненные этой войной, и дети тоже… Они жили отнюдь не в мирном покое, ни их окружение, ни их поведение, ничто в них и втом, что было вокруг, не было идиллией. И мы, пишущие, чувствовали их такими близкими, что отождествляли себя с ними… Да, мы писали о войне, о возвращении и о том, что мы видели на войне и что застали по возвращении: о развалинах». Это сказано уже с оглядкой на сделанное, в известной мере – с чувством исполненного долга, и цитата эта дает достаточно точную характеристику первым произведениям Бёлля. Однако осуществлять эту вроде бы бесхитростную программу было много сложней.

Впоследствии Бёлль неоднократно писал о том, что главная трудность и главная заслуга послевоенной немецкой литературы была в обретении нового языка: «Это было трудной и тяжелой работой – писать наперекор изолганности и опустошенности немецкого языка, каким он был в 1945 году». Первые рассказы самого Бёлля ясно дат понять, что имеется в виду.

Сюжет рассказа «Весть» (1947, первая публикация Бёлля) можно изложить в одной фразе: герой рассказа, приехавший сообщить жене своего фронтового товарища о его смерти в плену, узнает, что та живет с другим. Рассказ ведется от первого лица и первой же фразой берет читателя в соучастники описываемого события: «Знакомы ли вам такие глухие углы , где, непонятно почему, возникла железнодорожная станция, где над несколькими грязными домишками и полуразрушенной фабрикой словно застыла великая бесконечность, а поля вокруг как бы обречены на вечное бесплодие, где вдруг ощущаешь какую-то безысходность, так как кругом не видно ни единого деревца, ни одной церковной колокольни?» Этой же фразой задается ритм – томительный, протяжный, но и почти торжественный. Сложный синтаксис и изысканное звучание фразы вступают в противоречие с убожеством и обыденностью изображаемого, что подчеркнуто контрастом бытовых реалий (глухие углы, станция, домишки, фабрика) и отвлеченных образов (бесконечность, бесплодие, безысходность). По сути это противоречие между тем, что должно быть, и тем, что есть.

Роман «Где ты был, Адам?» – наиболее подробный и «специальный» отчет Бёлля о войне. Он не похож на другие романы писателя, в сравнении с последующей его прозой он более традиционен. Действие его, складывающееся из нескольких разрозненных эпизодов, рассчитано на весь последний год войны и захватывает большие территории – Венгрию, Румынию, Чехословакию, наконец, Германию.

Бёлль действительно хочет показать войну изнутри, глазами обыкновенного солдата, «меленького человека» ефрейтора Файнхальса: разрозненность событий в книге – это своеволие войны, бросающей пехотинца с фронта в госпиталь, из госпиталя на другой фронт, сталкивающей его с людьми вроде бы случайно: сошлись и разминулись. Однако на деле все обстоит иначе, угол зрения часто меняется, рассказчик отождествляет себя и с фашистским офицером, полковником Брессеном, и с отъявленным нацистом Фильскайтом, начальником концлагеря, и с лейтенантом Грэком, и с венгерской девушкой Илоной, погибающей в концлагере от выстрела Фильскайта. В этих главах Файнхальс практически не участвует, он на периферии.

Именно с романа «Где ты был, Адам?» в полный голос заявляет о себе мучительная проблема Бёлля: как, между кем и кем, разделить пресловутую немецкую вину, чтобы «ничего не оставалось в остатке». Здесь впервые со всей ясностью обнажается нравственный пафос творчества писателя: поставить немецку. Истори перед судом совести и судить сурово, ни с кого не снимая вины: Файнхальс, загнанный в преступление силой, приказом, все же соучаствует в нем, и не случайно его бесславная нелепая гибель словно в издевку оснащена в финале романа атрибутами торжественных похоронных почестей.

В первые послевоенные годы также наиболее заметно себя проявившим писателем в «группе 47» был Вальтер Кольбенхоф.

Третий роман Кольбенхофа «Возвращение» в смысле тематики и стиля был одним из наиболее характерных образчиков «молодой» прозы первых послевоенных лет. Это роман, в котором картины бедственного послевоенного быта некоего западногерманского города, выбор и расстановка действующих лиц, их размышления, поступки и их конечная участь – все сосредоточено вокруг главного вопроса: о судьбе Германии. Повествование ведется от лица человека из толпы, «одного из тех» (выражаясь словами В. Борхерта), кто вернулся из американского плема, живет среди разрухи и опустошения впроголодь, ходит в рваной шинели. От тысяч ему подобных героя-повествователя отличает лишь то, что вечером, вернувшись в свою каморку, он достает тетрадь и начинает писать. И в этот момент черты его лица приобретают сходство с самим Вальтером Кольбенхофом.

Кольбенхов был честным и простым писателем. Несколькими годами позже проблематика западногерманской жизни первых послевоенных лет найдет глубокое и художественно более совершенное выражение в творчестве Генриха Бёлля и Вольфганга Кёппена. Но Кольбенхоф был первым.

Подводя некоторые предварительные итоги, Вейраух следующим образом характеризовал достигнутое западногерманской литературой и «группой 47» в частности: «Она производит сплошную вырубку в наших дебрях. В современной немецкой прозе появилось несколько писателей, которые стремятся наши слепые глаза сделать зрячими, наши глухие уши – слышащими и наши орущие рты – членораздельно говорящими… Вырубщики и в языке, и в содержании, и в концепции – во всем начинают с азов…»

Единство Группы было подорвано ростом протестных настроений в Европе, которые вылились в поколенческий разрыв и молодежный бунт 1968 года: выявилось расхождение идеологических и политических позиций членов объединения. С 1967 собрания Группы потеряли регулярность, в 1977 было официально объявлено о прекращении её деятельности.

К началу 60-х гг. «группа 47» просто физически не могла удерживать в своих рамках огромный поток новой литературы, как не могла принять и ее новые установки.

«Группа 47» является неотъемлемой частью политического и культурного развития Западной Германии, а затем ФРГ, что подтверждается как произведениями членов группы, прочно связанными с западногерманской действительностью, так и неоднозначной реакцией общественного мнения на различных уровнях на эти произведения, равно и саму деятельность группы.

Общественно-политическая значимость деятельности «группы 47» определяется прежде всего критическим отношением ее членов к реваншистским, милитаристским и реставрационным тенденциям в политике правительства К.Аденауэра; в известной мере авторы «группы 47» способствовали своими художественными произведениями и отчасти публицистическими выступлениями изменению политического климата в ФРГ, отказу от конфронтации с Советским Союзом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconЛитература: Измайлова Г. М. Из опыта преподавания немецкой литературы...
Измайлова Г. М. Из опыта преподавания немецкой литературы в школе//Иностранные языки в школе – 1999. № С. 22 26
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Серебряный век как явление культуры»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconМероприятия Дата Примечания
Торжественное открытие Дней российско-немецкой дружбы 2012. Областной праздник немецкого языка «Deutsch. Warum nicht?». Концерт победителей...
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconПерсин анатолий Иванович. Поисково-краеведческая работа актива школьного музея (программа)
Декларированное провозглашение краеведения как важного фактора учебно-воспитательного процесса в послевоенной советской школе серьезным...
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы icon1. Молодежь как социально-демографическая группа 27 Конспектирование...
Автор-составитель: Беляева Наталья Михайловна, к пол н., старший преподаватель кафедры политических наук
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconПрограмма дисциплины Библия как явление культуры для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconТема Общее представление о психологии как науке Дополнение материалов...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconМетодические рекомендации по возрастным категориям: средняя группа,...
Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconВопросы к экзамену по курсу
Образ человека в послевоенной поэзии, выраженный в разных эстетических
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconРегламентирование образовательного процесса на учебный год
Дошкольная группа – 2 младшая группа – 15 мин., подготовительная к школе группа – 25 мин
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconУрок литературы в 7 классе по теме: В. В. Маяковский «Необычайное...
В. В. Маяковского, показать роль поэта в литературе революционной поры; познакомить учащихся со стихотворением В. Маяковского, миром...
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconТемы рефератов I курс II семестр 2010 уч г
Цензура как принцип и как реальное явление (по ст. К. Маркса «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции»)
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы icon«Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconТематическое планирование курса литературы в V x класс
Цели и задачи предмета "Литература". Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное...
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconМуниципальное учреждение культуры
Явление Чехова классика было неожиданным: во всяком случае, все в нем, казалось, противоречило всему опыту русской, классической...
«Группа 47» как явление немецкой послевоенной литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск