Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности





Скачать 70.43 Kb.
НазваниеМотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности
Дата публикации29.07.2013
Размер70.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
УДК
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности

Попова И.С., Жирнов А.А.

Научный руководитель: канд.психол.наук Багдасарьян И.С.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Важнейшей составляющей профессиональной мотивации является степень удовлетворенности сотрудником своей профессиональной деятельностью. Удовлетворенность профессиональной деятельностью – это важная характеристика эффективного функционирования современной организации, определяющая во многом качество конечного результата. Не менее важна мотивация и удовлетворённость работой в организации учебной деятельности студентов-менеджеров.

В работах Домбровской И.С рассмотрена концепция Л.И. Божович, которая заключается в том, что мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие — с более широкими взаимоотношениями студента с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы студентов, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями учащегося в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием студента занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. По мнению Л.И. Божович, обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности. Подчеркнем, что последнее высказывание Л.И. Божович о неразрывности познавательных и социальных мотивов в значительной степени «снимает» гораздо позже возникшее резкое противопоставление внутренних и внешних мотивов, и ставит проблему не только социальной значимости знаний, но и социальности всего совокупного знания.

А.К. Маркова развивает классификацию мотивов учебной деятельности следующим образом:

Первая группа мотивов может быть представлена несколькими подгруппами:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Вторая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности (Маркова А.К., переизд.2009)

В своем анализе теории учебной мотивации А.С.Герасимова уточняет, что подвиды, выделенные А.К. Марковой могут пониматься как уровни учебной мотивации по двум основным типам доминирующей мотивации.

В данной статье рассмотрим особенности учебной мотивации студентов 3 и 4 курса, обучающихся по направлению «Менеджмент организации» в Сибирском федеральном университете.

При подборе методов и методик выявления уровней мотивации учебной деятельности нами была позаимствована структура тестов, наиболее четко представленная в известном тесте социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов (Рожков М.И. Методика социализированности личности, 2007).

По каждой строчке нами было вычислено среднее значение. Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.

Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И.Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности. Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных («позиционных» по А.К.Марковой или «социологических») мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
         Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.

В ходе исследования выявлено, что средним уровнем мотивации обладает большинство студентов данных групп. Сильной мотивацией и слабой мотивацией обладает меньшее число студентов. Возможна данная ситуация сложилась из-за того, что для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

В процессе исследования были также выявлены основные уровни мотивации студентов. Мы выявили, что для большинства студентов мотивация сотрудничества является основной, то есть если результат зависит от группы в целом, то скорее всего данная форма работы будет наиболее продуктивной. Это обусловлено высокой сплоченностью студенческих групп и может привести к тому, что у будущих менеджеров снизится эффективность индивидуальной работы. Однако мотивация к самопознанию у студентов по полученным результатам находится на уровне ниже среднего. Для того, чтобы повысить уровень мотивации к самопознанию, считаем возможным предложить расширить вне учебную досуговую деятельность.

Обе студенческие группы характеризуются высокими уровневыми показателями профессиональных и познавательных мотивов, которые опосредуют обучение. Вместе с тем эти мотивы учения несколько идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного, а не личностного смысла.

Исходя из концепции Л.И. Божович, видим, что мотивы студентов связаны с потребностями учащегося в общении с другими людьми, в оценке и одобрении, с желанием будущего менеджера занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Именно это является залогом успешной учебной деятельности.

Чтобы выявить удовлетворенность учебным процессом у студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», нами был предложен тест по изучению мотивов учебной деятельности, разработанный на основе тестов, предложенных А.А.Реаном и В.А.Якуниной. Это стандартный тест, применяемый при изучении факторов влияющих на мотивацию и позволяющий выявить параметры удовлетворяющие или не удовлетворяющие студентов Сибирского Федерального Университета условиями обучения, организацией учебного процесса и отношениями в коллективе.

У студентов наблюдается следующая динамика удовлетворенности процессом учебно-профессиональной подготовки. Выявлена достаточно высокая степень удовлетворённости процессом обучения в вузе, что подкреплено профессиональными, познавательными и социальными мотивами учения. Это связано с тем, что профессиональное обучение удовлетворяет достаточно выраженное желание студентов получать определённую специальность; с увлеченностью процессом обучения в вузе, как новой для себя деятельностью; с сильной потребностью соответствовать определённым ожиданиям (собственным и других людей) в связи с активным освоением новой социальной роли. Небольшая группа студентов не удовлетворена или не вполне удовлетворена процессом обучения, что выражается через отрицательное или неопределённое отношение к нему.

Анализ результатов позволил определить ведущие мотивы учебной деятельности студентов-менеджеров. По всей выборке характерно следующее распределение мотивов учения у исследуемой группы студентов: ведущими являются профессионально-познавательные мотивы, на второе место выходят социальные мотивы, на третье - отрицательные; на четвертое - личного престижа. Такие негативные тенденции, как неудовлетворённость выбранной специальностью, неуверенность в своем профессиональном будущем и другие - у данной категории студентов привели к тому, что отрицательные мотивы учения в их иерархии попали в группу сопутствующих мотивов учения. Это можно объяснить тем, что при поступлении данные студенты руководствовались не собственным желанием в выборе специальности, а желанием родителей или же веянием времени («модная специальность»).

Обобщённая иерархия мотивов учения студентов-менеджеров по результатам исследования всей выборки выглядит следующим образом: профессионально-познавательные мотивы учения относятся к группе ведущих мотивов; социальные и отрицательные мотивы входят в группу сопутствующих мотивов; мотивы престижа относятся к мотивам, мало влияющим на мотивацию учения студентов.

Полученные данные можно объяснить следующим образом. Для студентов в целом характерна общая профессиональная направленность на ту или иную специальность, вот почему профессионально-познавательные мотивы стабильно входят в группу ведущих мотивов учения и у этой группы учащихся.

Таким образом, систематическое совершенствование методик мотивации студентов, увеличит уровень подготовки кадров, а значит и будет способствовать экономическому и социальному развитию страны. Ведь основой успешного функционирования организаций являются компетентные менеджеры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconМотивация учебной деятельности 13 мотивация учебной деятельности в школе
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconС. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации
Москва
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности icon«Формирование профессиональной личности будущего педагога на основе...
Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Педагоги придумывают различные способы на уроках. Но порой это —...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconКредитно модульная система организации обучения как фактор формирования...
Кредитно-модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconПовышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности...
Мотивация учебной деятельности важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconЭтика и культура управления
Тема Культура управления как фактор повышения эффективности деятельности организации. Специфика этической регуляции поведения в организации...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Принятие образа «хорошего ученика», уважительно относиться к чужому мнению, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию,...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconКогда наступит лето?
Этот вопрос? Мотивация учебной деятельности
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconОао «Российские железные дороги», Первый заместитель начальника Центра...
Целями освоения учебной дисциплины "Управление эксплуатационной работой" (модуля) «Технология и управление работой станций и узлов»...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности icon10 Мотивация педагогической деятельности
Ж. Пиаже считает, что «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconНаименование программы «Совершенствование организации питания обучающихся...
«Совершенствование организации питания обучающихся мбоу сош №5 как фактор сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мотивация учащихся к учебной деятельности, определение содержательных рамок урока
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности iconИнтеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению...
Чем разностороннее учитель в технических приемах, чем больше связей с жизнью он показывает на своем предмете, тем интереснее предмет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск