Скачать 96 Kb.
|
Урок русского языка 8 класс Тема урока: Обобщение по теме «Виды односоставных предложений» Цель урока: контроль усвоения темы. Задачи урока: Образовательные: 1. Повторить виды односоставных предложений. 2. Закрепить умение находить односоставное предложение в речи и определять его вид. Развивающие: 1.Развивать умение использовать в речи односоставные предложения. 2. Развивать внимание и орфографическую зоркость. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к языку. Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, задания на опережение, метод самостоятельно-познавательного действия, проблемные вопросы, работа в группах. Оборудование: слайды с таблицами и текстами, компьютер, карточки с заданиями, рабочие тетради. Ход урока:
- Какие односоставные предложения использовали? - Какие односоставные предложения использовали для описания состояния человека? - Где чаще всего используются определённо-личные односоставные предложения?
- Какие предложения называются односоставными? - Назовите виды односоставных предложений.
По ходу беседы подготовленный ученик дополняет таблицу ответами учащихся. - Чем отличаются глагольные односоставные предложения от именных? (В глагольных – главный член предложения сказуемое, в именных – подлежащее) - Чем отличаются друг от друга глагольные односоставные предложения? (Формой сказуемого-глагола) - В какой форме сказуемое-глагол в определённо-личных предложениях? (Глагол в форме 1 и 2 лица ед. и мн.ч. изъявит. и повелит. накл.) - В какой форме сказуемое-глагол в неопределённо-личных предложениях? (Глагол в форме 3 лица или в форме прошедшего времени. В таких предложениях действие важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие) - Какое действие называет сказуемое-глагол в обобщённо-личных предложениях? (Действие, имеющее отношение к любому лицу) - Где чаще всего используются обобщённо-личные предложения? (Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц, афоризмов, для повествования с обобщённым смыслом) - Что мы можем сказать о сказуемом в безличных предложениях? (Сказуемое не указывает и не может указывать на действующее лицо. Действующее лицо не существует) - Чем может быть выражено сказуемое? (Безличным глаголом, словами нет, не было, неопределённой формой глагола (инфинитивом), наречиями или краткими страдательными причастиями) - Чем выражено подлежащее в назывном предложении? (Именем существительным в Им. падеже) - Для чего используются назывные предложения? (Назывное предложение кратко сообщает о реальности существования того, что названо именем существительным. Назывные предложения широко используются в художественной литературе, в публицистике, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности) Пример: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет…
Карточка № 1 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Односоставное предложение может быть распространённым. 2. Какое предложение называется определённо-личным? 3. Найдите определённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. (Общее для всех групп) Где они используются?
Все пройдёт, как с белых яблонь дым…
Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес.
что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг.
Заутра бой затеять новый.
Слушая рокот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 6) Одинок я, нет отрады, Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Ум…рающим огнём. 7) Шлейф, забрызга…ый звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землёй и небесами Вихрем подн…тый костёр. 8) Дорогая, сядем рядом, Погл…дим в глаза друг другу… 9) Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. 10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. Карточка № 2 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении сообщается о состоянии природы. 2. Какие предложения называются безличными? 3. Найдите безличные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. Карточка № 3 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом-инфинитивом. 2. Какие предложения называются неопределённо-личными? 3. Найдите неопределённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. Карточка № 4 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении в роли сказуемого может быть личный глагол. 2. Какое предложение называется обобщённо-личным? 3. Найдите обобщённо-личные предложения. Карточка № 5 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Назывные предложения чаще всего используются в разговорной речи 2. Какие предложения называются назывными? 3. Найдите назывные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы.
Старый Валаам Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней и лесов. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь. Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно. Задания:
VII. Подведение итогов урока. Карточка № 1 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Односоставное предложение может быть распространённым. 2. Какое предложение называется определённо-личным? 3. Найдите определённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. Где они используются? 1) Не ж…лею, не зову, не плачу, Все пройдёт, как с белых яблонь дым… 2) Топи да болота, Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес. 3) Кричат нам, что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. 4) Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый. 5) Многое вспомниш… родное, далёкое, Слушая рокот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 6) Одинок я, нет отрады, Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Ум…рающим огнём. 7) Шлейф, забрызга…ый звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землёй и небесами Вихрем подн…тый костёр. 8) Дорогая, сядем рядом, Погл…дим в глаза друг другу… 9) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… 10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. Карточка № 2 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении сообщается о состоянии природы. 2. Какие предложения называются безличными? 3. Найдите безличные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. 1) Не ж…лею, не зову, не плачу, Все пройдёт, как с белых яблонь дым… 2) Топи да болота, Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес. 3) Кричат нам, что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. 4) Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый. 5) Многое вспомниш… родное, далёкое, Слушая рокот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 6) Одинок я, нет отрады, Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Ум…рающим огнём. 7) Шлейф, забрызга…ый звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землёй и небесами Вихрем подн…тый костёр. 8) Дорогая, сядем рядом, Погл…дим в глаза друг другу… 9) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… 10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. Карточка № 3 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом-инфинитивом. 2. Какие предложения называются неопределённо-личными? 3. Найдите неопределённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. 1) Не ж…лею, не зову, не плачу, Все пройдёт, как с белых яблонь дым… 2) Топи да болота, Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес. 3) Кричат нам, что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. 4) Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый. 5) Многое вспомниш… родное, далёкое, Слушая рокот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 6) Одинок я, нет отрады, Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Ум…рающим огнём. 7) Шлейф, забрызга…ый звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землёй и небесами Вихрем подн…тый костёр. 8) Дорогая, сядем рядом, Погл…дим в глаза друг другу… 9) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… 10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. Карточка № 4 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: В безличном предложении в роли сказуемого может быть личный глагол. 2. Какое предложение называется обобщённо-личным? 3. Найдите обобщённо-личные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. 1) Не ж…лею, не зову, не плачу, Все пройдёт, как с белых яблонь дым… 2) Топи да болота, Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес. 3) Кричат нам, что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. 4) Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый. 5) Многое вспомниш… родное, далёкое, Слушая рокот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 6) Одинок я, нет отрады, Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Ум…рающим огнём. 7) Шлейф, забрызга…ый звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землёй и небесами Вихрем подн…тый костёр. 8) Дорогая, сядем рядом, Погл…дим в глаза друг другу… 9) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… 10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. Карточка № 5 1. Подумайте, верное или неверное утверждение: Назывные предложения чаще всего используются в разговорной речи 2. Какие предложения называются назывными? 3. Найдите назывные предложения, выпишите в тетрадь, подчеркните основы. 1) Не ж…лею, не зову, не плачу, Все пройдёт, как с белых яблонь дым… 2) Топи да болота, Синий плат небес, Хвойной позолотой Взвенивает лес. 3) Кричат нам, что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. 4) Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый. 5) Многое вспомниш… родное, далёкое, Слушая рокот колёс непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. 6) Одинок я, нет отрады, Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Ум…рающим огнём. 7) Шлейф, забрызга…ый звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землёй и небесами Вихрем подн…тый костёр. 8) Дорогая, сядем рядом, Погл…дим в глаза друг другу… 9) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой… 10) Когда же постранствуеш…, воротиш…ся домой, И дым Отечества нам сладок и приятен. |
Тема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня | Урока: Образовательные Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения | ||
Урока: Образовательные Образовательные: изучить признаки царства животные, расширить представления учеников о живой природе | Урока: Образовательные Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды | ||
Урока: Образовательные Образовательные. Обобщить понятия геометрических тел, их названия, их свойства и где они применяются, применение полученных навыков... | Урока Цели урока: Образовательные Тип занятия: закрепление знаний в форме интегрированного урока (информатика + изо) | ||
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,... Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты... | Урока: Образовательные Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М. Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения,... | ||
Урока: Образовательные Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется... | Урока: "Слова с непроизносимыми согласными" Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить орфограмму "непроизносимые согласные", вывести | ||
Конспект урока в 9 «а» классе по волейболу. Задачи урока Образовательные... | Урока: Образовательные Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия | ||
Конспект урока английского языка Тема урока : Arranging Date and... Ученики выполняют упражнения для язычка, произносят английские звуки и называют слова с данными звуками, повторяя их за учителем | Урока: образовательные ... | ||
Урока: изучение нового материала Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста | Урока: изучения новых знаний Образовательные цели урока «непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста |