Скачать 0.94 Mb.
|
МЧС РОССИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ДЕЙСТВИЯ СИЛ И СРЕДСТВ МЧС РОССИИ (РСЧС) ПРИ ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИСШЕСТВИИ НА ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ» г. Черкесск, 2015 Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий территориальных органов МЧС России в области подготовки и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на горнолыжных курортах разработаны Главным управлением МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике. Настоящие методические рекомендации предназначены для территориальных органов МЧС России, органов управления субъектов Российской Федерации, в сфере ответственности которых находятся вопросы подготовки и управления силами и средствами ФП и ТП РСЧС В рекомендациях изложены основные вопросы планирования, подготовки и проведения мероприятий практического характера, направленных на отработку навыков личного состава, слаживание подразделений экстренных служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на горнолыжных курортах. При подготовке рекомендаций использованы: нормативно-правовая база; методические документы действующие в системе МЧС России; практический опыт специалистов экстренных служб; результаты практических мероприятий Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике на горнолыжном кластере. Содержание I. Введение……………………………………………………………………………….5 II. Общие положения…………………………………………………………………....6 III. Виды источников опасности и рисков……………………………………………..7 IV. Способы снижения рисков ……………………………………….………….….….7 V. Меры по обеспечению безопасности туристов на объектах горнолыжного кластера …………………………………………………………………………..….…..9 VI. Основы организации управления и взаимодействия при ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на горнолыжных курортах ………….…………..10 VII. Силы и средства при заблаговременной подготовке и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на горнолыжных курортах …………..…16 VIII. Особенности ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на горнолыжных курорта……………………………………………………………………………....…..19 IX. Особенности организации связи при проведении спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций в горных районах …………………………….20 Приложение № 1. Рекомендации руководителю ПСФ (АСФ), штаба, поисково-спасательных работ…………………………………………………………………..….23 Приложение № 2. Регистрация туристических групп………………………………....26 Приложение №. 3 Алгоритм действий главы органа местного самоуправления при угрозе и возникновении ЧС на объектах горнолыжного кластера…………………..28 Приложение № 4. Формализованное решение председателя КЧС и ОПБ…………..31 Приложение № 5. Алгоритм действий старшего оперативного дежурного ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту» при возникновении ЧС на горнолыжных курортах…………………………………………………………………………………..35 Приложение № 6. Алгоритм действий старшего ОГ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту» при возникновении чрезвычайных ситуаций на горнолыжных курортах…………………………………………………………………………………..37 Приложение № 7. Алгоритм действий оператора ВКС ОГ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту» при возникновении ЧС на горнолыжных курортах …………38 Приложение № 8. Алгоритм действий специалиста отдела мониторинга и прогнозирования ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту» при возникновении ЧС на горнолыжных курортах……………………………………………………….…39 Приложение № 9. Алгоритм действий специалиста СМИ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту» при возникновении ЧС на горнолыжных курортах…………..41 Приложение № 10. Алгоритм действий старшего ОГ МГПО при возникновении ЧС на горнолыжных курортах………………………………………………………………42 Приложение № 11. Алгоритм действий диспетчера ЕДДС муниципального района при получении информации о ЧС на горнолыжных курортах……………………….43 Приложение № 12. Алгоритм действий диспетчера ДДС организации при получении информации о ЧС на горнолыжных курортах…………………………....45 Приложение № 13. Типовое соглашение об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на горнолыжных курортах………………………………………………………………47 I. Введение Туризм является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16 рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 7,9% экспорта товаров и услуг. По данным Word Tourism Organization Россия до конца 2020 года войдет в число двадцати крупнейших стран по въезду туристов. Наше государство обладает уникальными туристскими ресурсами, что вызывает все увеличивающийся интерес как россиян, так и граждан иностранных государств к путешествиям по России. Горнолыжный туризм становится одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Однако организации, занимающиеся туристской деятельностью, не всегда уделяют должное внимание безопасности туристов. Не всегда соблюдаются нормативно-правовые акты в области безопасности туристической деятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», что ведет к росту несчастных случаев, в т.ч. связанных с гибелью людей. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность. Популяризация и активное развитие туризма и курортов Северного Кавказа, проведение XXII зимних Олимпийских игр-2014г. приводит к увеличению числа отдыхающих на горнолыжных курортах Северного Кавказа. Развитие Северного Кавказа приобретает все большую значимость. Это создает дополнительную нагрузку на пожарно-спасательные подразделения МЧС России по готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации различного характера. Ежегодно увеличивается количество спасательных операций по поиску пострадавших и погибших туристов и альпинистов на данном направлении. Нормативные ссылки Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.. Федеральный закон от 21.11.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями и дополнениями. Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с изменениями и дополнениями. Постановление от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 19.01.2007 г. № 16-ФЗ в редакции от 19.07.2009 г. № 197-ФЗ. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов». Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 712 «Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом МЧС» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 г. № 346). ГОСТ Р 50644-2009 Туристические услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. Приказ МЧС России от 22.01.2013 № 32 «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время». Приказ МЧС России от 25.02.2013 № 123. II. Общие положения При всём своём великолепии нужно понимать о том, что горнолыжный туризм - это не только красота, но также и источник различных происшествий и чрезвычайных ситуаций. Основные виды горнолыжного туризма:
Основные факторы, влияющие на безопасность туристов при совершении путешествия на горнолыжный курорт, включают в себя: - географические и природные особенности места пребывания туристов; - особенности видов туристских путешествий (экстремальный туризм, спортивно-оздоровительный туризм и др.); - уровень качества и безопасности оказываемых услуг (подготовка лыжных трасс, установка ограждений, предупреждающих баннеров и др.); - соблюдение туристами правил личной безопасности, в том числе законов, указаний и инструкций органов власти, специализированных служб МЧС России, сопровождающих гидов и инструкторов-проводников. III. Виды источников опасности и рисков В процессе оказания туристских услуг на объектах горнолыжного кластера могут проявляться следующие источники опасности: - источники опасности природного характера (сход снежных лавин, сильный снегопад, сильный ветер, камнепад); - источники опасности техногенного характера (аварии на канатно-кресельных дорогах и бугельных подъемниках, травмы на горнолыжных трассах); - источники опасности социального характера (болезнь, криминал, непредвиденные ситуации); - источники опасности в чрезвычайных ситуациях. В результате воздействия совокупности или отдельных источников опасности туристы могут быть подвергнуты различным рискам. К рискам в туризме относятся: травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, биологическая, экологическая, токсикологическая, радиоактивная, криминогенная, военно-политическая опасности, а также специфические риски. Специфические риски обусловлены: - возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристских организаций туристской индустрии, включая маршруты путешествия, и чрезвычайных происшествий и ситуаций; - ненадлежащим техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и подъемников, туристских, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горно-лыжных трасс); - сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.); - непрофессиональностью персонала (гидов, экскурсоводов, инструкторов-проводников и др.); - неподготовленностью туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т.п.); - непредоставлением или предоставлением неполной информации об условиях путешествия туристам (экскурсантам). IV. Способы снижения рисков Снижение риска травмоопасности обеспечивается: - организацией в установленном порядке сертификации и маркировки горнолыжных трасс, установкой запрещающих знаков и ограждений на опасных участках; - соблюдением правил эксплуатации канатно-кресельных дорог и бугельных подъемников, инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивающих его безопасную работу; - всевозможным информированием туристов о прогнозе возникновения ЧС на объектах горнолыжного кластера и опасных факторах риска получения ими травм; -обеспечение достаточного количества спасателей и медрабтников на объектах горнолыжного кластера; - соблюдением туристами правил проезда на транспортных средствах; - соблюдением обслуживающим персоналом правил пассажирских перевозок; - установкой защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.); - использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок при пересечении сложных участков туристского маршрута, шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного туристского снаряжения); - соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю; - соблюдением строительных требований к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов, предъявляемых к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, автомобилей, плавсредств и пр.); Снижение риска пожароопасности достигается: при оказании туристских услуг и эксплуатации объектов туристской индустрии должны соблюдаться установленные требования пожарной безопасности. Снижение риска гидрометеорологической опасности обеспечивается путем: - выбора благоприятного времени года и погодных условий для осуществления туристских поездок в стране (месте) временного пребывания; - рациональным проектированием трассы туристского маршрута с учетом погодных особенностей района; - сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды; - своевременным проведением принудительных спусков лавин; - обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты; - своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых погодных условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот и др.). Снижение риска биологической опасности обеспечивается: соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических норм и правил при оказании туристских услуг, в том числе: - применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов; - использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т. ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.); - проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; - информированием туристов о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и состоянии окружающей среды. |
Главное управление мчс россии по республике башкортостан Правительства рб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и размещение заказа путем... | «Утверждаю» Заместитель Министра мчс россии П. А. Попов Москва 2012 г Мчс россии (далее – Наставление) содержит основные положения и рекомендации по работе органов повседневного управления единой государственной... | ||
Руководство по организации планирования,обеспечения и проведения... Изучить перечень и порядок отработки документов по подготовке эвакомероприятий в военное время | Руководство и координация работами по ликвидации чс в зависимости... Комиссия по чрезвычайным ситуациям (кчс) предприятия предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных... | ||
Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны,... Обучение в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны,... Обучение в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | ||
Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения... По оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства российской... | Постановление от 30 декабря 2009 г. N 406-пр о создании и использовании... О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации... | ||
Постановление от 30 декабря 2009 г. N 406-пр о создании и использовании... О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации... | Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей)... | ||
Утверждаю директор начальник го Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач, основы функционирования объектового... | Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению... Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов) | ||
Наша задача – предупреждение чрезвычайных ситуаций Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций) начальником управления гражданской защиты гу... | Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Территориальный орган, постоянно работающий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | ||
Тема №3/2 Тема №3 «Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рс чс)» | Доклад «О состоянии защиты населения и территорий Орловской области... Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,... |