Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
-
« Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей естественнонаучных дисциплин
________________/Иванова Г.Н./
Протокол № 1 от « 20 » августа 2014г.
| « Утверждено »
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
______________ /Григорьев Г.П./
Приказ № 98 п.9 от « 31 » августа 2014г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «БИОЛОГИЯ»
Класс 6
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 12 от « 28 » августа 2014г. Составила:
Иванова Галина Николаевна
учитель биологии и химии
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Мариинско-Посадского района
Чувашской Республики с.Октябрьское - 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2. Рабочие программы по биологии. 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой)/авт.-сост.:И.П.Чередниченко, М.В. Оданович. 2-оеизд., стереотип.- М.:Глобус, 2008.- (Образовательный стандарт)
3. Учебного плана МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района ЧР на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом по школе № 98-А, п.9 от 31.08.2014 г.
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год;
5. Государственных образовательных стандартов основного общего образования в Чувашской Республике. Национально-регионального компонента с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика предмета
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ (в связи со спецификой курса) дана в соответствии с их расположением перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Изучение национально-регионального компонента (НРК) включает краеведческий модуль к темам: «Многообразие и развитие растительного мира» и «Природные сообщества» и составляет дополнительный материал к 10 урокам. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В результате изучения материала по НРК ученик должен
знать/ понимать:
- особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;
- важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;
- важнейших вредителей и паразитов растений, животных и человека, встречающихся в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;
- местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;
- особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;
- значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
- местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;
- основные группы заболеваний детей и подростков в регионе
- этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения республики (семейный эритроцитоз, гипотиреоз и др.);
- основные продукты питания жителей республики;
- важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;
уметь:
- определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;
- распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных региона, смену биогеоценозов, роль местных растении и животных в природе и жизни человека;
- анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;
- проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и
фауны края для подготовки рефератов и т.д.;
- прогнозировать воздействие антропогенного влияния на окружающую среду и здоровье населения республики;
- проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;
- соблюдать правила поведения в природе.
- оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями; СОДЕРЖАНИЕ курса «БИОЛОГИЯ», 6 класс, (34 ч, 1ч в неделю) Введение. Наука о растениях – ботаника (2часа).
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человека.Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Признаки растений. Тема 1. Клеточное строение растиельных организмов (2 часа).
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки .Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты. Хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткани растений. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.
Тема 2. Органы растений (9часов).
Семя, его строение и значение.Двудольные, Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и д/вудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. ЛР №1 «Изучение строения семени фасоли»
Условия прорастания семян. Прорастание семян: надземное и подземное. Условия прорастания семян: вода, кислород воздуха, температура.
Корень, его строение и значение. Виды корней: главный, боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения. ЛР №2 «Строение корня проростка»
Побег, его строение и развитие. Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья, почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные. ЛР №3 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Лист, его строение и значение. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев – приспособление к условиям жизни.
Стебель его строение и значение. Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (волокна луба, древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. ЛР №4 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.
Цветок его строение и значение. Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик, тычинка, цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов; с помощью ветра, животных. Взаимосвязь органов растения как организма.Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов).
Минеральное питание растений и значение воды. Корневое питание растений. Поглощение воды и мин. Веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.
Воздушное питание растений – фотосинтез. Воздушное питание растений. Космическая роль зелёных растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества.
Дыхание и обмен веществ у растений. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Размножение и оплодотворение у растений. Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Вегетативное размножение. Его виды, биологическая роль в природе и использование человеком. ЛР №4 «Черенкование комнатных растений». Рост и развитие растений. Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.
|