РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 26.08.2012
| УТВЕРЖДАЮ:_____________
Директор МБОУ « Каптыревская СОШ» Е.Г.Ильин
Приказ № 70/1 от 31.08.2012г
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАПТЫРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (с изменениями от 28.08.2012г.)
с.Каптырево
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I.
| ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
|
| 1.
| Пояснительная записка.
| стр.3
| 2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
| стр. 10
| 3.
| Система оценки достижения планируемых результатов.
| стр. 45
| II.
| СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
| 1.
| Программа формирования универсальных учебных действий.
| стр. 60
| 2.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
| стр. 143
| 3.
| Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
| стр.153
| 4.
5.
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа коррекционной работы
| стр. 162 стр.168
| III.
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
|
| 1.
| Учебный план начального общего образования.
| стр.185
| 2.
| План внеурочной деятельности.
| стр. 189
| 3.
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
| стр.197
|
| ПРИЛОЖЕНИЯ.
|
|
| Приложение 1.Учебный план Приложение 2. План внеурочной деятельности Приложение 3. Рабочие программы по предметам начальной школы в соответствии с БУП
|
|
| Приложение 4. Программы по направлениям внеурочной деятельности Приложение 5.Программа индивидуальной траектории преодоления трудностей
.
|
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каптыревская средняя общеобразовательная школа» (далее – школа) – это образовательный маршрут, при прохождении которого школа должна выйти на желаемый уровень образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Программа реализуется школой через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.Программаопределяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования школы и направлена:
на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основные организационные механизмы реализации Программы – учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности.
Программа разработана членами рабочей группы школы по введению ФГОС НОО: Ильин Е.Г. – директор МБОУ «Каптыревская СОШ», Горлова О.М- заместитель директора по УВР, Евсеева Е.Ю.- заместитель директора по ВР, Шадрина И.А.-заместитель директора по МР, Орлова О.М. – руководитель ШМО учителей начальных классов, учитель 2-го класса,Позднякова О.В. – учитель 1-го класса.
Программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями в редакции Федеральных законов от 25.06.2002 № 71- ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ), пп. 2.6 п. 2 ст. 32;
Типового положения об общеобразовательном учреждении утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01г. № 196 (в редакции Постановления правительства РФ от 23.12.02 № 919), п.36;
СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление от 29.12.2010 г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06. 10. 2009 г. № 373);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 г., регистрационный № 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 года № 373»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный № 2254) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 года № 373»;
Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986);
письма департамента общего образования Минобрнауки России от 09.06.2012 г. № 03-470 «О методических материалах»;
концептуальных положений УМК«Школа России», реализующегофундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД);
Устава МБОУ «Каптыревская СОШ».
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каптыревская средняя общеобразовательнаяшкола» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программына основе анализа деятельности образовательного учреждения, с учетом возможностей учебно-методического комплекса «Школа России». Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования школы в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
-
I
| Целевой раздел.
| 1.
| Пояснительная записка.
| 2.
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
| 3.
| Система оценки достижения планируемых результатов.
| II
| Содержательный раздел.
| 1.
| Программа формирования универсальных учебных действий.
| 2.
| Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.
| 3.
| Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
| 4. 5.
| Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа коррекционной работы
| III
| Организационный раздел.
| 1.
| Учебный план начального общего образования.
| 2.
| План внеурочной деятельности.
| 3.
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требования Стандарта.
|
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования школы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи основной образовательной программы начального общего образования:
воспитать высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России;
сформировать у обучающихся основы гражданской идентичности личности, психологические условия развития общения, сотрудничества;
развить ценностно-смысловой сферы личности;
развить умения учиться, самостоятельность, инициативу и ответственность;
сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания;
дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях: учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественно-научной, технологической;
дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования направлены на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
преемственности основных образовательных программ;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.
В соответствии с установленным государственным статусом МБОУ «Каптыревская средняя общеобразовательная школа» реализует образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования в соответствии с УМК «Школа России».
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
|