Книга. Чеченская Голгофа





НазваниеКнига. Чеченская Голгофа
страница1/22
Дата публикации24.11.2014
Размер2.55 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Военное дело > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Книга. Чеченская Голгофа

А.Михайлов

Бывает время, когда тебе кажется, что твой отец знает все, потом приходит время, когда кажется, что ты знаешь столько же, сколько и отец, потом приходит период, когда думаешь, что знаешь больше отца, - и, наконец, узнаешь, что ни ты, ни твой отец ничего не знали".

Чеченская притча
Вместо предисловия
В 1972 году умер писатель Алескей Ефграфович Костерин. Для нынешнего читателя эта фамилия мало что говорит. Но в те годы его смерть вызвала серьезное оживление в, так называемых диседентских кругах. И были тому причины.
Судьба Алексея Костерина схожа с судьбой многих людей его поколения. Политкаторжанин, политический деятель, коммунист, писатель… Уже этого было достаточно, чтобы судьба была не простой. Костерин трижды сидел - один раз при царе, два раза - при советской власти. Три раза исключался из партии и два раза - из Союза писателей. Молодость Костерина была связана с установлением Советской власти на Кавказе. Как красный командир, он воевал в тех краях. Все, о чем он писал, было связано с Северным Кавказом, его народами, непростой, а после войны, трагической, судьбой чеченцев, ингушей, балкарцев, кабардинцев, осетин. Как натура ранимая, и пострадавшая в годы репрессий, он остро реагировал на все факты несправедливости в отношении людей, с которыми воевал за правое дело, чтобы над Кавказом взошло солнце коммунизма. В 60-70-ые годы он был одним из лидером движения за реабилитацию репрессированных народов. И не только Кавказа. Он поддерживал тесные контакты с лидерами крымских татар, поволжских немцев, калмыков. Эта тема была закрыта в те годы. Еще не затянулись раны последствий сталинизма, у многих руководителей еще сильны были настроения реваншизма за поражения на ХХ-ХХ11 съездах партии. Читая произведения Костерина сегодня, поражаешься сколь наивны и просты по своей человеческой сути были его взгляды. Как мало хотел он и его соратники - простой человеческой справедливости. Но особенно остро его произведения воспринимаются сегодня. Да и сохранились ли они? Часть архива без регистрации хранится на Лубянке, часть - в бывшем музее Октябрьской революции. Волей вдовы десятки коробок с трудами, записками, черновиками произведений, поздравлениями друзей по случаю праздников были переданы туда. Главным, что характеризует его взгляды в тот период, была светлая вера в то, что не было более преданных идеям революции людей российских окраин, которые более чем кто-либо ощущали на себе гнет и бесправие в период российского царизма.
Безусловно, Костерин был идеалист. Но его идеализм основан на глубоком знании Кавказа, традиций и обычай людей, его населяющих. Он остро чувствовал несправедливость сталинской политики, сыгравшей трагическую роль в судьбе этих народов. Но самое главное, он прекрасно понимал, что при правильном подходе к, на первый взгляд, “диким” народам и племенам, их можно сделать надежными союзниками и верными друзьями. Основа для этого закладывалась в 20-е годы. Безусловно, за два десятка лет невозможно вывести людей новой формации, тем более там где сильны родовые и тейповые отношения, где психология людей складывалась не только под влиянием государственной политики, но и под влиянием местного климата, природных условий, где жизнь человека подвергается тяжелейшим испытаниям. Где с одной сторонывыживает тот, кто стреляет первым, а с другой - невозможно существовать без взаимной поддержки и помощи. Каким бы не был человек, вошедший в саклю, он становится гостем. В сакле он становится гостем. И чтобы ни случилось, хозяин будет защищать его до последней капли своей крови. Но если человек пришел с оружием, единственным наказанием за это может быть только смерть. Друг есть друг, враг есть враг. Понять это людям с равнинной психологией было сложно. А потому триста лет на Кавказе лилась кровь, триста лет горцы были предметом особой заботы военных, плохо представляющих себе иные пути разрешения проблем, кроме единственной - лучший горец - мертвый горец. Не случайно Кавказ был не только сферой жизненных интересов России, но и местом ссылок за различного рода проступки военных. И принцип был один - или ты убьешь чеченца и искупишь свою вину, или он убьет тебя, и это будет наказанием за твой проступок. Политика наметников на Кавказе чередовалась с удивительным постоянством. На смену ястребам, целью которых было наведение железного порядка железной рукой, приходили голуби, которые провозглашали просвещение и гуманизм, но и они , как люди, одномерно воспринимавшие кавказскую действительность, становились ястребами, и нередко отказывались от своих принципов, предоставляя возможность навести порядок на Кавказе военным. Те, в свою очередь, в боях теряли своих товарищей, приходили к выводу, что сила - не лучший советчик, что нужно не только воевать, но и договариваться, искать компромиссы, лавировать, а попросту жить по принципу разделяй и властвуй. Важно было определить: что разделать и над кем властвовать. История не терпит сослагательного наклонения. Это известно всем. Но к сожалению, не пытаясь анализировать эту историю, мы продолжаем играть в любимую на Руси игру: хождение по граблям.
В 1911 году 58 членов Государственной Думы сделали запрос. Суть его сводилась к необходимости рассмотреть проблему, как бы мы сегодня сформулировали, дистабилизации обстановки на Северном Кавказе. Ее обострение было связано с ростом насилия, многочисленными преступлениями в Терской области. Меры, предпринимаемые эффекта не давали. От этих мер страдало мирное население, простые чеченцы и ингуши.
“Уже из обращения запроса видно, что 58 подписавшие запрос полагают, что чинимые у нас грабежи и воровство проистекают не от мирного народа чеченцев и ингушей, а только от Зелим-хана и подобных ему профессионалов-разбойников, и что местная администрация притесняет прочее население только потому, что она бессильна поймать Зелим-хана сама и желает притеснениями заставить сделать это мирное туземное население.
“Борьба, предпринятая Терской администрацией, - говорит запрос, - выразилась в настоящее время в меры, направленные не столько к поимке Зелим-хана и его шайки, сколько против мирного, ни в чем неповинного ингушского населения”.
Подчеркнутые последние слова, а также прежние речи некоторых ораторов из числа подписавших запрос, дают ясно уразуметь, чего могут ожидать, например, сунжинские и терские казаки, в случае проведения запроса в желательном для интерпеллянтов смысле - если не примут заранее надлежащих мер к полному раскрытию совершающегося в Терской области. Запрос убеждает нас, что в мирной далекой России не знают того, что совершается у нас, и уже забыли уроки истории.”
Непоследовательность и шарахания в политике по отношению к чеченцам и ингушам сопровождало всю политику сначала России, а потом СССР. Пожалуй, наиболее радикальным, но глубоко не гуманистическим шагом, был шаг, предпринятый Сталиным в 1944 году. И это после того, как послереволюционные меры сдвинули взаимоотношения между русскими и чеченцами с мертвой точки. Но история, а точнее политики этой истории, распорядились по-другому.
Операция “Чечевица”
В два часа ночи 23 февраля 1944 г. небо Чечено-Ингушетии озарилось осветительными ракетами. Для посвященных стало ясно, что началась тщательно продуманная запланированная операция под кодовым названием “Чечевица”. Повсюду были расставлены дозоры, на горных дорогах устроены засады, отключена телефонная связь и радиотрансляционные станции. У дверей домов местных жителей появились автоматчики в форме войск НКВД. К пяти часам утра на площадях или открытых площадках было собрано все мужское население аулов, городов, поселков. Дабы не возникало недорозумений, на родном языке им объявили о решении правительства по выселению чеченцев и ингушей на восток СССР. Огласив правительственное решение, старшие операциии производили личный досмотр всех мужчин и их разоружения, если таковое требовалось. А в домах уже шли обыски… Первоначальное оцепенение сменилось яростью. И сегодня можно только предполагать, сколько проклятий и угроз слышалось в адрес участников, так называемой, операции. Впрочем, против лома нет приема, а против НКВД того времени было трудно найти силу, способную противостоять этой всесильной организации. Пока шла эта стремительная операция, ее руководство уже подводило первые итоги. А через несколько часов на стол Сталина легла телеграмма: Совершенно секретно.
Телеграмма № 6051 от 23.2.44 г.
Товарищу Сталину.
“Сегодня 23 февраля на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имело место шесть случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 часов утра вывезено из населенных пунктов 94 тысячи 741 человек, т.е. свыше 20% подлежащих выселению, погружено в железнодорожные эшелоны из этого числа 20 тысяч 23 человека”.
Каждые шесть часов Берия получал информацию от руководителей четырех оперативных секторов: Владикавказского (Пригородный, Назрановский, Сунжский, Очалупский, Пседахский, Малкабегский районы - 18% выселяемых жителей), Слепцовского ( Надтеречный, Галашкинский, Галанчожский, Ачхой-Мартановский районы - 13% населения), Гудермеского (Гудермеский, Курчелоевский, Нажай-Юртовский, Старо-Юртовский, Хасав-Юртовский районы - 25% населения). Грозненский был самым крупным сектором. Кроме города - крепости в него вошли Атагинский, Веденский, Урус-Мартановский, Шалинский, Чеберлоевский и другие районы, где проживало 43% депортируемых. Словно протест природы был мощный снегопад, обрушившийся на горы. Но и он был бессилен против мощных шестерен НКВД. Впрочем, не все гладко было в той операции.
Морщась, Берия читал: “В Кучалойском районе при оказании вооруженного сопротивления убиты легализованные бандиты БасаевАбу Бакар и Нанагаев Хамид. У убитых изъяты: винтовка, револьвер и автомат”.
“В процессе выселения четыре автомашины со всем контингентом свалились в ущелье, в результате чего убито (видимо погибло - А.В.) тридцать один человек”.
“Во время следования колонные переселенцев в Галанчежском районе, колонна была обстреляна бандой. Перестрелка длилась тридцать минут. Убиты: лейтенант Дреев и рядовой Медведев. В колонне убита женщина и ранен ребенок”.
“При нападении на оперативную группу в Шалинском районе убит один чеченец и тяжело ранен один. В Урус-Морданском районе при попытке к бегству убито четыре человека. В Шатоевском районе при попытке к нападению на часовых убит один чеченец. Легко ранены два наших сотрудника (кинжалами)”.
27 железнодорожных станции республики оглашались плачем детей, криком женщин, проклятиями мужчин, лязгами затворов, ревом паровозных гудков и грохотом железнодорожных сцепов. Менее чем через сутки к 00 часам 24 февраля 1944 г. 18 эшелонов, наполненных человеческим горем, громыхая на стыках, везли переселенцев в глубь России. 107431 человек потеряли свою кровь, потеряли надежду. 43529 детей должны были начать новую жизнь на новом месте… 39 эшелонов были готовы к отправке, 32 - стояли под погрузкой. Меньше недели понадобилось руководству НКВД, чтобы Берия доложил Сталину: “Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей.
… По 29 февраля выселено и погружено в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, в том числе 91250 ингушей и 387229 чеченцев.
Погружено 177 эшелонов, из которых 159 отправлено к месту нового поселения.
… Остались невывезенными 6 тысяч чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка будет закончена в два дня. … Случаи попытки к бегству и укрытию от выселения носили единичный характер и все без исключения были пресечены.
… Арестовано 2016 человек антисоветского элемента, изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе: винтовок 4868, пулеметов и автоматов 479”.
Анализируя документы тех дней, невольно поражаешься, как в условиях военного времени при ограниченных возможностях материальных и людских ресурсов стало возможным проведение этой операции. Как в условиях военного времени, всегда сопровождавшегося неразберихой, суетой, противоречивостью информации, стало возможным осуществление этой грандиозной по нынешнем временам акции. Сегодня сложно оценивать насколько объективными были сведения, но факт остается фактом. 9 ноября 1943г. Богдан Кабулов - заместитель наркома госбезопасности, комиссар госбезопасности 2-го ранга поставил подпись под докладной запиской на имя Лаврентия Берия “О положении Чечено-Ингушской АССР”: “Населенных пунктов в республике насчитывается 2288. Население за время войны сократилось на 25 886 человек и насчитывает 705 814 человек. Чеченцы и ингуши в целом по республике составляют около 450 000 человек.
В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную анитсоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов.
При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 человек членов ВКП(б), в т.ч. 16 руководителей Райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников Райисполкомов и 14 председателей колхозов.
Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 года вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах.
Отношение чеченцев и ингушей с Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек.
В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.
В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава.
В марте 1942 г. из 14 576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам.
В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек.
Группа чеченцев под руководством Алаутдина Хамчиева и Абдурахмана Бельтоева укрыла парашютный десант офицера германской разведслужбы Ланге и переправила его через линию фронта. Преступники были награждены рыцарскими орденами и переброшены в ЧИ АССР для организации вооруженного выступления.
По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР на оперативном учете было 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов; 2126 дезертиров.
За сентябрь-октябрь 1943 года ликвидировано и легализовано 243 человека. На 1 ноября в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки.
Свыше 4000 человек - участников вооруженных выступлений 1941-42 г.г. прекратили активную деятельность, но оружие - пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки - не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ”.
Документ составлен по законам военного времени, без полутонов и оттенков. Бандиты, бандгруппы, дезертиры… Возможно, авторы справки правы, но анализируя ее, невольно ловишь себя на мысли, что ситуация в отдельно взятой республике накануне оккупации и после нее абсолютно точно соответствовала аналогичным обстаятельствам в других регионах. “При приближении линии фронта в агусте-сентябре 42 года бросили работу и бежали 80 человек, членов ВКП(б), в т.ч. 16 руководителей Райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников Райисполкомов и 14 председателей колхозов”.
Изучая архивные материалы периода событий в Москве в октябре (14 - 21 октября 1941 года) я поразился тому, что процессы аналогичные чечено-ингушским не прошли стороной и сердце СССР. Паника, дезертирство, бегство ответственных партийных и советских работников, анархия и мародерство. Тысячи московских начальников проявили трусость и паникерство… И все это на фоне героизма и мужества простых людей. Солдат и офицеров.
А как быть с 800000 пленных, огромным количеством дезертиров других национальностей первого и последующих периодов войны? Война все спишет, - говорили в народе. ВОЙНА ВСЕХ СПИШЕТ, - говорило руководство НКВД. Ну почему в отличие от многих народностей представляли чеченцы и ингуши, карачаевцы и черкессы. Не любил Сталин Кавказ. Ох, не любил…
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга. Чеченская Голгофа iconКнига подготовлена издательством «Книга-Сефер»
Книга подготовлена издательством «Книга-Сефер», Москва – Тель-Авив, +972 545 318 933
Книга. Чеченская Голгофа iconАппиана Александрийского «Сирийские войны»
Аппиана Александрийского «Сирийские войны» (ближе к концу), книга Юстина «Книга Маккавейская» (11, 13, 14, 15 главы) и книга Иосифа...
Книга. Чеченская Голгофа iconСписок фильмов для домашней письменной работы по культурологии
«Голгофа» Golgotha (1935) Франция Каноническая экранизация на основе Евангелие и Нового Завета, показывает последние несколько дней...
Книга. Чеченская Голгофа iconПравославная книга первая книга на Руси. Час православной книги (сценарий)
Православная книга – первая книга на Руси. Час православной книги (сценарий)/ Сост. Т. Л. Теплякова/ Пушкинская библиотека-филиал...
Книга. Чеченская Голгофа iconКнига не просто «позволяет задуматься»
Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье....
Книга. Чеченская Голгофа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Формирование понятия у учащихся «Русская Голгофа»,познакомить с местами массовых расстрелов священнослужителей Русской...
Книга. Чеченская Голгофа iconТема: Красная книга России. Правила поведения в природе красная книга Кубани
Оборудование: рисунки для лесной полянки, запись мелодии леса, слайды редких растений Росси и Кубани, Красная книга России и тетрадь...
Книга. Чеченская Голгофа iconКлассный час «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»
Буратино, Айболит, Незнайка, подборка книг для выставки, выставка детских рисунков, костюмы книжек (имитированные обложки книг),...
Книга. Чеченская Голгофа iconДжим Бишоп Голгофа Последний день Иисуса Христа
Иерусалимского храма Каиафы, прокуратора Иудеи Понтия Пилата, царя Ирода, предателя Иуды, направленных против Иисуса. Автору удалось...
Книга. Чеченская Голгофа iconУрок для учащихся 2-го класса «знакомство с библиотекой. Строение...
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Книга. Чеченская Голгофа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение. Книга в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому
Книга. Чеченская Голгофа iconТема урока: красная книга
...
Книга. Чеченская Голгофа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для получивших настройки эта книга руководство для практикующих и обучающих Рейки. Это первая книга, в которой для западных целителей...
Книга. Чеченская Голгофа icon«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.»
Цель урока: заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитии человечества, вызвать у ребят...
Книга. Чеченская Голгофа iconКнига предназначена для врачей хирургических специальностей, а многие...

Книга. Чеченская Голгофа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга учёта бланков аттеста-тов, св-в о неполном среднем образовании, книга учёта золотых и серебряных медал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск