Скачать 155.83 Kb.
|
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики МОУ «Москакасинская СОШ» Программа деятельности профильного спортивного лагеря "Дельфин" Автор программы: заместитель директора по воспитательной работе Пушкина И.И. д. Москакасы 2011 г. Паспорт программы
Лагерь с дневным пребыванием "Дельфин" при МОУ "Москакасинская СОШ" работает по программе сюжетно – ролевой игры. Радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи – все это дарит нашим воспитанникам жизнь в лагере. 1. Пояснительная записка. Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “Москакасинская СОШ”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся. Возраст детей от 12 до 16 лет. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться. Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Дельфин» в форме сюжетно-ролевой игры. Традиционно из участников программы формируется отряд, который имеет свой план работы. Для всех членов отряда работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Двигательная деятельность – главная деятельность в лагере. Она должна быть ежедневной и разнообразной. Спортивная работа в отряде проводится по следующим направлениям:
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря организуются 4 взаимосвязанных направления: 1.Блок «Отчизна. Культура». 2. Блок «Здоровый мир». 3. Блок «Досуг. Семья и я». 4. Блок «Труд. Друзья природы». Даже в летнее время необходим контроль учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Поэтому в первую очередь мы стараемся вовлечь в эту деятельность детей группы риска. Их в нашей школе 5 учеников. С каждым из них провели индивидуальную беседу о проведении летних каникул с пользой для себя и других. Кроме этого в сельской местности ежегодно растет количество малоимущих семей. При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользуются воспитанники из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Формы работы с такими детьми: 1. Индивидуальная работа – шефство. 2. Творческие занятия. 3. Привлечение для участия в мероприятиях. Безработные родители не могут обеспечить летний отдых детей на должном уровне. Такие дети могут ежедневно во время работы лагеря получить горячее питание, выезжать на экскурсии, посещать согласно утвержденному графику физкультурно-оздоровительный комплекс «Сывлăх», где дети обучаются плаванию. Свою программу мы считаем актуальной для сегодняшнего времени, т.к. многие дети не имеют возможности два раза в неделю посещать бассейн , у родителей нет времени обучать их плаванию. В малоимущих семьях дети не получают полноценного горячего питания, что доступно в лагере для каждого ребенка. Во время смены сплачивается единый коллектив, для детей предлагается разная форма работы с учетом индивидуальных и возрастных возможностей ребят. Подготовка и проведение общелагерных дел обсуждаются командиром и его заместителями. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на экране соревнований. Гуманистический личностно – ориентированный подход к личности – главная модель воспитания детей, что заключается в уважении личности ребенка, его достоинства, принятии его личных целей. Планирование проводится с учетом условий гуманистического подхода в воспитании. Предварительный план предлагается программой с учетом сложившихся традиций досуга детей. Потом план обговаривается с детьми, и вожатой лагеря совместно с воспитателями составляется план – график. При этом учитывается пожелания детей. В ходе работы план корректируется. План на каждый день вывешивается на стенде «Твори, выдумывай, дерзай». В лагере существует денежная система – “фишки”. За успешную работу ребята получают эти награды. Члены отряда, заработав некоторое количество денег, могут купить какие – либо товары на ярмарке, которая проходит в конце лагерной смены. Приоритетные направления воспитательной деятельности: - оздоровительная и образовательная, направленные на развитие ребенка : - полноценное питание; - медицинское обслуживание; пребывание на свежем воздухе; - проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий; - организация экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях, клубах, творческих мастерских. Проведение смены обусловлено необходимостью: продолжения учебного процесса в условиях лета; создания единого коллектива; укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере. В основе программы лагеря лежат принципы: целесообразности – соответствия педагогических задач личностным целям детей; добровольности участия в делах лагеря; учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы; индивидуального подхода к личности ребёнка. 2. ЦЕЛЬ: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирования у детей культуры здорового образа жизни. ЗАДАЧИ: • воспитательные: - вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно – творческой деятельности; - формирование ценностного отношения к здоровью, спорту и природе; - воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, к водным процедурам. • организационно – практические: - развитие спортивных способностей и навыков туристической деятельности у детей. -содействие сплочению коллектива. - широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; - выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность. 3. Основное содержание работы лагеря. 1. Блок «Отчизна. Культура» направлены на воспитание у детей военно- и гражданско - патриотических чувств. В ходе работы по этому блоку предполагается: - операция «Память » ( возложение цветов в День памяти защитников Отечества); - операция «Памятник» (уход за памятником); - празднование Международного дня защиты детей; - празднование пушкинского дня России; - викторина «Люби и знай свой край родной»; - викторина «Я – гражданин»; - празднование Дня России. 2. Блок «Здоровый мир» направлен на формирование у учащихся стремления вести здоровый образ жизни, воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Предлагаются следующие физкультурно – оздоровительные мероприятия: - в режиме дня (утренняя гимнастика); - спортивные турниры по различным видам спорта; - спортивные праздники, посвященные знаменательным датам; - игры малоподвижные и спортивные; - Дни здоровья; - конкурсы подвижных игр, веселых стартов. 3. Блок « Досуг. Семья и я » предполагает воспитание детей на общечеловеческих ценностях (мир, справедливость, семья, любовь). Программа предполагает проведение совместных мероприятий с родителями: –походы, экскурсии; - игры;- вечера. - КВН; - концерт художественной самодеятельности. 4. Блок «Труд. Друзья природы» направлен на формирование таких моральных качеств, как любовь к труду, облагораживание трудом окружающего мира, готовность трудиться не только для себя, но и на пользу всех. Воспитание трудолюбия, гражданской зрелости, а также развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, стремление к разумному риску и порядочности – это приобщение ребенка к миру современной экономической действительности. Блок определяет следующую деятельность: - работу на пришкольном участке; - уход за молодыми саженцами елок; - труд по самообслуживанию; - экономическую игру; - сбор лекарственных трав. Система стимулирования успешности и личностного роста: В лагере существует денежная система – “фишки”. За успешную работу ребята получают эти награды. Члены отряда, заработав некоторое количество денег, могут купить какие – либо товары на ярмарке, которая проходит в конце лагерной смены. «Утверждаю» Директор школы: _________________И.А.Иванов «______» _______________2011 г. План мероприятий профильного спортивного лагеря «Дельфин» 1 день. Построение. Ознакомление с планом работы профильного спортивного лагеря. План работы на неделю. Организационные мероприятия. Общественно-полезный труд: проект «Пришкольный участок» 2 день. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) на неделю.
.Работа на пришкольном участке: прополка, полив. Интеллектуальная игра: “Угадай, кто я?” Построение. 3 день. 1. Игровая программа: “Турнир в замке”
3. Разучивание народных танцев. 4 день. 1.Общественно-полезный труд:
2.“Волшебный сундучок" 3.Игры на свежем воздухе.
1. Работа на пришкольном участке: прополка моркови, свеклы, полив рассады. 2. Сбор лекарственных трав. 3. Практическое занятие - «Мамины помощницы». 4. Викторина «Наш родной край».
1. Общественно-полезный труд: - операция «Пришкольный участок»; - уборка территории вокруг школы ; посадка рассады цветов. 2. Веселые старты по возрастным группам.
- высадка рассады цветов на клумбы - копка грядок под помидоры. 2. Готовимся к походу. Обучение установки палатки. 3. Разучивание танца «Солнца лучик» 8 день. 1. Утренняя гигиеническая гимнастика на неделю. 1.Легкая пробежка вокруг школы. 2.Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад. 3.Круговые движения руками. 4.Повороты туловища влево и вправо. 5.Наклоны вперед с доставанием носков. 6.Выпады с изменением положения ног. 7.Махи ногами. 8.Прыжки с изменением положения ног. 9.Упражнения на восстановление дыхания. 10.Ходьба на месте.
-уборка территории школы; -уход за клумбами. Уроки экологии. Поход к ближайшему водоему. Очистка. Построение. 9 день. 1. Утренняя гигиеническая гимнастика на неделю. 1. Подтягивание. Поднимаясь на носки, руки вверх, смотреть на пальцы рук, прогнуться. 2. Круговые движения прямыми руками вперед и назад. 3.Пружинистые наклоны вперед. 4.Медленные наклоны назад. 5.Наклоны влево и вправо. 6.Подтягивание согнутой ноги к груди. У.Приседание на всей ступне, спину держать прямо. 8.Прыжки на месте с поворотами влево и вправо. 9.Спокойная ходьба до восстановления дыхания
- посадка помидоров - полив грядок, клумб. 3. Игра в футбол. 4. Беседа - « Лекарственные травы нашей местности». 10 день. 1. Общественно-полезный труд 2. Уборка помещения и территории школы. 3. Маленький концерт 4. Закрытие смены. . Начальник профильного спортивного лагеря «Дельфин»: __________И.И.Пушкина Сроки реализации программы Программа реализуется в период летних каникул с 1 июня по 11 июня 2011 года. Условия реализации программы 1. Кадровое обеспечение В реализации программы участвуют воспитатели, старшая вожатая, отрядные вожатые. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ “Москакасинская СОШ”. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых. Педагогические кадры: Старшая вожатая: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов. Специальные кадры (библиотекарь, учитель физкультуры): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий. Педагоги дополнительного образования: отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий. Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел. Воспитатели: Организуют и поддерживают работу отряда, обеспечивают безопасность детей. 2. Педагогические условия: Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря. Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные). Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле. Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле). Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана – сетки; Должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ “Москакасинская СОШ ”. Проведение установочного семинара для воспитателей до начала лагерной смены; Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря; Подбор реквизита для проведения дел. Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов. Критерии эффективности программы Постановка реальных целей и планирование результата программы. Заинтересованность педагогов в реализации программы. Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах. Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы. Творческое сотрудничество педагогов и детей. Желание участвовать в работе лагеря на следующий год. Предполагаемые результаты программы. Укрепление здоровья детей, повышение их энергетического потенциала и расширение социального опыта. После набора детей в группы проводится изучение их интересов, потребностей и возможностей (анкетирование, беседы). Это позволяет осуществить корректировку программы с учетом индивидуальных возможностей. При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами, к ведению здорового образа жизни. Успешное выступление детей в спортивных мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели. Библиографический список: Журнал “ЗДВ” Книга с программами лагеря Методичка “Я – вожатый”, 2008 г. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых.,-Ростов-на-Дону.2005 г. Министерство образования и молодежной политики ЧР МОУ «Москакасинская СОШ» Моргаушского района «Согласовано»: «Утверждаю»: Директор школы: Председатель муниципальной межведомственной ________________И.А.Иванов комиссии по организации отдыха оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи « ____»_______________2011 г. Моргаушского района ЧР на 2011 год ______________________Л.Ю.Тарасова «_____»_______________2011 г. Программа профильного спортивного лагеря «ДЕЛЬФИН» МОУ «Москакасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики с дневным пребыванием Срок реализации с 1 июня по 11 июня 2011 года Москакасы 2011 |