Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе»





Скачать 330.03 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе»
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер330.03 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Подготовка ребенка к школе»
Составитель: А.А.Смага, к.п.н., доцент кафедры педагогики
Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины (модуля) ФТД. «Подготовка ребенка к школе» являются формирование системы знаний о подготовке детей к обучению в школе; раскрытие теоретических основ условий школьного обучения и воспитания, достижений шестилетнего ребенка в умственном развитии, поиск практических подходов к осуществлению подготовки детей к обучению в школе. Ориентация будущих специалистов в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школе: теоретических основах, сущности, структуре, компонентах, их взаимосвязи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • понятие и особенности педагогической деятельности специалиста ДОУ;

  • содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

  • структуру подготовки детей к обучению в школе;

  • особенности предшкольного образования;

  • специфику предшкольного образования в условиях домашнего воспитания;

  • современные концепции и модели предшкольного образования;

  • сущность и закономерности процессов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

  • принципы построения и организации процессов обучения и воспитания в ДОУ и начальной школе;

  • особенности адаптации к школе.

уметь:

  • планировать и организовать учебно-воспитательную работу по подготовке ребенка к школе в ДОУ и условиях домашнего воспитания;

  • осуществлять выбор методов педагогического воздействия;

  • устанавливать взаимосвязь методов обучения в процессе подготовки ребенка к школе;

  • использовать новые технологии в области педагогической науки с целью подготовки ребенка к обучению в школе;

  • составлять программу развивающего обучения;

  • подбирать современные способы обучения, применять их в работе с детьми дошкольного возраста.

владеть:

  • навыками формулирования теоретических выводов практических выводов;

  • решения педагогических ситуаций;

  • навыками организации и техники педагогической работы;

  • навыками разработки практических рекомендаций для педагогов и родителей.



Практическое занятие № 1-2

Психологические возможности детей 5-7 лет

План и вопросы для обсуждения.

    1. Различные подходы к определению понятия непрерывности и преемственности образования.

    2. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

    3. Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    4. Специфика задач дошкольного и младшего школьного образования.

    5. Основания преемственности целей и содержания дошкольного и младшего школьного этапов развития ребёнка.


Основная литература:

  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  6. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011


Дополнительная литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.

  6. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  7. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  9. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.



Практическое занятие 3-5.

Тема: Состояние работы в ДОУ по подготовке детей к школе

План и вопросы для обсуждения.

    1. Изменения образовательного пространства.

    2. Типы образовательных учреждений, осуществляющих обучение, воспитание и развитие детей дошкольного и школьного возраста.

    3. Приоритетная задача предшкольного образования – обеспечение единого старта шестилетних первоклассников, развитие личности ребёнка, формирование его готовности к систематическому обучению к школе.

    4. Причины детской дезадаптации к школе.

    5. Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнка к неврозу.

    6. Оценка уровня тревожности и предрасположенности родителей ребёнка к неврозу.

    7. Тренинги мышечного расслабления.

    8. Мышечная релаксация по представлению.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать тесты для определения уровня развития мелкой моторики рук (тесты № 1-3) из источника; уметь их провести на академической группе.

  2. Подобрать игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук.

  3. Подготовиться к проведению теста «Определение школьной зрелости» (по тесту Керна-Ирасека). Знать инструкцию, уметь ее провести, оценить результаты.


Основная литература:

  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  6. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011


Дополнительная литература:

  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 58.

  2. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  3. Безруких М.М. Портрет «будущего первоклассника» //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2; 3.

  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.

  8. Дощицына З.Ф. Оценка степени готовности детей к обучению в школе: Методические рекомендации. – М., 2000.

  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-го возраста. – М., 1988.

  10. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. //Вестник образования. – 2002. - № 6.

  11. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа. – 2002. - № 1.

  12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

  13. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир //Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

  14. Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1996.

  15. Малькольм Годвин. Кто ты? 101 способ узнать себя. - М., 2004.

  16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  17. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе // Материалы симпозиума. – М., 1977.


Практическое занятие 6-7.

Тема: Структура готовности ребенка к обучению в школе

План и вопросы для обсуждения.


    1. Характеристика программ: цели, предназначение, содержание.



  • Программы «Золотой ключик»,

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

  • «Из детства в отрочество»;

  • «Преемственность»;

  • «Сообщество»;

  • Школа -2100» и др.


Литература основная:

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  4. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6



Литература дополнительная:

        1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

        2. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

        3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

        4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.

        5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.

        6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.


Практическое занятие 8-10

Тема: Школьная зрелость как педагогическое понятие

План и вопросы для обсуждения.


        1. Образовательная программа «Истоки». Компетентность ребёнка дошкольного возраста: коммуникативная, социальная, интеллектуальная, компетентность в плане физического развития.

        2. Инициативность, креативность, произвольность, свобода поведения, самосознание и самооценка.

        3. Модель диагностики уровня сформированности личностной культуры ребёнка.

        4. Характеристика социальной или личностной готовности к обучению в школе.

        5. Переходные периоды в психическом развитии детей.

        6. Оценка особенностей поведения ребёнка 6-7 летнего возраста.

        7. Исследование самооценки ребёнка.

        8. Самоконтроль.


Литература основная:

  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64с.

  4. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  5. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6

  7. Сундухова А.К. Волшебный мир здоровья.- М.: Дрофа, 2011


Литература дополнительная:

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  2. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентированное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  4. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.

  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.


Практическое занятие 11-13.

Тема: Современные концепции и модели предшкольного образования
План и вопросы для обсуждения.


    1. Цели программы, принципы построения процесса подготовки к школе детей 5 лет, не посещающих ДОУ.

    2. Структура программы, основные разделы и их содержание.

    3. Характеристика средств обучения, пособия для детей и педагогов.

    4. Примерная организация обучения в условиях полного и неполного дня пребывания ребёнка.


Основная литература:

  1. Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

  2. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с.

  3. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации/ Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева, О.В. Чиндилова, Т.Р. Кислова и др. – 160 с.

  4. Проект. Предшкольное образование .- Омск, 2011.

  5. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. Н. А. Федосовой. – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-


Литература дополнительная:

  1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 2. – С. 58.

  2. Амосов Н.М. Корни долголетия: как закалять организм ребёнка-дошкольника //Спортивная жизнь России.- 1980.- № 2.

  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Метод. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2005 (Дошкольное воспитание и развитие).

  6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекции его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.

  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994.

  8. Виноградова Н.Ф. Что такое личностно - ориентирванное обучение? //Начальное образование.- 2003.- №1.

  9. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Начальная школа.- 2000.- №1.

  10. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.– М. Академический проект, 2005. – 256 с.

  11. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вызов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005.

  12. Гомеза М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.; Воронеж: МОДЕК, 1998.

  13. «Двенадцать месяцев» здоровья //Обруч. – 2006. - №2. – С. 8-11.

  14. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ. – М., 1996.

  15. Зыков Е.В. Развитие «Я» ребёнка как основа психологического здоровья дошкольника //Дошкольная педагогика. – 2006. - №2. – С. 55.

  16. Картавых Л., Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления ребенка //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 10, 11.

  17. Монина Г.Б. Психологический аспект в подготовке ребёнка к школе //Дошкольная педагогика. – 2006. - №6. – С. 63-66.

  18. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. – Ярославль, 1999.

  19. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практич. псих., педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

  20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособ. для практич. психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  21. Педагогика предшкольной поры (Коллектив кафедры общей педагогики Северо-Осетинского ГПИ).- Владикавказ, 2006.

  22. Подготовка ребенка к школе – Томск, 1994. – 206 с.

  23. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.60-64.

  24. Программа обучения и развитие детей 5 лет «Предшкольная пора» (Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, Н.Г.Салмина и др.

  25. Цаур И., Волкова Е., Борзаковская О. Спокойствие, только спокойствие //Обруч. – 2006. - №1. – С.41-43.


Практическое занятие 14

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconПодготовка ребенка к школе
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconПсихологическая подготовка детей к школе
В такой суматохе и спешке родителям даже невдомек, что подготовка детей к школе – это еще и эмоциональный настрой ребенка, который...
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические указания «Подготовка студентов к зачету по дисциплине «Физическая культура»
Методические указания содержат рекомендации по составлению рефератов, контрольные вопросы, рекомендуемую литературу
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия...
...
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому...
Тема №7: Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по выполнению работ по дисциплине «курсовое проектирование»
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Курсовое проектирование» составлены в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации для специалистов, организующих социально-педагогическое...
Охватывает всё время пребывания ребёнка в учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребёнка
Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по...
Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск