Скачать 5.56 Mb.
|
Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Москва 2009 Авторы: Бут Н.Д. – ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук – гл. 1, 3, 5. Ларьков А.Н. – заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации – введение, гл. 6 Паламарчук А.В. – заслуженный юрист Российской Федерации - гл. 2, 4, 7. Презентуемая работа представляет собой научный труд, созданный в целях правового просвещения предпринимателей. Наряду с теоретическими положениями в ней даются также и методические рекомендации по доведению правовых знаний до широкой аудитории (предпринимателей, контролеров, сотрудников правоохранительных органов). В работе отражены результаты исследования авторами различных аспектов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Использован опыт прокуроров, судей, работников органов контроля, учтены современные реалии, определяющие выработку нового подхода к обеспечению защиты прав предпринимателей. В книге освещены правовые основы защиты прав предпринимателей с акцентированием особого внимания на правовом регулировании отношений, возникающих в процессе осуществления государственного и муниципального контроля. С целью повышения уровня правовых знаний субъектов предпринимательской деятельности, подробно характеризуются полномочия соответствующих органов контроля, права и обязанности предпринимателей, связанные с названным контролем. Дана научная классификация нарушений прав предпринимателей, допускаемых органами государственной власти и местного самоуправления. В отдельном разделе систематизированы все федеральные органы государственной власти, обладающие полномочиями по контролю (надзору) и перечислены эти полномочия со ссылками на действующее законодательство; охарактеризованы основные направления контроля и надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Подобные знания дадут возможность хозяйствующим субъектам своевременно предотвратить нарушения своих прав в процессе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Подробно освещена роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей, проанализированы ее новые полномочия по защите прав хозяйствующих субъектов в процессе осуществления государственного и муниципального контроля. Такая информация может быть использована предпринимателями в случае необходимости обращения в органы прокуратуры за защитой своих прав. Затронут международный опыт защиты прав предпринимателей, учитывающий создание наиболее благоприятных условий для развития и государственной поддержки хозяйствующих субъектов. Настоящее издание предназначено для широкого круга читателей: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах; для работников органов контроля, органов прокуратуры Российской Федерации и других правоохранительных органов, а также для служащих государственного аппарата и научных работников. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………….………..5 Глава 1. Правовые основы защиты прав предпринимателей….………...10 Глава 2. Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления государственного и муниципального контроля……….…….39 §1. Полномочия органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль в сфере предпринимательства……………………….…....44 §2. Правомочия предпринимателей в процессе проведения государственного и муниципального контроля…………………………...……………..61 Глава 3. Некоторые рекомендации по вопросам взаимоотношений предпринимателей и контролирующих органов в связи с проведением проверок………………………………………………………………………………...67 Глава 4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по контролю (надзору)…………………………………………………………………………………82 Глава 5. Нарушения прав предпринимателей, выявляемые и устраняемые органами прокуратуры…………….…………………….………………..189 §1. Ограничение свободного перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации и иные нарушения прав предпринимателей в антимонопольной сфере………………………………………………………….189 §2. Нарушения в деятельности органов, обладающих контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры………………………………………………………………………………..206 §3. Нарушения прав субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере арендных отношений…………………………………………….……222 Глава 6. Роль прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей, в том числе при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля……………………………………………..…………….226 Глава 7. Международный опыт защиты прав предпринимателей…..…237 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………..……………………………………………............247 Федеральный закон от 26.12.2009 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»…...…………..247 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»......................................................................................................................281 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»………….…………..352 Постановление Правительства РФ от 28.10.2009 № 847 «Об утверждении положения о направлении органами контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»…………………………..374 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»…………………….........................................................................................376 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»…….................................................385 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2009 № 319 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»……...................................................................................................389 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………........395 Структура федеральных органов исполнительной власти……………395 Перечень административных регламентов федеральных министерств и ведомств по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора…………………………………………………………………..…….399 Введение Роль экономики в жизни общества и государства давно известна: от ее состояния зависит материальное благополучие граждан, выполнение социальных и экономических программ развития, обороноспособность и национальная безопасность страны. Это связано с характером факторов, влияющих на сферу экономики – негативные или позитивные. Успешное развитие экономических отношений в государстве невозможно без обеспечения хозяйствующим субъектам гарантий защиты прав при осуществлении ими предпринимательской деятельности. В связи с этим последние годы отмечены значительным ростом экономики, приданием ей инновационной ориентации, формированием цивилизованных рыночных отношений, защитой добросовестного предпринимательства и свободы экономической деятельности. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отмечал, что Россия и дальше будет продолжать вести твёрдый курс на свободное развитие предпринимательства, защиту права частной собственности, укрепление принципов рыночной экономики. Правоохранительная практика и криминологические исследования показывают, что большое количество правонарушений, в том числе преступного характера, совершается в сфере предпринимательской деятельности: легализация преступных доходов, рейдерство (захват чужого бизнеса), криминализация предпринимательской деятельности, развитие теневой экономики; создание недобросовестной конкуренции на рынке; навязывание предпринимателям услуг по их защите различными структурами, в т.ч. чиновничье-бюрократическими, криминальными, отдельными правоохранителями. Немало совершается правонарушений, связанных с реализацией уполномоченными органами контрольных функций в процессе осуществления государственного и муниципального контроля за работой предпринимателей. Особенно страдают при этом представители малого и среднего бизнеса. Между тем малое и среднее предпринимательство является важным фактором экономического развития страны и наиболее значимой движущей силой экономики. Малый и средний бизнес обеспечивает формирование конкурентной среды, насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике и вносит существенный вклад в бюджеты всех уровней. В силу отмеченных обстоятельств необходимо прокурорскими средствами оградить предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса от необоснованного давления на них со стороны некоторых органов государственной власти и местного самоуправления, что особенно часто проявлялось и проявляется в организации многочисленных проверок контролирующими и надзорными органами, в том числе и с целью поборов, вымогательства, удовлетворения коррупционных интересов. По результатам опроса субъектов предпринимательской деятельности, типичным следствием правонарушений, допускаемых в процессе проверок и вмешательства контролирующих органов, становятся: большие убытки, приостановка деятельности предприятий, потеря клиентов, срыв договорных обязательств, утечка коммерческой информации и др. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению деловой активности. В таких условиях государство, выдвинувшее в последние годы в качестве приоритетной задачи противодействие экономической преступности, заметно усилило реализацию правоохранительной функции в данной сфере. В свою очередь прокуратура Российской Федерации, как государственный правоохранительный орган, повела активный поиск новых средств и методов повышения эффективности противодействия преступности. И, надо сказать, что за последние годы достигла определенных успехов. В частности, с одобрения руководства страны многое сделано прокуратурой в области защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, особенно малого и среднего бизнеса. Принятые законодательные акты – тому подтверждение. Сосредоточившись на правозащитной функции, прокуратура продемонстрировала факт перехода от репрессивных методов недалекого прошлого к защите либерально-демократических ценностей: прав субъектов предпринимательства и свободы экономической деятельности. Защита указанных ценностей ведется по двум направлениям – по линии совершенствования законодательства, создающего условия для благоприятного психологического климата в коллективах, формирования новых положительных черт личности предпринимателя, и по линии непосредственной защиты прав, способствующей обращению предпринимателей в сторонников органов, осуществляющих правоохранительные функции, правоохранительную деятельность. Сегодня целые союзы, ассоциации предпринимателей проявляют желание и готовность сотрудничать с прокуратурой, искоренять в своей среде негативные явления, исправлять недобросовестных работников, сполна платить налоги государству, а не криминалу, что значительно выгоднее для любого предпринимателя, поскольку его не обкладывают данью, не принуждают к криминальному банкротству с целью присвоения активов. Практически все мероприятия по защите прав предпринимателей носят профилактический характер. Защита прав субъектов предпринимательства и обеспечение свободы экономической деятельности содействуют повышению уровня доходов хозяйствующих субъектов и соответственно пополнению государственной казны, сохранности бюджетных средств и их целевому использованию. Реализация правоохранительной функции государства по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности находит отражение в ряде законодательных актов. В частности: 26.07.2006 принят Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными органами и организациями; 24.07.2007 – Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который является базовым нормативным правовым актом, определяющим общие положения в области государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в России. 15.05.2008 Президентом Российской Федерации издан Указ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в соответствии с которым органам прокуратуры отводится особая роль при проведении внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – такие мероприятия отныне будут осуществляться только при получении согласия органов прокуратуры. 22.07.2008 принят Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу этого Закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества. 26.12.2008 – Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым на органы прокуратуры Российской Федерации возложены новые (дополнительные) полномочия по обеспечению гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в том числе по формированию и утверждению Сводного плана проведения плановых проверок, согласованию выездных внеплановых проверок. Из всех приведенных выше нормативных правовых актов наиболее наглядно правоохранительная функция государства реализована в указанном Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который дополнен положениями, предусматривающими возложение на органы прокуратуры с 01.01.2010 функций по формированию ежегодного плана проведения проверок. В нашей стране правом вневедомственного контроля наделены более 30 федеральных структур, которые ежегодно проводят несколько миллионов проверок, в том числе внеплановых. При этом четкая координация контрольной работы не обеспечена, зачастую проверки дублируются, что приводит к ущемлению прав и законных интересов предпринимателей. Новая редакция указанного Закона позволяет устранить избыточный контроль хозяйствующих субъектов, зачастую связанный с коррупционными проявлениями. В частности, в Законе детально регламентировано проведение внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.05.2009 исключительно по согласованию с органами прокуратуры. Реализация указанных функций должна стать действенной мерой защиты прав предпринимателей. В целях осуществления новых полномочий в Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведен комплекс организационных мероприятий. Создано необходимое программное обеспечение, принята соответствующая ведомственная нормативно-правовая база, предусмотрены мероприятия по обучению работников и другие. Следует остановиться и на такой существенной проблеме, решение которой позволило бы значительно улучшить состояние законности в сфере обеспечения прав предпринимателей, как их экономико-правовое просвещение. Представители бизнеса должны иметь четкое представление о законах, регулирующих отношения, возникающие в процессе осуществления государственного контроля, о своих правах и обязанностях, о законных основаниях и порядке проведения мероприятий по контролю. Предлагаемая работа способствует достижению этой цели, она подготовлена с учетом последних изменений в законодательстве, направлена на повышение правовых знаний субъектов предпринимательской деятельности и эффективности защиты свободы их экономической деятельности. |
Т. В. Блиновой на Координационном совете при Председателе Совета... | Методические указания по изучению дисциплины Дисциплина-специализации... Ного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений рассматриваемой категории. От уровня овладения данным спецкурсом зависит... | ||
Темы рефератов: Задачи уголовного права и их реализация в деятельности... Задачи уголовного права и их реализация в деятельности правоохранительных органов | Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана... В деятельности юристов сотрудников правоохранительных органов, участвующих в расследовании (раскрытии) преступлений, особое место... | ||
Методические рекомендации к внеклассному мероприятию Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт | Нижегородская академия Методические рекомендации по подготовке рефератов для сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проходящих повышение... | ||
Методические рекомендации «действия сил и средств мчс россии (рсчс)... Методические рекомендации предназначены для территориальных органов мчс россии, органов управления субъектов Российской Федерации,... | Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов... Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации как фактор повышения | ||
Методические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике... Рекомендации разработаны авторским коллективом сотрудников фгу «фцтрб-вниви» и Главного управления ветеринарии км рт | Урок правовых знаний «Я дома, я в школе, я среди друзей» Всероссийский урок Знаний «20-летие Конституции Российской Федерации» с участием представителей органов местного самоуправления | ||
Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | Методические рекомендации по проведению конкурсов на замещение вакантных... Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов кадровых служб органов государственной власти Новосибирской... | ||
План: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их... «основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних... | Методические рекомендации по действиям органов повседневного управления... Готовность органов управления рсчс способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить... | ||
«Хабаровский торгово-экономический техникум» методические рекомендации... Методические рекомендации студентам по текущему контролю знаний разработаны на основании следующих документов | «Библиотековедение» оп. 03 «Социология и психология чтения» Методические рекомендации Внимательно изучить научную литературу по дисциплине, овладеть методами и методиками исследования читательской аудитории |