Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности





НазваниеПроблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности
Дата публикации30.07.2014
Размер67.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности

Тема моей работы не нова, но она всегда актуальна, особенно в наше время, когда резко падает уровень грамотности не только школьников, но и взрослого населения нашей страны. Исчезает интерес молодёжи к чтению, к книге, сознательному отношению к овладению знаниями, умениями и навыками. И, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому необходимо добиваться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого из них, дать любому школьнику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.

В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения лексики и словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А.Ладыженская и других. Особое внимание уделяется созданию системы работы по лексике и обогащению словарного запаса. Изучив литературу по этой проблеме, я систематизировала и обобщила материал, изложенный в работах таких авторов, как Т.Н.Кошкарова, Л.И.Новикова, С.Н.Пименова и других.

Цель моей работы - формирование навыков грамотного письма через организацию словарной работы - обусловила необходимость решения следующих задач: Слайд 2

  1. Расширить кругозор учащихся, обогатить их активный словарный запас;

  2. Выработать навык работы с орфографическим, толковым и другими лексическими словарями;

  3. Вызвать интерес школьников к изучению русского языка и постоянно его поддерживать;

  4. Содействовать развитию навыка орфографической зоркости и формированию грамотного письма обучающихся.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность.

Особую актуальность приобретает организация словарной работы, направленная на анализ различных значений слова в толковом словаре. Предлагаемая система работы с непроверяемыми написаниями обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач. Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса. Слайд 3

Чтобы правильно употребить и написать слово, необходимо осознать его лексическое значение. Толкование значения слова проводится различными способами: с помощью словаря, исторического комментария, подбора синонимов. Тем более, что сейчас этого требуют задания ГИА и ЕГЭ. Большинство слов запоминается лучше, если использовать исторический или этимологический комментарий. Слайд 4

Основным приёмом в работе над проверяемыми написаниями является этимологический анализ, он, по словам Д.Н.Богоявленского, «на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика, изучение трудных слов превращается в сознательный процесс», и это ценнее механического запоминания, так как сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая.

Правда, в школьной практике мы применяем его несколько упрощённо, чтобы научить детей правильно писать трудные слова. Поэтому он может быть не полным, а частичным, упрощённым. Элементарный анализ на уроке проводим в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи.

Иногда необходимы устные, более пространные пояснения к этим справкам, в которых раскрывается, доводится до сознания учащихся смысловое родство слов.

Но в языке много слов, которые не поддаются обобщению, по которым не составишь алгоритма, они находятся как бы «вне правил». К ним относятся непроверяемые написания гласных и согласных, различные исключения из правил, а так же вариантность словоформ (носков, но чулок; узбеков, но туркмен, грузин, татар).

Для таких слов может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить!» и вот тут на помощь ученику и учителю приходят мнемонические приёмы, или приёмы мнемотехники. Слайд 5

Мнемоника, или мнемотехника (от греч. искусство запоминания). – признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания – обычно того, что не поддаётся обобщению и алгоритмизации. Слайд 6

Дидактически целесообразны на уроках русского языка приёмы мнемотехники, которые основаны на ассоциативных связях между запоминаемыми объектами. Слайд 7

Среди элементов запоминания важно выделить признаки, стороны, грани, которые легко сопрягаются с определёнными сторонами или признаками других предметов. Слайд 8

Из числа «естественных» связей на первое место следует поставить смысловые. Слайд 9 Смысловые ассоциации с мнемоническими целями нетрудно закрепить при соответствующей группировке слов, морфем, словоформ. Слайд 10

Особенно популярным мнемоническим средством считаются рифма и ритм. Слайд 11

Мнемонические стихи, или рифмованные строчки помогают запомнить правило, исключения из правил. Слайд 12

Например, широко известна ритмизация и рифмовка глаголов II спряжения. Слайд 13

Видеть, слышать и смотреть,

И зависеть, и терпеть,

Гнать, дышать, держать, обидеть,

И вертеть, и ненавидеть.

Слайд 14

Разнообразие форм словарного диктанта вносит в уроки элементы новизны, способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки. Слайд 15

Важно обеспечить закрепление орфографических навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.

Такая целенаправленная работа над словом приносит свои результаты.

С 2008-2009 учебного года по 2010-2011 учебный год в классах, с которыми работала, наблюдалось следующее качество знаний, то есть грамотность, (в процентах) по русскому языку: Слайд 16


Уч. год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Классы

6

7

10

11

7

8

6

8

9

Контроль:




























Входной

46

36

50

32

50

45

45

50

39

Промежут.

50

39

50

32

50

45

50

50

45

Итоговый

50

39

50

38

50

45

55

50

45


Анализ результатов учебных достижений обучающихся по русскому языку позволяет отметить:

- процент справившихся с предложенными заданиями на уровне обязательных требований по учебным годам составил: в 2008-2009 – 44%, что на 3% выше по сравнению с результатами стартового контроля; в 2009-2010 – 47,5%, что на 3% выше по сравнению с результатами стартового контроля; в 2010-2011 – 50%, что на 5% выше по сравнению с результатами стартового контроля.

На государственной итоговой аттестации одним из сложнейших является задание В1 – подобрать стилистически нейтральный синоним. В 2010-2011 учебном году из 23 сдававших девятиклассников справились 18 человек, что составляет 83%. С определением орфограмм в слове связаны и задания В2-В4: с В2и В3 справились по 22 человека (96%), с В4 – 18 человек (83%). Слайд 17

В результате целенаправленной работы над словарными словами повышается качество знаний учащихся, формируются прочные орфографические навыки их написания. Такая систематическая работа вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию и правильному употреблению в речи. Слайд 18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПроблемные вопросы--как применить различные формы самостоятельной работы?
Гаврилина Галина Викторовна, учитель начальных классов, моу «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования»...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconУмение формулировать проблемные вопросы и гипотезы для исследования
Защита проекта, как итог ученической работы, создает ситуацию успеха, дает силы и желание работать с увлечением дальше. Дети, освоившие...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconКонспект урока по химии в 10 классе
Цветкова Л. А. и Габриеляна О. С. На усвоение данного объемного материала предполагается только один урок, если это базовый уровень....
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconУрока: Образовательные
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconОбучение аудированию на уроке иностранного языка
Аудирование как средство обучения иностранному языку и как один из способов реализации воспитательной, образовательной и развивающей...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПроблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconПлан оценивания: 8 Сведения о проекте 9 Материалы для дифференцированного обучения 9
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Проблемные вопросы словарной работы как средство обучения грамотности iconАнализ методической работы школы за 2011 2012 учебный год
Модернизация методической работы как средство повышения профессионального мастерства с целью улучшения результатов обучения и воспитания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск