ПРОЕКТ
Доклад
заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
Т.В. Блиновой на Координационном совете при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему: «О состоянии и проблемах правового регулирования социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и членов их семей» Учитывая заслуги перед Отечеством ветеранов Великой Отечественной войны, вопросы правового регулирования их социальной защиты имеют важное значение и являются объектом повышенного внимания со стороны государственных структур.
Наибольший объем социальной поддержки предусмотрен инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях на фронте, в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также лицам, награждённым медалью «За оборону Ленинграда».
В Российской Федерации проживает более 2,8 млн. ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе 2,2 млн. тружеников тыла, а также почти 484 тыс. членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В настоящее время инвалиды и участники Великой Отечественной войны являются самой защищенной категорией пенсионеров в нашей стране.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в Российской Федерации при соблюдении необходимых условий устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. При этом инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и имеющие инвалидность, имеют право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости).
Так, средний размер пенсии ветеранов Великой Отечественной войны после индексации 1 апреля 2012 года составляет:
у инвалидов войны – 23 273 руб. в месяц;
у участников Великой Отечественной войны, имеющих инвалидность, – 23 683 руб. в месяц,
у родителей и вдов погибших военнослужащих – 17 366 руб. в мес.;
у граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и имеющих инвалидность – 17 984 руб. в месяц.
С 1 января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным категориям ветеранов войны помимо пенсионного обеспечения осуществляются ежемесячные денежные выплаты.
С 1 апреля 2012 года размеры ежемесячных денежных выплат проиндексированы, исходя из установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» прогнозного уровня инфляции (6 %), и составляют:
у инвалидов войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами – 3 834,65 руб. (2011 г. – 3617,59 руб.);
у участников Великой Отечественной войны – 2 875,98 руб. (2011 г. – 2713,19 руб.);
у лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда – 2 109,80 руб. (2011 г. – 1990,38 руб.);
у участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) ветеранов – 1 151,14 руб. (2011 г. – 1085,98 руб.);
у родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР – 2 875,98 руб. (2011 г. – 2713,19 руб.).
Численность указанных категорий граждан составляет 510 тыс. + 483,8 тыс. членов семей погибших (умерших) ветеранов.
Ветеранов боевых действий - 1,267 млн. чел.
(в 2012 г. ЕДВ - 2109,8 руб. (2011 г. – 1990,38 руб.);
С 1 апреля 2013 г. размеры будут проиндексированы на 5.5 %.
На осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам и членам семей погибших (умерших) ветеранов в 2012 году предусмотрено 72,74 млрд. руб., в 2013 году – 74,040 млрд. руб., в 2014 году – 76,52 млрд. руб.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход на дому за инвалидами и гражданами старше 80 лет (а это, как правило, ветераны войны и труда), выплачиваются компенсации в размере 1200 руб. в месяц. В настоящее время таких граждан около 3 млн. чел. В 2012 году на указанные выплаты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации выделено из федерального бюджета 43,98 млрд. руб., в 2013 году - 49,28 млрд. руб., в 2014 году – 54,18 млрд. руб.
Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. № 363 инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб. и 500 руб. в зависимости от категории. В 2011 году данные выплаты получали 2,12 млн. чел., в 2012 году – 1,9 млн. чел. В 2012 году на реализацию Указа предусмотрено 8,234 млрд. руб., в 2013 году – 7,38 млрд. руб., в 2014 году – 6,63 млрд. руб.
Кроме того с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» инвалидам вследствие военной травмы и членам семей погибших военнослужащих (умерших инвалидов вследствие военной травмы) введены ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда в размерах:
инвалиду I группы – 14 тыс. руб.;
инвалиду II группы – 7 тыс. руб.;
инвалиду III группы – 2,8 тыс. руб.
Эти выплаты установлены ветеранам войны, боевых действий, военной службы, получивших инвалидность вследствие военной травмы, а также членам семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих и умерших инвалидов военной травмы с общей численностью более 165 тыс. получателей данных компенсаций. На 2012 год на осуществление этих выплат предусмотрено 12,4 млрд. руб. + 1,07= 13,47 млрд. руб.
Общий размер материального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны с учетом пенсии, ежемесячных денежных выплат, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, ежемесячной денежной компенсации, а также выплат за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году составляет от 13,6 тыс. руб. (труженикам тыла) до 44 тыс. руб. (инвалидам Великой Отечественной войны 1 группы).
За период с 2010 по 2012 годы обеспечен рост совокупных денежных выплат у инвалидов войны – в 2,2 раза, у участников Великой Отечественной войны – в 1,5 раза, у ветеранов военной службы – в 1,2 раза.
Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 186-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», предусматривающие предоставление мер социальной поддержки вдовам участников Великой Отечественной войны, независимо от того одиноко они проживают или с родственниками, а также вдовам погибших ветеранов боевых действий, проживающих с несовершеннолетними детьми. Это позволило 8,8 тыс. граждан получать меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», предусматривающие предоставление мер социальной поддержки родителям и вдовам инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. (данные изменения носят редакционный характер).
Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 149-ФЗ с 1 января 2011 года меры социальной поддержки по 50% оплате коммунальных услуг, установленные для инвалидов войны, распространены на совместно проживающих с ними членов семей.
В 2011 году численность получателей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг составляла около 14,03 млн. чел., в 2012 году 10,3 млн. чел. Бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году на указанные цели выделены субвенции в размере 124 млрд. руб., в 2013 году – 133,5 млрд., 2014 году – 140,3 млрд. руб.
В целях упрощения процедуры обеспечения ветеранов техническими средствами реабилитации, в том числе их самостоятельного приобретения Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 355-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С 1 января 2012 года инвалидам установлена ежегодная денежная компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников в размере 17,420 тыс. руб. (2011 г.- 10 тыс. руб.)
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также повышения качества их жизни Правительство Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы».
Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов за период с 2011 по 2015 год составляет 46,8 млрд.рублей.
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветеранам Великой Отечественной войны производится улучшение жилищных условий.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 345 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» с января 2011 года медицинская составляющая набора социальных услуг разделена на две самостоятельные услуги: бесплатное лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение. Это сделано для наиболее достоверного учета потребности получателей набора социальных услуг, в том числе ветеранов войны в санаторно-курортном лечении.
В целом уровень обеспеченности инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны санаторно-курортным лечением превышает аналогичный показатель обеспеченности данной услугой других категорий граждан, пользующихся набором социальных услуг.
По состоянию на 1 октября 2012 года, из 831,0 тыс. обратившихся путевки получили 251,1 тыс. человек (или 30,2 % от числа очередников), в том числе 10 453 ветеранов войны.
По прогнозной оценке, обеспеченность ветеранов войны санаторно-курортным лечением в 2012 году останется на уровне предшествующих лет, и будет выше обеспеченности санаторно-курортным лечением других категорий граждан.
Правительство Российской Федерации ежегодно оказывает государственную поддержку общественным организациям ветеранов, в том числе ветеранов войны, Вооруженных Сил и правоохранительных органов путем предоставления субсидий из федерального бюджета на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 2277-р утверждено распределение в 2012 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на общую сумму 1 млрд. руб. (всего 16 организаций).
Государственные органы субъектов Российской Федерации также принимают активное участие в совершенствовании вопросов правового регулирования социальной защищенности ветеранов, в том числе путем введения дополнительных мер социальной поддержки ветеранов войны.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ветеранам Великой Отечественной войны дополнительные социальные услуги либо меры социальной поддержки в натуральной или денежной форме.
В частности, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены меры социальной поддержки по проезду в городском общественном транспорте (в форме единого социального проездного билета, в натуральной форме или в виде ежемесячной выплаты).
В ряде регионов ветеранам войны за счет средств региональных бюджетов установлены дополнительные денежные выплаты.
В Рязанской области с мая 2005 года дополнительно к мерам социальной поддержки, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны за счет областного бюджета предоставляются ежемесячные денежные выплаты в размерах от 150 до 300 руб.
В Красноярском крае супругам умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В Республике Калмыкия за счет средств республиканского бюджета установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 руб. женщинам-участницам войны, бывшим военнослужащим-участникам строительства Широковской ГЭС.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ с 1 января 2005 г. к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, финансируемым из региональных бюджетов, отнесены меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Данные меры определяются в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках полномочий самостоятельно определяют перечень, порядок и форму предоставления мер социальной поддержки, категории лиц, которым оказывается социальная поддержка, а также объемы средств, необходимых для реализации принятых решений.
В 77 субъектах Российской Федерации труженикам тыла установлены ежемесячные денежные выплаты от 350 руб. (Брянская обл.) до 1400 руб. (Калининградская обл.).
Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также услуг связи указанным гражданам предоставляются в форме ежемесячной денежной компенсации, размер которой, как правило, составляет 50 % от фактически понесенных расходов.
Меры социальной поддержки по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению предоставляются в натуральной форме практически во всех субъектах Российской Федерации.
Кроме того, 34 % регионов осуществляют бесплатное зубопротезирование ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе Москва, Липецкая обл., Магаданская обл., Ленинградская обл., Республика Коми, Кемеровская обл., Карачаево-Черкесская Республика, Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика (50 % от оплаты), Иркутская обл., Адыгея, Алтайский край, Новгородская обл.
Вместе с тем, в правовом регулировании социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей остаются проблемы, которые необходимо решать, и Минтруд России принимает активное участие в данной работе.
В настоящее время отсутствует единая форма удостоверения для членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, указанных в статье 21 Федерального закона «О ветеранах». При этом ныне действующая редакция указанного Федерального закона не позволяет ее установить. Для решения данной проблемы Минтрудом России разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О ветеранах» и в статью 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решением Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 17 сентября 2012 г. № 30 законопроект одобрен для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации сегодня (1 ноября т.г.).
Развитию системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и непосредственно ветеранов войны будет способствовать принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В разработанном Минтрудом России законопроекте учтены новые подходы к социальному обслуживанию граждан, основанные на усилении адресности и индивидуальной нуждаемости, а также на создании благоприятных условий для привлечения в сферу социального обслуживания бизнеса и некоммерческих организаций.
В целях совершенствования системы социальной поддержки ветеранов и других категорий малообеспеченных граждан, поддержки семьи, развития эффективной системы социального обслуживания Минтрудом России разработан проект государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее – госпрограмма). В настоящее время проект госпрограммы на завершающей стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.
Работа по совершенствованию системы социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны в дальнейшем будет продолжена.
|