Скачать 340.64 Kb.
|
Подготовка ребенка к школе Содержательно-логические задачи и задания. Ведущую роль играют логические приёмы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование. В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы геометрических упражнений, выполнение которых способствует адекватному восприятию пространства, формированию пространственных представлений, развитию воображению. Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребёнка на эмпирической основе. Целесообразней включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приёмом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это задания с формулировками:
Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами группами фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его мышления. Игры на развитие мелкой моторики рук и активизации работы мозга «Дождик»
«Кузьма»
«Ладушки»
«Лягушки»
Упражнения для развития дикции
«Ты всё шуршишь, не спишь.» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Зеленый на жуке кожух.
- Не могу, уж извини. - Почему же, стриж, ты – стриж? - А я воздух стригу! Упражнения для развития орфографической зоркости
- Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? (Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место».) «Светофор» Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как только найдете «опасное место». «Зажги маячок» Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные месса», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные места?) отрабатывается необходимый способ действия. 2.По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание на способ действия: «Если звуку нужно доверять, обозначаю буквой, если нет – ставлю на его место сигнал опасности». Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:
На базаре спозаранок. Накупил баран баранок: Для барашков, для овечек Десять маковых колечек, Девять сушек, Восемь плюшек, Семь лепешек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных, Две коврижки И один калач купил – Про себя не позабыл! А для женушки – Подсолнушки.
Сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок – Сразу поссорились сорок сорок. 3) Шорох, шептанье, шумок под окном, Шлепанье легкое… Кто это – гном? Ш – ш – ш! Там, за шторами, возле окна Шустрым мышонком шуршит тишина. Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников Игра 1. «Полслова за вами» Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух. Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально. Игра 2. «Опиши предмет» Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам. Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное. Игра 3. «Я знаю» Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол: - Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять. Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.). Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима) Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение. Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих. Игра 5. «Расшифруй письмо» Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога. Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, . «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами. Игра 6. «Кто лучше» Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово. Игра 7.«Кто наблюдательнее» Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности. Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву. Игра 8. «Сочини сказку о предмете». Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса. Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета. Игра 9. «День - ночь» Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий -кислый» и др. Игра 10. «Подружи букву» Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния) Игра 11. «Идем в гости» Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же». Игра 12» «Составь слово» Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет. Игла 13. «Разложи по-порядку» Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку. Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши» Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет. Игра 15. «Молоточки» Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении. Игра 16. « Буква заблудилась» Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха. Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони» Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель. Игра 18. «Когда это бывает» Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций. Игра 19. «Колокольчики» Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей. Игра 20. «Исправь ошибки» Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется. Игра 21. «Слова» Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям. Игра 22. «Узелки на память» Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем. Примечание: Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.). У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать. Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему. читать ребенку осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования Тест для оценки словесно-логического мышления Попросите ребёнка ответить на следующие вопросы: 1. Какое из животных больше – лошадь или собака? (лошадь) 2. Утром люди завтракают, а вечером? (ужинают) 3. Днём на улице светло, а ночью? (темно) 4. Небо голубое, а трава? (зелёная) 5. Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум? (чтобы не столкнулись поезд и автомобиль) 6. Что такое Москва, Санкт – Петербург, Омск? (города) 7. Черешня, слива, персик…- что это? (фрукты) 8. Маленькая корова – это телёнок, а маленькая собака – это…(щенок), маленькая овечка - …(ягнёнок)? 9. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? (на кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти) 10. Зачем автомобилю нужны тормоза? (правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снизить скорость) 11. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (это инструменты) 12. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис? (это виды спорта) 13. Для чего на конверт наклеивать марку? (так платят за пересылку письма) 14. Для чего люди занимаются спортом? (чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми и т.д.) 15. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать? (не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др.) При анализе ответов, которые даёт ребёнок, следует иметь в виду, что правильными ответами могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребёнком вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребёнок ответил правильно на 12 – 13 вопросов. |
Психологическая подготовка детей к школе В такой суматохе и спешке родителям даже невдомек, что подготовка детей к школе – это еще и эмоциональный настрой ребенка, который... | Методические рекомендации по дисциплине «Подготовка ребенка к школе» Ориентация будущих специалистов в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школе: теоретических... | ||
Тема работы Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной целью деятельности детского сада является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического,... | ||
Тема. Программные задачи Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | Пояснительная записка Начало обучения ребенка в школе сложный и ответственный... Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический... | ||
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка это и есть подготовка к школе. Самое главное не впадать в крайности. Не переусердствовать... | ||
Готовимся к школе Какие физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени его готовности к школе? | Тема: Работа Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской... | ||
Логические минутки на уроках информатики в начальной школе Ставя перед начальным школьным образованием задачу развития умственных способностей ребёнка, не следует забывать о проблеме перегрузки... | Рабочая программа по подготовке детей к обучению грамоте Разработчики:... Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | ||
Конспект организованной образовательной деятельности в направлении... Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом) | ||
Адаптация первоклассников к школе Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку... |