О реализации права военнослужащего на труд





Скачать 103.86 Kb.
НазваниеО реализации права военнослужащего на труд
Дата публикации31.12.2014
Размер103.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
О реализации права военнослужащего на труд

В.С. Мартиросян, капитан юстиции, адъюнкт Военного университета
В условиях экономических и правовых реформ, которые проводятся в России в последние годы и направлены на улучшение благосостояния и жизненного уровня трудоспособного населения страны, лиц пенсионного возраста и других слабо защищенных слоев общества, наиболее остро стоит проблема социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации межведомственной рабочей группой был подготовлен доклад о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей за 2001 г.

Рабочая группа опросила 12881 военнослужащего из всех силовых структур и 3646 членов их семей. По результатам исследования индекс социального самочувствия российских военнослужащих – показатель, выражающий самооценку материального положения, – специалисты определили как минус 0,52. Это значит, что более половины военнослужащих считают свое материальное положение неудовлетворительным.

В 2001 г. 46,2% семей военнослужащих проживали за чертой бедности. В 2001 г. продолжалось падение уровня жизни военнослужащих по отношению к среднему по стране. Например, если в России количество граждан, проживающих за чертой бедности, с 2000 г. по 2001 г. сократилось на 3,8%, то среди военнослужащих это число уменьшилось на 1,8%. Реальные совокупные текущие доходы семей военнослужащих за этот период выросли на 28,6%, а в среднем по стране рост составил 34,7%.

В 2001 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата наемного работника в стране впервые превзошла среднестатистическое денежное довольствие военнослужащего по контракту (3262 руб. против 3198 руб.)1 .

В такой ситуации военнослужащие вынуждены наряду с основным источником дохода искать себе дополнительный источник финансирования, так называемую «подработку». Зачастую эта работа никак не связана с их повседневной деятельностью. Сегодня, как ни печально, российского военнослужащего можно увидеть в качестве охранника магазина, офиса какого-либо предприятия (частной фирмы), автомобильной стоянки и т.д. Данная трудовая деятельность военнослужащими осуществляется без должного оформления, без соблюдения норм трудового права и вызвана сложной экономической ситуацией в стране, низким денежным содержанием военнослужащего, уровнем инфляции в стране, отсутствием некогда четких и слаженных механизмов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Данная проблема вызвана также хотя и высоким, но узкопрофильным (специфическим) уровнем образования военнослужащих, отсутствием механизма и способов переориентации военнослужащих на гражданские специальности, условиями быта и службы российских военнослужащих.

Принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ не оправдал надежды военнослужащих, так как наряду с повышением денежного содержания военнослужащих государством был отменен ряд льгот, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством.

Согласно вышеназванному Закону большинство льгот, которыми ранее пользовались военнослужащие и члены их семей, будут компенсироваться в денежной форме. По оценке самих военнослужащих самым болезненным является отмена льгот по жилищно-коммунальным платежам. Не секрет, что рост коммунальных услуг практически не контролируется Правительством Российской Федерации. Поэтому денежная компенсация, которая будет выплачиваться военнослужащим, как всегда, задним числом, явится недостаточной.

Не принято пока и решение о порядке индексации денежного довольствия военнослужащих в связи с ростом инфляции. Благим пожеланием остается рекомендация депутатов из Комитета по обороне Государственной Думы о двухразовой ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих в связи с ежедневной инфляцией в стране.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий реализует свое конституционное право на труд путем прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, в которых Законом предусмотрена военная служба. Прохождение военной службы осуществляется в двух основных формах: по контракту и по призыву. Причем военная служба в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» является особым видом федеральной государственной службы, заключающимся в выполнении военнослужащим обязанностей военной службы в целях решения специфических задач в сфере безопасности и обороны государства.

В п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. В частности, военнослужащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой в организациях в порядке, установленном Трудовым кодексом Российскоый Федерации, в том числе по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.

Аналогичные запреты (правоограничения) предусмотрены ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ и ст. 20 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1027-1. Их основное содержание сводится к следующему: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих; установить препятствия возможным злоупотреблениям военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.

В то же время военнослужащий может состоять членом органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено его должностными обязанностями. Так, Указом Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июля 1994 г. № 1200 установлено, что представители государства в органах управления хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с этим Указом, решениями Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества, от имени которых они действуют.

Закон (п. 7 ст. 10) разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конкретные формы такой деятельности Законом не определены, т.е. ее оформление может производиться как трудовыми договорами, так и гражданско-правовыми договорами, например, поручения и т.д. Единственным условием, предусмотренным Законом для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащих, является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» педагогическая деятельность может осуществляться в двух формах: в форме индивидуальной трудовой деятельности (ст. 48), которая, по сути, рассматривается как предпринимательская деятельность, и в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на договорной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53). Причем обе эти формы, на практике, осуществляются только на возмездной основе. Так как индивидуальная педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская, военнослужащие не вправе заниматься ею.

Таким образом, военнослужащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, т.е. и в служебное время (например, военнослужащие – преподаватели, научные работники и др.).

С 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации2 , который установил новые принципы регулирования и действия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, согласно п. 5 ст. 11 Трудового кодекса особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и др.) устанавливаются Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

В п. 6 указанной статьи говорится о том, что Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Трудовым кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие по договорам гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: во-первых, военнослужащие по своему правовому статусу фактически приравнены к государственным служащим, о чем свидетельствуют Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О денежном довольствии военнослужащих» от 1 июня 2002 г. № 537, в котором приведен табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы; во-вторых, на военнослужащих не распространяются действие Трудового кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во время исполнения ими обязанностей военной службы. Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации время исполнения обязанностей военной службы военнослужащими в воинских частях в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, регламентируется распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности военнослужащих, их учебы и быта. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы. В воинских частях и соединениях распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает соответствующий командир с учетом вида Вооруженных Сил и рода войск, стоящих задач, времени года, местных и климатических условий.

Таким образом, по мнению автора, на военнослужащих, находящихся не при исполнении обязанностей военной службы, могут распространяьтся нормы Трудового кодекса, иных законов и нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения. Такое решение законодателя представляется революционным, так как наряду с правовыми последствиями, вытекающими из конституционных принципов, гарантирующих каждому гражданину Российской Федерации достойное существование на территории страны, оно обеспечит военнослужащего и членов его семьи такой необходимой в настоящее время социальной и материальной поддержкой.

У читателей может возникнуть вполне справедливый вопрос: когда же правовые нормы начнут работать на практике?

В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу.

Изданные до введения в действие Трудового кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Анализируя данную статью, можно прийти к следующему выводу: военнослужащие могут реализовать свое право на труд в свободное от службы время только после приведения в соответствие с Трудовым кодексом федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие в ходе исполнения военнослужащими своих обязанностей. Такие изменения, в частности, могут коснуться вышеуказанной ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающей запреты (правоограничения) на занятие военнослужащими любой другой трудовой деятельностью, помимо тех, которые указаны в данном Законе.

Однако, по мнению автора, ст. 423 Трудового кодекса противоречит ст. 5 этого Кодекса, согласно которой нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. А в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Хотелось бы напомнить читателям, что Трудовой кодекс согласно ст. 420 введен в действие с 1 февраля 2002 г.

Таким образом, военнослужащие уже могут реализовать свое законное право на труд вне исполнения ими служебных обязанностей.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о способах реализации военнослужащими права на труд вне исполнения ими служебных обязанностей.

Действующий Трудовой кодекс предусматривает осуществление трудовой деятельности работником в следующих формах: заключение с работодателем трудового договора (контракта), работу по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии со ст. 98 Трудового кодекса разрешается работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работника (совместительство). По заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности (внутреннее совместительство). Примером «внутреннего совместительства» может стать действующее в системе органов МВД России постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях (работы) по совместительству в системе МВД России» от 23 июля 1993 г. № 720. Согласно данному постановлению сотрудникам МВД России разрешается совместительство на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях работников в свободное от основной службы (работы) время, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Совместительство допускается с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника в любом органе внутренних дел, подразделении, на предприятии, в учреждении и организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе и по месту основной службы (работы) сотрудника органов внутренних дел. При оформлении на работу по совместительству с работником заключается трудовой договор в письменной форме.

Работник также имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

В заключение необходимо отметить, что Трудовой кодекс значительно расширяет права военнослужащих в области трудовых отношений, и предстоит большая законотворческая работа по приведению федеральных законов в соответствие с ним.


1 См.: Независимое военное обозрение. – 2002. – № 27. – С. 3

2 Далее по тексту – Трудовой кодекс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О реализации права военнослужащего на труд iconТематическое планирование 10-й класс
Вводный урок. Задачи курса овс. Конституции Российской Федерации, Республики Татарстан и законы Российской Федерации, определяющие...
О реализации права военнослужащего на труд iconЗакон города Москвы о квотировании рабочих мест в городе москве
Москве для обеспечения дополнительных гарантий гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, реализации ими права на труд, социальную...
О реализации права военнослужащего на труд iconМетодическая разработка урока-игры на тему: «Права ребенка»
И главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной...
О реализации права военнослужащего на труд iconПлан работы Введение I. Понятие трудового договора >II. Трудовой...
Ведущей на сегодняшний день формой реализации права граждан на труд из перечисленных является трудовой договор, так как именно он...
О реализации права военнослужащего на труд iconСтатья Финансовые условия 5 глава деятельность амфр и клубов суперлиги...
Статья Правовые основания. Коммерческие права и Права на освещение в отношении Соревнований, переданные амфр 4
О реализации права военнослужащего на труд iconУроки 7 16 Задание на дом. Написать сочинение на тему «Труд в моей жизни»
«Все говорят, что наш детский труд — это учение Потом, когда вырастем, — наш труд — работа на благо страны По-моему, такие громогласные...
О реализации права военнослужащего на труд iconРабочей учебной программы дисциплины «актуальные проблемы административного...
Целью изучения дисциплины является формирование совокупности теоретических знаний и практических навыков, необходимых для овладения...
О реализации права военнослужащего на труд iconНекоммерческим учреждением, созданным для обеспечения реализации...
«Киршонская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту «Учреждение») является некоммерческим учреждением, созданным для...
О реализации права военнослужащего на труд iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация работы мбдоу №10 «Сказка» по реализации образовательной области «Труд»»
О реализации права военнослужащего на труд iconРабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5 класса на 2013-2014 учебный год
«Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»...
О реализации права военнослужащего на труд iconТематика курсовых работ по дисциплине «теория государства и права»
Происхождение права: три основные фазы в развитии права, роль естественного права
О реализации права военнослужащего на труд iconРабочая программа по предмету технология (обслуживающий труд) 8 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по направлению «Технология. Обслуживающий труд. Сельскохозяйственный...
О реализации права военнослужащего на труд iconРабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса...
«Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»...
О реализации права военнослужащего на труд iconО правилах посещения культурно-досугового учреждения
Целью деятельности кду является создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, развития...
О реализации права военнослужащего на труд iconРабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...
О реализации права военнослужащего на труд iconРабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:...
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск