Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089





Скачать 327.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089
страница1/2
Дата публикации12.01.2015
Размер327.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»



« Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей естественнонаучных дисциплин

________________/Иванова Г.Н./

Протокол  № 1 от « 20 » августа 2013г.

« Утверждено »

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

______________ /Григорьев Г.П./

Приказ № 98 п.9 от « 31 » августа 2013г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «БИОЛОГИЯ»

Класс  6


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол № 12 от « 28 » августа 2013г.
Составила:

Иванова Галина Николаевна

учитель биологии и химии

МБОУ «Октябрьская СОШ»

Мариинско-Посадского района

Чувашской Республики

с.Октябрьское - 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2. Рабочие программы по биологии. 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой)/авт.-сост.:И.П.Чередниченко, М.В. Оданович. 2-оеизд., стереотип.- М.:Глобус, 2008.- (Образовательный стандарт)

3. Учебного плана МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района ЧР на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом по школе № 98-А, п.9 от 31.08.2013 г.

4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год;

5. Государственных образовательных стандартов основного общего образования в Чувашской Республике. Национально-регионального компонента с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика предмета

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Изучение национально-регионального компонента (НРК) включает краеведческий модуль к темам: «Многообразие и развитие растительного мира» и «Природные сообщества» и составляет дополнительный материал к 10 урокам.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В результате изучения материала по НРК ученик должен

знать/ понимать:

- особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;

- важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;

- важнейших вредителей и паразитов растений, животных и человека, встречающихся в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;

- местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;

- особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;

- значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

- местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;

- основные группы заболеваний детей и подростков в регионе

- этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения республики (семейный эритроцитоз, гипотиреоз и др.);

- основные продукты питания жителей республики;

- важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;

уметь:

- определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;

- распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

- объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных региона, смену биогеоценозов, роль местных растении и животных в природе и жизни человека;

- анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;

- проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и

фауны края для подготовки рефератов и т.д.;

- прогнозировать воздействие антропогенного влияния на окружающую среду и здоровье населения республики;

- проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;

- соблюдать правила поведения в природе.

- оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями;
СОДЕРЖАНИЕ курса «БИОЛОГИЯ», 6 класс, (34 ч, 1ч в неделю)
Введение. Наука о растениях – ботаника (2часа).

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека.Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Признаки растений.
Тема 1. Клеточное строение растиельных организмов (2 часа).

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки .Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты. Хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткани растений. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Тема 2. Органы растений (9часов).

Семя, его строение и значение.Двудольные, Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и д/вудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. ЛР №1 «Изучение строения семени фасоли»

Условия прорастания семян. Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.

Корень, его строение и значение. Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения. ЛР №2 «Строение корня проростка»

Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные. ЛР №3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Лист, его строение и значение. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев – приспособление к условиям жизни.

Стебель его строение и значение. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (волокна луба, древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. ЛР №4 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

Цветок его строение и значение. Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик, тычинка, цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов; с помощью ветра, животных. Взаимосвязь органов растения как организма.Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов).

Минеральное питание растений и значение воды. Корневое питание растений. Поглощение воды и мин. Веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Воздушное питание растений – фотосинтез. Воздушное питание растений. Космическая роль зелёных растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества.

Дыхание и обмен веществ у растений. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Размножение и оплодотворение у растений. Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Вегетативное размножение. Его виды, биологическая роль в природе и использование человеком. ЛР №4 «Черенкование комнатных растений». Рост и развитие растений. Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по географии составлена на основании следующих...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), утвержденного...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по немецкому языку основного общего образования для 11 класса
«Немецкий язык. Базовый уровень», созданный на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по биологии для основного общего образования разработана...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по литературе составлена на основе: Федерального...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе:...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по обществознанию для 7 классов составлена на основе...

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Рф от 05 03 2004 года №1089; Авторская программа курса «Информатика и икт» (базовый уровень) (10-11 классы) Н. Д угринович;Федеральный...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по истории для 6 классов составлена на основе Федерального...

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа по истории для 5 классов составлена на основе Федерального...

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconПояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089 iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск