МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кунгурский филиал ФГБОУ ВПО «МГХПА им. С.Г. Строганова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.02 Обществоведение
Для специальности:
072501 Дизайн (по отраслям)
Кунгур
2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности:
072501 Дизайн (по отраслям) Организация-разработчик:
Кунгурский филиал ФГБОУ ВПО «МГХПА им. С.Г. Строганова»
Разработчики:
Зобнин Сергей Вадимович преподаватель Кунгурского филиала ФГБОУ ВПО «МГХПА им. С.Г. Строганова»
Рекомендована Цикловой методической комиссией общегуманитарных и социально-экономических дисциплин «___»_________2011 г.
Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 14
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД.01.02 Обществоведение
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 072501 Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общеобразовательным учебным предметам и входит в базовый цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Особенности социально-гуманитарного познания;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 14 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 54
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 40
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 14
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
комплект ученической мебели
учебно-наглядные пособия (карты, атласы)
средства информации (стенды, плакаты)
дидактические материалы (комплекты практических работ, карточки- задания, карточки-информаторы, комплекты тестовых заданий, комплекты практических работ)
КМО по предмету
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Боровик B.C., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М, 2008.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М, 2008.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-1 1 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М, 2008.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2008.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М, 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2001-2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2001-2005.
Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М, 2001-2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2008.
Мушинский В.О. Обществознание. 10-11 кл. — М,, 2008.
Кышенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.-М., 2005.
Кышенкова О.В., Ласкова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.
Смирнов И.II. Введение в современное обществознание: учебник.- М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003-2006.
Дополнительные источники:
Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. И. Боголюбова. 8-е изд., перераб. и доп.- М., 2002.
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2002.
Кышенкова О.В., Иоффе А.И. Основы обществознания. 8 кл. M., 2005.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. –М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). - Ростов н/Д, 2006.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч. –М., 2007.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2003.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2007.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. -М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994.-№32.-Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. -Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
| Обучающийся должен знать:
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономичес-кие и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
|
Текущий контроль в форме тестовых заданий по темам курса. Систематическая работа с терминами (словарные диктанты). Контрольная работа по теме «Общество и общественные отношения»
Выполнение рефератов по темам «Социальные нормы» и «Правовое регулирование государства» (по выбору) Составление таблиц по темам курса
Устный опрос по темам курса
Ответы на вопросы при использовании интернет-источников и дополнительной литературы Выполнение рефератов и сообщений по изученным темам
Выполнение сравнительных таблиц, диаграмм, схем по темам курса.
Составление презентаций по темам. Анализ статей. Написание мини-сочинений.
Написание эссе по предложенным темам.
Разрешение проблемных ситуаций на уроке с помощью контрольных вопросов по теме.
Выполнение исследовательских работ по предложенным темам. Решение ситуационных задач по темам курса.
Итоговый контроль в форме теста
|
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
| ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| Решение ситуационных задач и проблемных вопросов на уроках
| ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| Составление презентаций по предложенным темам. Работа с нормативной базой (законами, кодексами). Решение практических ситуационных задач.
| ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| Составление бизнес-плана, защита проектов
| ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
| Проведение соц.опроса. составление по результатам исследования таблиц и диаграмм.
| ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| Написание рефератов, мини-сочинений по темам курса
| ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| Контрольные работы по темам «Отрасли права»
|
|