Скачать 177.79 Kb.
|
Алімпіяда па гісторыі 11 класс 1.Прасачыце развіццё асноўных інстытутаў феадальнага грамадства на Беларусі ў Х-ХVІІ стагоддзях. Выдзяліце асноўныя этапы. Як складваліся феадальныя адносіны на ўсходнеславянскіх землях? Якія асаблівасці працэса феадалізацыі на беларускіх землях можна адзначыць? Як змянялася сацыяльная структура грамадства? Назавіце, якімі прававымі актамі і як замацоўваліся феадальныя адносіны. Як змянялася структура органаў улады і кіравання? 2. Охарактеризуйте движение Реформации в Западной Европе. Выделите её основные направления. Укажите идейных вождей. Какое влияние идеология Реформации оказала на становление буржуазного общества, на развитие государства? Сказалась ли Реформация на экономическом и социальном развитии Европы, на развитии европейской культуры и образования? 3. Дайте определение понятий: « Восточный блок», геополитика, «Будапештская осень», движение неприсоединения, доминион, информационное общество, новое политическое мышление, имамат, «Циркуляр о кухаркиных детях» 4. Назовите не менее трех причин успешного проведения коллективизации. Однако, согласно сводке ГПУ, многие крестьяне видели в коллективизации новое закрепощение. Можно ли провести параллели между колхозным строем второй половины 30-х годов гг. и помещичьим хозяйством периода крепостного права? (назовите не менее трех общих черт) 5. Заполните таблицу: Исторический деятель Кто такой (ие)? Чем известен Д.И.Менделеев С.М.Соловьев, В.О. Ключевский .И.Засулич М.М.Сперанский П. Гинденбург Мухаммед Али - паша 10 класс 1. По какому принципу образованы ряды: а) Карл У, Сулейман Великолепный, Жигимонт 1 Старый-_____________________________________________________________ б) В.Ф. Шарангович, Н.Ф. Гикало, Я.Б. Гамарник -______________________________________________________________ в) гандизм, фараонизм, кемализм, негритюд -________________________________________________________________ г) продналог, свобода торговли, финансовая реформа, плюрализм разных форм собственности -________________________________________________________________ 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово (дату) подчеркните и объясните свой выбор. 1. Дреговичи, радимичи, кривичи, вятичи______________________________________ 2. 1566-1609, 1640-1689, 1648-1651, 1789-1799 ________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Ф.Скорина, С. Будный, И. Федоров, В. Шуйский ________________________________________________________________ 4. Октавиан Август, Калигула, Тиберий, Нерон, Марк Аврелий -________________________________________________________________ 3. Историк должен писать грамотно понятия и термины. Впишите место пропусков правильную букву (буквы) и кратко изложите смысл приведенных слов: - б _ йкот ___________________________________________________ - г __г__ ноты________________________________________________ - д _ скриминация – ___________________________________________ - ул _ мы ____________________________________________________ 4. Соотнесите хронологические события белорусской и всемирной истории (расхождения должны быть максимум 10-15 лет) События истории Беларуси 1) утверждение 1 Статута ВКЛ 2) восстание под руководством Т. Костюшки 3) принятие «Уставы на волоки» 4) принятие Декларации о государственном суверенитете БССР События всемирной истории А) начало Ливонской войны Б) роспуск СЭВ и ОВД В) образование империи Великих Моголов в Индии Г) Якобинская диктатура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Суаднясіце элементы двух мностваў: 1) з’яўленне першабытных людзей на тэрыторыі Беларусі 2) адступленне апошняга ледавіка з тэрыторыі Беларусі 3) пераход на аселы спосаб жыцця 4) аб’яднанне родаў у плямёны на тэрыторыі Беларусі А) 15 – 13 тыс. гадоў таму Б) 6 – 5 тыс. гадоў таму В) 12-7 тыс. гадоў таму Г) 100 – 35 тыс. гадоў таму Д) 1 тыс. гадоў таму 6. Объясните значение слов, ныне вышедших из употребления, но в свое время не нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение: Волока__________________________________________________________ грош___________________________________________________________ дякло-__________________________________________________________ отдруб- ________________________________________________________ осадничество-___________________________________________________ хоругва -_______________________________________________________ дым -___________________________________________________________ «сталинский орган»- _____________________________________________ 7. Соотнесите даты и события: 1499 1649 1917 4) 1979 А) принятие Соборного уложения в России Б) роспуск 1 Всебелорусского съезда В) провозглашение Исламской Республики Иран Г) получение Минском Магдебургского права 8. Соотнесите даты и события: Опричнина НЭП Коллективизация Индустриализация Оттепель А) 1953-1964 Б) конец 1920-1930-е гг. В) 1565-1572 Г) 1921-к. 1920-х гг. Д) вторая половина 1920-х-1930-е гг. ___________________________________________________ 9. Соотнесите исторического деятеля и его действия: 1) монах Нестор 2) А.А.Аракчеев 3) А. Бен Белла 4) Х. Мубарак А) Русский государственный деятель, генерал, организатор военных поселений; Б) президент Алжирской Народной Демократической Республики В) автор «Повести временных лет» Г) президент Египта __________________________________________________ Да или нет: (правильный ответ подчеркните) А) Первая типография на территории Беларуси действовала в 1550-1570-гг. в Берестье. Да, нет Б )Брусиловский прорыв произошел в самом начале первой мировой войны Да, нет В) Каре в военной практике – это построение пехоты четырехугольником. Да, нет Г) Воинское звание «генералиссимус» после Великой Отечественной войны было присвоено Г.К.Жукову. Да, нет Д) Введение института присяжных поверенных в Российской империи-это отражение земской реформы. Да, нет Отделение мусульманской церкви от государства – это признак: а) этатизма; б) лаицизма; в) автаркии; г) эгалитаризма Дайте определение понятий: Восточная Римская империя_____________________________________ Демократия___________________________________________________- Индуизм_______________________________________________________ Олигархия_______________________________________________________ Цивилизация____________________________________________________ Шенгенское соглашение ____________________________________________________________ 13.Какая страна первой обрела флаг? ________________________________________ 14. Какую страну мира называют организацией Объединенных наций в миниатюре и почему? ________________________________________________________ 15. Откуда пришло выражение «голубая кровь»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. На юге - Шумер, на севере - Аккад, еще севернее ее – Ассирия, а как назвать всю эту историческую область? 17. В сочинениях древнегреческих авторов часто встречаются слова Философ, Оратор, Поэт. Это были как бы имена собственные, потому что читатели знали, о ком идет речь. И хотя представителей подобных профессий в Греции было много, только один философ, только один оратор и только один поэт удостоились такой чести. Кто они? __________________________________________________________________ 18. Английский король Артур собирал своих рыцарей за круглым столом. Почему стол был такой необычной формы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 19. В апреле 1917г. в Петроград прибыл состав с «грузом огромной разрушительной силы». Что находилось в вагонах этого поезда? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 20. Почему в XI-XII вв. в Западной Европе начинается бурное освоение всех незанятых земель (осушаются болота, вырубаются леса?) __________________________________________________________________________________________________________________________ 21. В средневековом городе не было названий улиц. Что помогало людям определять, где они находятся и куда им идти?__________________________________________________________ 22. За период Великой Отечественной войны три человека стали трижды Героями Советского Союза. Кто они?__________________________________ 23. Русский летчик Нестеров является автором «мертвой петли» Но ему принадлежит первенство и в другом приеме воздушного боя. В каком?__________________________________________________________ 24. Определите правильную последовательность событий: А) пакт Бриана-Келлога; б) «Стальной пакт»;в) пакт Молотова-Риббентропа»; г) «Антикоминтерновский пакт» _____________________________________________________________ 25. Основная единица древнеримской армии: А) фаланга; Б) когорта; В) легион 26. Шишак – это: а) шлем; б) кривая сабля в) выпуклые латы 5 класс Задание №1. Как назывались города-государства Древнего Египта? Задание №2. Перечислите названия рек, в долине которых возникли самые первые цивилизации (государства) в мире, распространившиеся затем на другие территории. Задание №3. Как вы считаете, почему миф о Всемирном Потопе возник в Двуречье? Задание №4. Для религии иудеев характерна вера в: а) единого Бога; б) многих богов; в) духов природы. Задание №5. Установите соответствие между словами в левой колонке и их определениями в правой (ответ оформите в виде соотношения буквы с цифрой): а) брахманы 1) военная знать б) кшатрии 2) слуги в) вайшьи 3) жрецы и учителя г) шудры 4) земледельцы, ремесленники и торговцы Задание №6. Почему у китайцев, созданная ими иероглифическая письменность имела вертикально, а не горизонтально (как у остальных народов) расположенные строки? Задание №7. Что такое остракизм? Кому он грозил в Древней Греции? Задание №8. Дайте определение понятиям: а) демократия б) аристократия 6 класс Задание №1. Соотнесите исторические понятия и их значение 1. Варвары а) племена, занимавшие в древности территорию между реками Рейн и Эльба; 2. Великое переселение б) период подъема культуры и интерес к наследию античности во Франкской империи при Карле Великом; 3. Германцы в) племена, расселившиеся у западных, северных и восточных границ Римской империи, чей язык был непонятен римлянам; 4. Каролингское возрождение г) массовое продвижение в IV – VII в.в. германских, славянских и других племен на территорию Римской империи Задание №2. Славянские племена в ходе расселения по Европе разделились: а) на две ветви; б) на три ветви; в) на четыре ветви. Задание №3. Распределите, что относится к характеристике натурального (А), а что к характеристике товарно-денежного (Б) хозяйства: 1. Крестьяне обеспечивали себя и своего господина продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла 2.Феодалы вывозили в города продукты из своих имений 3.Ремесленники изготавливали изделия на продажу 4.Феодалы и крестьяне почти ничего не покупали 5. Крестьянам нечего было продавать 6.Хозяйственные связи в стране были слабыми 7.У крестьян оставались излишки, которые они везли на рынок Задание №4. Сгруппируйте в две колонки термины и понятия, которые связаны с христианством (левая) и с исламом (правая): 1)епископ, 2)мусульманин, 3)мечеть, 4)Библия, 5)Кааба, 6)Коран, 7)монастырь, 8)икона, 9)Иисус Христос, 10)хадж, 11)храм, 12)Аллах, 13)Евангелие, 14)Мухаммед Задание №5. Соотнесите понятие и его значение: 1.Эра а) место поселения первобытного человека 2.Стоянка б) коллектив древних людей, которые связаны между собой кровно- родственными связями, общностью происхождения и ведут общее хозяйство 3.Род в) момент, с которого ведётся летоисчисление, а также само летоисчисление Задание №6. Продолжите предложение: Большие семьи, в которых мужчина играл ведущую роль, назывались - … Задание №7. Ответе на вопрос: Какое значение в жизни древних людей имело производящее хозяйство? Перечислите те изменения в жизни наших предков, к которым привело производящее хозяйство. Задание №8. Используя перечисленные ниже понятия, постройте логическую цепочку: № 1 - производящее хозяйство; № 2 - появление частной собственности; № 3 - увеличение урожая; № 4 - появление богатых и бедных, возникновение неравенства; № 5 – использование металлических орудий труда; № 6 – возможность жить и работать небольшими коллективами – семьями; 8 класс Задание №1. Укажите термин по его определению: а) стадия развития капитализма, главной характерной чертой, которой является деятельность монополий; б) коренные изменения в политической, экономической и социальной сферах общества; в) идейно-политическое течение в Европе, которое объединяло сторонников парламентского строя, равенства перед законом, свободы предпринимательства, слова, совести, собраний. Задание №2. Приведите примеры требований, которые могли выдвинуть рабочие в XIX в. а) экономические; б) политические. Задание №3. Дайте определения следующих понятий: а) буржуазная демократия; б) конституционная монархия; в) революционные демократы. Задание №4. Расставьте события в хронологической последовательности: а) «сто дней» Наполеона; б) объединение Италии; в) провозглашение Бразилии республикой; г) начало чартистского движения в Англии; д) Парижская коммуна. Задание №5. Результаты восстания декабристов: а) на российский престол был возведён новый император; б) восстание было подавленно; в) введена конституция; г) отменено крепостное право. I этап Областной олимпиады по истории 2008-2009 учебный год 8 класс Задание №1. Укажите термин по его определению: а) стадия развития капитализма, главной характерной чертой, которой является деятельность монополий; б) коренные изменения в политической, экономической и социальной сферах общества; в) идейно-политическое течение в Европе, которое объединяло сторонников парламентского строя, равенства перед законом, свободы предпринимательства, слова, совести, собраний. Задание №2. Приведите примеры требований, которые могли выдвинуть рабочие в XIX в. а) экономические; б) политические. Задание №3. Дайте определения следующих понятий: а) буржуазная демократия; б) конституционная монархия; в) революционные демократы. Задание №4. Расставьте события в хронологической последовательности: а) «сто дней» Наполеона; б) объединение Италии; в) провозглашение Бразилии республикой; г) начало чартистского движения в Англии; д) Парижская коммуна. Задание №5. Результаты восстания декабристов: а) на российский престол был возведён новый император; б) восстание было подавленно; в) введена конституция; г) отменено крепостное право. Задание №6. Среди стран Востока активная колониальная политика в конце XIX в. принадлежит: а) Китаю; б) Японии; в) Индии; г) Османской империи. Задание №7. Соотнесите термин и его определение: 1) пролетариат а) крестьяне, владевшие крупными земельными участками в Германии 2) гроссбауэры б) наемные сельскохозяйственные рабочие 3) батраки в) наемные рабочие Задание №8. Правiльна суаднясiце паняццi i iх азначэннi: 1) канфiскацыя а) аматары навук 2) фiламаты б) вытворчасць пэўнай прадукцыi 3) фiларэты в) адабранне маёмасцi 4) гаспадарчая г) аматары дабрачыннасцi спецыялiзацыя Задание №9. Саслоўная палiтыка царскiх улад была звязана з: а) скасаваннем Магдэбурскага права; б) увядзеннем мяжы яўрэйскай аселасцi; в) палітыкай “разбору шляхты” Задание №10. Сярод пералiчаных паняццяў выдзяліце тыя, якiя сведчаць аб развiццi таварна-грашовых адносiн: чынш, натуральны аброк, гасцiнец, iнвентар, кiрмаш, паншчына, мануфактура. 9 класс I. Выберите правильный вариант ответа
а) в результате подписания договора о дружбе с Германией: б) как агрессор в войне против Польши: в) как агрессор в войне против Финляндии; г) в результате подписания договора о нейтралитете с Германией; д) СССР не входил в Лигу наций.
а) США; б) Россия; в) Франция; г) Германия; д) все названные. 3. Каким образом большевики установили свою власть в 1917 г. в Минске? а) победили в результате вооружённого восстания б)вызвали верные им части Западного фронта; в)в результате демократических выборов в Минский Совет; г)путём коалиции с другими политическими силами. 4. Крупнейшей белорусской национальной партией в 1917 г. являлась: а) Белорусская Компартия; б) Белорусская христианская демократия; в) Белорусская социалистическая громада; г) Белорусская рабоче-крестьянская громада.
а) В.М. Молотовым; б) М.М. Литвиновым; в) И.В. Сталиным; г) Н.И. Бухариным.
а) Австро-Венгрия; б) Германия; в) Венгрия; г) Испания.
а) Я. Лесик; б) В. Ластовски; в) Д. Жилунович.
а) в результате военного переворота; б) после победы фашистской партии на парламентских выборах; в) после парламентского выступления масс.
а) манёвренной войны; б) позиционной войны; в) молниеносной войны; г) коалиционной войны.
а) 1 сентября 1939 г.; б) 17 сентября 1939 г.; в) 22 июня 1941 г.; г) 7 декабря 1941 г.
а) 1925 г.; б) 1928 г.; в) 1931 г.; г) 1937 г.
а) 1918-1933 гг.; б) 1919-1933 гг.; в) 1919-1939 гг. г) 1933-1945 гг. II. Определите исторического деятеля, о котором идет речь 1) Белорусский историк и общественный деятель, первый президент Белорусской Академии наук, автор книги “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі”. 2) Она служила в Гродненском уланском полку, была ординарцем М. И. Кутузова, отличилась в боях под местечком Мир. В историю вошлапод прозвищем «кавалерист-девица». 3) Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размеры дани и места её сборов; этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии; соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека: управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина. III. Соотнесите между собой события и даты|
IV. Дайте краткие ответы
V. Дайте определение понятиям
|
Ведение хозяйства и охрана дикоплодовых пород на бросовых землях... | Хронологическая таблица с датами по истории России Народные выступления в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской, Черниговской землях | ||
Вопросы к зачёту по дисциплине «история математики» Основные этапы становления натуральных чисел: взаимнооднозначное соответствие, этапы счета, первый уровень абстракции | Лекция-беседа Тема Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мэты: фарміраваць уяўленні пра пабуджальныя сказы; вучыць утвараць пабуджальныя сказы, выкарыстоўваць адпаведныя знакі прыпынку пры... | Методические указания по разработке схем зеленых кормовых конвейеров... Способ реконструкции внутрихозяйственной оросительной сети с использованием мобильного оросительного оборудования 4 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гісторыя сярэдневяковай Беларусі ў нашым паўсядзённым жыцці. Сувязь сучаснага з мінулым: лёс крыжа Еўфрасініі Полацкай; стан сярэдневяковых... | Лекция 1 1 Тема: Основные этапы развития информационного общества.... Тема: Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств | ||
Доклад на тему Новое в законодательстве о землях сельскохозяйственного назначения в связи с принятием Федерального закона от 29. 12. 2010 №435-фз... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составление тематических таблиц: «Основные этапы развития западной философии», «Основные этапы развития русской философии», «Основные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие о воспитательных системах. Структура, этапы развития, критерии эффективности воспитательной системы школы. Причины создания,... | Темы Вашего учебного проекта «Проект Гай Юлий Цезарь» Цицерон. Возможно, именно благодаря своему учителю Цезарь заинтересовался Галлией, ее народом и с сочувствием стал относиться к требованиям... | ||
"Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" учитель мхк тырыкина Е. А. Нижний Новгород План-конспект урока по теме: "Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" | Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной... Этапы эволюции частного и государственного хозяйства. Этапы развития капиталистического предпринимательства в конце XIX века и начала... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все эти слова относятся к одному из лучших санаториев Пермского края — санаторию «Демидково». Расположенный на бывших Строгановских... | Реферат От Древней Руси к формированию единого российского государства Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева ученые стали впоследствии... |