МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Подготовка ребенка к школе» Составитель: А.А.Смага, к.п.н., доцент кафедры педагогики Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины (модуля) ФТД. «Подготовка ребенка к школе» являются формирование системы знаний о подготовке детей к обучению в школе; раскрытие теоретических основ условий школьного обучения и воспитания, достижений шестилетнего ребенка в умственном развитии, поиск практических подходов к осуществлению подготовки детей к обучению в школе. Ориентация будущих специалистов в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школе: теоретических основах, сущности, структуре, компонентах, их взаимосвязи. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
понятие и особенности педагогической деятельности специалиста ДОУ;
содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
структуру подготовки детей к обучению в школе;
особенности предшкольного образования;
специфику предшкольного образования в условиях домашнего воспитания;
современные концепции и модели предшкольного образования;
сущность и закономерности процессов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
принципы построения и организации процессов обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе;
особенности адаптации к школе.
уметь:
планировать и организовать учебно-воспитательную работу по подготовке ребенка к школе в ДОУ и условиях домашнего воспитания;
осуществлять выбор методов педагогического воздействия;
устанавливать взаимосвязь методов обучения в процессе подготовки ребенка к школе;
использовать новые технологии в области педагогической науки с целью подготовки ребенка к обучению в школе;
составлять программу развивающего обучения;
подбирать современные способы обучения, применять их в работе с детьми дошкольного возраста.
владеть:
навыками формулирования теоретических выводов практических выводов;
решения педагогических ситуаций;
навыками организации и техники педагогической работы;
навыками разработки практических рекомендаций для педагогов и родителей.
Практическое занятие № 1-2
Психологические возможности детей 5-7 лет
План и вопросы для обсуждения.
Различные подходы к определению понятия непрерывности и преемственности образования.
Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Специфика задач дошкольного и младшего школьного образования.
Основания преемственности целей и содержания дошкольного и младшего школьного этапов развития ребёнка.
Основная литература:
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.
Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.
Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6
Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011
Дополнительная литература:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.
Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.
Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.
Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.
Практическое занятие 3-5.
Тема: Состояние работы в ДОУ по подготовке детей к школе
План и вопросы для обсуждения.
Изменения образовательного пространства.
Типы образовательных учреждений, осуществляющих обучение, воспитание и развитие детей дошкольного и школьного возраста.
Приоритетная задача предшкольного образования – обеспечение единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребёнка, формирование его готовности к систематическому обучению к школе.
Причины детской дезадаптации к школе.
Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу.
Оценка уровня тревожности и предрасположенности родителей ребёнка к неврозу.
Тренинги мышечного расслабления.
Мышечная релаксация по представлению.
Задания для самостоятельной работы:
Выписать тесты для определения уровня развития мелкой моторики рук (тесты № 1-3) из источника; уметь их провести на академической группе.
Подобрать игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук.
Подготовиться к проведению теста «Определение школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека). Знать инструкцию, уметь ее провести, оценить результаты.
Основная литература:
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.
Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.
Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6
Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011
Дополнительная литература:
Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 58.
Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2; 3.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.
Дощицына З.Ф. Оценка степени готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации. – М., 2000.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-го возраста. – М., 1988.
Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. //Вестник образования. – 2002. - № 6.
Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа. – 2002. - № 1.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.
Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.
Малькольм Годвин. Кто ты? 101 способ узнать себя. - М., 2004.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе // Материалы симпозиума. – М., 1977.
Практическое занятие 6-7.
Тема: Структура готовности ребенка к обучению в школе
План и вопросы для обсуждения.
Характеристика программ: цели, предназначение, содержание.
Программы «Золотой ключик»,
«Программа воспитания и обучения в детском саду»;
«Из детства в отрочество»;
«Преемственность»;
«Сообщество»;
Школа -2100» и др.
Литература основная:
Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.
Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6
Литература дополнительная:
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).
Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.
Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Практическое занятие 8-10
Тема: Школьная зрелость как педагогическое понятие
План и вопросы для обсуждения.
Образовательная программа «Истоки». Компетентность ребёнка дошкольного возраста: коммуникативная, социальная, интеллектуальная, компетентность в плане физического развития.
Инициативность, креативность, произвольность, свобода поведения, самосознание и самооценка.
Модель диагностики уровня сформированности личностной культуры ребёнка.
Характеристика социальной или личностной готовности к обучению в школе.
Переходные периоды в психическом развитии детей.
Оценка особенностей поведения ребёнка 6-7 летнего возраста.
Исследование самооценки ребёнка.
Самоконтроль.
Литература основная:
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64с.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.
Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.
Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6
Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011
Литература дополнительная:
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).
Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентированное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.
Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Практическое занятие 11-13.
Тема: Современные концепции и модели предшкольного образования План и вопросы для обсуждения.
Цели программы, принципы построения процесса подготовки к школе детей 5 лет, не посещающих ДОУ.
Структура программы, основные разделы и их содержание.
Характеристика средств обучения, пособия для детей и педагогов.
Примерная организация обучения в условиях полного и неполного дня пребывания ребёнка.
Основная литература:
Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.
Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.
Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.
Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-
Литература дополнительная:
Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 58.
Амосов Н.М. Корни долголетия: как закалять организм ребёнка-дошкольника //Спортивная жизнь России.- 1980.- № 2.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).
Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.
Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.
Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.
Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.
«Двенадцать месяцев» здоровья //Обруч. – 2006. - №2. – С. 8-11.
Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ. – М., 1996.
Зыков Е.В. Развитие «Я» ребёнка как основа психологического здоровья дошкольника //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 55.
Картавых Л., Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления ребенка //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 10, 11.
Монина Г.Б. Психологический аспект в подготовке ребёнка к школе //Дошкольная педагогика. – 2006. - №6. – С. 63-66.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособ. для практич. психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Педагогика предшкольной поры (Коллектив кафедры общей педагогики Северо-Осетинского ГПИ).- Владикавказ, 2006.
Подготовка ребенка к школе – Томск, 1994. – 206 с.
Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.60-64.
Программа обучения и развитие детей 5 лет «Предшкольная пора» (Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, Н.Г.Салмина и др.
Цаур И., Волкова Е., Борзаковская О. Спокойствие, только спокойствие //Обруч. – 2006. - №1. – С.41-43.
Практическое занятие 14
|