Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся





НазваниеУрок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся
страница1/6
Дата публикации26.12.2014
Размер0.62 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3   4   5   6






Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжен­ным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достиже­ние которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащих­ся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, до­полнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую ин­формацию с записью основных положений в виде краткого переска­за, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоя­тельно использовать полученные знания и приводить в систему ста­рые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, нео­бычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рож­дать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулиру­ет учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний от­дельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно исполь­зоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, обору­дованием урока, доведением до конца его замысла.

Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательно­го пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитатель­ного процесса: содержание, средства, методы, организационные мо­менты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих ком­понентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.

Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных тре­бований.

Как известно, система уроков по любому предмету имеет цикли­ческий характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного мате­риала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:

  • изучение нового материала;

  • закрепление материала;

  • повторение изученного ранее;

  • контроль (диагностика) знаний;

  • применение знаний к решению задач;

  • формирование практических умений и навыков.

В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит раз­личные их виды:

  • уроки изучения нового материала;

  • комбинированные уроки;

  • уроки применения знаний, формирования практических уме­ний и навыков;

  • уроки повторения;

  • уроки контроля.

В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфичес­кие занятия в силу особенностей данного предмета как области на­уки или практики.

К каждому виду урока предъявляются специфические требова­ния, но разработаны и применяются общие критерии, которым дол­жен удовлетворять урок.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Результативность

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешне­го наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в лично­сти учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного ин­тереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

  • объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

  • формирование и тренинг способов умственных действий уча­щихся;

  • вклад в формирование личностных качеств школьника, и в пер­вую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствую­щих обучению;

  • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсена­ла методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личнос­тные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Тол­стого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

Структура урока

В современных условиях, когда объем научной информации огро­мен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных тре­бований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора ме­тодов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, при­вязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализиру­ется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуали­зация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Кон­трольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую уча­щихся к цели.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный мате­риал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего прин­ципа обучения в последние годы созданы новые программы и учеб­ники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубо­кого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на про­цесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятель­ные работы, творческие задания и т. д.).

Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителя: ассистенты, лаборанты, информато­ры, консультанты, киновидеодемонстраторы.

Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для кол­лективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение воп­росов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной ум­ственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняет­ся и руководит.

Дидактическая структура учебного материала

Наиболее действенным способом активизации мышления учащих­ся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и по­требности получить ответ на него.

Обучение с помощью проблемной ситуации можно представить схематически так:


Название этапа

Суть этапа

Приём учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

2. Формулирование гипотезы

3. Доказательство гипотезы


4.Общий вывод

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа
Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения
Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях

Выдвижение гипотезы


Установление причинно-следственных связей

В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Могут быть привлечены пособия, задачники, дидактические ма­териалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания ко­торого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личнос­тного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, созда­вать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности.

Самостоятельность и творчество в учебной деятельности

Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязан­ных задач:

  • создать такие педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой;

  • научить учащихся рациональным приемам такой работы;

  • научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.

Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщатель­но продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в кото­рой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами ис­следования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опы­тами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconУрок-праздник «Рождество в Англии»/ «Christmas in England»
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconПроблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности
Поэтому необходимо добиваться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconУрок-праздник. 19
Это обеспечивается продуманной подготовкой к уроку, более полным использованием воспитательного потенциала учебно-наглядных пособий...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconЭлементы здоровье сберегающих технологий на уроке английского языка
Уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. Поэтому...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconКак я добиваюсь дисциплины на уроке?
Ведь даже хорошо подготовленный урок не принесет ученикам пользы, а учителю радости, если на уроке нет дисциплины
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconУрок по теме «Части речи и словосочетания»
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть как вы работаете на уроке русского языка и как...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconЛитература для учителя Литература для учащихся
Может быть использовано для обучения, как для девочек, так и для мальчиков, так как знания основ кулинарии, рационального питания,...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconУрок математики, 2 класс
Чтобы на уроке ничего не упустить необходимо потренировать ваше внимание. Здесь зашифровано правило совместной работы на уроке. Расшифруйте...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconИгра как способ развития социального интеллекта учащихся на уроке иностранного языка
Проблема развития социального интеллекта продолжает демонстрировать актуальность, а также прочно утверждает свои позиции как неотъемлемый...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconУроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме...
«Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconРекомендации по осуществлению проектной деятельности Этапы проведения проекта
Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, её целей и...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconУрок математики в 6 классе
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся iconДошкольном образовательном учреждении
Преподавание риторики в школе необходимо, так как это предмет одновременно решает много задач – не только образовательных, но и воспитательных....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск