Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
-
« Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей естественнонаучных дисциплин
________________/Иванова Г.Н./
Протокол № 1 от « 20 » августа 2013г.
| « Утверждено »
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
______________ /Григорьев Г.П./
Приказ № 98 п.9 от « 31 » августа 2013г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год по учебному курсу «БИОЛОГИЯ»
Класс 8
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 12 от « 28 » августа 2013г. Составила:
Иванова Галина Николаевна
учитель биологии и химии
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Мариинско-Посадского района
Чувашской Республики
с. Октябрьское - 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2. Рабочих программ по биологии. 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой)/ авт.-сост.:И.П.Чередниченко, М.В. Оданович. 2-ое изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008.- (Образовательный стандарт)
3. Учебного плана МБОУ «Октябрьская СОШ» Мариинско-Посадского района ЧР на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом по школе № 98-А, п.9 от 31.08.2013 г.
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год;
5. Государственных образовательных стандартов основного общего образования в Чувашской Республике. Национально-регионального компонента с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика предмета
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В рамках биологии 8 класса изучается раздел «Человек и его здоровье», который включает в себя идеи топографической анатомии, уделяется большое внимание методам науки, санитарной экологии и валеологии. Включены также некоторые приемы самооценки здоровья путем сравнения личных результатов функциональных проб и физиологических тестов с нормативами. Подчёркнута социально-биологическая природа человека, показаны анатомические, функциональные отличия человека от животных.
Структура раздела складывается из трех частей.
В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность.
Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе , анализаторах и железах внутренней секреции.
В третьей части дается индивидуальное развитие человека. Завершается раздел темой «Поведение и психика», в которой прослеживается развитие личности Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В результате изучения материала по НРК учащиеся должны
знать/ понимать:
особенности строения представителей основных систематических групп: растений, грибов, лишайников своего края;
особенности строения и образа жизни основных групп беспозвоночных и позвоночных животных, обитающих на территории ЧР;
важнейшие сорта основных сельскохозяйственных растений, районированных в регионе;
основные породы сельскохозяйственных животных и птиц, разводимых в хозяйствах края;
важнейших вредителей и паразитов растений, животных и человека, встречающихся в Чувашии, меры профилактики и борьбы с ними;
местные виды редких и исчезающих растений и животных, меры по их охране;
особо охраняемые природные территории федерального, регионального и локального уровня;
значение местных видов растений и животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
местные традиции и обряды, связанные с охраной животного и растительного мира;
основные группы заболеваний детей и подростков в регионе
этнические и природные особенности возникновения некоторых заболеваний населения республики (семейный эритроцитоз, гипотиреоз и др.);
основные продукты питания жителей республики;
важнейшие группы лекарственных растений, произрастающих в ЧР;
уметь:
определять принадлежность представителей местной флоры и фауны к определенной систематической группе;
распознавать на таблицах, рисунках, коллекциях, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных региона, смену биогеоценозов, роль местных растении и животных в природе и жизни человека;
анализировать и оценивать воздействие различных последствий деятельности человека регионального характера на окружающую природу;
проводить самостоятельный поиск информации: находить в местных СМИ необходимые сведения о представителях флоры и
фауны края для подготовки рефератов и т.д.;
прогнозировать воздействие антропогенного влияния на окружающую среду и здоровье населения республики;
проводить фенологические наблюдения за растениями и животными края; работы на учебно-опытном участке;
соблюдать правила поведения в природе.
оказывать первую помощь при укусах животных в природе; при отравлении растениями;
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Оценка устного ответа
Отметка «5»-полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»-раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «3»-усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
А. Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1» полное неумение заложить и оформить опыт. Б.Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать: правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»: допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу БИОЛОГИЯ, 8 класс (2 ч. в неделю, 68 часов )
Учебник: Биология: 8класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Г.Драгомилов, Р. Д. Маш – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272с.
|