МЧС РОССИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по действиям органов повседневного управления и сил РСЧС при изменении режимов функционирования
г. Тюмень 2012 год
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные понятия 1.1. Готовность органов управления РСЧС - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.
1.2. Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС.
1.3. Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.4. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
1.5. Центр управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС.
1.6. Оперативная дежурная служба - осуществление несения оперативного дежурства оперативными дежурными сменами в целях своевременного приведения органов управления МЧС России и ТП РСЧС в различные степени готовности; организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Тюменской области; организации взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ, находящимися на территории области, при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1.7. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.
1.8. Организация реагирования и оперативного управления в кризисных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.
1.9. Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами территориальной и функциональных подсистем и звеньев РСЧС.
1.10. Режимы функционирования РСЧС - при различных обстоятельствах органы управления и силы РСЧС могут находиться в трех следующих режимах функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.
1.11. Система антикризисного управления – совокупность функционально связанных органов управления, систем и средств автоматизированного управления, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации.
1.12. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в области для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.
1.13. Территориальный орган МЧС России – Главное управление МЧС России по Тюменской области
1.14. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
1.15. Функциональная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа (организации).
1.16. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.17. Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС. К органам повседневного управления РСЧС относятся:
Органами повседневного управления единой системы являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. В МЧС России к органам повседневного управления РСЧС относятся оперативные подразделения, которыми являются:
при функционировании РСЧС в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности – оперативная дежурная смена (ОДС), осуществляющая постоянное круглосуточное оперативное дежурство на Центре управления в кризисных ситуациях (ЦУКС);
при введении режима чрезвычайной ситуации действует создаваемый только на период ликвидации ЧС оперативный штаб ликвидации ЧС (ОШ ЛЧС) и оперативная (оперативные) группа(ы) (ОГ).
ОШ ЛЧС одновременно является рабочим органом комиссии по ЧС. При ОШ ЛЧС развертываются ОГ функциональных подсистем, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Оперативная дежурная служба в системе МЧС России организуется в целях:
своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности;
организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (соответствующего федерального округа, субъекта Российской Федерации);
организации взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами оперативного дежурства в органах повседневного управления территориальных органов МЧС России являются:
прием и доведение установленных сигналов по приведению территориального органа МЧС России, спасательных воинских формирований, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России в высшие степени готовности (боевой готовности);
своевременное доведение распоряжений до руководителей территориального органа МЧС России, спасательных воинских формирований, подчиненных подразделений территориального органа МЧС России при приведении в готовность к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
доведение в установленном порядке сигналов по гражданской обороне до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также установленных сигналов оповещения, возложенного на МЧС России при внезапном нападении противника;
оповещение в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
оповещение в установленном порядке членов оперативного штаба управления в кризисных ситуациях территориального органа МЧС России при возникновении чрезвычайной ситуации;
поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления силами и средствами постоянной готовности МЧС России (на территории федерального округа, субъекта Российской Федерации) в период угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время;
осуществление сбора, обработки и доклада руководству территориального органа МЧС России оперативной информации о ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
сбор и обработка информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
ведение учета сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с органами повседневного управления МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация информационного обеспечения деятельности руководства территориальных органов МЧС России по управлению силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС при угрозе, возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
осуществление предварительной оценки масштабов и характера возникшей чрезвычайной ситуации, координация действий сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
подготовка необходимых расчетов и предложений руководству территориального органа МЧС России для принятия решений в случаях угрозы, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
представление в установленном порядке оперативной ежедневной сводки руководству территориального органа МЧС России, а также в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с возложенными на территориальный орган МЧС России функциями;
доведение до подчиненных оперативных дежурных служб, сил постоянной готовности МЧС России данных прогноза о возможных чрезвычайных ситуациях;
обеспечение оперативной информацией руководства территориального органа МЧС России из зоны чрезвычайной ситуации;
сбор и обработка информации по материально-техническим и денежным средствам, израсходованным при ликвидации чрезвычайной ситуации;
поддержание в готовности и обеспечение надежного функционирования программно-технических средств на пунктах управления. Основными задачами оперативных подразделений МЧС России являются:
ОШ ЛЧС: подготовка вариантов решений и обеспечение деятельности комиссии по ЧС; организация взаимодействия с органами управления функциональных подсистем, привлекаемых к ликвидации ЧС; организация планирования и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; координация действий подразделений МЧС России, территориальной и функциональных подсистем РСЧС;
ОГ: оценка масштабов ЧС в районе бедствия и прогнозирование возможных ее последствий; подготовка предложений НГУ МЧС России по области для принятия решения по ликвидации ЧС; осуществление непосредственного руководства по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; организация и поддержание непрерывного взаимодействия с органами управления РСЧС и другими органами управления сил, привлекаемых к ликвидации ЧС;
ОДС: организация сбора, анализа, обработки и отображения информации о ЧС; подготовка предложений руководству Главного управления (ОШ) для принятия решения, обеспечение развертывания ОШ ЛЧС и непрерывное его информирование об обстановке. Основными мероприятиями, проводимыми органами повседневного управления и силами единой системы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. |