Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск





НазваниеМетодические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск
страница1/9
Дата публикации28.04.2015
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Министерство общего и профессионального образования РО

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»



СОГЛАСОВАНО:

Совет техникума

Протокол от 12.09.2013г. № 02

Председатель ______/А.П. Орехова/

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД»

_____________ /Н. П. Бочарова/

Введён в действие приказом

от 12.09.2013г. № 533/1







Локальный акт №

Методические рекомендации

по разработке комплекта контрольно-оценочных средств

для промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД»

г. Волгодонск

2013

Основные положения
1.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программе (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. ФОС основной профессиональной образовательной программы формируется из комплектов контрольно-оценочных средств (далее –комплекты КОС), созданных в соответствии с рабочими программами УД и ПМ.

1.2. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы

1.3. Оценка результатов освоения образовательной программы включает:

  • текущий контроль успеваемости;

  • промежуточную аттестацию;

  • государственную итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися рабочей программы УД и ПМ на данный момент времени.

Текущий контроль успеваемости обучающихся может осуществляться в следующих формах:

  • опрос (устный или письменный);

  • выполнение лабораторных, расчетно-графических, творческих и иных работ;

  • контрольная работа;

  • тестирование;

  • защита результатов самостоятельной работы (реферата, проекта, исследовательской работы и др.);

  • другое.

Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как УД или ПМ в целом, так и отдельного раздела (разделов).

Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных ПК. Промежуточная аттестация подводит итоги работы обучающихся на протяжении семестра или учебного года. Основными формами промежуточной аттестации являются:

  • зачет;

  • дифференцированный зачет;

  • экзамен.

Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) служит для проверки качества освоения основной профессиональной образовательной программы в целом. Она проводится при участии работодателей и позволяет в полной мере оценить приобретенные обучающимися ОК и ПК.

Формой ГИА является подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект), тематика, которой должна соответствовать содержанию одного или нескольких ПМ.

1.4. Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины.

1.5.Структурными элементами КОС УД являются:

  • пояснительная записка (паспорт);

  • образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления входного контроля;

  • образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления текущего контроля;

  • образцы оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся (типовые, нестандартные задачи (задания), проблемные ситуации, сценарии деловых игр, соответствующих будущей профессиональной деятельности и т.п.);

  • образцы оценочных средств для итогового контроля обучающихся.

1.6. Структурными элементами КОС ПМ являются:

Комплект КОС МДК, в состав которого входят:

  • пояснительная записка (паспорт),

  • образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления входного контроля,

  • образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления текущего контроля,

  • образцы оценочных средств, предназначенных для осуществления рубежного контроля (разделы МДК),

  • образцы оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся (типовые, нестандартные задачи (задания), проблемные ситуации, сценарии деловых игр, соответствующих будущей профессиональной деятельности и т.п.),

  • образцы оценочных средств для итогового контроля обучающихся.

1.7. Комплект КОС учебной и производственной практики (далее – УП и ПП), в состав которого входят:

  • пояснительная записка (паспорт);

  • форма аттестационного листа по учебной практике;

  • форма аттестационного листа по производственной практике;

  • методические рекомендации по составлению отчета по практике;

  • форма производственной характеристики;

  • образец ведения дневника прохождения практики.

1.8. Комплект КОС для государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) имеет следующую структуру:

  • пояснительная записка;

  • программа ГИА, включающая: требования к оформлению процедуре и защиты, критерии оценки выпускной квалификационной работы.

1.9. Комплекты КОС каждой УД и ПМ должны обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала рабочей программы УД/ПМ/УП и ПП.


  1. Методика составления комплекта контрольно-оценочных средств

Алгоритм разработки КОС ПМ

Разработку содержания целесообразно начинать с анализа, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 5 разделе программы модуля.

В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Показателем освоения компетенции может быть продукт или процесс практической деятельности. Если показателем результата является продукт практической деятельности, то нужно предусмотреть ссылку на эталон качества данного продукта (например, ГОСТ). Если показателем результата является процесс практической деятельности, то критерием будет служить соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному (регламенту, временным параметрам и др.). При этом критерии оценки основываются на поэтапном контроле процесса выполнения задания.

Если отсутствует нормативно закрепленный эталон продукта или процесса (например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии. Показателем оценки может быть и обоснование обучающимся своих действий.

Формулировать показатели оценки результата можно следующим образом:

Оценка продукта деятельности

Оценка процесса деятельности

СООТВЕТСТВИЕ

  • Соответствие (например, оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений)

  • Соответствие (например, простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса)

  • Соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений);

  • Достижение (поставленных целей и задач)

  • Соответствие (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН, ГОСТ и т.д.)

  • Соответствие этапов (например, определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем) инструкционной карте

  • Осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания

  • Соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)

  • Выполнение требований (например, правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности);

  • Использование новых технологий (или их элементов) при…

  • Выполнение … с применением новых (указать каких) технологий (или их элементов)




КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке):

  • Точность (правильность) выбора (например, материалов для …, режима…); точность (например, диагностики, определения, расчетов)

Примечание. Слово «правильность» можно использовать, если критерии правильности однозначны

  • Точность и скорость (например, чтения чертежей)

  • Скорость и техничность выполнения всех видов работ (например, по обслуживанию посетителей предприятий питания)

  • Своевременность (например, оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях)

  • Результативность информационного поиска

  • Правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания

Оценка обоснования обучающимся выбора решения:

  • Аргументированность (например, преимуществ торгового предложения)

  • Обоснованность (например, отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей)

  • Адекватность (например, оценки методов…)

  • Ясность и аргументированность (например, изложения собственного мнения)

  • Полнота и доступность (например, рекомендаций потребителю в устной и письменной форме, на русском и иностранном языках);


Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности. Следует помнить, что компетенция несводима к отдельному умению или знанию, значит, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.

Формулировки показателей не должны:

  • дублировать формулировку компетенции, например:

    Результаты

    (освоенные профессиональные компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Проводить внеурочные занятия

    Проведение внеурочного занятия
    Некорректная формулировка: какие показатели свидетельствуют о том, что внеурочное занятия проведено в соответствии с требованиями к такой форме занятия?

  • содержать слова «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя, например:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Проводить внеурочные занятия

Уметь проводить внеурочные занятия
Некорректная формулировка: что значить уметь проводить такие занятия?



  • использовать слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение компетенцией: можно знать, но не быть способным применить это знание во вне учебной, не типичной ситуации, например:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Проводить внеурочные занятия

Знать основные методы обучения
Не корректная формулировка: Можно знать, но не применять знания. Знание – только один из инструментов компетенции.


ОК– результат освоения целостной ОПОП. При изучении того или иного ПМ и/или УД формируются общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения, обеспечивающие развитие ОК, следовательно, для определения показателей их оценки в программе ПМ необходимо:

  • Определить, какой вклад в формирование каждой ОК вносит изучение ПМ, т.е. какие общие умения он формирует (учить может и должно не только собственно содержание, но и организация обучения, используемые методы, формы, атмосфера).

  • Определить показатели для оценки ОК с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения. Например:

ОК

Основные показатели результатов подготовки

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- рациональность планирования и организации деятельности по… (указать с учетом специфики содержания ПМ),

- своевременность сдачи заданий, отчетов и проч.

- соответствие выбранных методов (проведения маркетинговых исследований) их целям и задачам

- обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов проведения (учебного занятия (урока));


Формулировка показателей оценки результата осуществляется с учетом правил:

- диагностируемости;

- малых чисел;

- преимущественного использования форм от глагольных существительных (соответствие, выполнение, выбор, организация, расчет…).

После уточнения показателей разрабатываются типовые задания для экзамена (квалификационного) по ПМ.

Задания могут быть рассчитаны на проверку как ПК, так и ОК, а также на комплексную проверку компетенций. Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать ОК и ПК так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также целесообразно выделить в перечне ОК те, проверку которых можно осуществить только на основании портфолио.

Типовые задания должны носить компетентностно - ориентированный, комплексный характер. Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности.

Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения ПМ




Тип

Сущность

Варианты, разновидности

Примеры

1







Творческий проект

Изготовление предмета декоративно-прикладного искусства

2

«Конструктор»

Сборка (разборка) целого из отдельных элементов

Задание с избыточным набором элементов

Задание с недостаточным набором элементов

Задание на изменение системы путём замены части элементов или их взаиморасположения, взаимосвязи

Сборка механизма (с проверкой его на работоспособность)

3

«Исследование»

Выявление проблемы, закономерности, тренда, предполагающее самостоятельную работу с источниками информации1

Научное исследование

Технологическое исследование

Прогнозирование развития ситуации

Диагностика технического средства с определением поломки (дефекта)

4

«Роль»

Демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста

«Полевой» вариант

Имитационно-игровой вариант

«Сдача зачёта у постели больного».

Групповая имитационная игра, включающая роли всех участников технологического процесса.

5

«Ситуация»

Формирование предложений в рамках профессиональной деятельности для разрешения определённой проблемной ситуации

«Метод кейсов»

Предложить оптимальный путь разрешения педагогической проблемы в школе.

Разработка типовых заданий должна сопровождаться установлением критериев их оценивания. Совокупность оценочных критериев может быть оформлена как экспертный лист.

Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная/производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.). Выбор условий зависит и от того, какой тип доказательства того, что результат достигнут обучающимся, считается достоверным. В пояснительной записке (паспорте) КОС необходимо указать и обосновать предпочтительную форму экзамена (квалификационного): выполнение кейс-задания, защита курсового проекта. Выбор курсового проекта в качестве формы экзамена возможен в том случае, когда его выполнение связано с целевым заказом работодателей, опирается на опыт работы на практике, отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть соответствующие задания.

Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3-х типов:

- задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;

- задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;

- задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

В ходе разработки содержания типовых заданий уточняются показатели оценки результатов освоения ПМ.

Разработка типовых заданий для поэтапной проверки МДК и результатов прохождения практики выполняется с учетом следующих положений.

При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается профессионально значимая для освоения вида профессиональной деятельности информация, направленная на формирование ПК, указанных в таблице 3.1. программы ПМ, а также ОК.

Задания на проверку усвоения необходимого объема информации должны также носить комплексный практико-ориентированный характер.

Зачет по учебной и (или) производственной практике может выставляться на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

Примерный перечень оценочных средств


п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в КОС

1

2

3

4



Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Описание темы (проблемы), концепции, роли и ожидаемого результата игры



Задания для самостоятельной работы

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

Комплект заданий



Зачет

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Вопросы по темам/разделам дисциплины



Кейс-задания

Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Комплект кейс-заданий



Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам



Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов



Портфолио

Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

Структура портфолио



Программы компьютерного тестирования

Электронный практикум

Виртуальные лабораторные работы

Средства, позволяющие оперативно получить объективную информацию об усвоении обучающимися контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию

Перечень компьютерных тестов, электронных практикумов,

виртуальных лабораторных работ



Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов



Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради



Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) ознакомительного, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания.

Комплект разноуровневых задач и заданий



Реферат

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы рефератов



Сообщение /Доклад

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений



Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/разделам УД, ПМ



Типовое задание

Стандартные задания, позволяющие проверить умение решать как учебные, так и профессиональные задачи. Содержание заданий должно максимально соответствовать видам профессиональной деятельности

Комплект типовых заданий




Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться индивидуально или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий



Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Комплект тестовых заданий



Тренажер

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Комплект заданий для работы на тренажере



Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тематика эссе


Оформление раздела «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств»

Заполнение 1-3 граф таблиц 1-3.

В первой графе указываются коды, а также знания и умения для учебной дисциплины и междисциплинарного курса; практический опыт и умения для практики; общие и профессиональные компетенции для профессионального модуля.

Во второй графе – показатели оценки результатов обучения. Выбор объектов оценки осуществляется в соответствии с программами учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Заполнение 3 графы таблиц 1-3 требует установления типа и номера задания, соответствующего объекту оценивания. Эта графа заполняется после того, как разработаны все задания для проверки выбранных объектов оценивания.

Выбор типа задания осуществляется с учетом его характеристики. Типы заданий могут быть сведены к следующим:

- задание для проведения экзамена, дифференцированного зачета, зачета;

- подготовка и защита проекта;

- подготовка и защита портфолио.

Один и тот же тип задания может использоваться для проверки разных объектов оценки, при этом могут меняться условия его выполнения (включая необходимые временные параметры) и степень сложности задания.

При заполнении таблицы 4 следует указать перечень дидактических единиц в МДК и задания для проверки.

В таблицу 5 вносится форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом.

После заполнения паспорта необходимо выбрать формы соответствующих задачам аттестации заданий и заполнить их, учитывая требования к каждому типу заданий.

Показатели для проверки освоения умений обычно содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций. Для формулировки показателей освоения умений можно использовать образцы: расчет, разработка, вычисление, построение, показ, решение, подготовка, поиск и выбор и т.п.

Критерии оценки освоения умений будут представлять собой, как и в случае проверки усвоения знаний, правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.

Показатели освоения практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимся во время практики, критерии – указание на их объем и (или) качество выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

На последнем этапе оформляется пакет экзаменатора. Он может быть сформирован как по всем заданиям (если оценивание проводится единовременно и /или объем заданий невелик), так и по каждому заданию (если оценивание рассредоточено во времени и проводится по накопительной системе и/или объем заданий велик).

Задание для проведения экзамена, дифференцированного зачета, зачета используется для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас».

Такие задания могут использоваться при проведении всех форм аттестации: экзаменов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, междисциплинарным курсам, зачетов и дифференцированных зачетов по практике, экзамена по профессиональному модулю.

Они могут быть разного уровня сложности, в зависимости от объекта оценивания.





Направленность заданий для проведения экзамена, дифференцированного зачета, зачета

Краткая характеристика

1.2.2

Задание, направленное на:

- проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности;
- проверку готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, а также на проверку сформированности когнитивных умений;

- проверку освоения умений

Задания на усвоение теоретических понятий предполагают решение в одно или два действие, например:

  • тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

  • простые вопросы с коротким ответом;

  • несложные задания по воспроизведению текста и др.

При проверке когнитивных умений (знаний) задания могут потребовать от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:

• по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и объяснению принципов организации целого и т.п. (анализ);

• по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию гипотезы, системного структурирования новой информации, объясняющей явление или событие (синтез);

• по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);

• по привлечению информации и интеллектуальных инструментов одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе междисциплинарное задание).

Задание на проверку умений предполагает решение типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач, не требующих особых условий проведения аттестации.

1.2.3

Задание, направленное на проверку приобретенного практического опыта

Задание предполагает решение локальной профессиональной задачи, для которой могут предусматриваться особые условия (оборудование, материально-техническая база, инвентарь и др.).

1.2.4

Задание для проверки компетенций, в том числе имитационное

Задание носит комплексный характер, требует многоходовых решений, как в известной, так и в нестандартной ситуациях.

Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При проведении экзамена квалификационного по ПМ задание предполагает выполнение соответствующего вида профессиональной деятельности в реальных или модельных условиях. В этом случае оно представляет собой показательную работу (аналог демонстрационного экзамена в зарубежных странах).

Формулировка заданий для экзамена квалификационного по ПМ должна включать требования к условиям их выполнения (место – учебная \ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время на выполнение задания, необходимость наблюдения за выполнением задания, разрешенные источники и др.).

Имитационные задания необходимы для выявления и оценки компетенций, которые могут быть выявлены в ситуациях, имитирующих реальные, создают возможность для проявления в них соответствующих компетенций (особенно общих) обучающихся. Формой организации обычно выступает живая или компьютерная игра симуляционного типа.

В качестве требований к заданиям такого типа могут выступать: название игры, перечень ролей (возможное число категорий участников), количество участников, необходимые реквизиты, количество ведущих или участвующих в игре экспертов, а так же указание на способ проведения игры: вживую или с использованием компьютерной программы – симулятора.


Подготовка и защита проекта как тип задания используется в тех случаях, когда оценивание освоения вида деятельности в рамках ПМ, невозможно обеспечить в режиме «здесь и сейчас». При этом проект может обеспечить оценку всех или большинства компетенций, относящихся к ПМ. Выбирая защиту проекта, следует помнить, что его содержание должно быть связано с целевым заказом работодателей, опираться на опыт работы на практике, отражать уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Тематика проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы развития бизнес-процесса. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть практические задания, которые студент может выполнить под непосредственным наблюдением экспертов.

Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, необходимо сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите. Это позволит проверить сформированность общих компетенций студента.

Подготовка и защита портфолио. В тех случаях, когда выполнение проекта по ПМ нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему (см. выше), а объем ПМ велик и оценить его освоение на экзамене квалификационном в режиме «здесь и сейчас» затруднительно, оптимальным типом задания является портфолио. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться поэтапно, с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса на электронных носителях.

В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Процедура экзамена будет сведена либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо путем публичной защиты портфолио студентом. В этом случае этот тип задания будет близок к защите проекта. В зависимости от выбранной процедуры, необходимо разработать требования к оформлению и (или) защите портфолио.

Макет КОС для профессионального модуля

Министерство общего и профессионального образования РО

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»

Комплект

контрольно-оценочных средств

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

в форме ____________________________________

по профессиональному модулю

ПМ.01 Определение мест установки оборудования, аппаратуры и приборов охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации1

код и наименование

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования по профессии

220703.03 Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации

код и наименование

(программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)

Волгодонск, 2013

_____________________

1Курсивом даны пояснения к заполнению макета или примеры. После заполнения макета их следует удалить.


ОДОБРЕН:

цикловой комиссией _________

___________________________

Протокол № ___ от __________2013г.

Председатель ЦК

______________/____________/

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе

_________ /А.П. Орехова/

«___»_______ 2013 г.





УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по

учебной работе

__________/А.П. Орехова/

Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме ________________________________ по профессиональному модулю ___________________________________________, разработан на основе: ФГОС среднего профессионального образования по профессии 220703.03 Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих) (приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 691, зарегистрирован в Минюст России от 20.08.2013 № 29726), входящей в укрупнённую группу профессий 220000 Автоматика и управление; рабочей программы профессионального модуля__________________________________________________ (разработчик ________________, год разработки 2013, утверждённой заместителем директора ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД» по учебной работе Ореховой А. П. от ___________); Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД» (утверждённого приказом директора ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД» от _______ № ___).

Организация - разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского» (ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД»).

Рекомендован методическим советом ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД», протокол №1 от 31.08.2013
Разработчик:

_______________, преподаватель _____________ квалификационной категории ГБОУ СПО РО «ВТИТБиД»
Рецензенты: 2

_____________, __________________________________________________________

____________

2Один внешний, один внутренний

Содержание

1.1. Результаты освоения программы профессионального модуля, подлежащие проверке 18

1.1.1. Вид профессиональной деятельности 18

1.1.2. Профессиональные и общие компетенции 18

1.1.3. Дидактические единицы «иметь практический опыт», «уметь» и «знать» 20

1.2. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю 21

1.II. Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов) 22

2.1. Формы и методы оценивания 22

2.2. Перечень заданий для оценки освоения МДК 22

2.III. Оценка по учебной и производственной практике 23

3.1. Формы и методы оценивания 23

3.2. Перечень видов работ для проверки результатов освоения программы профессионального модуля на практике 23

3.2.1. Учебная практика (при наличии) 23

3.2.2. Производственная практика (при наличии) 24

3.3. Форма аттестационного листа по практике (заполняется на каждого обучающегося) 24

3.4. Форма производственной характеристики по производственной практике (заполняется на каждого обучающегося) 25

3.IV. Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного) 30

4.1. Формы проведения экзамена (квалификационного) 30

4.2. Форма оценочной ведомости (заполняется на каждого обучающегося) 30

4.3. Форма комплекта экзаменационных материалов (очной части) 31

4.4. Перечень заданий, выполняемых в ходе экзамена (квалификационного) 33

4.5. Защита портфолио 34

4.5.1. Тип портфолио: 34

4.5.2. Проверяемые результаты обучения: 34

4.5.3. Основные требования 34

4.5.4. Критерии оценки 34

4.6. Защита курсового проекта (работы) 34

4.6.1. Проверяемые результаты обучения: 34

4.6.2. Основные требования: 34

4.6.3. Критерии оценки 34

4.Приложения 1. Задания для оценки освоения МДК 35

5.Приложения 2. Виды работ на практике 35

6.Приложения 3. Задания для экзамена квалификационного 35

7.СОДЕРЖАНИЕ 39

8.1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 39

9.10.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 39

10.12.Оценка освоения учебной дисциплины 39

11.14.Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине 39
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconМетодические рекомендации по формированию фонда оценочных средств
Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств опоп спо для обучающихся по специальностям спо./ Составитель Осипенко...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconI. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск icon8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): д 2 История географических открытий...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconНаименование дисциплины. В. 11 Гражданское право: часть 1 фонд оценочных...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по модулю Тимси: теория и методика баскетбола
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): в. 20 «Теория и методика спортивной...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): в. 13 «Гигиена физического воспитания...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): в. 12 «Лечебная физическая культура...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): дв 2 География городов мира
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
...
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconМетодические рекомендации по разработке Контрольно-измерительных...
Требования к оформлению Комплекта контрольно-измерительных материалов (кимов) по учебной дисциплине
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Методические рекомендации по разработке комплекта контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся гбоу спо ро «втитбиД» г. Волгодонск iconФонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск