Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района





Скачать 307.7 Kb.
НазваниеЧувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
страница1/2
Дата публикации31.03.2015
Размер307.7 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта

администрации Моргаушского района

Педагогический проект

«Музы не молчали…»

Автор:

учитель музыки МОУ «Сятракасинская СОШ»

Моргаушского района Чувашской Республики

Семенов Александр Германович

Сятракасы - 2010
Содержание

1

Пояснительная записка.

3

2

Концепция проекта.

5

3

Теоретическая часть.

История создания песен Великой Отечественной войны.

6

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Практическая часть:

Механизм реализации проекта.

Календарный план проекта.

Результаты проектной деятельности.

23

24

26

27

5.

Заключение.

29

6.

Список использованных источников.

30












  1. Пояснительная записка

В любое время, в любое тысячелетие общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого.

Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине являются актуальными для современного общества. К сожалению, наблюдения показывают существование у современных детей и подростков тенденции к снижению этих качеств. Мне, учителю и гражданину, человеку, любящему свою страну хочется видеть у подрастающего поколения патриотические чувства и чувство гордости за прошлое нашей страны, знание ее истории, а кроме этого хочется верить, что молодые люди, также как и люди, более зрелого возраста, встанут на защиту своей Родины, если в этом будет необходимость.

Одним из самых страшных, незабываемых событий прошлых столетий является Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней и опалила кровавым дыханием каждую российскую семью.

Музыка и война… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны, узнать историю создания и определить их значение, выявить наиболее любимые и разучить самые популярные из них – цель нашего проекта.

Работа над проектом «Песни Великого подвига» позволит расширить общий кругозор обучающихся, будет способствовать развитию и воспитанию нравственно-патриотических, художественно-эстетических качеств, а также творческих способностей детей. Вследствие работы над проектом, изучая исторические документы, слушая воспоминания фронтовиков, обучающимся представится возможность открыть для себя новые сведения о войне и «познакомиться» с уже знакомыми песнями заново.

Работа над проектом позволит активизировать познавательные, интеллектуальные, исследовательские способности обучающихся, поможет углубить знания по предмету и смежным наукам, а также даст возможность получить ответ на вопрос о целесообразности проводимой работы.

Кроме этого, у обучающихся развиваются коммуникативные способности, и растет уверенность в собственных силах, работа над проектом и участие в нем – отличная возможность для каждого подростка заявить о себе, повысить свою самооценку и значимость в собственных глазах и глазах социума.



  1. Концепция проекта

Цель проекта: побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны, определить их значение.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить знания о песнях ВОВ у обучающихся и их родителей;

  • собрать материал о любимых песнях ВОВ и истории их создания;

  • совершенствовать творческие, интеллектуальные, проектные и коммуникативные способности обучающихся;

  • развивать чувство гордости за отечественную музыку и историю страны.

Новизна проведенных исследований заключается в следующем:

  • Подтверждается сущность и целесообразность патриотического воспитания обучающихся посредством музыки.

  • Определены показатели готовности обучающихся к участию в проводимой работе.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что собран интересный материал об истории создания песен Великой Отечественной войны.

Практическая значимость исследований состоит в том, что полученные результаты обеспечивают учителя музыки обоснованными выводами и рекомендациями по организации патриотического воспитания обучающихся посредством музыки. Ученики школы класса проявили большой интерес к заявленной теме, разучили наиболее популярные песни Великой Отечественной войны.

Гипотеза проекта: Верно ли изречение: «Когда говорят пушки, музы молчат»? Можно ли считать полными знания по истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни ВОВ «канут в лету»?

3. Теоретическая часть

«Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах».


М. Дудин
Дни и годы Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа, народа-победителя.

В едином порыве советский народ поднялся на борьбу с врагом. Пошли в бой войсковые соединения и части, не считаясь с трудностями, в тылу начали свой героический труд труженики заводов, фабрик, совхозов и колхозов, учреждений. Не могли оставаться в бездействии и люди искусства. Они тоже вступили в бой со своим оружием, разящим врагов, ибо их произведения вдохновляли бойцов на ратные подвиги на фронтах, на трудовые подвиги в тылу — бесценно искусство времен Великой Отечественной войны. В годы войны рождались произведения всех видов искусства: литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. И надо признать, что искусство в годы войны вспыхнуло с такой силой, какой у него не было в мирное время.

Хочется особо отметить музыку — искусство, обладающее мощной силой непосредственного эмоционального воздействия на чувства людей, вызывая у них яркие художественные образы, впечатления, которые во многих случаях вдохновляют на соответствующие поступки, вплоть до героических.

Советские композиторы вместе с поэтами в годы войны создали многие сотни музыкальных произведений самого широкого народного жанра — песни. Свойство песни — оперативность. Она живо откликается на все события жизни. Ей присуща душевная пылкость, а у советской песни и гражданственность, теснейшая связь с жизнью страны, ее народа.

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

«Песня-боец» - так можно сказать о песне «Священная война» композитора А.В. Александрова и поэта В.И. Лебедева-Кумача. Уже 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в «Известиях» и в «Красной звезде». На четвертый день войны композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль, она зазвучала по радио.

Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожал солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучала как воинская присяга.

Песня А.В. Александрова — произведение огромной выразительной силы. Ее невозможно забыть, ее суровый напев сам врезается в память. Ее маршевый ритм, вскипающий гнев, воля советского народа заставляют учащенно биться сердце, поднимают дух человека, призывают его к защите Родины. Недаром родилось неофициальное название этой песни «Гимн Великой Отечественной войны». В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен враг. Она и в наше время, начала XXI века, вызывает у всех жителей России — патриотов своей страны огромное чувство любви к Родине и готовность к ее защите, а у ветеранов войны комок подступает к горлу, и наворачиваются на глаза слезы воспоминаний о военной поре. Таков «сплав» эмоциональной музыки и великолепный текст песни.

На войне сложено и пелось немало боевых громких песен. Прямыми словами говорилось в этих песнях об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, просто необходимые слова, много сделавшие для фронта и тыла. Но особо хочется сказать о лирической песне, песне о дружбе, любви и верности, о Родине, о преданности и любви к ней.

Лирическая песня в годы Великой Отечественной войны явилась не менее могучей силой, поднимающей дух советского народа, его веру в Победу, надежду на возвращение и скорую встречу с родными и близкими людьми, с любимыми, с родной стороной, за что надо смело сражаться. Жанр лирической песни в годы войны во многом превзошел предвоенные по объему и содержанию. Лирические песни отличались и мастерством, и эмоциональностью, сердечностью и чистотой эмоций, задушевностью, мелодико-ритмичным строем. Конечно, каждого композитора отличает от других своя тематика, свое любимое содержание песни, свой музыкальный строй, но в главном все они едины.

Одной из таких песен стала песня «В землянке». По утверждению ее автора поэта Алексея Александровича Суркова, этой песне суждено было стать первой лирической песней, созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. Песня вошла в историю Великой Отечественной войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости советского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск бронированного врага и разбил его, спас Европу от фашистского рабства, повернул судьбы мира. Дата написания «Землянки» – ноябрь 1941 года. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». А после, рассказал своей жене в стихотворных строчках о тех тяготах, которые пришлось пережить.

Так бы и остались эти строчки в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда» композитор Константин Листов, которому позарез нужно было «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. «И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого, абсолютно лирического стихотворения, не выйдет...

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню «В землянке». Всем показалось, что песня «вышла». После опубликования в «Красноармейской правде» стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом. «Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага» упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...».

Текст песни солдаты переписывали, и солдатские жены и невесты получали это стихотворное послание. «В землянке» полюбили все: и бойцы, и те, кто их ждал дома. Полюбили за суровую правду.

Из воспоминаний участника и ветерана Великой Отечественной войны, жителя п.Советский Н.И. Мусина: «После того, как появились слова песни «В землянке» и стихотворение «Жди меня», солдаты, и я в том числе, пытающиеся писать родным душевные строчки в письмах, перестали мучиться. Мы переписывали стихи Суркова или Симонова и отсылали их домой, так как они очень верно передавали наше душевное состояние. Говорили, что поэты на это не обижались. «Землянку» любили все и часто напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких».

И сейчас, спустя шесть с половиной десятилетий, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

А вот воспоминания другого нашего земляка, ветерана и участника Великой Отечественной войны Н.К. Гребнева: «Да, «Землянку» пели везде. Это была очень знаменитая песня. Но не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского «Темная ночь» на стихи В. Агатова. Мы ее пели в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню. У некоторых солдат на глазах блестели слезы, когда звучала эта песня. Да и неудивительно: у многих дома остались малые дети, у некоторых жены должны были родить вскоре после того, как они ушли на фронт. После этой песни особенно зло и беспощадно били фашистов».

Еще одна «тихая, душевная песня «Синий платочек».

Музыка песни была написана Ежи Петербургским задолго до Великой Отечественной войны. В сентябре 1939 г. (в ряде воспоминаний есть ссылки и на 1940 г.) во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», которым руководили композиторы Генрих Гольд и Ежи Петерсбурский. Все концерты шли с огромным успехом. Оркестр выступал и в московском театре «Эрмитаж». В программе коллектива было много хороших песен и танцевальных мелодий, среди которых скромно прозвучал вальс, сочиненный Е. Петерсбурским в Днепропетровске.
Яков Галицкий, поэт и драматург, тут же, в зале набросал несколько строк в своем блокноте, слушая нежную мелодию вальса:

«Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, что не забудешь

ласковых, радостных встреч…».

После концерта композитор и поэт встретились. «Синий платочек» очень понравился Е. Петерсбурскому. И уже через несколько дней песню, полный текст которой дописал Галицкий, исполнял солист оркестра Станислав Ландау. Песня сразу полюбилась москвичам. Известный поэт А. Сурков в своей книге «Голоса времени» писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная…» в солдатском сердце теплятся лирические слова песенки «Синий платочек». Тут же возник и народный вариант «Синего платочка». Его слова всем хорошо известны:

«Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война».

Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Клавдия Шульженко со своим ансамблем в то время выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Максимов, – Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом». Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. «Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу». Так появились новые строки:

«Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!»

Когда К.И. Шульженко спела «Синий платочек» с текстом Максимова, успех нового варианта песни был обеспечен. Чутье настоящую актрису не подвело, она не ошиблась. Именно такой песни ждали люди. Может быть, текст песни и небезупречен, но он верно передает обстановку тех тревожных дней.

Участник Великой Отечественной войны, писатель Ю. Яковлев писал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная…»

Общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, мы старались понять их душевное состояние, и теперь с уверенностью можем сказать, что только в Красной Армии, только в нашей стране грустное лирическое стихотворение могло выполнять функции боевой, воодушевляющей песни. Тихие лирические песни - «В землянке», «Темная ночь», «Синий платочек» - объединяли людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Такие песни также были очень необходимы солдату. Эти песни и сейчас, уже в далекое послевоенное время, волнуют сердца людей как символ любви и супружеского долга.

Символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи М. Исаковского. Песня была написана в конце 30-ых годов, когда еще никто не думал о войне. Война, цветущие сады, любовь и верность…. Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, – родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели. Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег – на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.

Премьера песни состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.

По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой». Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских.

И под Москвой воевали «Катюши» – аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни. Вариантов слов «Катюши» было много, вот некоторые из них:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом –

Распевала песенки «катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Другой – вот этот:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Трогательны бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения. Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина». «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан, ее считали своей маки Франции (бойцы сопротивления фашизму), швейцарцы считали ее своей народной песней!

Из воспоминаний Н.К. Гребнева: «Однажды у нас появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове, плотно укрытые брезентовыми чехлами. Машина находилась под усиленной охраной. Когда исход боя висел на волоске, на позицию выкатились таинственные машины. Раздался залп и в сторону врага понеслись огненные стрелы. РС (Реактивные снаряды), в первые же дни своего пребывания на фронте, получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя – Катюша». Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слово, соответствующее его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.

Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

Речь идет о песне Д. Покрасса на стихи Б. Ласкина «Три танкиста».

Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. С нашей стороны в бой вступили и танки. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие.

Романтические песни о конях, клинках, тачанках звучали на полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились.

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы». В ней играли совсем молодые в ту пору актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина и другие. Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, Борис Ласкин писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм с благословения англо-американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем Востоке Японии, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман нами как основной герой будущего фильма…»

По сценарию, написанному Евгением Помещиковым, действие начиналось на Дальнем Востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил добрые напутственные слова воинам, уходящим после окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни. Но песни не было. И тогда режиссер И. Пырьев пригласил к себе поэта Б. Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане.

«Ясно? — спросил Пырьев и добавил тоном, не допускающим возражений,— песня должна быть готова завтра к часу дня…»

«Я сказал, что подумаю, — вспоминал Б. Ласкин, — и вышел от режиссера несколько растерянный. Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определенное представление об этом грозном роде войск у меня сложилось. События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…»

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить,— говорил он потом,— но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга». Позвонили Пырьеву. Тот не заставил себя долго ждать.

Прослушав песню в исполнении авторского «трио», Иван Александрович попросил повторить ее и задал только один вопрос: «А у танкистов есть слово «экипаж»?» Получив утвердительный ответ, режиссер сказал «годится», забрал листок со словами, клавир песни, попрощался и ушел. А на другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма» артисты Николай Крючков, Петр Савин и Арто Кефчиян — исполнители главных ролей в фильме.

Эта песня, по признанию самого И.А. Пырьева, придала фильму «с самого начала музыкальный и несколько романтический характер». Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и каждый экипаж были уверены, что эта песня именно о них. «Три танкиста» - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру «три».

С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни, например, такие:

Я прошел от севера до юга,

Слыша голос песенки живой:

Три танкиста, три веселых друга,

Экипаж машины боевой...

Или о медицинской сестре:

Помню дым походного привала,

Сон бойцов у яркого костра.

Руку мне тогда забинтовала

Славная военная сестра.

Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Они поддерживали боевой дух солдат, приближая тепло тех, кто ждал их дома, как бы говоря им о том, что дома их любят, ждут и верят в победу. И как бы в подтверждении этого, на свет появилась песня «Смуглянка» композитора А. Новикова. Эта песня стала боевым духовным оружием фронтовиков.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня: про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя, песня Великой Отечественной войны.

Песни военных лет!

От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

Быть может, по этим дорогам глухим

К тебе суждено мне вернуться любя.

А если не мне, так хоть песням моим,

Я верю, придется дойти до тебя.

Песням военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели о четырех шагах от смерти,

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелегок и нескор…

Песни с ветеранами старели,

Но в строю остались до сих пор.

Говоря о песнях и их создателях, нельзя не сказать и об их исполнителях. Прежде всего, это коллектив, руководимый в годы войны А.Александровым, — Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Красной (позднее Советской) Армии, который явился (и является до сего дня) главным исполнителем военных песен. Ансамбль в годы войны редко оставался в Москве, совершая поездки по фронтам, где и давал свои замечательные концерты. Не отставал от него и Центральный Ансамбль Военно-Морского Флота, к слову, явившийся первым исполнителем песни В.Соловьева-Седого «Вечер на рейде» (1942 г.). Песни исполнялись и многими коллективами музыкантов армейских духовых оркестров, которые выходили на передовые позиции в боевой обстановке. Были случаи, когда музыканты вынуждены были вступать в бой с врагом вместе с бойцами армии. Участвовали в концертах музыканты художественных и музыкальных учреждений, таких как Большой театр СССР, Союз композиторов СССР, Московская консерватория.

Из многих артистов-профессионалов были сформированы фронтовые бригады, которые выступали в частях, нередко прямо на передовых позициях. Всего за годы войны в частях армии и флота было дано 1 350 000 художественных выступлений и концертов, из них 473 000 — на передовых. В концертах часто выступали лучшие артисты страны — солисты оперных театров и оперетты. Среди них В.Барсова, Е.Крутикова, М.Михайлов, С.Лемешев, Л.Александровская, М.Литвиненко-Вольгемут, И.Паторжинский, артисты эстрады М.Бернес, Л.Утесов, Л.Русланова, И.Юрьева, К.Шульженко, Г.Виноградов и другие — их много!

Песню пели везде и всегда, когда появлялась такая возможность: на привалах у костров, в партизанских отрядах, на отдыхе в поле, на различных концертах, в том числе и самодеятельных. В подразделениях обычно были и свои баянисты-гармонисты, украшавшие игрой быт и отдых бойцов.

О роли песни в годы войны хорошо и полно высказал свои чувства Маршал Советского Союза И.Баграмян в своей статье «После битвы» («Советское искусство», 23 июня 1945 г.): «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую и кровавую борьбу с врагом, которого надо было уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира. Песни рождались народными массами и приносились массам фронтовиков нашими композиторами и певцами. Мы слышали их по радио, с киноэкрана, с маленькой эстрады на фронте, и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей родной, кровной помощницей». Лучше этого и не скажешь.

Песни тех далеких военных лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Когда мы начинали работать над проектом, собирали сведения о военных песнях, встречались с участниками Великой Отечественной войны, слушали их рассказы, слышали, как они напевали нам свои любимые песни, мы и не могли предположить, насколько близкими станут для нас эти песни.

Мы видели набегавшие слезы в глазах ветеранов и понимали, как остро они чувствуют прошлое, хотя, казалось бы, прошло уже более 65 лет после Великой Отечественной войны.

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Мы должны быть благодарны всем советским воинам и чтить память тех, кому обязаны счастьем жить на земле, кто отстоял наши жизни на полях войны. Мы должны помнить о страшной цене, заплаченной за победу, помнить о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. А ведь это были ровесники наших родителей. Погибали отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети. Нам следует знать и помнить о подвигах своих прадедов и дедов. Как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают нам беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconПрактическая работа № «Начинающему фермеру практические задания»
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРайонная конференция-фестиваль творчества обучающихся «excelsior 2009»
Районный отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconПроверить степень усвоения материала; стимулировать познавательную...
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconПрограмма экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско...
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского...
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая программа по истории для 7 класса разработана на основе
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая программа по литературному чтению (чувашский) для 3 класса
Районный отдел образования и молодёжной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая программа по обществознанию (элективные курсы) для 11 класса разработана на основе
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Литература»
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «Литература»
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год по учебному курсу...
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Чувашской Республики Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «шомиковская...
В дальнейшем именуемое – Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск